«Учимся писать . Работа с художественным текстом»

Сочинение

«»Учимся писать сочинение. Работа с художественным текстом»»

 «Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать 26 заданий и еще нарисовать что-то вразумительное в 27! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!» поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы». «Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы,

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать 26 заданий и еще нарисовать что-то вразумительное в 27! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»

поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Учимся писать сочинение… Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60» Замятина Ю.Б .

Учимся писать сочинение…

Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60», Замятина Ю.Б

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г. Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное. М.М. Сперанский

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.

Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное.

М.М. Сперанский

Работа с художественным текстом

Работа с художественным текстом

 Если невнимательно прочитать текст, то можно: автора отождествить с рассказчиком; неправильно сформулировать проблему текста; неверно истолковать аспекты проблемы; неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочным может быть и обоснование).</p>
<div class=8 стр., 3741 слов

Контрольная работа «Комплексный анализ текста»

... среди лингвистов всего мира. Самыми романтическими являются профессии лётчика, космонавта, моряка дальнего плавания или ... входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого предложения. Контрольная работа «Комплексный анализ текста» Вариант 2 (1)С ... то, что он вовремя уехал из Ленинграда... (10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как ...

" width="640">

Если невнимательно прочитать текст, то можно:

  • автора отождествить с рассказчиком;
  • неправильно сформулировать проблему текста;
  • неверно истолковать аспекты проблемы;
  • неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочным может быть и обоснование).

Автор Рассказчик Создатель художественного произведе ния, в котором отражается его мировоз зрение и реализуется индивидуальный авторский стиль. Реализует собственный творческий за мысел, разрабатывая фабулу, выстраи вая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое. Один из персонажей произведения, от име ни которого ведётся повествование о судь бе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения. Принимает участие в событиях и пове ствует о них. Может выражать авторскую позицию по отношению к изображаемым событиям Образ рассказчика возникает при персонифицированном повествовании от первого лица. Подобное повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте. Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста. Только повествует о событиях. ( замените, например, первое лицо на третье — местоимение «я» на «он», и вы заметите, как изменится и тональность текста, и тонкий психологизм передачи эмоций и переживаний героя-рассказчика).</p>
<p>

Автор

Рассказчик

Создатель художественного произведе

Реализует собственный творческий за

Один из персонажей произведения, от име

Принимает участие в событиях и пове

Может выражать авторскую позицию по

  • Образ рассказчика возникает при персонифицированном повествовании от первого лица.
  • Подобное повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте.
  • Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста.

Только повествует о событиях.

( замените, например, первое лицо на третье — местоимение «я» на «он», и вы заметите, как изменится и тональность текста, и тонкий психологизм передачи эмоций и переживаний героя-рассказчика).

В.Е. Хализев отмечал: «Повествователей, высказывающихся от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения... Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки (хотя и не тождественны) писателям. Это имеет место в автобиографических произведениях... Но чаще судьба, жизненные позиции, переживания героя, ставшего рассказчиком, заметно отличаются от того, что присуще автору»

20 стр., 9507 слов

«Автор -рассказчик- герой у Чехова»

... курсовой работы Глава I . Автор – рассказчик – герой как теоретическая проблема. Автор – рассказчик – герой в русской классической литературе. образе автора Конечно, проблема автора ... позиция человека, знающего истину или хотя бы претендующего на знание её. Авторский голос в его произведениях ... Всё творчество Чехова – есть ... по хуторам нашим не так гладки, как перед вашими хоромами». Фигура рассказчика ...

В.Е. Хализев отмечал: «Повествователей, высказывающихся от собственного,

Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»: «...Когда-то я мечтал о духовной деятельности, воображая себя то учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами. Наклонность к умственным наслаждениям — например, к театру и чтению — у меня была развита до страсти, но была ли способность к умственному труду — не знаю. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам. Проводя большую часть дня совершенно праздно... Настоящего умственного труда я не знал никогда...» «Я» рассказчика противоположное авторскому «я»: жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.

Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»:

я мечтал

«Я» рассказчика противоположное авторскому «я»:

жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.

Рассказ А.П. Чехова «Моя «она»» ещё ярче подчёркивает различие автора и рассказчика:

я знаю

не даёт мне заниматься делом

разоряет меня

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)! Обратите внимание!

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только, Обратите внимание!

 «Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте? Автор ее часто маскирует!» «Комментарий проблемы… Перескажи своими словами часть текста - и все!» «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!»

«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте?

Автор ее часто маскирует!»

«Комментарий проблемы…

Перескажи своими словами часть текста — и все!»

«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!»

Как определить проблему в художественном тексте?(К1) Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2) Как определить позицию автора?(К3) авторская позиция «спрятана» в контексте, выражена опосредованно анализ ситуации, поступков героев, их мыслей, диалогов, средств выразительности, ключевых слов ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22! Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор! Писателем избран художественный стиль, основная цель которого: передать читателю свои чувства, нарисовать словами живую картину, описать событие, вызвать эмоциональный отклик.

Как определить проблему в художественном тексте?(К1), Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2), Как определить позицию автора?(К3)

авторская позиция «спрятана» в контексте, выражена опосредованно

14 стр., 6940 слов

Приговор суда: значение и порядок постановления

... характеристику видов приговора в уголовном судопроизводстве; рассмотреть структуру и содержание приговора; исследовать особенности правовой регламентации порядка постановления приговора. Методологической основой ... и мотивированности приговора составляет его правосудность. 1.3 Виды приговоров Приговор может быть только обвинительным или оправдательным. Обвинительный приговор постановляется лишь ...

анализ

ситуации,

поступков героев, их мыслей, диалогов,

средств выразительности,

ключевых слов

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22!

Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор!

Писателем избран художественный стиль, основная цель которого:

  • передать читателю свои чувства,
  • нарисовать словами живую картину,
  • описать событие,
  • вызвать эмоциональный отклик.

Позиция автора : Каково отношение автора к изображаемому? Комментарий художественного текста На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Позиция автора :, Каково отношение автора к изображаемому?, Комментарий художественного текста

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Исследуем текст

(1)В оранжерее графов N происходила распродажа цветов. (2)Покупателей было мало: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. (3)Пока работники выносили наши волшебные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том о сём. (4)В тёплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, было чрезвычайно приятно.

(5)Укладыванием растений распоряжался сам Михаил Карлович, садовник, почтенный старик с бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. (6)Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. (7)Это был умный, очень добрый и всеми уважаемый человек.

(8) — Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, — сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. (9) — На прошлой неделе его судили в городе за грабёж и оправдали. (10)Признали его душевнобольным, а между тем взгляните на рожу, он здоровёхонек. (11)В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. (12)Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».

3 стр., 1097 слов

Проблема веры в человека. По А. П. Чехову

... стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости. Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела ... он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал. Признательность жителей не ... и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. Каждого! (По А. П. Чехову)

(13) - Это верно, верно, - согласился купец. (14) - Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков. (16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал: (17) - Что касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. (18)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (19)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (20)Судите сами, господа: если судьи и присяжные верят более человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? (По А.П. Чехову)

(13) — Это верно, верно, — согласился купец. (14) — Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков.

(16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:

(17) — Что касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. (18)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (19)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (20)Судите сами, господа: если судьи и присяжные верят более человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

(По А.П. Чехову)

Герои текста А. П. Чехова Молодой купец, торгующий лесом Сосед - помещик Я - рассказчик Михаил Карлович, садовник П Р О Т И В О С Т А В Л Е Н И Е «Почтенный старик» «Молчал, но прислушивался » «Был умный, добрый… всеми уважаемый человек» Указал на проехавшего мимо «молодчика» С восторгом встречает оправдательные приговоры; чувствует удовольствие, когда говорят «невиновен»; « Разве эта вера в человека не выше всяких житейских соображений?» Согласился Работник со смуглым цыганским лицом «Оправдательные приговоры к добру не ведут… деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех…привыкли видеть порок безнаказанным» «Судили за грабёж, оправдали…» Позиция автора

Герои текста А. П. Чехова, Молодой купец, торгующий лесом, Сосед — помещик, Я — рассказчик, Михаил Карлович, садовник

П

Р

О

Т

И

В

О

С

Т

А

В

Л

Е

Н

И

Е

«Почтенный старик»

«Молчал, но

«Был умный, добрый…

всеми

уважаемый человек»

Указал на проехавшего мимо «молодчика», С восторгом встречает оправдательные приговоры; чувствует удовольствие, когда говорят «невиновен»;

« Разве эта вера в человека не выше всяких житейских соображений?»

Согласился, Работник со смуглым цыганским лицом

«Оправдательные приговоры к добру не ведут…

11 стр., 5164 слов

Сочинение я хотел бы завести собаку

... и сожаления о которой он отразил в своих произведениях. Сочинение на тему Доверие рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3 Часто можно услышать якобы ... породы немецкой овчарки. Место ему нашли возле входной двери, где обустроили его очень мягкой и удобной лежанкой. ... бы жить в другой семье и гулять с другими детьми. Мне с ним безумно повезло, он во всем слушается меня, это, наверное, еще одно достоинство собак, ...

деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех…привыкли видеть порок безнаказанным»

«Судили за грабёж, оправдали…»

Позиция автора

Сочинение по тексту А. П. Чехова Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Сочинение по тексту А. П. Чехова

Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание к диалогу, представленному в тексте. Устами героев писатель озвучивает две совершенно противоположные точки зрения по поводу оправдательных приговоров. Автор обращает наше внимание на слова соседа – помещика: «Оправдательные приговоры «деморализуют массу», делают порок безнаказанным». С этой точкой зрения соглашается молодой купец. Реплики героев позволяют понять , что они едины во мнении: «оправдательные приговоры» приводят к росту преступлений.

Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание

Однако симпатии писателя на стороне «доброго и всеми уважаемого человека» Михаила Карловича, который говорит: «Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры» и задаётся вопросом «разве не вера человека выше всяких житейских соображений?» Тем самым мы осознаем , что оправдательный приговор – это проявление гуманного отношения к человеку.

Однако симпатии писателя

Позиция автора выражена опосредованно , через точку зрения садовника : преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.

Позиция автора выражена опосредованно

Исследуем текст

(1)Тёмной осенней холодной ночью сидит в канаве собака. (2)И никому на свете не помочь ей сейчас. (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери. (4)Бим попробовал подпрыгнуть, но упал. (5)Куда там! (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены. (7)В одном месте он обнаружил небольшую осыпь, стал на неё, приподнялся на заднюю лапу -теперь передние достали до отвала. (8)И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог. (П)Тогда он спустился вниз по своей горочке, полежал. (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город! (13)Но Бим обязан молчать — ведь он спутал след и притаился. (14)Вдруг он решительно встал, попятился от накопанного им холмика и, забыв о боли, взмахнул всем телом, как тряпкой, подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, в то углубление, что отрыл сам же, спуская вниз землю. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает… (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно — своими же зубами перегрызть свою же ногу. (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (20)Как бы там ни было, а Бим выбрался из западни и лежал в той ямке наверху.

18 стр., 8606 слов

На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. ...

... люди вряд ли бы могли так же хорошо подружиться. Кроме того, сомнительно существование настолько ленивых и незаинтересованных в решении своих проблем людей, как Обломов. Похожие сочинения Сочинение ... автором произведения. Образ Штольца кратко охарактеризовал сам Гочаров: «Ведущая роль в жизни принадлежит «новой ... Обломову нарисовать идеальный образ жизни, Штольц подталкивает его к исповеди, приводя ...

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем).</p>
<p>(26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул. (28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. (29)Не обижайте такую собаку. (По Г.Н. Троепольскому)

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, — настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя — погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем).

(26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.

(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

(29)Не обижайте такую собаку.

(По Г.Н. Троепольскому)

глазами рассказчика Образ Бима «взмахнул всем телом, как тряпкой» (пр.14) «он смог превозмочь неимоверную боль и немощь»(пр. 15) «Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия»(пр. 19) «выбрался из западни» (пр. 20) «сидит в канаве» (пр.1) «никому на свете не помочь ей сейчас» (пр.2) «отдыхал и работал вновь» (пр.9) «захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!» (пр.12) Смысловая связь – обобщение «В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте такую собаку» (лексический повтор) Мысли автора

глазами рассказчика

Образ Бима

«взмахнул всем телом, как тряпкой» (пр.14)

«он смог превозмочь неимоверную боль и немощь»(пр. 15)

«Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия»(пр. 19)

«выбрался из западни» (пр. 20)

«сидит в канаве» (пр.1)

«никому на свете не помочь ей сейчас» (пр.2)

22 стр., 10948 слов

Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

... Причем нередко аргументы, вложенные в уста героев, чьи мысли сам автор не разделяет, оказываются сильнее и убедительнее его собственных. Один из самых сложных и противоречивых романов Достоевского – «Преступление и наказание». О его нравственных ...

«отдыхал и работал вновь» (пр.9)

«захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!» (пр.12)

Смысловая связь

«В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте такую собаку» (лексический повтор)

Мысли автора

Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского

Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки , потерявшей хозяина: ей «захотелось завыть, позвать хозяина, завыть дико, на весь город». Автор обращает наше внимание на то, что в канаве сидит собака , «никому на свете не помочь ей сейчас». Бим пытается выбраться из неё («отдыхал и работал вновь»), но ничего не получается. Тем самым писатель показывает , что прирученное животное должно быть окружено вниманием хозяина.

Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки

Далее Г. Н. Троепольский отмечает : для выживания и воссоединения со своим хозяином Бим прикладывает много усилий, выбравшись «из западни», он смог «превозмочь неимоверную боль и немощь». Так писатель сравнивает собаку, стремящуюся «к двери доброты и доверия» с волком, отгрызающим себе лапу и инстинктивно стремящимся «к свободе». Автор даёт нам понять , что проделанный путь Бимом не привёл к желаемому результату. Обобщая сказанное, Г. Н. Троепольский, используя лексический повтор , призывает нас к тому , чтобы мы не обижали «такую собаку».

Далее Г. Н. Троепольский отмечает

Автор подводит нас к мысли о том , что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.

Автор подводит нас к мысли о том

Спасибо за внимание! Успехов в подготовке к ЕГЭ!

Спасибо за внимание!, Успехов в подготовке к ЕГЭ!