Образтсы сочинений к заданиям

Сочинение

ОГЭ Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.1)

Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту из сборника И.П.Цыбулько, а также образец самого сочинения. Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи «. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Шаг 1

Вспоминаем требования к сочинению:во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста;

  • во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста;
  • в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в любой части сочинения, обычно это делают в начале или в конце.

Шаг 2

Определяем, о чём это высказывание.

Для этого выделяем в высказывании ключевые слова:

вопросительные предложения

диалог

поиск неизвестной информации

Шаг 3Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения.Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения таким образом информируют о том, что хочет узнать говорящий.

7 стр., 3027 слов

Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

... сочинения: «Кончилось детство!», — именно этим предложением автор подводит итог своего повествования. На мой взгляд, Р.Фраерман использует восклицание, чтобы эмоциональное выделить наиболее важную часть текста. Сочетание восклицательного и вопросительного ... не только смысл написанного, но и заставить его испытать некие чувства. Поэтому роль использования им восклицательных предложений трудно ...

Диалог — это форма устного или письменного обмена информацией между двумя и более людьми.

Благодаря направленности на получение информации, вопросительные предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге.

Диалог — основная сфера функционирования вопросительных предложений.

Шаг 4

Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём вопросительные предложения (19, 22).

Оформляем примеры письменно.

Шаг 5Формулируем заключительную часть сочинения.ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.

В тексте Розы Госман я нашла два вопросительных предложения, которые являются частью диалога и представляют собой реплики, принадлежащие одной из героинь. Так, предложение 19 — это вопрос, который задаёт Ольге её знакомая, чтобы выяснить, знает ли она о том, как подруга Лена отзывается о её стихах. Второй вопрос тоже принадлежит этой же знакомой (предложение 22).

Задавая его, приятельница хочет удостовериться в том, что Оля на самом деле пишет стихи.

Таким образом, прав был И.В.Артюшков, заявляя, что основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог. (112 слов)

План сочинения

1. Объясняем смысл высказывания.

2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

3. Делаем вывод.

ТЕКСТ

(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

(4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».

(9)«Да?!» – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – (10)«Читай!»

(11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

(14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

(18)Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

– (19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!

  • (23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.

(24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!… (25)«Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»

1 стр., 454 слов

Сочинение вопросы заданные человечеству войной

... я попытаюсь сформулировать некоторые вопросы и ответить на них. Что является тем случаем, когда война неизбежна, а от использования своих войск невозможно удержаться? Следует понимать, что это ... представляется возможным. К сожалению, на этот вопрос у меня ответа нет. Помимо двух вышеуказанных, также существует и множество других вопросов человеческого бытия во время войны. Наилучшим решением было ...

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».

(34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.

  • (37)Лен, а я новый стих написала.
  • (38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

(40)Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

(41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.

(43)Мне пела дифирамбы, как могла.

(44)Потом сама же надо мной смеялась

(45)Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».

(51)С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55)«Лен, а я новый стих написала».

  • (56)Да?! – оживляется Лена. – (57)Читай!

(58)И Оля читает!

(По Р. Госман()

( Госман Роза – современная писательница.

ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2)

Данная статья содержит образец сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (задание 15.2) по тексту из сборника И.П.Цыбулько.Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем, что помог старичок понять Павлику. Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы. ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста, подтверждающие наши рассуждения. В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).

2 стр., 693 слов

Добро и зло сочинение на украинском языке

... союзників, виховання волі до перемоги. За традицією в казках і фільмах добро завжди перемагає зло, проте в житті далеко не завжди торжествує справедливість. Але збираючись зробити ... добро. Тепер, щоб бути добрим потрібно пройти через сім ступенів зла. Вкрасти, обдурити, погубити. А потім будувати церкви, допомагати хворим дітям і посміхатися на камери, нескінченно посміхатися ...

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.

Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям. Всего 95 слов

ТЕКСТ

(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

(2)Подвиньтесь, сказал ему Павлик и присел на край.

(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

(4)С тобой что-то случилось?

(5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? покосился на него Павлик.

(7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то

(9)Ещё бы! сердито буркнул мальчик. (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. (12)Павлик сжал кулаки. (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

(16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.

(18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.

(20)Павлик засопел от обиды.

(21)Пустяки! сказал старик. (22)Один поругает, другой пожалеет.

(23)Никто меня не жалеет! крикнул Павлик. (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»

(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.

(28)А почему вы всё спрашиваете?

(29)Старик разгладил длинную бороду.

(30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза (34)Помни тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь

(35)А какое слово?

(36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.

(37)Я попробую, усмехнулся Павлик, я сейчас же попробую. (38)Он вскочил и побежал домой.

(39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!» с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

(41)Лена, дай мне одну краску пожалуйста

(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

(43)Какую тебе?

(44)Мне синюю, робко сказал Павлик.

(45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.

(48)«Пойду к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.

(53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:

(54)Дай мне кусочек пирожка пожалуйста.

(55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

(57)Горяченького захотел, голубчик мой! приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

(58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

(59)«Волшебник! Волшебник!» повторял он про себя, вспоминая старика. (60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:

16 стр., 7973 слов

При солнышке тепло а при матери добро. «При солнышке — ...

... и говорится, что при матери добро. Как невозможна ... сказал одинаковые вежливые слова. Какие это слова? О «ВОЛШЕБНЫХ» ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Маленький старичок с длинной бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и подсел на ... собраны воедино - солнышко и мама. ... человеку материнское тепло. Мама дала ... не ходили, глаза не видели, ... за тебя, а когда палец пройдет, ...

(62)Возьми меня, пожалуйста.

(63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.

(64)Возьми его, вдруг сказала сестра. (65)Что тебе стоит!

(66)Ну, отчего же не взять? улыбнулась бабушка. (67)Конечно, возьми.

(68)Пожалуйста, повторил Павлик.

(69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

(70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!

(72)«Помогло! (73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

(По В. Осеевой)*

*Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему «Что такое добро» (задание 15.3)

Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (задание 15.3) по тексту из сборника И.П.Цыбулько также образец самого сочинения.

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДОБРО. Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий, это намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами.

ШАГ 2. Приводим ПРИМЕР из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Аргумент 1

Герой текста Ю.Яковлева Коста на первый взгляд ничем не примечательный, молчаливый ребёнок. Но его поступки свидетельствуют о том, что перед нами человек, способный творить добро. Это добро выражается в заботе о собаках, которых Коста «кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека» (предложение 47).

ШАГ 3. Приводим ПРИМЕР из собственного жизненного опыта. Аргумент 2 Вспоминается история другого ребёнка — второклассника Егора, который накопил деньги на сенсорный телефон. Но однажды по телевизору он услышал о том, что в зоопарке от голода умирают животные. Тогда мальчик написал письмо директору зоопарка, в котором были такие строки: «Я очень люблю животных и считаю, что их жизнь важнее телефона, поэтому я отдаю все свои деньги для животных».

3 стр., 1491 слов

Пример итогового сочинения : Может ли.. | Класс русского языка и литературы | VK

... Классическая литература даёт нам ответы на многие жизненные вопросы, делает нас мудрее, опытнее, культурнее. Итоговое сочинение на тему: Кого можно назвать героем XXI века? 5 Пример итогового сочинения ... стену. Главный герой Гай Монтэг противопоставлен ей. Однажды он приходит к тому, что жить ... здесь я снова хочу вспомнить о роли семьи. Когда родители общаются со своими ... добро и нести в мир красоту.

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД. Таким образом, добро ассоциируется с милосердием, состраданием, любовью ко всему живому. Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:1. Объяснение смысла указанного слова.2. Пример 1.3. Пример 2.4. Вывод.Всего в сочинении 151 слово (норма — не менее 70 слов).

ТЕКСТ

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широкоразевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова гляделна доску. (3)А через несколько минут снова зевал.

  • (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.

(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.

(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.

(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

  • (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.

(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.

(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.

(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

7 стр., 3274 слов

«Художники-иллюстраторы детской книги XX-ого века Иван Яковлевич ...

... в чистом виде» [6, 27]. Искусство Ивана Яковлевича Билибина до наших дней сохранило своё немаловажное значение. Как иллюстратор он сказал своё слово в книжной графике. ... Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. Художники получили возможность комбинировать в изображениях самые разнообразные художественные материалы. К середине ...

  • (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.
  • (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.
  • (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
  • (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста.

– (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.

(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

15