Тема урока: « Комплексный анализ текста» Сочинение 9.2, 9.3 (подготовка к ГИА по русскому языку).
9 класс.
- Цель урока : отрабатывать навыки анализа лингвистического текста, готовиться к
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».
2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.
3. Показать учащимся, как
4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):
5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную
8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст
Тема текста, Проблема текста, Стиль текста
Тип речи
Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)
— Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
— А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание
- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
2. Слово учителя о В.М.Пескове.
— Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».
Анализ итоговых сочинений
... уроках русского языка и литературы необходимо писать сочинения разных жанров, в погоне за безупречной грамотностью нельзя забывать об обучении написанию творческих работ. Необходимо формировать новые подходы к изучению текстов ... анализ художественного текста с разных сторон (определение коммуникативной задачи, вычленение главной информации, темы и микротемы текста). На уроках развития речи учащимся ...
— Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.
3. Представление текста «Бескорыстие».
- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
- Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)
- — Определите тему текста ( Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).
(Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)
- Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?
- Где можно найти лексическое значение слова?
- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк..
— Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17-томный литературный словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре В.Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.
— Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:
Бескорыстие
- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
- Бескорыстие
Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».
— Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.
Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей., Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
3).- Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии
- Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?
- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
2 стр., 560 слов
Добрый человек в моей жизни (4, 6.ю 9 класс)
... другому. Добротой надо делится, иначе никак нельзя. ` Добрый человек в моей жизни Популярные сочинения В поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри речь идет о ... дня, зла кругом хватает. Мама тот человек, который даже самую грустную историю из твоей жизни перекрасит в светлую. Скажет, как потом ... это главное. Она определяет, чего ты добьёшься в жизни. Следом второй: голоден ли ты? А всё уже стоит готовое на столе ...
— Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны?(Уверенностью в том, что хороших людей больше).
— В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод.(Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)
4
Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.
В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).
— Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).
— Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).
— Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).
5).-
( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).
6).
–
1).
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
- б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
- в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
- г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).
2).
Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...
... познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось ...
— Среди предложений
- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.
(Обстоятельственное, времени)
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
- Как называется такое подчинение? (параллельное).
- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).
3).- Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)
- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
4).
Запись текста и работа с ним.
— Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный–молодой, наивный, незрелый).
- Назовите
- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).
- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).
- Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного (определительное).
— Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).
— Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).
5).
– Поработаем по вариантам:
1-в. –Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
2-в. –Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).
память о людях
человеческий облик
6). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».
— А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:
« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ ( предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62).
А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).
- Гипербола
- Парцелляция
- Фразеологизм
- Диалог
- Цитирование
- Ряды однородных членов
5.Итог урока
—
—
—
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
6.Домашнее задание: написать сочинение 9.2 или 9.3
— Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.
Назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое ...
... — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ... не креативную работу. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить ... которых вышел не один десяток статей. клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку Шаблонные фразы очень крепко держатся в ...
БЕСКОРЫСТИЕ
Какое это счастье поделиться, Сокровищами собственной души,, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,, Друзьям отдать последние гроши., Преподносить любимой незабудки,, Слать песни, словно вести в города,, И, не теряя ни одной минутки,, Спешить туда, где горе и беда., Дороже бескорыстие на свете,, Чем золото, и сталь, и серебро…, Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье,, Жить, ничего от мира не тая,, Не думая о том, что соучастье, В чужой судьбе — обязанность твоя.
- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
1 слайд:
Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА).
2 слайд:
Ключевые понятия урока:
Текст
Тема текста, Проблема текста, Стиль текста, Орфограммы, Пунктограммы
3 слайд:
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В.Гоголь, А что есть чтение, М.Цветаева
4 слайд:
Портреты Василия Михайловича Пескова.
5 слайд:
—
Основные признаки текста:
- тематическое и композиционное единство всех его частей;
- наличие грамматической связи между частями;
- смысловая цельность, относительная законченность.
6 слайд:
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
( Из словаря В.Даля)
7 слайд:
Основные признаки публицистического стиля речи:
- логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность;
- выдвижение важной общественной проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;
- ярко выраженная авторская позиция;
- достоверность, точность фактов;
- общедоступность;
- смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.
8 слайд:
Сфера употребления публицистического стиля речи:
- общественно-экономические, политические, культурные отношения;
Лексические особенности публицистического стиля речи:
- широкое использование общественно-политической лексики;
- эмоционально окрашенные слова;
- частицы, междометия;
- несложные синтаксические конструкции;
- риторические вопросы;
- восклицания.
9 слайд:
- Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а)Хороших людей больше, чем плохих.
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и славы.
Понимание слова «счастье»
... счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы посмотрим на то и другое, как на испытание. (Л.Н. Толстой) *** Кто стремится к счастью, должен идти ... и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Строго говоря, древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, ... счастья... (Е. Резникова) *** Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья ...
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
10 слайд.
,
11 слайд:
Укажите ошибочное суждение:
а) В слове
б) В слове
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой;
- г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
12 слайд:
парцелляция
13 слайд: музыка ?
БЕСКОРЫСТИЕ., Какое это счастье поделиться, Сокровищами собственной души,, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,, Друзьям отдать последние гроши., Преподносить любимой незабудки,, Слать песни, словно вести в города,, И, не теряя ни одной минутки,, Спешить туда, где горе и беда., Дороже бескорыстие на свете,, Чем золото, и сталь, и серебро…, Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.