Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению.9.3. » «Бескорыстие»

Сочинение

Тема урока: « Комплексный анализ текста» Сочинение 9.2, 9.3 (подготовка к ГИА по русскому языку).

9 класс.

  1. Цель урока : отрабатывать навыки анализа лингвистического текста, готовиться к

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста, Проблема текста, Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

— Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

— А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

  • И ещё хочется прочитать замечательное высказывание
  • Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

2. Слово учителя о В.М.Пескове.

Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

3 стр., 1470 слов

Анализ итоговых сочинений

... уроках русского языка и литературы необходимо писать сочинения разных жанров, в погоне за безупречной грамотностью нельзя забывать об обучении написанию творческих работ. Необходимо формировать новые подходы к изучению текстов ... анализ художественного текста с разных сторон (определение коммуникативной задачи, вычленение главной информации, темы и микротемы текста). На уроках развития речи учащимся ...

— Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.

3. Представление текста «Бескорыстие».

  • Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

  1. Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

  1. Определите тему текста ( Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).

    (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

  • Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?
  • Где можно найти лексическое значение слова?
  • Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк..

— Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17-томный литературный словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре В.Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.

Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Бескорыстие

  • Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

  • Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).

  • Бескорыстие

Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

— Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.

Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей., Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

3).- Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии

  • Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?
  • Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

    2 стр., 560 слов

    Добрый человек в моей жизни (4, 6.ю 9 класс)

    ... другому. Добротой надо делится, иначе никак нельзя. ` Добрый человек в моей жизни Популярные сочинения В поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри речь идет о ... дня, зла кругом хватает. Мама тот человек, который даже самую грустную историю из твоей жизни перекрасит в светлую. Скажет, как потом ... это главное. Она определяет, чего ты добьёшься в жизни. Следом второй: голоден ли ты? А всё уже стоит готовое на столе ...

— Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны?(Уверенностью в том, что хороших людей больше).

— В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод.(Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

4

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

— Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

— Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

— Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

5).-

( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

6).

1).

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

  • б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
  • в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
  • г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
  • Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

2).

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось ...

— Среди предложений

  • Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

  • Как называется такое подчинение? (параллельное).

  • Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

3).- Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

  • Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4).

Запись текста и работа с ним.

Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

  • Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный–молодой, наивный, незрелый).

  • Назовите
  • Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).

  • Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).

  • Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного (определительное).

— Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).

— Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).

5).

– Поработаем по вариантам:

1-в. –Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2-в. –Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).

память о людях

человеческий облик

6). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

— А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ ( предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62).

А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).

  1. Гипербола
  2. Парцелляция
  3. Фразеологизм
  4. Диалог
  5. Цитирование
  6. Ряды однородных членов

5.Итог урока

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

6.Домашнее задание: написать сочинение 9.2 или 9.3

— Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

3 стр., 1014 слов

Назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое ...

... — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ... не креативную работу. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить ... которых вышел не один десяток статей. клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку Шаблонные фразы очень крепко держатся в ...

БЕСКОРЫСТИЕ

Какое это счастье поделиться, Сокровищами собственной души,, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,, Друзьям отдать последние гроши., Преподносить любимой незабудки,, Слать песни, словно вести в города,, И, не теряя ни одной минутки,, Спешить туда, где горе и беда., Дороже бескорыстие на свете,, Чем золото, и сталь, и серебро…, Не жди добра, чтоб на добро ответить,

А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,, Жить, ничего от мира не тая,, Не думая о том, что соучастье, В чужой судьбе — обязанность твоя.

  • Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.

1 слайд:

Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА).

2 слайд:

Ключевые понятия урока:

Текст

Тема текста, Проблема текста, Стиль текста, Орфограммы, Пунктограммы

3 слайд:

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь, А что есть чтение, М.Цветаева

4 слайд:

Портреты Василия Михайловича Пескова.

5 слайд:

Основные признаки текста:

  • тематическое и композиционное единство всех его частей;
  • наличие грамматической связи между частями;
  • смысловая цельность, относительная законченность.

6 слайд:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

( Из словаря В.Даля)

7 слайд:

Основные признаки публицистического стиля речи:

  • логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность;
  • выдвижение важной общественной проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;
  • ярко выраженная авторская позиция;
  • достоверность, точность фактов;
  • общедоступность;
  • смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.

8 слайд:

Сфера употребления публицистического стиля речи:

  • общественно-экономические, политические, культурные отношения;

Лексические особенности публицистического стиля речи:

  • широкое использование общественно-политической лексики;
  • эмоционально окрашенные слова;
  • частицы, междометия;
  • несложные синтаксические конструкции;
  • риторические вопросы;
  • восклицания.

9 слайд:

  • Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а)Хороших людей больше, чем плохих.

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и славы.

3 стр., 1308 слов

Понимание слова «счастье»

... счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы посмотрим на то и другое, как на испытание. (Л.Н. Толстой) *** Кто стремится к счастью, должен идти ... и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Строго говоря, древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, ... счастья... (Е. Резникова) *** Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья ...

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

10 слайд.

,

11 слайд:

Укажите ошибочное суждение:

а) В слове

б) В слове

в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой;

  • г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

12 слайд:

парцелляция

13 слайд: музыка ?

БЕСКОРЫСТИЕ., Какое это счастье поделиться, Сокровищами собственной души,, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,, Друзьям отдать последние гроши., Преподносить любимой незабудки,, Слать песни, словно вести в города,, И, не теряя ни одной минутки,, Спешить туда, где горе и беда., Дороже бескорыстие на свете,, Чем золото, и сталь, и серебро…, Не жди добра, чтоб на добро ответить,

А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,, Жить, ничего от мира не тая,, Не думая о том, что соучастье, В чужой судьбе — обязанность твоя.