Анализ итоговых сочинений

Сочинение

Итоговая аттестация и речевая культура

Экзаменационные испытания требуют от учащихся, переживающих период ранней юности, проявление не только их интеллектуально-эмоционального потенциала, но и личной общественной позиции. Особенно это важно для такой дисциплины, как литература, так как в основе данного предмета лежит ценностный смысл и личностный характер того знания, которое предполагается учащимся.

Сочинение позволяет оценить уровень понимания учащимися литературных произведений и уровень их языковой подготовки. Итоговое сочинение ставит своей целью проверку умения воспринимать, истолковывать и оценивать проблематику и художественные достоинства изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений, применяя для этого полученные в процессе изучения предмета сведения по теории и истории литературы. Умение давать аргументированную оценку информации образовательные стандарты относят к уровню обязательных метапредметных компетентностных характеристик выпускников школы, свидетельствующих об их интеллектуальной и речевой культуре.

Итоговому сочинению предшествовала целенаправленная подготовка, которая включала написание творческих работ по литературе в 10–11-х классах в формате итогового сочинения, анализ творческих работ с опорой на критерии оценивания, редактирование своих работ, развернутые письменные ответы-рассуждения по прочитанным произведениям, анализ художественного текста с разных сторон (определение коммуникативной задачи, вычленение главной информации, темы и микротемы текста).

На уроках развития речи учащимся предлагались задания на составление логических переходов между частями рассуждения, на истолкование лексического значения слов, обозначающих разные качества человека, задания на исправление грамматических и речевых ошибок.

Большинство выпускников (68%) выбрали тему «Когда возникает конфликт между чувством и разумом?». Кроме того, школьники охотно рассуждали на тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?» (17%).

Остальные 15% одиннадцатиклассников выбрали тему «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?». Самой трудной оказалась тема в виде цитаты.

Все сочинения выпускников представляют собой связное высказывание в форме рассуждения. Ученики смогли аргументированно изложить свою точку зрения, использовав для этого тексты литературных произведений.

Анализ работ показал, что большая часть учеников выбрала тему конфликта разума и чувств, не случайно: эта тема была наиболее тщательно проработана при подготовке к итоговому сочинению. Кроме того, в пробном сочинении многие старшеклассники рассматривали именно эту тему. Чаще всего ученики обращались к романам Л. Толстого «Война и мир», И. Тургенева «Отцы и дети», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», повестям А. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет».

40 стр., 19762 слов

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе ...

... теоретико-литературных понятий. Они изучаются в связи с изучением определённых литературных произведений, ... характер (научиться писать сочинения, успешно сдать экзамены в школе и в вуз и т.д.). Конечно, в ... и литературная наука, изменились школьные программы, ... работы мы видим изучение современного состояния преподавания теории литературы в школе и создание системы изучения теоретико-литературных понятий в ...

Тема чести и бесчестия раскрывалась на примере романов Л. Толстого «Война и мир» и А. Пушкина «Капитанская дочка».

Рассуждения о дружбе сопровождались примерами из романов Л. Толстого «Война и мир», И. Гончарова «Обломов».

первом критерии

третий критерий

Самыми распространенными видами вступлений стало разъяснение основных понятий темы и комментированная цитата-изречение великих людей.

Приведем пример вступления:

«На протяжении достаточно долгого времени в научной сфере, как, впрочем, и в жизни, ведутся споры о сущности и взаимодействии чувства и разума, формирующих внутренний мир человека. Общего мнения нет. Одни считают, что в жизни должны преобладать исключительно чувства. Другие, будучи рационалистами, убеждены, что лишь разум помогает людям полноценно жить в этом мире. Третьи же объединяют предыдущие точки зрения, что, по моему мнению, является наиболее верным, ведь только сочетание двух составляющих духовного мира человека ведет к проживанию действительно счастливой жизни. Тем не менее нельзя отрицать, что люди – существа достаточно сложные. Именно это ставит под сомнение факт гармонического взаимодействия разума и чувства. В литературе эту проблему обозначают как внутренний конфликт личности. В этом можно убедиться, обратившись к роману…»

В данном исследовании была проанализирована работа учеников, которая посвящена основной части сочинения. Было отмечено, что ученики проявляют умение сравнивать и сопоставлять произведения, а также включать элементы внутренней полемики в свои рассуждения. Они также демонстрируют нравственную, этическую и интеллектуальную зрелость, а их эмоционально-личностное отношение к изображаемому является очевидным.

Об этом может свидетельствовать фрагмент ученической работы:

«От своих заблуждений Раскольников долго не может избавиться. Даже признание вызвано не чувством вины, а желанием уйти от разочарования в себе. Каторга могла бы заглушить душевную боль… Видится, что самым ярким эпизодом, показывающим готовность Родиона Раскольникова к признанию ошибок, является эпилог. Но чтобы понять закономерность поступков героя, необходимо сказать о его “ангеле-хранителе” – Соне Мармеладовой. Она, в отличие от Раскольникова, не просто признает ошибки, а покаянием, состраданием, жертвенностью пытается искупить их. Вернемся к эпилогу: мы видим исхудавшую от болезни Соню и обновленного, просветленного героя у ее ног. Одинокий и гордый Раскольников наконец-то понял ошибочность своих суждений. Соня стала для него нравственным ориентиром. В ее образе Достоевский отразил “Божьего человека”. Он уверен, что именно такие люди способны пробудить в нас светлые чувства и веру в себя, они помогают понять ошибки и будят желание исправить их. Роман Достоевского дает надежду нам, читателям, поверить в то, что признание собственных ошибок делает нас мудрее, открывает новые жизненные горизонты, приближает к пониманию счастья».

Однако, несмотря на зрелые и глубокие рассуждения, было отмечено, что ученики недостаточно используют теоретико-литературные понятия для анализа произведений. В их работах встречаются шаблонные высказывания, идеологические и смысловые клише.

Тем не менее, в большинстве работ прослеживается стилевое единство. Объем сочинений оказался не просто выдержанным, а далеко выходящим за обозначенные рамки.

Тема данного исследования – анализ сочинений учащихся старших классов. Целью работы является выявление основных ошибок и недочетов, совершаемых при написании подобных сочинений, а также оценка уровня грамотности и литературного вкуса учеников.

В процессе исследования были выделены пять критериев оценки эссе: использование языковых средств, логическое построение текста, правильность изложения фактов и терминов, наличие заключения и использование литературного материала. Были проанализированы работы 30 учеников разных школ.

Первый критерий – использование языковых средств – оказался для большинства учеников недостаточным. Некоторые из них использовали излишнюю количество сленговых выражений и несуществующих слов, это не только смотрелось странно, но и снижало качество работы в глазах преподавателя. Также встретились проблемы с пунктуацией и правописанием, что в общем и целом портит впечатление от работы.

Второй критерий – логическое построение текста – показал, что ученики в целом умеют излагать свои мысли в последовательном порядке, но появляются отдельные параграфы, которые не очень связаны между собой. Это делает текст менее читабельным и усложняет понимание их мыслей.

Третий критерий – правильность изложения фактов и терминов – показал, что большинство учеников прекрасно выразили свои мысли и понимание художественных произведений, но обнаруживались некоторые неточности. Например, некоторые ученики перепутали даты написания произведений и жизненные факты авторов. Однако эти ошибки оказались незначительными и не влияли на общую оценку сочинения.

Четвертый критерий – наличие заключения и использование литературного материала – показал, что ученики достаточно хорошо закругляют свои сочинения, подводя краткий итог или формулируя новую мысль. В большинстве работ активно использовался литературный и цитатный материал. Некоторые ученики превосходно использовали сравнения и переносили свои мысли на общественно-исторические события.

Пятый критерий – правильность грамматического оформления – показал, что ученики, в целом, грамотно излагают свои мысли и достаточно убедительно аргументируют свою точку зрения. Ненужные слова и повторения встречаются редко, что является хорошим знаком в их языковой компетенции. Однако присутствуют некоторые ошибки в использовании синонимов, путаница в использовании паронимов и употребление рядом однокоренных слов.

Типы грамматических ошибок Количество ошибок
Использование знаков пунктуации в неправильном месте 12
Спутывание порядка слов 5
Ошибки при использовании падежей и времен глаголов 10
Незнание орфографических правил 3
Другие ошибки 4

Таким образом, анализ сочинений учащихся старших классов показал, что у них есть потенциал и интерес к литературе, однако необходимо более грамотное и продуманное использование языковых средств и правильного порядка фактов в тексте.

Исследование показало, что в работах выпускников наблюдается незначительное количество логических ошибок. Одной из основных проблем является нарушение логической связи между частями сочинения, а также отсутствие логики в пределах одного абзаца.

Например, в работе одного из выпускников было замечено следующее: «Низкий человек, подлый клеветник Швабрин вызывает самые негативные чувства у читателей. В своем романе Пушкин показал эпоху, которая проверяла людей на нравственную прочность». В данном случае отсутствует логическая связь между характеристикой Швабрина и описанием эпохи в романе. Это приводит к разрыву в логике и понимании текста.

Также были выявлены типичные орфографические и пунктуационные ошибки, которые представлены в таблице 2. Однако в целом уровень работ выпускников оказался достаточно высоким. Они отличаются доказательностью суждений, умением использовать художественное произведение в качестве аргументации, пониманием позиции автора, композиционной продуманностью и стилистической грамотностью.

Высокий уровень итоговых сочинений свидетельствует о правильной предварительной работе педагогов гимназии. Они основывают свой подход на системе работы по развитию речи, разработанной докторами психологических наук Т.Н. Кудимовой и З.Н. Новлянской. В рамках этой программы выпускники осваивают три вида письменных работ: развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.

Старшеклассники приходят к роли автора-критика, умеющего наблюдать за художественным текстом, и автора-публициста, размышляющего о жизни. Текст выступает как пример некой жизненной ситуации, которая влияет на нравственное развитие детей.

В целом, результаты исследования показывают, что подготовка выпускников к написанию итоговых сочинений проводится на достаточно высоком уровне, что способствует развитию их речевых навыков и критического мышления.

Введение

В настоящее время проблема подготовки учащихся к написанию итогового сочинения остается актуальной. Согласно проведенным исследованиям, результаты показывают отсутствие достаточной подготовки школьников в этом направлении. Необходимо разработать новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики, равномерно распределять уроки развития речи и увеличить время на работу учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Основная часть

Время подготовки к итоговому сочинению

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости увеличения времени на подготовку к итоговому сочинению. На протяжении всех школьных лет на уроках русского языка и литературы необходимо писать сочинения разных жанров, обучая учащихся творческому мышлению. По высказыванию Л.Н. Толстого «писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит», следует понимать, что для достижения высокого уровня написания сочинения необходимо много усилий и времени.

Изучение текстов

На уроках русского языка и литературы следует систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Ученикам нужно уметь грамотно интерпретировать текст, выделяя разные виды информации и осознавать авторскую содержательно-концептуальную позицию, заявленную в тексте. В основной школе усиленно нужно уделять аргументированному пересказу, который обеспечит грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором фактов.

Обучение написанию итогового сочинения

Решение проблемы подготовки школьников к написанию итогового сочинения требует значительных усилий со стороны педагогов. В процессе обучения учащихся необходимо использование специальных курсов и стажировок, предназначенных для повышения эффективности данной работы. Кроме того, практико-ориентированные семинары также могут существенно повысить качество подготовки учащихся к написанию итогового сочинения.

Заключение

Таким образом, эффективная подготовка школьников к написанию итогового сочинения требует как своевременного и комплексного подхода педагогов, так и систематической работы с текстовой информацией. Использование специальных курсов и стажировок послужит для повышения уровня подготовки итогового сочинения учеников и даст возможность существенно улучшить их успеваемость.