Развитие театрального образования в Башкортостане
Первый Башкирский государственный театр был создан в 1919 году в Стерлитамаке. С тех пор в Республике Башкортостан открыты двери множества театров, предлагающих свои спектакли зрителям. Среди них Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури, Государственный театр оперы и балета РБ, Республиканский академический русский драматический театр, Национальный молодежный театр РБ, Уфимский государственный татарский театр «Нур», Башкирский государственный театр кукол, Сибайский драматический театр имени А. Мубарякова и детский театр «Сулпан», Стерлитамакский русский и башкирский драматические театры, Салаватский башкирский драматический театр, Туймазинский татарский драматический театр.
Выпускники театрального факультета Уфимского государственного института искусств играют на сценических подмостках всех этих театров, создавая волшебный мир искусства. Они являются настоящими творцами и воплощают на сцене свои таланты и идеи.
Но история развития театрального образования в Башкортостане не ограничивается только этим. В 1968 году открылся Уфимский государственный институт искусств (УГИИ), который стал новым этапом в развитии театрального образования в регионе. Ранее, в 1926 году, в Уфимском техникуме искусств было открыто театральное отделение, которое подготовило множество талантливых деятелей театрального искусства РБ.
Сегодня УГИИ продолжает свою работу по подготовке творческих кадров для театров Башкортостана и других учреждений культуры и искусства. В этом году была осуществлена набор башкирской национальной студии в театральном училище имени М. М. Щепкина при Малом театре РФ. УГИИ является важным центром театрального образования, способствующим развитию и расцвету театральной жизни в Республике Башкортостан.
Современная театральная жизнь в Республике Башкортостан
Театральная жизнь в Республике Башкортостан богата и разнообразна. Каждый год на сценах более пятидесяти театров проводятся премьерные спектакли по пьесам национальных, русских и зарубежных авторов. Театральные коллективы также гастролируют по республике, регионам России и за рубежом, показывая свои спектакли широкой публике. В рамках театральной жизни проводятся семинары для молодых драматургов, фестивали и конкурсы на республиканском и международном уровнях.
Театральное образование в Башкортостане играет важную роль в формировании творческих кадров и развитии культуры и искусства. Благодаря подготовке выпускников УГИИ и других учебных заведений, театры региона продолжают радовать зрителей качественными и интересными спектаклями, сохраняя и развивая традиции национального и мирового театра.
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина
... Музей изящных искусств при Московском Государственном университете, с 1924 года стал именоваться Государственный Музей изобразительных искусств, а в 1937 году музей получил свое нынешнее название — Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Данный музей ... Н. Пуссена, Рембрандта, А. Ватто, Дж. Б. Тьеполо, Ж. О. Д. Энгра, О. Ренуара, А. Матисса, В. Тропинина, М. Врубеля, В. ...
В республике Башкортостан успешно функционирует 12 театров, включая столичные Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури, Башкирский государственный театр оперы и балета, Государственный академический русский драматический театр, Уфимский государственный татарский театр «Hyp», а также Национальный молодежный театр имени М. Карима и Башкирский государственный театр кукол, которые имеют башкирскую и русскую труппы. В других городах республики также успешно функционируют 6 театров.
В прошлом году в Башкортостане состоялся XI Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». В 2006 году в столице республики были проведены два крупных мероприятия в области театрального искусства — XII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуриева в июне и IV Международный фестиваль тюрко-язычных театров «Туганлык» («Родство») в сентябре.
В Башкортостане постоянно улучшается материально-техническая база театральных учреждений. Были построены новые здания для Уфимского государственного татарского театра «Hyp» и Сибайского башкирского государственного театра драмы имени А. Мубарякова. Также была проведена полная реконструкция зданий Башкирского академического театра драмы и Национального Молодежного театра. В настоящее время продолжается реконструкция Государственного академического русского драматического театра. За последние семь лет на строительство и реконструкцию театров было выделено 1 млрд. рублей из бюджета республики.
Каждый год из бюджета республики выделяются средства на новые постановки и приобретение драматургических произведений. Например, в текущем году на выпуск новых спектаклей выделено 25 млн. рублей, а на приобретение пьес для театров — около 2,2 млн. рублей.
В республике Башкортостан разработана система профессиональной подготовки творческих кадров. Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова выпускает актерские и режиссерские кадры для театров республики. В последние годы талантливая молодежь Башкортостана обучается в лучших высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, осознавая, что театральное искусство Башкортостана является неотъемлемой частью российской культуры с ее богатыми театральными традициями.
В Башкортостане проживает более 4 млн.человек. При этом за один только прошедший 2005 год театрально-концертные залы посетили полтора миллиона зрителей, что говорит в равной степени и о востребованности профессионального искусства в республике.
Раздел 1. Театральная культура Башкирии зарождение и развитие.
Начальным этапом развития театральной культуры Башкортостана явились любительские театры. Уже в 70-х гг. 18 в. польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, в Уфу и в другие города края было организовано несколько драматических и музыкальных обществ и кружков, в том числе и крепостные театры. Поступательное развитие любительского театра приводит 1-й трети 19 в. к учреждению кружков художественных объединений в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Белебее, среди них уфимское «Общество любителей пения, музыки и драматического искусства» (1885-1917).
Танцевальная культура Республики Татарстан и ее влияние на танцевальную ...
... проанализирована танцевальная культура республики Татарстан и ее влияние на танцевальную культуру танцев народа Поволжья с помощью следующих задач: 1)рассмотрены особенности татарского танца; 2)прослежены виды татарских танцев; 3)охарактеризованытанцы народов Поволжья; 4)выявлена танцевальная культура Татарстана. ...
Подлинный взрыв любительского театра наблюдается в 1919-21. В городах и поселках, а так же на предприятиях и в воинских формированиях существовали театральные художественные коллективы. Некоторые из них работали на профессиональной основе: 1-й и 2-й рабочие театры, Мастерская сатиры и вольной комедии в Уфе, оперная студия в Стерлитамаке, драматические театры в Златоусте и Давлеканово, Уфимский рабочий передвижной т-р губернского отдела народного образования. Профессиональный русский театр в Башкирии берет начало с антрепризы известного театрального деятеля П.А.Соколова, где ставились «Ревизор» Гоголя, опера «Аскольдова могила» Верстовского. Кроме антрепризы представляли объединения по руководством актеров и режиссеров М.П.Васильева – Гладкова, Д.А.Хотева-Самойлова, Семенова-Самарского в группе которого дебютировал Ф.И. Шаляпин. На рубеже 19-20 вв. широко разверстывается гастрольная деятельность столичных театров в Уфе и губернии. Различные товарищества, артели, целые труппы из Москвы и С.Петербурга представляют выдающихся мастеров русской сцены А.А. Яблочкину, Ф.П. Горева, Г.Н.Федотову, А.Л.Вишневского, К.А.Варламова, И.Ф. Арбенина и др. Деятели театра, представленные в Уфе в антрепризах Медведева, Струйского, Плахотникова в годы октябрьской революции и гражданской войны составили 1-ю труппу государственного театра (сейчас Республиканский русский драматический театр).
Профессиональные театры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а так же при Башкирской государственной филармонии. В настоящее время русский национальный театр представлен коллективами Республиканского русского театра, русского драматического театра, Театрального обьеденения города Стерлитамака, русскими труппами Национального молодежного театра РБ (Театра юного зрителя) и Башкирского театра кукол. Особую страницу истории русского театра в Башкортостане составляет Театр оперы и балета. 1 Башкирский национальный театр в своем развитии отражает целостный образ и особенности театральной культуры края. Уже в 10-х годах В.Г. Иманский и его «Товарищество» апеллируют к традиционным ценностям башкирской национальной культуры и осваивают формы народного исполнительства. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологические принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной этики башкирской сцены. В 1919-24 складывается театральная система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творческий метод, объединяющий разнообразные художественно-эстетические и поэтико-стилевые начала от последовательного реализма до экспрессионизма и конструктивизма.
В центре системы – учение о художественном ансамбле как о театрально-сценическом отражении народного обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических рабортах и художественной практике И. Зайни, Б. Юсуповой. В общей форме они вошли в принципы и нормы художественной деятельности других творческих коллективов республики, в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра. C конца 20-х годов областная партийная организация предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию национального своеобразия театральной культуры Башкортостана. 15 декабря 1931 Баш. Обком ВКП(б) принимает «Резолюцию о развитии башкирского национального театра». Документ положил начало «пролетарской классовой линии» в искусстве Башкортостана, «беспощадной борьбе против реакционалистической тенденции», обернувшихся унификацией творческого облика театра. Искоренением наиболее самобытных форм национального театра. Разрывы в линии связей театра как с мировым художественным процессом, так и традициями нардного искусства еще не были катастрофическими. Достоянием башкирского театра непосредственно становится круг эстетических доктрин А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского. Башкирский театр практикует метод и поэтику реализма школы Станиславского.
Самые известные театры оперы и балета в россии рефераты
... Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Москва Московский музыкальный театр «Геликон-Опера», Москва Рок-опера, Санкт-Петербург Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, Пермь Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирск Саратовский оперный театр, ...
Постановки сер.30-х годов составили славу национального театра в целом, а Башкирскому государственному театру драмы принесли звание академического. Жестокий урон театральной культуре Башкортостана был нанесен в 1937-38 и 1946-48, когда политические репрессии против деятелей сцены сомкнулись с разрушительной атакой на ее эстетической ценности. Полнота художественной мышления стала возвращаться в театр с середины 50-х годов. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиболее ортодоксальных нормативов соцреализма и норм «воинствующего гуманизма» во имя просто гуманизма, ознакомление с современными теориями мирового искусства всесторонне подняли уровень сценической культуры. Распад коммунистической системы толкнул театр Башкортостана на самобытные поэтические решения, в которых стали вызревать новые эстетические концепции. Наиболее плодотворна из них коцепция совмещающая творческие факторы реализма, мифологии, модернизма. Она вызревала исповдоль и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в творчестве Ш.Муртазиной, Еникеева. Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв. формировался и развивался под благотворным влиянием русской православной культуры. Первый спектакль 1-й профессиональной труппы под руководсивом И.Б.
Кудашева-Ашкадарского «Ученые и невежды», как и многие другие произведения раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье…». Труппа выступившая под названием «Мусульманская драма и мелодрама», дала начало основным театральным объединениям края. Это прежде всего, «Саяр», «Нур» и труппа Муртазина-Иманского «Ширкэт», творчество которых сыграло роль в становлении как татарского, так и башкирского театра. Движение в сторону поэтического синтеза предстало в творчестве М. Файзи, утвержденного в татарский а затем в башкирской драматургии жанр музыкальной мелодрамы. После октябрьской революции силы татарского театра были сосредоточены в труппах уфы и Стерлитамака и состовляли часть художественной традиции башкирской национальной сцены. Дальнейшая история татарского театра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в республике было организовано несколько колхозно-совхозных театров. В начале 90-х созданы 2 татарских сценических коллектива – Уфимский татарский государственный театр «Нур» и Туймазинский драматический театр.
Государственное объединение г. Стерлитамака было учреждено в 1990 году под названием театрально-культурного объединения «САММИ» (союз актеров, менеджеров, меценатов, интеллектуалов).
Впервые в театре оперы и балета (6 класс)
... класс. Русский язык Также читают: Картинка к сочинению Впервые в театре оперы и балета Популярные сегодня темы Автор использует приём ... описание героев и амбициозных деятелей Главный герой произведения является истинным патриотом. Он готов отдать жизнь за родину. ... одна из жизненно важных категорий в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его ...
В его состав входили профессиональный драматический театр, художественно-коммерческий клуб «Бизнес-клуб», любительский театр варьете, рок-ансамбль и другие. Однако, с 1991 года это объединение было реорганизовано и стало включать в себя русский драматический театр, башкирский театр драмы и театр танца.
Русский драматический театр Стерлитамака был учрежден в 1946 году и получил название Стерлитамакский русский драматический театр. Его труппа первоначально сформировалась из актеров Белорецкого и Бирского городских драматических театров, ансамбля оперетты при Башкирской государственной филармонии и Уфимского русского драматического театра. Художественное руководство театром осуществляли К.Х. Шахбазиди, В.И. Гриценко и Е.А. Меркулович. В репертуаре театра преобладали военно-патриотические и производственные темы, которые были воплощены в спектаклях, таких как «Молодая гвардия» по одноименному роману А.Ф. Плевеева, «Два капитана» Каверина и другие. Классическая драматургия также занимала важное место в репертуаре театра, включая произведения У. Шекспира, Ф. Шиллера, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, О. де Бальзака, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Лескова, Д.М. Мамина-Сибиряка, А.М. Горького и других известных авторов.
В последующие годы в репертуаре Стерлитамакского русского драматического театра были поставлены такие спектакли, как «Тихий дон» по роману М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «В ночь ленного затмения» М. Карима, «Чайка» А.П. Чехова, «Реквием по монахине» А. Камю и Фолкнера, «Сотворившая чудо» У. Гибсона и другие.
Башкирский театр драмы в Стерлитамаке был учрежден в 1991 году. Художественным руководителем театра является Ильясова. В его труппе работают такие актеры, как А. Хусаинов, К. Исламгулова и другие. Репертуар театра включает в себя спектакли, такие как «Наследники» по драме Б. Исабекова, «Сквозь потери» Юмагулова и другие.
Театр танца Стерлитамака был учрежден в 1991 году. Художественным руководителем театра является Х.А. Ишбердин. В его составе работают танцовщики, такие как Р. Фазуилова, А. Гадельшина, Э. Даутова и другие. В репертуаре театра представлены танцевально-сценические представления, включающие балетные спектакли малых форм, хореографические миниатюры и танцевальные композиции на темы преимущественно башкирского фольклора, такие как «Зов предков», «Порт-Артур», «Маршрут» и другие. Солисты театра были награждены дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов.
Таким образом, Государственное объединение г. Стерлитамака является важным культурным центром, включающим в себя русский драматический театр, башкирский театр драмы и театр танца. Эти театры представляют широкий репертуар, включающий как классическую драматургию, так и современные произведения, и имеют заслуженную репутацию как в Стерлитамаке, так и во всей России.
Раздел 2. Каждый театр — свой мир. Театры Уфы.
2.1. Театр оперы и балета.
Государственный Театр оперы и балета открыт как Башкирский государственный театр 14 декабря 1938 в Уфе, в здании бывшего Аксаковского народного дома, С 1941 Башкирский государственный театр оперы и балета, с 1993 современное название. Основу оперной труппы составили выпускники студии Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, участвовавшие в первом оперном спектакле «Прекрасная мельничиха» Д.Паизелло (на баш.языке).
Впервые в театре оперы и балета (6 класс русский язык)
... я запомнила этот день на всю жизнь. И всем советую при первой же возможности посетить театр оперы и балета. Впервые в театре оперы и балета Несколько интересных сочинений Иван Алексеевич Бунин является выдающимся писателем, которого ... когда была по своим делам в этом городе, купила два билета на балет под названием «Лебединое озеро». Мне было лет десять и название постановки мне не понравилось. ...
Среди исполнителей Б.Н. Валеева, Ш.В.Валиахметова, Х.Л. Галимов, В.Н. Галкин, Ильбаева, Максутова, Калинина, Хабабуллин. В 1941 в театре организавана балетная труппа из артистов окончивших баш. Отделение Ленинградского хореографического училища. Среди них З.Насретдинова,Г. Сулейманова, Т. Худайбердина, Н. Юлтаева, Ф.Юсупов. Оркестр и хор формировались из выпускников уфимского музыкального училища. Значительный вклад в становление театра внас П.М.Славинский, главный дирижер и первых художественный руководитель (1935-45).
В довоенный период были поставлены произведения зарубежных, русских и советских композиторов.: оперы «Тайный брак» Д.Чимарозы (1938), «Фауст» Ш.Гуно (1941), «Русалка» А.С.Даргомыжского (1941), «Ер-таргын» Е.Брусиловского и др. Важным событием стала премьера первой башкирской оперы «Хакмар» М.М. Валеева(1940), В годы великой отечественной войны совместно с артистами эвакуированными в Уфу Украинского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко осуществлены постановки опер «Иван Сусанин» М.И. Глинки и «Аида» Дж.Верди. На сцене театра были поставлены произведения национального репертуара: оперы «Карлугас» Н.К. Чемберджи (1941), «Акбузат» Х.Ш.Заимова 1942, «Салават Юлаев» 1955, «Кодаса», «Шаура», «Волны Агидели», «ПослыУрала» — все Исмагилова, «Буря» — Муртазина, «Современники» Ахметова, «Черные воды», «В ночь лунного затмения» — Низамутдинова, «Журавлиная песнь» — Степанова, «Горный орел» — Ахметова, Сабитова (1959), «Гульназира», «Люблю тебя жизнь», «Страна Айгуль» (1971) Сабитова, «Маугли», «Вночь лунного затмения» 1982 – Ахметова, «Легенда о курае» — Хасанова (1979).
Среди постановок русской и зарубежной классики опера «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» Бизе», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Аида», «Отелло» Верди, балет «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского, «Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса. В репертуаре были представлены произведения современных отечественных композиторов: балет «Бахчисаройский фантан» Б.В. Асафьева «Ромео и Джульетта» А.П. Прокофьева. «Капмен сюита» Р.К.Щедрин и др. Башкирская оперная студия была создана в 1932 году по инициативе выдающегося певца, композитора, общественного деятеля Г. Альмухаметова в целях подготовки национальных артистических и композиторских кадров республики. В течение первых двух лет Башкирский оперный театр дал 13 премьер, более полумиллиона зрителей посетили театр. В афише значились произведения русской и зарубежной классики, оперы советских композиторов: «Тайный брак» Чимароза, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Аршин мал алан» основоположника азербайджанской национальной композиторской школы У. Гаджибекова, оперы «Ер таргын» казахского композитора Е. Брусиловского и «Качкын» татарского композитора Н. Жиганова и другие. 8 февраля 1940 года на сцене театра состоялась премьера первой башкирской оперы — «Хак-мар» М. Валеева, а через несколько месяцев, в декабре, поставлена опера «Мергэн» А. Эйхенвальда. В балетной труппе театра в первые годы работали выпускники башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище, балетного отделения Башкирского театрального училища и группа танцовщиков ансамбля народного танца. В числе первых выпускников прославленного Вагановского училища З. Насретдинова, Х. Сафиуллин, Т. Худайбердина, Ф. Саттаров, Ф. Юсупов, Г. Хафизова, Р. Дербишева. Первая балетная постановка театра — «Коппелия» Л. Делиба состоялась в 1940 году. В годы Великой Отечественной войны в Уфу был эвакуирован Киевский государственный театр оперы и балета им. Т. Шевченко, оказавший большое влияние на процесс становления башкирской оперы. В составе труппы, приехавшей в Уфу, были известный оперный дирижёр В. Йориш, режиссёры Н. Смолич и его сын Д. Смолич, прославленные певцы М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, З. Гайдай, К. Лаптев, А. Иванов, молодые Л. Руденко, И. Масленникова. В марте 1944 года состоялась премьера первого башкирского балета «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова. После войны художественным руководителем театра и режиссёром стал Г. Хабибуллин; спектаклями дирижировали Х. Файзуллин, Л. Инсаров, Х. Хамматов. Здесь работали художники Г. Имашева и М. Арсланов. В театре выросла целая плеяда талантливых исполнителей. Наряду с певцами старшего поколения — Г. Хабибуллиным, Б. Валеевой, М. Хисматуллиным, М. Салигаскаровой успешно выступали и более молодые исполнители: Х. Мазитов, З. Махмутов, Н. Абдеев, Н. Бызина, И. Ивашков, С. Галимова, Н. Аллаярова и другие. Путь башкирского балета неразрывно связан с именами З. Насретдиновой, Т. Худайбердиной, Г. Сулеймановой, Ф. Нафиковой, М. Тагировой, Х. Сафиуллина, Ф.Саттарова. С историей Башкирского государственного театра оперы и балета неразрывно связано имя выдающегося танцовщика XX века Рудольфа Нуреева. Четыре года он занимался в балетной студии при театре (педагоги Зайтуна Бахтиярова и Халяф Сафиуллин).
Оперы Загира Исмагилова
... Салавате Юлаеве. Премьера (в 1-й редакции) состоялась 15 апреля 1955 года в Башкирском Государственном Театре Оперы и Балета (БТОБ). Дирижер В.В. Целиковский, режиссеры - постановщики: А.Н. Бакалейников, А.К. ... без оперы о национальном герое. Доверить либретто, это детище известного поэта Баязита Бикбая, недоучившемуся студенту? Как можно? Но тут принципиальность проявил сам автор: или ...
В 1953 году Нуреев был принят в балетную труппу театра. Именно на этой сцене он сделал первые шаги к мировой балетной карьере. В партии Джигита в балете «Журавлиная песнь» Рудольф Нуреев обратил на себя внимание специалистов во время известной Декады башкирского искусства в Москве в 1955 году и был приглашён на учёбу в Ленинградское хореографическое училище. Начиная с 1991 года, в Уфе ежегодно проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», с участием оперных звёзд российских и зарубежных театров. Идея возникновения фестиваля связана с оперным дебютом Федора Шаляпина в Уфе 18 декабря 1890 года (партия Стольника в опере Монюшко «Галька»).
В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали народные артисты СССР Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, артисты из Латвии, Грузии, Германии, солисты Большого и Мариинского театров, а также музыкальных театров Саратова, Самары, Перми и других городов России. В декабре 2001 года прошёл юбилейный — десятый по счету фестиваль. Он открылся премьерой оперы Верди «Травиата» на итальянском языке. 3 С марта 1993 года проходят фестивали балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Первый фестиваль организован по предложению почётного президента комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО, члена Парижской Академии Танца, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР и РБ Юрия Григоровича и прошёл с участием его труппы «Григорович-балет». В 1993 году к 55-летнему юбилею Башкирского государственного театра оперы и балета открылся музей театра. Он расположился в двух залах первого этажа театра, левее центральной лестницы. Здесь представлены предметы реквизита и личные вещи знаменитых артистов, награды коллектива, эскизы декораций и театральные костюмы, фотографии и афиши к спектаклям 30-70-х годов. Гордость музея – зал «Эрмитаж», расположенный на втором этаже. С 2008 года там располагается экспозиция личных вещей Рудольфа Нуреева. 156 артефактов из жизни и творчества гениального танцовщика XX века – подарок театру от Международного фонда имени Р.Нуреева (Великобритания).
Театр как вида искусства
... свою». Все выше изложенное обусловливает актуальность темы курсовой работы. Цель теоретической части курсовой работы – рассмотреть театр как вид искусства и его специфические особенности. Тема экспериментального исследования ... в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр – коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, ...
В 2004 году опера Загира Исмагилова «Кахым-туря» стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижёра». В 2006 году спектакль «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта в постановке У.Шварца был выдвинут в трех номинациях. «Золотая маска» — «За поддержку национального театрального искусства» — вручена бывшему Президенту Республики Башкортостан М.Г.Рахимову. В 2007 году на премию претендовала опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в пяти номинациях. В 2008 году премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» удостоена народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. За выдающийся вклад в культурные достижения Совет международного биографического центра (Кембридж, Великобритания) присудил Зайтуне Насретдиновой почетное звание «Международный профессионал». В 2007 году редакционной коллегией и творческим советом журнала «Балет» она удостоена приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца». В 2008 году призом «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» награжден заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Шамиль Терегулов. В 2006 года театру присуждена Премия Правительства России имени Ф.Волкова в номинации «Лучший творческий коллектив». Она была вручена на VII Международном Волковском фестивале в Ярославле, который открылся балетом «Аркаим» Л.Исмагиловой. В 2008 году коллектив симфонического оркестра успешно выступил на гастролях в Южной Корее и был удостоен высокой награды – копии Короны I Корейского императора. В 2009 году открылся Малый зал театра. На новой площадке уже идут новые спектакли: «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Вакханалия» К.Сен-Санса, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «День рождения Кота Леопольда» Б.Савельева. Творческие принципы, формировавшиеся в течение семи десятилетий, живут и развиваются. Бережное отношение к традициям, заложенное предыдущими поколениями, опыт, постоянное совершенствование мастерства, укрепление профессионализма. Залог успеха театра – высокопрофессиональные творческие коллективы. Артисты БГТОиБ – лауреаты, дипломанты республиканских, российских и международных конкурсов, обладатели государственных и республиканских премий. Мастера сцены удостоены почётных званий, среди которых 1 народный артист РФ, 7 – заслуженные артисты РФ, 4 – заслуженные деятели искусств РФ, 15 – народные артисты РБ, 50 – заслуженные артисты РБ, 4 – заслуженные деятели искусств РБ. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.
2.2 Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова.
Изначально здание Башгосфилармонии представляло собой каменное двухэтажное здание (бывшая Синагога), находящееся на улице Гоголя. Этот архитектурный комплекс начал сооружаться в 1930-х гг. после закрытия еврейского молельного дома, который в течение 15 лет располагался в помещении нынешнего центрального фойе. В 1931 г. началось кардинальное переустройство здания, которое стало называться «Клуб имени М.С. Погребинского» (Руководитель НКВД БАССР).
«Студентом года-2016» стала душанбинка, написавшая лучшее о Лидере нации
... Субхонкул Субхонкулов. Согласно положению конкурса, финалисты в первом туре написали сочинение на тему «Молодежь - последователи Лидера нации и защитники достижения независимости». Во втором туре студенты с использованием ... стал победителем того конкурса, так и осталось неизвестным: Комитет после 20 апреля не распространил информацию о подведении его итогов. Эмомали Рахмону в конце минувшего года ...
В течение 30-х гг. бывший молельный зал и 2-х этажный жилой дом «кирпичного стиля» весьма удачно в архитектурном отношении были встроены в одно большое здание, оказавшись обустроенными со всех сторон новыми стенами и помещениями.4 Родился уникальный для Уфы новый театральный комплекс, в котором находилась Башгосфилармония и Русский драматический театр.
В 1982 году Министерство культуры БАССР приняло решение о передаче старого здания и оборудования Русского драматического театра на баланс Башкирской государственной филармонии. Это решение было связано со строительством нового здания для театра. Здание, расположенное по улице Гоголя в г. Уфе, где сейчас размещается Башгосфилармония, было признано памятником архитектуры конца XIX века и поставлено на государственную охрану республиканского значения.
Основной целью создания Башкирской государственной филармонии было удовлетворение духовных потребностей населения республики в различных видах искусства, таких как сценическое, музыкальное и хореографическое искусство. Также была проведена широкая пропаганда лучших образцов русской и европейской музыкальной и литературной классики, музыки народов республики, народного творчества, произведений современных композиторов и писателей среди народных масс.
На сегодняшний день Башкирская государственная филармония располагает двумя концертными залами. Малый зал, также известный как Органный зал, рассчитан на 300 мест, а Большой зал вмещает 633 места. В 1948 году открылся Концертный зал, который впоследствии стал Малым залом. В 1986 году в этом зале был установлен орган немецкой фирмы «Sauer». 8 марта 1987 года, в Международный женский день, первым музыкантом, исполнившим музыку на уфимском органе, стал известный органист и композитор Олег Янчинко из Москвы.
Органное искусство в Республике Башкортостан
В Республике Башкортостан первым органистом стал Владислав Муртазин, который стал лауреатом Всероссийского конкурса и народным артистом РБ. Его концерты всегда привлекают огромный интерес поклонников органной музыки. Благодаря его творческому энтузиазму был организован Международный фестиваль органного искусства, на котором выступают самые талантливые музыканты из разных стран, включая Россию, Францию, Германию, Швейцарию и другие.
Международные фестивали в Большом зале филармонии
Большой зал филармонии стал местом проведения настоящих музыкальных праздников. Здесь ежегодно проходят Международный фестиваль камерной и симфонической музыки, Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера».
В рамках этих фестивалей на сцене Большого зала выступали такие известные коллективы, как Национальный филармонический оркестр России и государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, а также Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии под управлением Юрия Симонова. Среди солистов, выступавших на этих фестивалях, были такие известные имена, как Дмитрий Хворостовский и Денис Мацуев.
Вечера джазовой музыки
Каждый год в Большом зале филармонии также проходят вечера джазовой музыки, которые привлекают уфимскую аудиторию парадом звезд. Талантливые музыканты, такие как Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Сергей Манукян, Сергей Чипенко и Даниил Крамер, своим выступлением вызывают бурю восторга у зрителей.
Таким образом, органное искусство в Республике Башкортостан занимает особое место благодаря творческому энтузиазму Владислава Муртазина и организованным им международным фестивалям. Большой зал филармонии стал площадкой для проведения различных музыкальных мероприятий, включая фестивали камерной и симфонической музыки, джазовые вечера, привлекая известных музыкантов и восторженную аудиторию.