«Готовность ребенка к школе»

Эссе

Эссе

по дисциплине: «Основы психологического сопровождения в образовании»

на тему: «Готовность ребенка к школе»

Тема готовности ребенка к школе связана с важным этапом жизни – вступлением ребенка в статус школьника, первоклассника. Законодательство установило, что дети могут начать ходить в школу с шести с половиной лет, но не позже достижения ими восьми лет. Другими словами, в первом классе можно наблюдать достаточный разброс по возрасту, а шестилетний ребенок зачастую отличается от восьмилетнего достаточно сильно. К тому же не каждый готов к смене роли, к началу учебы, ведь это качественно новая ступень в обучении и социализации.

Я думаю, что родители обычно судят о том, когда отдавать ребенка в школу, именно по возрасту, возможно, не учитывая его реальные возможности. Так возникает необходимость описания того, что же подразумевают под готовностью ребенка к школе.

Анна Анастази определяет данный термин как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками».

В.С. Мухина пишет, что готовность к школьному обучению — это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, будущий школьник должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. В данное определение входят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению; эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций; потребность в общении с детьми, способность подчиняться интересам и условностям детских групп, а так же со способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Многие исследователи в данной области выделяют «позицию школьника» как необходимое новообразование, являющееся критерием способности к школьному обучению. Л.И. Божович подразумевает под внутренней позицией школьника объединение потребностей ребенка в познании и в общении, отражающее новый этап развития самосознания ребенка и выражающееся через определенные формы поведения.

17 стр., 8379 слов

Одаренные дети и особенности их обучения в дополнительном образовании

... от творчества. ·Концептуальные позиции ·Научной основой дифференциации детей по способностям и обучения одарённых является учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов. А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, ... литературную, конструктивно-техническую и т.п.). По форме: явную, скрытую. По особенностям возраста: раннюю и позднюю одарённость. Дж. Рензулли предложил трёхкольцевую модель одарённости ...

Кроме того, готовность к школьному обучению включает в себя три компонента:

  • Физический

  • Специальный

  • Психологический.

Развитие ребенка в данных сферах позволяет определить степень его успешности и адаптации к новым условиям и обязанностям.

Физический компонент готовности характеризует состояние здоровья ребенка, функционирование основных систем организма. Ведь вряд ли постоянно болеющему или имеющему тяжелое хроническое заболевание ребенку будет легко приспособиться к школе. К тому же, домашние и классные задания – это дополнительная нагрузка для мозга, которую, к сожалению, не все дети могут выдержать.

Некоторые исследователи выделяют специальный компонент – способность к письму и счету. Я думаю, это связано с тем, что многие современные дети, поступая в школу, уже в некоторой степени знакомы с буквами и цифрами.

Наибольшее значение для нас имеет психологическая готовность. В ее структуре выделяют интеллектуальную, мотивационно-личностную и эмоционально-волевую готовность к обучению.

Интеллектуальная готовность отражает развитие познавательных процессов, функциональное созревание структур головного мозга. Сюда входят выделение фигуры из фона, аналитическое мышление, сенсомоторная координация, речевое развитие, логическое запоминание и т.д.

Данный вид готовности диагностируется следующими методиками:

  • Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера

  • Прогрессивные матрицы Равена

  • Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

  • Заучивание 10 слов

  • Методика «Четвертый лишний»

  • Методика «Лабиринты»

  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной

  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС Е.И. Щелбановой, И.С. Авериной.

    13 стр., 6264 слов

    Методика обучения русской поэзии иностранных студентов

    ... основы преподавания литературы изучаемого языка и поэзии иностранным студентам, .1 Исходные принципы методики обучения литературе в ... В рамках настоящей работы мы пытаемся рассмотреть этот фундамент в процессе обучения русскому языку в иностранной аудитории. Актуальность вопроса обучения ... от свойств личности, стиля ее деятельности, способностей и черт характера. Если раскрывать компонентный ...

Эмоционально-волевая готовность предполагает хорошую эмоциональную устойчивость, наличие положительного отношения к школьным занятиям, сформированность «внутренней позиции школьника», т. е. наличие представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.

Для исследования данного вида готовности можно использовать следующие методы и методики:

  • Метод беседы

  • Метод наблюдения

  • Методика «Пиктограммы»

  • Цветовой тест Люшера

  • Проективные рисуночные тесты

  • Наблюдение

Мотивационно-личностная готовность к школьному обучению подразумевает способность к произвольной регуляции своей деятельности.

  • Беседа

  • Экспериментальная игра «Школа»

  • Методика «Определение доминирования игровых или учебных мотивов поведения», модификация методики Н.Л. Белопольской

  • Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

  • Методика выявления осознанности различных компонентов мотива А.П. Ермолина и Е.П. Ильина

Таким образом, существует множество методик для диагностики психологической готовности ребенка к школе. Их проведение поможет родителям убедиться в том, что их ребенок действительно готов к новому этапу своей жизни, сможет адаптироваться и успешно учиться, не перенапрягая свой организм.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-kak-ya-gotovlyus-k-shkole/

  1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.

  2. Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследова­ние ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 100 с.