Эссе
по дисциплине: «Основы психологического сопровождения в образовании»
на тему: «Готовность ребенка к школе»
Тема готовности ребенка к школе связана с важным этапом жизни – вступлением ребенка в статус школьника, первоклассника. Законодательство установило, что дети могут начать ходить в школу с шести с половиной лет, но не позже достижения ими восьми лет. Другими словами, в первом классе можно наблюдать достаточный разброс по возрасту, а шестилетний ребенок зачастую отличается от восьмилетнего достаточно сильно. К тому же не каждый готов к смене роли, к началу учебы, ведь это качественно новая ступень в обучении и социализации.
Я думаю, что родители обычно судят о том, когда отдавать ребенка в школу, именно по возрасту, возможно, не учитывая его реальные возможности. Так возникает необходимость описания того, что же подразумевают под готовностью ребенка к школе.
Анна Анастази определяет данный термин как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками».
В.С. Мухина пишет, что готовность к школьному обучению — это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, будущий школьник должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. В данное определение входят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению; эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций; потребность в общении с детьми, способность подчиняться интересам и условностям детских групп, а так же со способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Многие исследователи в данной области выделяют «позицию школьника» как необходимое новообразование, являющееся критерием способности к школьному обучению. Л.И. Божович подразумевает под внутренней позицией школьника объединение потребностей ребенка в познании и в общении, отражающее новый этап развития самосознания ребенка и выражающееся через определенные формы поведения.
«Теоретические основы развития творческих способностей младших ...
... творческих способностей младших школьников в процессе обучения лепке; наблюдения за деятельностью детей; анализ детских работ; фотосъемка. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ История развития лепки Скульптура – один из древнейших ...
Кроме того, готовность к школьному обучению включает в себя три компонента:
-
Физический
-
Специальный
-
Психологический.
Развитие ребенка в данных сферах позволяет определить степень его успешности и адаптации к новым условиям и обязанностям.
Физический компонент готовности характеризует состояние здоровья ребенка, функционирование основных систем организма. Ведь вряд ли постоянно болеющему или имеющему тяжелое хроническое заболевание ребенку будет легко приспособиться к школе. К тому же, домашние и классные задания – это дополнительная нагрузка для мозга, которую, к сожалению, не все дети могут выдержать.
Некоторые исследователи выделяют специальный компонент – способность к письму и счету. Я думаю, это связано с тем, что многие современные дети, поступая в школу, уже в некоторой степени знакомы с буквами и цифрами.
Наибольшее значение для нас имеет психологическая готовность. В ее структуре выделяют интеллектуальную, мотивационно-личностную и эмоционально-волевую готовность к обучению.
Интеллектуальная готовность отражает развитие познавательных процессов, функциональное созревание структур головного мозга. Сюда входят выделение фигуры из фона, аналитическое мышление, сенсомоторная координация, речевое развитие, логическое запоминание и т.д.
Данный вид готовности диагностируется следующими методиками:
-
Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера
-
Прогрессивные матрицы Равена
-
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
-
Заучивание 10 слов
-
Методика «Четвертый лишний»
-
Методика «Лабиринты»
-
Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
-
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС Е.И. Щелбановой, И.С. Авериной.
Эмоционально-волевая готовность предполагает хорошую эмоциональную устойчивость, наличие положительного отношения к школьным занятиям, сформированность «внутренней позиции школьника», т. е. наличие представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.
Методика ознакомления детей с художественной литературой
... Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, ... художественного текста начинается с его восприятия. У ребенка должна быть сформирована готовность ... Дидактика начального обучения должна считаться с тем, что: ...
Для исследования данного вида готовности можно использовать следующие методы и методики:
-
Метод беседы
-
Метод наблюдения
-
Методика «Пиктограммы»
-
Цветовой тест Люшера
-
Проективные рисуночные тесты
-
Наблюдение
Мотивационно-личностная готовность к школьному обучению подразумевает способность к произвольной регуляции своей деятельности.
-
Беседа
-
Экспериментальная игра «Школа»
-
Методика «Определение доминирования игровых или учебных мотивов поведения», модификация методики Н.Л. Белопольской
-
Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и учебным предметам»
-
Методика выявления осознанности различных компонентов мотива А.П. Ермолина и Е.П. Ильина
Таким образом, существует множество методик для диагностики психологической готовности ребенка к школе. Их проведение поможет родителям убедиться в том, что их ребенок действительно готов к новому этапу своей жизни, сможет адаптироваться и успешно учиться, не перенапрягая свой организм.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-kak-ya-gotovlyus-k-shkole/
-
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
-
Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 100 с.