Введение
Тема готовности ребенка к школе является актуальной и важной в современном образовательном пространстве. Вступление ребенка в статус школьника является значимым этапом его жизни. Несмотря на законодательное ограничение, согласно которому дети могут начинать ходить в школу с шести с половиной лет, а не позже достижения ими восьми лет, возрастное разнообразие первоклассников остается значительным. Кроме того, готовность к школе – это не только возрастная категория, но и качественный складчик умений, знаний, способностей и мотивации, который помогает ребенку успешно усваивать школьную программу и приспосабливаться в социальной образовательной среде.[1]
В настоящее время существует несколько трактовок понятия «готовность ребенка к школе». Анна Анастази определяет данный термин как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками».[2] В.С. Мухина придерживается мнения, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, формирующееся в результате социального созревания ребенка, внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.[3] Согласно С. Штребелу, А. Керну, Я. Йирасеку, будущий школьник должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. В их определении включены такие аспекты, как способность к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению; эмоциональная устойчивость и отсутствие импульсивных реакций; потребность в общении с детьми, способность встраиваться в коллектив и социальная роль школьника в обучающей ситуации.[4]
Множество исследований посвящены изучению факторов, влияющих на готовность ребенка к школе. Однако, среди них не существует общепринятого консенсуса насчет того, какие именно показатели являются наиболее значимыми и надежными в определении готовности к школе.[5] Очевидно, что данная тема требует дальнейших исследований и уточнения. В данном эссе мы призываем к углубленному изучению факторов, влияющих на готовность ребенка к школе, а также разработке эффективных практик психологического сопровождения в процессе адаптации первоклассников к новым образовательным и социальным условиям.
Выводы
Готовность ребенка к школе – это сложное многогранный процесс, требующий наличия определенных навыков, знаний и мотивации. Все это формируется в процессе социального созревания ребенка и внутренних противоречий, возникающих у него. Однако, несмотря на возрастное ограничение вступления в школу, существует разнообразие существенных отличий между детьми первоклассниками. Поэтому требуется более глубокое и детальное исследование факторов, влияющих на готовность ребенка к школе, а также создание эффективных методов психологического сопровождения этого процесса.
Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...
... действиями (ребенок действует, как в реальной ситуации). Изображение, речь и игра у дошкольников в процессе изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое. Психологическая готовность ребё ... воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Своеобразие творческой изобразительной деятельности дошкольников заключается прежде всего в том, что маленький ребенок, включаясь в ...
Список литературы:
- Анастази А. Готовность младших школьников к обучению в школе: Теория и практика. – М.: Логос, 2002.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Когито-центр, 2002.
- Штребель С., Керн А., Йирасек Я. Особенности перехода детей от дома в школу // Вопросы психологии. – 2003. – №2. – С. 47-57.
Многие исследователи в данной области выделяют «позицию школьника» как необходимое новообразование, являющееся критерием способности к школьному обучению. Л.И. Божович подразумевает под внутренней позицией школьника объединение потребностей ребенка в познании и в общении, отражающее новый этап развития самосознания ребенка и выражающееся через определенные формы поведения.
Кроме того, готовность к школьному обучению включает в себя три компонента:
-
Физический
-
Специальный
-
Психологический.
Развитие ребенка в данных сферах позволяет определить степень его успешности и адаптации к новым условиям и обязанностям.
Физический компонент готовности характеризует состояние здоровья ребенка, функционирование основных систем организма. Ведь вряд ли постоянно болеющему или имеющему тяжелое хроническое заболевание ребенку будет легко приспособиться к школе. К тому же, домашние и классные задания – это дополнительная нагрузка для мозга, которую, к сожалению, не все дети могут выдержать.
Некоторые исследователи выделяют специальный компонент – способность к письму и счету. Я думаю, это связано с тем, что многие современные дети, поступая в школу, уже в некоторой степени знакомы с буквами и цифрами.
Наибольшее значение для нас имеет психологическая готовность. В ее структуре выделяют интеллектуальную, мотивационно-личностную и эмоционально-волевую готовность к обучению.
Интеллектуальная готовность отражает развитие познавательных процессов, функциональное созревание структур головного мозга. Сюда входят выделение фигуры из фона, аналитическое мышление, сенсомоторная координация, речевое развитие, логическое запоминание и т.д.
Методика вокального обучения участников ансамбля
... организации детского коллектива; обеспечить педагогические условия, способствующие музыкально-певческому развитию детей; учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей (10-12 лет); разработать методику вокального обучения, направленную на музыкально-певческое развитие детей. ... Школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы ...
Данный вид готовности диагностируется следующими методиками:
-
Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера
-
Прогрессивные матрицы Равена
-
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
-
Заучивание 10 слов
-
Методика «Четвертый лишний»
-
Методика «Лабиринты»
-
Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
-
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС Е.И. Щелбановой, И.С. Авериной.
Эмоционально-волевая готовность предполагает хорошую эмоциональную устойчивость, наличие положительного отношения к школьным занятиям, сформированность «внутренней позиции школьника», т. е. наличие представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.
Для исследования данного вида готовности можно использовать следующие методы и методики:
-
Метод беседы
-
Метод наблюдения
-
Методика «Пиктограммы»
-
Цветовой тест Люшера
-
Проективные рисуночные тесты
-
Наблюдение
Мотивационно-личностная готовность к школьному обучению подразумевает способность к произвольной регуляции своей деятельности.
-
Беседа
-
Экспериментальная игра «Школа»
-
Методика «Определение доминирования игровых или учебных мотивов поведения», модификация методики Н.Л. Белопольской
-
Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и учебным предметам»
12 стр., 5736 словДиагностика творческих способностей личности
... различные методы исследования. Полученные результаты исследования имеют практическое значение для психологов и педагогов, которые смогут применить разработанные методики диагностики творческих способностей для ... выделение видов и уровней творчества, а также охарактеризовать методы диагностики творческих способностей. Методологическая основа исследования включает в себя психоаналитическую теорию. ...
-
Методика выявления осознанности различных компонентов мотива А.П. Ермолина и Е.П. Ильина
Таким образом, существует множество методик для диагностики психологической готовности ребенка к школе. Их проведение поможет родителям убедиться в том, что их ребенок действительно готов к новому этапу своей жизни, сможет адаптироваться и успешно учиться, не перенапрягая свой организм.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-kak-ya-gotovlyus-k-shkole/
-
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
-
Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 100 с.