Особенности общения воспитателя с детьми

Эссе

«Эссе на тему «Особенности общения воспитателя с детьми».»

Эссе на тему «Особенности общения воспитателя с детьми».

Автор: Воспитатель ГБОУ Школа № 2072 д/о 4,

Мануш Марина Юрьевна

г. Москва, 2019 г.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию»

Л.Н.Толстой.

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с детьми, зависит степень их познавательного развития. Общение является важным условием социализации личности.

Педагогическое общение что это?

В процессе своей работы я пришла к выводу, что педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности ребенка по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. Мы знаем, что информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами.

Речевое общение (вербальное)– это общение посредством слова. А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками.

Невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук), эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога. Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается детьми.

Принципы профессионального общения воспитателя с детьми

В работе воспитателя для организации оптимального педагогического общения мне помогают принципы и правила личностно-ориентированной педагогики:

5 стр., 2077 слов

Роль общения в профессиональной деятельности человека

... представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. В данной работе рассматривается роль общения в профессиональной деятельности человека. Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются ...

1. Уважение личности ребенка, его мнения.

2. Принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка : его характера, привычек, предпочтений, темпа восприятия и деятельности.

4. Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка.

5. Сотрудничество, совместная деятельность с детьми.

Особенности педагогического общения: структура и условия эффективности.

В педагогике принято выделять структуру правильного, полноценного общения. Состоит оно из следующих компонентов:

Коммуникативная, Интерактивная, Перцептивный

Кроме того, в этом процессе ребенок должен научиться оценивать не только себя, но и других людей.

Коммуникация в педагогической профессии.

Думаю, что умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли, в работе педагога очень важная сторона коммуникации. Но для педагога не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная – перцептивная – функция общения позволяет педагогу не только понимать ребенка, но и чувствовать его состояние, настроение к воспитательному процессу в целом.

Для познания и понимания воспитанников нужна педагогическая эмпатия, она проявляется в умении учителя мысленно поставить себя на место ребенка, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. Но это возможно лишь тогда, когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми. Воспитатель, владеющий объективно воспринимающий воспитанников, может успешно строить педагогическое общение, корректировать его, управлять им.

Педагогическая деятельность.

Так как, педагогическая деятельность основывается на идеях поликультурного воспитания, культуроведческого образования, личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного подходов, то одним из наиболее эффективных и результативных методов обучения это метод обучения в сотрудничестве, который обеспечивают не только творческую самореализацию, но и оказывают положительное влияние на взаимодействие между педагогом и ребенком. Наилучших результатов в обучении и учении можно достичь только на хорошем эмоциональном фоне, в атмосфере доброжелательности и уважительного отношения к друг другу. Лучший способ найти общий язык с ребёнком – это жить в мире детей, жить их интересами, увлечениями и желаниями. Тогда следствием таких доброжелательных, открытых отношений и живого общения с детьми станет повышение их мотивации к обучению, а отсюда – и оптимальный результат.

Заключение.

Как действующий педагог хочу сказать, главное любить ребенка, почаще применять игровые формы, во всех видах педагогической деятельности, тогда результат не заставит себя долго ждать.

Замечу так же, что эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения, его коммуникативной культурой, индивидуальностью педагога, ну и конечно от особенностей детей, их возраста, пола, воспитанности.

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

Выделение названных функций общения – условно, так как в реальном педагогическом процессе все они взаимосвязаны.