«Педагогическая деятельность относится к сфере науки или к сфере искусства?»

Эссе

Эссе «Педагогическая деятельность относится к сфере науки или к сфере искусства?»

Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».

При рассмотрении данной темы, на мой взгляд, необходимо обозначить некие критерии, согласно которым, в последствии, мы и сделаем заключение о принадлежности педагогической деятельности к одной из указанных сфер (или, соответственно, к обеим).

Сразу оговорюсь — я лицо не только заинтересованное (в силу принадлежности к данной профессии), но и абсолютно уверенное в том, что деятельность педагога не просто принадлежит к сфере искусства – она и есть искусство.

Но об этом позже, а сейчас давайте обратимся к теории вопроса.

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. [1]

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.

Например, профессор А. И. Пискунов отмечал: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». В изданном в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… » [5].

К.Д. Ушинский отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

12 стр., 5660 слов

«Воспитание детей искусством хореографии» материал

... посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его ... очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы реферата. Цель данной работы- изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии. Для достижения поставленной цели необходимо ...

«Лишь идея, а не техника и не талант, – подчеркивал Павел Петрович Блонский, – может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика». [4] Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко.

Но, наиболее созвучны с моей внутренней позицией слова педагога С. Соловейчика: «Воспитание и обучение детей — это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика — наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”. [3]

Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?

И разве не искусство — умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

А основа учительского мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть педагогическая наука.

Таким образом, очевидно, что педагогическая профессия, без синтеза обеих составляющих, никогда не даст полноценного результата. Мастерство в совокупности с творческим потенциалом – вот качества истинного педагога!

Я каждый день ощущаю себя и актрисой и учёным, и учителем и учеником, а самое главное – творцом нашего будущего поколения. И тут уж, поверьте, и без науки, и без искусства – никуда…

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/chto-vajnee-iskusstvo-ili-nauka/

1. Хрестоматия по истории педагогики /Сост. Г. П. Вейсберг, Н. А. Желваков, С.

А. Фрумов. Т. 2, Ч. 1., М., 1940. С. 88.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.- 212с.

3. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. — 1989. — N 11. — С. 10-17.

4. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. – 220c.

25 стр., 12367 слов

Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания ...

... умения помочь своим воспитанникам обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений музыкального искусства. Кроме того, юношеский период совпадает с обучением в 10 – 11 классах общеобразовательной школы, где предмет «Музыка» ...

5. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. — М., 1980.- 145с.