Эмпатия как основа педагогической деятельности

Эссе

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Социально-гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

Эссе

на тему: Эмпатия как основа педагогической деятельности.

Выполнил: : студент гр. ДПТ-111 ЗФО

Васин Евгений ДмитриевичПроверил: старший преподаватель

Москоленко И.В.

Кемерово 2013год

Введение.

Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогомличности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности.

Одной из основных педагогических способностей, способствующих быстрому и правильному пониманию внутреннего душевного состояния другого человека, по мнению Е.А. Климова, выступает эмпатия. Она заключается в умении педагога правильно моделировать мотивационную структуру личности ивообще личностные особенности ученика, его эмоциональное состояние, уровень внимания, степень физического и умственного утомления и учитывать их в общении.

Но какова роль эмпатии в эффективном педагогическом общении, в становлении коммуникативной компетентности педагога, пока до конца не изучено.

Я хочу рассмотреть данный вопрос, и понять, какую роль в педагогической деятельности занимаетэмпатия?

Для начала все же разберемся что же такое эмпатия и ее роль в педагогической деятельности? Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпатия способствует преодолению психологических барьеров.

Эссе .

В современных условиях, когда быстро меняются взгляды на различные аспекты жизниобщества, особое значение приобретает пересмотр приоритетов в подготовке детей, юношества к жизни и труду. Соответственно, изменяются требования к психолого-педагогической подготовке будущего учителя.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Организация педагогической деятельности, по мнению П.И. Пидкасистого, требует от педагога учитывать личностные характеристики ученика, его особенности как активного деятельностного субъекта учения. Необходимо неусвоение «передаваемых знаний», а совместное открытие этих знаний, происходящее в ситуации, где присутствуют встреча личностных смыслов педагога и ученика, чувствование друг друга и, безусловно, эмоциональное сопереживание. А эмоциональное сопереживание является одним из важнейших составляющих психологического термина «эмпатия». Если рассматривать это понятие более подробно, то мы узнаем, что эмпатия –одна из форм психического отражения человеком других людей. При этом отражается сама сущность другого (эмпатируемого), его субъективная реальность: что и почему его заботит, побуждает проявлять себя определенным образом.

Рассматривая обязанности педагогов, можем обратить внимание что профессиональный педагог, должен обладать способностью воспринимать учеников, стремиться эмоциональнооткликнуться на их проблемы оказывается перед необходимостью глубинного постижения кого-либо. В ряде ситуаций без этого невозможно воспитывать человека, добиваться его расположения и доверия, создавать ему условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, осуществлять психокоррекцию. Таким образом, эмпатия является одним из профессионально важных качеств педагога, ее можно рассматривать как показатель успешнойпедагогической деятельности, где она выступает как эмоциональная восприимчивость, понимание обучаемых, тактичность, общительность.

Важной характеристикой педагогического процесса является то, что профессиональная деятельность преподавателя эмоционально насыщена и осуществляется в процессе общения, взаимодействия и межличностного восприятия.

Эмпатия на…