Ход урока:
Индуктор
Слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. А что такое мастерская? Это прежде всего работа и ее результат. Есть мастерская художника, мастерская писателя. Представим, что мы тоже находимся в мастерской. Предметом работы станет текст. Результатом – творческая работа. Орудие работы – слово, авторская мысль.
На сегодняшнем уроке мы зададим себе вопрос: «Мы его теряем?». О чем речь? Речь идет о русском языке. Русский язык – это наше богатство, наша культурная ценность. Он является неотъемлемой частью нашей идентичности. Но стоит задуматься, сохраняется ли русский язык в нашей современной жизни? Может ли он быть утрачен, забыт, заменен другими языками?
Цель нашего урока – обсудить эту проблему и понять, как мы можем сохранить и развивать русский язык. Для этого мы будем анализировать тексты, обсуждать их содержание и выражать свое мнение. Также мы познакомимся с требованиями по выполнению творческого задания ЕГЭ, чтобы быть готовыми к его выполнению.
На уроке мы будем развивать наши интеллектуальные умения. Мы научимся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и критически анализировать информацию. Также мы будем развивать наши речевые навыки и творческие способности.
Воспитательные цели нашего урока – способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения. Мы хотим, чтобы каждый из нас бережно и сознательно относился к русскому языку, уважал его и помогал его сохранить.
На уроке мы будем использовать различные материалы, такие как толковые словари, тетради по развитию речи, тексты для работы с заданиями и справочные материалы. Мы также будем использовать карточки для групповой работы и на доске будут выставлены требования к творческой части (сочинению) ЕГЭ.
Мы надеемся, что наш урок поможет нам лучше понять значимость русского языка и научит сохранять и развивать его в нашей современной жизни. Давайте начнем нашу работу в мастерской и создадим что-то по-настоящему ценное – свои мысли и идеи, выраженные на русском языке.
Самостоятельная работа учащихся на уроке
... эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется ... содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве ...
Добро пожаловать в нашу мастерскую! Мы надеемся, что здесь вы найдете всю необходимую помощь и поддержку для успешной подготовки к выполнению творческого задания ЕГЭ. Наша мастерская работает в быстром темпе, поэтому давайте сразу приступим к делу. Желаем удачи и вдохновения каждому из вас!
-
Проблемная задача.
В последнее время все больше внимания уделяется вопросам развития языка и проблемам культуры русской речи. Особенно актуальной стала тема лингвистической экологии, которая рассматривает язык как часть окружающей нас среды.
Одно из стихотворений, посвященных экологии языка, написал Е. Винокуров. Оно называется «Язык» и можно найти в книге Л. И. Скворцовой «Экология слова». Давайте вместе прочитаем его.
(Читаю стихотворение)
Теперь давайте обратим внимание на заголовки газетных и журнальных статей: «Россияне убивают русский язык», «Не наш русский», «Как спасти русский язык?», «Мы его теряем?»
Действительно ли проблема так серьезна и требует активных действий для спасения русского языка? Сегодня в нашей мастерской мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Итак, давайте записывайте ваши темы для обучающего сочинения-рассуждения о русском языке. Тема занятия: «Мы его теряем?».
(Слайд № 1)
-
Деконструкция.
-
Предмет работы у вас на партах – это текст Ганиной. Послушайте его. (Выразительное чтение текста учителем)
-
Фронтальный опрос:
(Русской речи, русскому языку)
(Публицистического)
Определите основную мысль текста, то есть идею. Что это такое? (Это отношение автора к тому, о чем он пишет, чему учит текст, к чему призывает, ради чего написан. Автора текста глубоко волнует небрежное отношение к русскому языку, к слову русскому, и он хочет привлечь наше внимание).
-
Групповая работа по определению проблемы авторской позиции.
Вопрос о проблеме текста
Проблема текста — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения или исследования. Она может быть сформулирована в виде вопроса или оценивания объекта проблемы. В данном случае, проблемой текста является проблема сохранения русского языка и его экологии на современном этапе развития.
Позиция автора
Позиция автора текста заключается в том, что русский язык находится в состоянии проблемы и требует особого внимания. Автор обращает наше внимание на проблему сохранения русского языка и указывает на ее важность. Он приходит к выводу, что сегодня происходит негативное воздействие на русский язык, и это требует дальнейших исследований и решений.
Работа над творческим заданием ЕГЭ
Умение определять проблему текста, комментировать ее и выявлять авторскую позицию проверяются при выполнении творческого задания ЕГЭ. В рамках этого задания мы уже провели работу над корректировкой текста по группам. Каждый участник группы высказывал свое мнение и свои знания. Проверка выполненного задания осуществлялась по трем критериям: К1, К2, К3.
Прочитайте текст и выполните задания
... Ответ: ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 10-17. (1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. (2)Я уже кое ... сочинение по прочитанному тексту. Приступая к выполнению второй части работы, выберете одно из двух предложенных заданий (17.1 или 17.2). Это задание ... округа «Союза казаков» (Санкт-Петербург), автор нескольких детских книг и сценариев для ...
Критерии оценивания творческого задания ЕГЭ:
- К1 — Определение проблемы текста и ее аргументация.
- К2 — Анализ и комментирование позиции автора.
- К3 — Аргументация собственной позиции и выражение собственного мнения.
Социализация выполненного задания
В данной части работы происходит представление выполненного задания от каждой группы. Каждая группа представляет свое мнение и результаты своей работы, демонстрируя умение аргументировать свою позицию и выразить собственное мнение.
Рекомендации учителя
Учитель напоминает ученикам, что наиболее объемной частью текста их сочинения должна быть та часть, в которой они выражают собственное мнение, совпадающее или несовпадающее с мнением автора, и аргументируют его не менее чем двумя аргументами.
Оценка умения и причины деградации русского языка
В данном исследовании предлагается оценить умение аргументировать собственную точку зрения по поводу деградации русского языка. Автор высказывает мнение о том, что русское слово умирает и исчезает. Однако, прежде чем выразить свое согласие или несогласие с автором, необходимо рассмотреть причины этого процесса.
В работе выделены три основные причины деградации русского языка:
- Открытость для международного контакта;
- Развитие науки и техники, новых информационных технологий;
- Отмена цензуры, демократизация языка.
Следующий этап работы предусматривает групповую работу над аргументацией. Каждая группа получит карточку с заданием, и первая группа может использовать словарь иностранных слов при необходимости.
Согласие или несогласие с автором и аргументация
Для того, чтобы продолжить работу с текстом Ганиной, каждому из нас необходимо сформулировать собственное отношение к проблеме, выразив согласие или несогласие с позицией автора. После этого необходимо убедительно доказать свою точку зрения.
Для верного подбора аргументов, можно задать себе вопрос: «А почему я так считаю?». Если доводы убедительны, значит, мы аргументировали свою позицию. Важно помнить, что убедительный аргумент требует подтверждение, основанное на читательском или жизненном опыте.
Для выражения своей позиции можно использовать следующие конструкции:
- Я согласен(а) с автором, потому что…
- Я не согласен(а) с автором, так как…
- Мне кажется, что автор не учитывает…
- Согласно моему опыту/исследованиям/литературе…
Стоит отметить, что за убедительные аргументы можно получить 2 балла, а если привести не менее 3-х аргументов, включая один из художественной, публицистической или научной литературы, то можно получить 3 балла.
(Слайд № 6)
-
Индивидуальная работа. Письменно сформулируйте согласие или несогласие с авторской позицией. Запишите один аргумент и иллюстрацию к доказательству.
-
Разрыв. Чтение задания, выполненного учителем.
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что «язык русский, русское слово умирает, исчезает». Вопросы небрежного отношения к языку являются актуальными и волнуют ученых и общественных деятелей. Но рассуждения о том, что нужно обратить внимание на это внимание, ни к чему не приводят. Год от года становится меньше людей, действительно знающих русский язык: повальная безграмотность превалирует. Несмотря на это, в школе на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем на изучение английского. Не знать государственный язык можно – без знания иностранного языка сложно найти высокооплачиваемую работу. Наверное, поэтому мы читаем комические рекламные объявления: «Несколько часов на самолете – и вы в раю!», «В магазине «Траст» большой выбор облицов а чной плитки».
«Работа со словарем на х русского языка и литературного ...
... лингвистических словарей, используемых в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения Пополнение словарного запаса обучающихся – важный момент в работе учителя на уроках русского языка и литературного чтения. Для того чтобы словарный запас пополнялся, необходимо знакомить детей с ...
Не знаю, как вам, а мне и лететь на самолете не хочется, и покупать плитку в магазине «Траст». Назовите аргумент. Какая иллюстрация приводится в качестве примера для доказательства?
-
Представление выполненного задания учащимися. (Индивидуально).
-
Итоговая рефлексия.
Давайте вернемся к записи темы нашего урока. «Обучающее сочинение – рассуждение о русском языке «Мы его теряем?»
Какую проблему мы пытались разрешить в течение занятия? (Проблему сохранения русского языка).
К каким выводам пришли? (На наших глазах происходят отрицательные процессы, связанные с нечутким, неграмотным, просто безответственным отношением к слову, к языку). Тема сочинения была сформулирована в виде вопроса. Сейчас это высказывание для вас звучит как вопрос или как утверждение? Если утверждение, вы можете заменить знак вопроса другим знаком препинания. Каким? (Восклицательным: «Мы его теряем!»)
Введение
Русский литературный язык — это одно из самых важных средств коммуникации и выражения мыслей. Однако, в последнее время стало очевидно, что существующая система русского литературного языка нуждается в реформировании. Несмотря на то, что русский язык богат и гибок, мы все еще сталкиваемся с проблемами в его использовании.
Основная часть
Одной из главных проблем является ограниченность словарного запаса пишущих. Часто мы сталкиваемся с однотипными и повторяющимися выражениями, что делает нашу речь монотонной и неинтересной. Поэтому, одним из предложений по реформированию русского литературного языка является расширение словарного запаса и стимулирование его использования.
Кроме того, важно обратить внимание на грамматическую правильность и соблюдение пунктуационных норм. Часто мы делаем ошибки в написании слов, а также не всегда корректно ставим знаки препинания. Поэтому, вторым предложением по реформированию является усиление работы по обучению правилам орфографии и пунктуации.
Также стоит отметить, что важно соблюдать языковые и речевые нормы при написании и говорении. Часто мы используем неправильные конструкции и выражения, что снижает понятность и качество нашей коммуникации. Поэтому, третьим предложением по реформированию является осознанное и правильное использование языковых и речевых норм.
Заключение
В заключение, реформирование русского литературного языка необходимо для улучшения его качества и эффективности в коммуникации. Расширение словарного запаса, усиление обучения орфографии и пунктуации, а также соблюдение языковых и речевых норм — это лишь некоторые предложения по улучшению ситуации. Призываю всех принять активное участие в этом процессе и внести свой вклад в развитие русского литературного языка.
Происхождение русского литературного языка
... в 1-ой части «Курса истории русского литературного языка», в «Очерке современного русского литературного языка» и сводится к следующему. По своему происхождению русский литературный язык - это перенесенный на русскую почву ... Акад. Л. В. Щерба считал, что две трети словарного массива современного русского литературного языка является по семантическому существу своему церковнославянским. Н. Н. ...
Спасибо за внимание!