Подготовка к сочинению-рассуждению по данной фразе прочитанного текста

Сочинение

Разделы: ,

Цели урока:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста: умение определять тему, основную мысль, отношение автора к поднятой проблеме;
  • формирование навыков написания сочинения-рассуждения: определение его структурных элементов и требований к творческой работе данного типа;
  • подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по заданной фразе текста В.Короленко «Мороз» с помощью алгоритма (пошаговой деятельности)
  • формирование представлений о важнейших нравственных понятиях, составляющих основу человеческой личности.

Оборудование урока:

  • Текст (См. ).

  • Толковый словарь С.Ожегова.
  • Памятка «Как написать сочинение-рассуждение» (См. ).

  • Лист с текстом стих Б.Окуджавы «Святое воинство» и с цитатами (См. ).

Ход урока

Орг. момент. Формулировка темы урока.

Создание психологического настроя к предстоящей работе:

Звучит стих. Б.Окуджавы «Святое воинство».

Вопросы классу:

  • О чем это стихотворение?
  • Что называет автор «святым воинством»?
  • Что утверждает поэт?

На экране слова: совесть, благородство, достоинство

Активизация знаний учащихся:

Продолжим список этих понятий:

Милосердие, доброта, долг, честь, любовь, дружба, верность :

Вопросы классу:

  • Что объединяет эти слова?

(Варианты ответа: 1) Имена существительные. 2) Нравственные категории)

  • Какова роль этих понятий в жизни человека? Имеют ли они какую-нибудь ценность?

Нужны ли они нам в жизни?

Учитель: А вот как отвечает на этот вопрос поэт А.Яшин. (Текст стихотв. — на экране)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство:

А есть еще: Совесть, Честь:

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

(«Не просто слова» А.Яшин)

Учитель: Совесть, благородство, достоинство: такие привычные и знакомые слова: они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов — основы нашего бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.

2 стр., 686 слов

Сочинения | Сочинения 9 класс. «Бесценных слов транжир и мот». ...

... ничего не значащему «забулдыге»? В поэте Маяковский, прежде всего, ценил силу слова. И сам он, не умевший кидать слова на ветер, создал из своих стихов неповторимый шедевр. Этого не произошло ... добыча радия, В грамм добыча, в год труды... Поэт - это рабочий, который кропотливо, скрупулезно, день за днем добывает из руды слов драгоценные крупицы рифм и образов. И все ...

Прочитаем высказывания о совести (на листах у каждого)

  • Что утверждает Маргарита Наваррская?

«Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста».

  • Что мы можем прочитать у Г.Р.Державина?

«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое».

  • Что вторит ему А.С.Пушкин?

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

  • Так что же такое совесть? (Ребята отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: А теперь давайте заглянем в толковый словарь С.Ожегова.

Работа со словарем:

Учащийся читает словарную статью к слову «совесть».

Задание 1: запишите 2-3 примера по ходу чтения словарной статьи.

(Люди с чистой совестью. Поступить по совести. Этот поступок лежит на его совести и др.)

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (делать что-н., будучи уверенным в своей правоте).

Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть).

Свобода совести (отсутствие ограничений в исповедовании какой-н. религии).

Этот поступок лежит на его совести (он несет моральную ответственность за поступок).

На совесть сделать (добросовестно, хорошо).

Для очистки совести (чтобы потом не винить себя в чем-н.).

По совести говоря или по совести (вводное слово: говоря откровенно).

Надо и совесть знать (надо прекратить делать то, что несправедливо).

Задание 2: подберите однокоренные слова к слову «совесть» и разберите их по составу:

(Совесть, совестливый, совестливо, бессовестный, бессовестно)

Задание 3: Синтаксический разбор предложения «Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста».

Определение задачи урока: Объясни смысл фразы прочитанного текста «О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:» (На доске эта запись сделана до урока) и написать сочинение-рассуждение по данной фразе текста.

Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.

  • Какой тип речи подойдет нам для выполнения данного задания: повествование, рассуждение или описание?
  • Вспомните план сочинения-рассуждения.

Работа с текстом В.Короленко «Мороз»

Чтение текста вслух (тексты на листах у всех уч-ся);

Вопросы по содержанию текста:

  • Кто герои этого рассказа? Сколько их?
  • Когда и где происходит действие рассказа?
  • Что случилось в пути? Почему герой проехал мимо, не заметил в лесу человека?
  • Какую оценку дадите вы поступку героя?

Работа в группах:

11 стр., 5437 слов

Всероссийский массовый конкурс домашних работ-сочинений Экономическая-культура. ...

... можете отправить новую версию. Рассматриваться будет только последняя версия текста. Желаем Успеха!, Оргкомитет «Экономическая – Культура. РФ» Описание 11 тем сочинений. 1. Активы моей семьи. Каждый человек хочет, чтобы его ... здоровым. Дети хотели бы, чтобы их родители не так сильно уставали на работе и больше времени проводили с ними в приятном общении. Дедушки и бабушки ...

  • Какова тема данного текста? Почему он так называется?
  • Какова основная мысль текста? Что утверждает автор?
  • Есть ли в тексте слова, в которых выражена его основная мысль?
  • Как вы понимаете смысл этих слов?

Создание алгоритма написания сочинения-рассуждения по фразе текста.

1 шаг : Беседа по тексту

  • Так о чем этот текст? Какова его тема? Почему текст имеет такое название?

(О равнодушии к чужой беде, к человеку, к себе подобному, о человеческой слабости, о безнравственном поступке героя. Мороз — испытание героя на совесть. Он высветил его человеческую сущность, изъян его души, его равнодушие).

2 шаг: Работа с фразой текста.

Прочитайте вопрос-задание. Запишите и подчеркните ключевые слова фразы, смысл которой надо объяснить. Ответьте на вопросы:

  • Какие слова данной фразы вы считаете главными для понимания смысла?
  • Какое художественное средство использовал здесь автор? (Антитеза)
  • Как надо понимать смысл слов «понизиться температуре тела» — «совесть замерзает»?
  • И в кого тогда превращается человек? (в «себялюбивое животное»)

/Работа в группах/

Обмен мнениями между представителями групп. На экране фраза

«О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела , и совесть замерзает

3 шаг. Работа над тезисом.

Внимательно прочитай вопрос-задание и сформулируй ответ на него в соответствии с основной мыслью текста, т.е. объясни смысл данной фразы.

Самостоятельная работа уч-ся в группах.

Смысл данной фразы, на мой взгляд, заключается в том, что человек, живущий только для себя, думающий только о себе, перестает быть человеком. Он превращается в «себялюбивое животное.

Учитель: Мы ответили на поставленный вопрос? (Да.) Это есть начало вашего сочинения.

  • Какой тип речи для продолжения данного сочинения нам подойдет: повествование, рассуждение, описание? (Рассуждение)
  • Вы помните схему написания сочинения-рассуждения? (См. памятку на экране)
  • Нами составленный ответ на вопрос к фразе можно считать тезисом?

4 шаг. Подбор аргументов из текста

Подбери 2 примера-аргумента, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента

(Работа учащихся в группах)

1 аргумент: Герой не остановился и не помог замерзающему в лесу человеку.

2 аргумент: Не может спокойно спать. Пытается свалить вину на мороз.

Обмен мнениями. Корректировка полученного текста с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мыслей.

  • Можно ли считать наше сочинение законченным?
  • Каков следующий шаг нашей деятельности?

5 шаг. Работа над заключением, выводом

Сделай вывод-заключение к своему сочинению.

Возможные варианты заключения:

Вот что значит быть :

4 стр., 1729 слов

Текст для работы папе было сорок лет славику десять ёжику и того меньше

... (предл. 95-96). Но грустит он совсем не по «выигрышу», а по «счастливому времени» своего детства. Ведь он когда-то тоже был таким же ... живым, «курносым и симпатичным» ёжиком! Наверное, все мы скучаем по своему детству, ведь в нём — истоки всего лучшего, что есть в ... псу оно было нужнее, чем Алисе! Детство — светлая пора. Мысли и воспоминания о нём радуют! Вариант 3 Детство — это время, когда ты ...

Таким образом, автор :

Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.

Прочитав данный текст, я понял, что :

Так что нельзя быть :

Видно, не зря кто-то сказал: «Чистая совесть — превосходное снотворное».

(Объем сочинения-рассуждения типа С2.2 — 70 слов)

Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения по данной фразе из прочитанного текста

Повторный просмотр слайдов презентации и заполнение таблицы (См. Приложение 2)

Возможные варианты заключения к сочинению:

Вот что значит быть :

Таким образом, автор :

Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.

Прочитав данный текст, я понял, что :

Так что нельзя быть :

Видно, не зря кто-то сказал: «Чистая совесть — превосходное снотворное».

Подведение итогов урока.

  • Что ты уже знал по теме данного урока?
  • Чему ты сегодня научился на уроке?
  • Ты готов написать сочинение по данному тексту?
  • Что тебе еще неясно, трудно, непонятно?

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.