Подготовка к сочинению-рассуждению по данной фразе прочитанного текста

Сочинение

Ход урока

Орг. момент. Формулировка темы урока.

Создание психологического настроя к предстоящей работе:

Звучит стих. Б.Окуджавы «Святое воинство».

Вопросы классу:

  • О чем это стихотворение?
  • Что называет автор «святым воинством»?
  • Что утверждает поэт?

На экране слова: совесть, благородство, достоинство

Активизация знаний учащихся:

Продолжим список этих понятий:

Милосердие, доброта, долг, честь, любовь, дружба, верность:

Вопросы классу:

  • Что объединяет эти слова?

(Варианты ответа: 1) Имена существительные. 2) Нравственные категории)

  • Какова роль этих понятий в жизни человека? Имеют ли они какую-нибудь ценность?

Нужны ли они нам в жизни?

Учитель: А вот как отвечает на этот вопрос поэт А.Яшин. (Текст стихотв. — на экране)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство:

А есть еще: Совесть, Честь:

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

(«Не просто слова» А.Яшин)

Учитель: Совесть, благородство, достоинство: такие привычные и знакомые слова: они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов — основы нашего бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.

Прочитаем высказывания о совести (на листах у каждого)

  • Что утверждает Маргарита Наваррская?

«Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста».

  • Что мы можем прочитать у Г.Р.Державина?

«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое».

  • Что вторит ему А.С.Пушкин?

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

  • Так что же такое совесть? (Ребята отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: А теперь давайте заглянем в толковый словарь С.Ожегова.

Работа со словарем:

Учащийся читает словарную статью к слову «совесть».

Задание 1: запишите 2-3 примера по ходу чтения словарной статьи.

(Люди с чистой совестью. Поступить по совести. Этот поступок лежит на его совести и др.)

9 стр., 4173 слов

Рассуждение что такое совесть с аргументами из жизни

... Сочинение на тему Совесть Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на ... Примеры совести из жизни человека Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни ... нечистой совестью становятся подозрительными. Причина этой подозрительности в том, что, сами способные на ...

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (делать что-н., будучи уверенным в своей правоте).

Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть).

Свобода совести (отсутствие ограничений в исповедовании какой-н. религии).

Этот поступок лежит на его совести (он несет моральную ответственность за поступок).

На совесть сделать (добросовестно, хорошо).

Для очистки совести (чтобы потом не винить себя в чем-н.).

По совести говоря или по совести (вводное слово: говоря откровенно).

Надо и совесть знать (надо прекратить делать то, что несправедливо).

Задание 2: подберите однокоренные слова к слову «совесть» и разберите их по составу:

(Совесть, совестливый, совестливо, бессовестный, бессовестно)

Задание 3: Синтаксический разбор предложения «Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста».

Определение задачи урока:

Объяснение смысла фразы прочитанного текста «О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:»

Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.

  • Какой тип речи подойдет нам для выполнения данного задания: повествование, рассуждение или описание?
  • Вспомните план сочинения-рассуждения.

Работа с текстом В.Короленко «Мороз»

Чтение текста вслух (тексты на листах у всех учеников);

Вопросы по содержанию текста:

  • Кто герои этого рассказа? Сколько их?
  • Когда и где происходит действие рассказа?
  • Что случилось в пути? Почему герой проехал мимо, не заметил в лесу человека?
  • Какую оценку дадите вы поступку героя?

Работа в группах:

  • Какова тема данного текста? Почему он так называется?
  • Какова основная мысль текста? Что утверждает автор?
  • Есть ли в тексте слова, в которых выражена его основная мысль?
  • Как вы понимаете смысл этих слов?

Создание алгоритма написания сочинения-рассуждения по фразе текста.

1 шаг: Беседа по тексту

  • Так о чем этот текст? Какова его тема? Почему текст имеет такое название?

(О равнодушии к чужой беде, к человеку, к себе подобному, о человеческой слабости, о безнравственном поступке героя. Мороз — испытание героя на совесть. Он высветил его человеческую сущность, изъян его души, его равнодушие).

2 шаг: Работа с фразой текста.

Прочитайте вопрос-задание. Запишите и подчеркните ключевые слова фразы, смысл которой надо объяснить. Ответьте на вопросы:

  • Какие слова данной фразы вы считаете главными для понимания смысла?
  • Какое художественное средство использовал здесь автор? (Антитеза)
  • Как надо понимать смысл слов «понизиться температуре тела» — «совесть замерзает»?
  • И в кого тогда превращается человек? (в «себялюбивое животное»)

/Работа в группах/

2 стр., 690 слов

Прошу отыскать мне проблему по тексту (для сочинения) !1) В тринадцать

... начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть. (14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с "Анной Карениной". (15) Было ... то и дело удерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном темпе движения земного шара. (25) Полный лад с своей совестью, семьей, народом. (26) И это счастье ...

Обмен мнениями между представителями групп. На экране фраза

«О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает

3 шаг. Работа над тезисом.

Внимательно прочитай вопрос-задание и сформулируй ответ на него в соответствии с основной мыслью текста, т.е. объясни смысл данной фразы.

Самостоятельная работа уч-ся в группах.

Смысл данной фразы, на мой взгляд, заключается в том, что человек, живущий только для себя, думающий только о себе, перестает быть человеком. Он превращается в «себялюбивое животное.»

Учитель: Мы ответили на поставленный вопрос? (Да.) Это есть начало вашего сочинения.

  • Какой тип речи для продолжения данного сочинения нам подойдет: повествование, рассуждение, описание? (Рассуждение)
  • Вы помните схему написания сочинения-рассуждения? (См. памятку на экране)
  • Нами составленный ответ на вопрос к фразе можно считать тезисом?

4 шаг. Подбор аргументов из текста

Подбери 2 примера-аргумента, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента

(Работа учащихся в группах)

1 аргумент: Герой не остановился и не помог замерзающему в лесу человеку.

2 аргумент: Не может спокойно спать. Пытается свалить вину на мороз.

Обмен мнениями. Корректировка полученного текста с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мыслей.

  • Можно ли считать наше сочинение законченным?
  • Каков следующий шаг нашей деятельности?

5 шаг. Работа над заключением, выводом

Сделай вывод-заключение к своему сочинению.

Возможные варианты заключения:

Вот что значит быть:

Таким образом, автор:

Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.

Прочитав данный текст, я понял, что:

Так что нельзя быть:

Видно, не зря кто-то сказал: «Чистая совесть — превосходное снотворное».

(Объем сочинения-рассуждения типа С2.2 — 70 слов)

Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения по данной фразе из прочитанного текста

Повторный просмотр слайдов презентации и заполнение таблицы (См. Приложение 2)

Возможные варианты заключения к сочинению:

Вот что значит быть:

Таким образом, автор:

Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.

Прочитав данный текст, я понял, что:

Так что нельзя быть :

Видно, не зря кто-то сказал: «Чистая совесть — превосходное снотворное».

Подведение итогов урока.

  • Что ты уже знал по теме данного урока?
  • Чему ты сегодня научился на уроке?
  • Ты готов написать сочинение по данному тексту?
  • Что тебе еще неясно, трудно, непонятно?

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... друзья отнесли ежа в школу. Редактирование текста. Заголовок. Учитель: автор сочинения назвал свою работу «Ежик». Мне кажется, что можно придумать ... И немножечко устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы не учитель ... ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже (Заменить слово ...

24.02.2012