Исследовательская работа по русскому языку «Диалектные ошибки в речи учащихся с. Дружбы Целинного района Алтайского края»

Сочинение

Есть слова в русском языке, которые употребляются не повсеместно, а, например, только в отдельной области, городе или даже местности. Постороннему человеку порой бывает даже трудно понять о чем идет речь, хотя обозначают они всем понятные предметы. Слова эти называют диалектизмами.

Диалектизмы являются, по сути, маркерами местного диалекта русского языка. Выясним, что такое диа­лект­ные сло­ва в рус­ском язы­ке, и для чего их исполь­зу­ют писа­те­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях. Приведем при­ме­ры диа­лект­измов.

Определение понятия , Диалектизм

Как и многие термины в русском языке, слово «диалектизм» пришло к нам из Древней Греции. И в переводе оно означает буквально «говор», «разговор», «наречие».

Диалектные сло­ва состав­ля­ют пласт лек­си­ки, свя­зан­ный с опре­де­лен­ной тер­ри­то­ри­ей их упо­треб­ле­ния. Диалектизмы свой­ствен­ны жите­лям отдель­но­го реги­о­на, носи­те­лям мест­но­го гово­ра. Они рас­про­стра­не­ны в опре­де­лен­ном рай­оне, обла­сти или отдель­ном селе.

К при­ме­ру, в Вологодской обла­сти пче­лу назы­ва­ют сло­вом «меду­ни­ца», а вскры­тие реки ото льда — это «ледо­плав». Кто такая «сест­ри­ни­ца» (дво­ю­род­ная сест­ра), зна­ют толь­ко в Сибири. А вяти­чи упо­треб­ля­ют в сво­ей речи сло­во«засу­лить­ся», что зна­чит «обе­щать».

диа­лект­ные сло­ва

Как используются диалектные слова в языке

Диалектные слова лежат за пределами русского литературного языка. А раз так, они не могут использоваться в текстах большинства стилей.

Допустимо использование отдельного выразительного слова в тексте публицистического стиля.

Совсем иное дело – произведение художественной литературы. Диалектные слова в литературе являются средством речевой характеристики героя и выразительной чертой авторского стиля.

Примером могут служить стихи Сергея Есенина, особенно ранние.

Блестящим владением диалектной лексикой отличался В. П. Астафьев. Особенно это проявилось в романе “Царь-рыба” и дилогии “Прокляты и убиты”.

Разновидности диалектизмов

Русские народные говоры, или диалекты (гр. dialek­tos — наречие, говор), имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности.

6 стр., 2986 слов

Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение

... «В чем секрет русского языка», «Русского слова» и «Почему я люблю русский язык?» Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему: «Великий и могучий русский язык». русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих ...

Диалекты отличаются от общенародного национального языка различными чертами – фонетическими, морфологическими, особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это дает основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.

  1. Лексические – слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например, буряк (свекла), гуторить (говорить), баской (красивый).

    В общеупотребительном языке эти диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия. Наличие таких синонимов отличает лексические диалектизмы от других типов диалектных слов.

  2. Этнографические – слова, называющие предметы, известные лишь в определенной местности: шанежки (пирожки, приготовленные особым способом), нардек (арбузная патока), понёва (разновидность юбки).

    Этнографизмы не имеют и не могут иметь синонимов в общенародном языке, так как сами предметы, обозначенные этими словами, имеют локальное распространение.

  3. Лексико-семантические – слова, обладающие в диалекте необычным значением: мост (пол в избе), губы (грибы всех разновидностей, кроме белых), звать, сам (хозяин, муж).

    Такие диалектизмы выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением.

  4. Фонетические – слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление цай (чай), чепь (цепь) – следствия «цоканья» и «чоканья», свойственных северным говорам; хверма (ферма), бамага (бумага), пашпорт (паспорт), жисть (жизнь) и т.д.
  5. Словообразовательные – слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление: певень (петух), гуска (гусыня), земляница (земляника), братан (брат), шуряк (шурин), завсегда (всегда), откуль (откуда), покеда (пока), евонный (его), ихний (их) и т. д.
  6. Морфологические – не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3‑м лице (идеть, идуть); окончание ‑ам у существительных в творительном падеже множественного числа (под столбам); окончание ‑е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе и др.

Диалектные особенности характерны также и для синтаксического уровня, и для фразеологического, однако они не составляют предмет изучения лексической системы языка.

Сочинение на тему почему диалектные слова

По Пожалуйста помогите мне вот раскрывая скобки употребляя глаголы в форме Present Simple Помогите пожалуйстааааа ..что вы увидели на яблоне клене? Надавить одним общим словам Решите плизик,даю 20 баллов ПОМОГИТЕ пожалуйста СРОЧНО! Неподалеку от детской площадки сада эрмитаж расположился детский клуб на окне которого написаны слова. Какой части речи принадлежит большинство этих слов? Даю много баллов) Ефим Петрович растит огурценосные баклажаны. На каждом кусте расте?т меньше бакл??жанов, чем огурцов на каждом баклажане. Огурцов же на каждом баклажане меньше, чем грядок в огороде, но столько же, сколько кустов расте?т у Петровича на подоконниках. Грядок, в свою очередь, меньше, чем кустов на каждои? грядке. Сколько всего баклажанов растит Петрович, если на каждои? грядке расте?т меньше пяти кустов? Каково напряжение на концах проводника, если для того чтобы переместить заряд 2мк??л по этому проводнику, электрическое поле совершило работу 0,8 мДж. ( решение пожалуйста напишите подробно) Большое спасибо 10-4х+3=9х-2-6х+9-7х+6 Как быстро учить стихи??? Помогите !! Подбери синонимы к прилагательному свежий в Сочетаниях с разными существительны??и .Выбери только одно слово из списка которое больше всего подходит в каждом случае.

3 стр., 1418 слов

По рассказу Куприна Куст сирени рассуждение 8 класс

... куст бы вырос по волшебству. Также читают: Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Куприна Куст сирени ... словом. «Куст сирени» ... помочь и утешить. Она тут же находит способ поправить, казалось бы, непоправимое. Заложив драгоценности, молодые люди покупают кусты сирени ... и сажают их. Алмазов спасен! Он не будет лжецом в глазах товарищей и преподавателей. Верина действенная любовь ... умеют ...

Свежий вид. Свежая газета .свежий ветер. Свежая рубашка. Свежая рубашка. Оригинальный. Веселый. Прох I. Use the correct tense form of the verb in bracket: 1. While the children football, the rain began to fall. 2. The boy already his homework and now he TV. 3. She early tomorrow morning. 4. You last night, Tom ? – Yes, I to the cinema. 5. Tom usually to the village on weekends. II. Choose the right article: 1. Where is … money? –it’s on … table. 2. After … supper he usually goes for … walk. 3. I can’t eat … apple. It’s very sour, I like … sweet apples. 4. … sun was not up yet, but … stars had disappeared. 5. Will you be at … home tomorrow? III. Circle the suitable preposition: 1. Mary is fond [of, for, to] animals. 2. He came [at, in, to] London [in, on, at] 13 June. 3. Who are you waiting [of, to, for] ? 4. Listen [to, for, about] my advice. 5. They waited [on, at, for] the station for a long time. IV. Put the word into correct form-meaning: 1. It’s often ___ to learn the rules. 2. The trip was not ___ at all. 3. Try to use your ____. 4. It’s a very ___ street. 5. Vic sometimes Jokes at my____. V. Translate the words given in brackets: 1. Jane is [самая высокая] girl in our class. 2. I am sorry I didn’t study [усерднее]. 3. He was so [взволнован] that he could hardly speak. 4. The house is not [легко] to keep clean. 5. He didn’t earn [много] money to rent a big flat. VI. Put the words in the right order to make up a sentence: 1. job/much/i/like/very/don’t/my. 2. would/i/some/like/tea/more. 3. what/like/most/subject/of/you/all/did? 4. is/late/classes/for/she/often/her. 5. he/always/much/smoke/does/so?

Примеры диалектных слов и их значение

По многочисленным диалектизмам жители любого региона России сразу распознают приезжих. Но употребляются подобные слова, как правило, только в разговорной речи. В школах, институтах и в рабочей документации используется общепринятый русский язык. Иначе возникла бы жуткая неразбериха.

  • буряк — свёкла;
  • век­ша — бел­ка;
  • цибуля — лук;
  • лонись — в про­шлом году;
  • кушак — пояс;
  • гай — лес;
  • голицы — рукавицы;
  • баять — рас­ска­зы­вать;
  • литовка — коса;
  • зубарь — спор­щик;
  • козюля — гадюка;
  • бал­ка — овраг;
  • кочет — петух;
  • муз­га — боло­то;
  • гуто­рить — гово­рить;
  • понё­ва — жен­ская юбка в полос­ку с бахро­мой;
  • бучи­ло — глу­бо­кая яма с весен­ней талой водой.

Как видим, одни и те же пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия име­ют раз­ные назва­ния в мест­ных гово­рах (диа­лек­тах) и лите­ра­тур­ном язы­ке.

3 стр., 1064 слов

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная ...

... средств; 2) широкое использование стилистических фигур. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста. В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в ... в) намеренное столкновение разностильной лексики; г) наличие эмоционально-окрашенных слов. 2. Фразеологические средства - разговорного и книжного характера. 3. ...

Диалектные сло­ва явля­ют­ся сло­ва­ми огра­ни­чен­ной сфе­ры упо­треб­ле­ния на фоне обще­упо­тре­би­тель­ной лек­си­ки.

Диалектизмы

Действительно, если бы писа­те­ли не вво­ди­ли в речь сво­их геро­ев мест­ные сло­ва, быту­ю­щие на той тер­ри­то­рии, где они живут, любят, стра­да­ют и сози­да­ют, где раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дей­ствие рома­на или пове­сти, мы, навер­ное, и не зна­ли бы этих слов.

В язы­ке худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры диа­лек­тиз­мы обыч­но исполь­зу­ют с осо­бы­ми сти­ли­сти­че­ски­ми целя­ми: автор стре­мит­ся дать более выра­зи­тель­ную рече­вую харак­те­ри­сти­ку героя, вызвать более яркие пред­став­ле­ния о месте, где раз­ви­ва­ет­ся дей­ствие.

Диалектные слова в художественной литературе. Примеры

Диалектные сло­ва при­зва­ны сде­лать речь геро­ев лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний яркой, образ­ной и, самое глав­ное, само­быт­ной.

Читаем у И.С. Тургенева в рас­ска­зе «Бежин луг»:

-А слы­ха­ли вы, ребят­ки, — начал Ильюша, — что намед­нись у нас на Варнавицах при­клю­чи­лось? -На плотине-то? — спро­сил Федя. -Да, да, на плотине…Кругом всё такие буе­ра­ки, овра­ги, а в овра­гах козюли водят­ся.

Умелым исполь­зо­ва­ни­ем диа­лек­тиз­мов отли­ча­ет­ся яркий и само­быт­ный язык про­из­ве­де­ний М. А. Шолохова. Рисуя в рома­нах «Тихий Дон» и «Поднятая цели­на» жизнь дон­ско­го каза­че­ства, автор вме­сто слов «изба» или «хата» упо­треб­ля­ет диа­лект­ное «курень». Место во дво­ре, ого­ро­жен­ное для содер­жа­ния ско­та, писа­тель назы­ва­ет «базом», при­уса­деб­ную рощи­цу — «лева­дой».

С той поры ред­ко виде­ли его [Прокофия Мелехова] в хуто­ре, не бывал он и на май­дане. Жил в сво­ём курене на отши­бе у Дона, бирю­ком. Гуторили про него по хуто­ру чуд­ное («Тихий дон»).

Лежит Кондрат, как сет­ную дель, пере­би­ра­ет в памя­ти про­шлое… («Поднятая цели­на»).

За вход­ной две­рью сту­пень­ки под­ни­ма­лись на про­стор­ные мосты, высо­ко осе­нен­ные кры­шей. Налево еще сту­пень­ки вели вверх в гор­ни­цу — отдель­ный сруб без печи, и сту­пень­ки вниз, в под­клеть. А напра­во шла сама изба, с чер­да­ком и под­по­льем…

-Теперича я зуб нало­жи­ла, Игнатьич, знаю, где брать, — гово­ри­ла она о тор­фе.

-Ну и местеч­ко, любо­та одна! Тут как зима закру­тит, да дуель в окна, так не столь­ко топишь, сколь­ко выду­ва­ет. Летось мы тор­фу натас­ка­ли ско­ли­ща! (А. Солженицын).

Некоторые диа­лек­тиз­мы ста­но­вят­ся обще­упо­тре­би­тель­ны­ми и посте­пен­но вхо­дят в лите­ра­тур­ный язык, обо­га­щая его. Примерами могут слу­жить сло­ва «зем­ля­ни­ка», «вспаш­ка», «щупаль­це», «неук­лю­жий», вошед­шие в лите­ра­тур­ный язык из мест­ных гово­ров.

Диалектизмы: фонетические

Диалектизмы: фонетические ; словные ; морфологические ; синтаксические . 1.2. Жаргонизмы: предьявы, сходняки, пробивка, пробитая точка, наезд, пробивка с наездом, стрелки, динамить, продинамленный, разборка, отмороженные, разводки, разводимый, разводящий.

3 стр., 1287 слов

Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...

... этот наряд сделает из вас не спортсменку в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а ... трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, ...

1.3. Жаргонизмы: из речи молодежи , профессионалов различных категорий , воров , военнослужащих . 1.4. Предписывающие правила — А, Г, Д; разрешающие Свободные словосочетания : несвободные .

Ко вторичным языковым знакам. 1.7. Имитируется речь Президента Б. Ельцина. 1.8. Ирония.

1.9. Новые слова

и слова с новым «компьютерным» значением: тетрис, винчестер, джойстик, хакер, взломать, антивирус, вирус. 1.10.

Средства художественной изобразительности: синонимы , антонимы , омонимы , паронимы , метафоры , сравнения . 1.11. На созвучии слов: .

1.13. Наблюдения и оценки смешаны в высказываниях В, Г, Е. Наблюдения отделены от оценок в высказываниях А, Б, Д.

2.3. При доминирующей «слепой зоне» имеет место стиль В, характерный для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям

не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызвать обиду и враждебность. Речь этих людей также эгоцентрична.

2.5. А. Выяснение. Б. Резюмирование.

В. Отражение чувств.

4.1. Словно исхудавший и изголодавшийся юноша, отслуживший в армии где-нибудь; с этим у нас наступает полный порядок; но интересно: помимо печатного варианта, и он пошел .

5.1. Основные характеристики диалогической речи: 1) наличие вопросно-ответной связи реплик; 2) наличие нескольких диалогических единств . Тип диалога: зависимость. Принцип экономии языковых средств реализуется преимущественно в репликах-ответах: пять лет на заводе, в геологических партиях, фрезеровщиком. Информативная и грамматическая неполнота этих реплик восполняется за счет реплик-вопросов.

5.2. Текст задания — это пример информативной устной речи, направленной определенному слушателю. Признаки устной речи: повторы содержания, контактоустанавливающие средства; ситуативная неполнота, разговорные конструкции.

6.1. Данный текст — это текст-рассуждение, так как он передает развитие основной мысли . Текст строится по логической схеме: тезис , доказательство и вывод . Используется абстрактная лексика , сложные предложения с придаточным условия .

К теме 7

7.1. А Научный. Б. Официально-деловой.

В. Художественный. Г. Публицистический.

К теме 8

8.1. Вопросительные предложения , местоимения , конструкции, характерные для разговорного синтаксиса . 8.2. А. Если слушатели правильно понимают требования, то они сами выберут нужную линию поведения, будут более сознательно относиться к выполнению служебного долга.

Б. Дым почти одновременно заметили многие. В том числе и офицеры, которые курили возле штаба, ожидая совещания. В. Поддерживать общественный порядок в городе должны были воинские части оперативного подчинения, специальные моторизованные воинские части Северо-Западного округа внутренних войск МВД, курсанты Высшего военного командного училища внутренних войск, а также Санкт-Петербургская и областная милиция. Г. Модно одетые призывники вместе с родственниками и подругами разместились на трибунах оперативного клуба на Петровской набережной. Ведущий объявил о начале действия.

3 стр., 1250 слов

Урок развития речи для 5 класса «Устное -описание животного по ...

... животного. Задание 1. По данному началу составьте сочинение-описание белочки. Обратите внимание на настроение животного, ... описания? На какой вопрос отвечают описания? Какие бывают описания? Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. II. Работа в парах. 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. ... Слово учителя. Дети, у нас сегодня необычный урок, потому что на доске закрыта тема ...

Зрелище, по замыслу организаторов, должно было стать ярким, запоминающимся. Д. Каким образом можно решить проблему Кавказа? Попытаемся наметить наиболее общие пути решения этой проблемы.

Е. Давайте посмотрим на заставу Н. Застава обустроена. Она и к ведению боя подготовлена, и дает возможность солдату отдохнуть, подготовиться к службе. Ж. Если солдаты видят, что генерал здоровается с ними, протягивая руку, то разве это не повышает их настрой? 3. Раскрутили целый клубок неуставных правонарушений, из-за которых, как грибы после дождя, росли разного рода «чепе». И. Среди воинов-контрактников явно неблагополучное положение с дисциплиной.

Здесь необходима тщательная, настойчивая воспитательная работа.