Есть слова в русском языке, которые употребляются не повсеместно, а, например, только в отдельной области, городе или даже местности. Постороннему человеку порой бывает даже трудно понять о чем идет речь, хотя обозначают они всем понятные предметы. Слова эти называют диалектизмами.
Диалектизмы являются, по сути, маркерами местного диалекта русского языка. Выясним, что такое диалектные слова в русском языке, и для чего их используют писатели в своих произведениях. Приведем примеры диалектизмов.
Определение понятия , Диалектизм
Как и многие термины в русском языке, слово «диалектизм» пришло к нам из Древней Греции. И в переводе оно означает буквально «говор», «разговор», «наречие».
Диалектные слова составляют пласт лексики, связанный с определенной территорией их употребления. Диалектизмы свойственны жителям отдельного региона, носителям местного говора. Они распространены в определенном районе, области или отдельном селе.
К примеру, в Вологодской области пчелу называют словом «медуница», а вскрытие реки ото льда — это «ледоплав». Кто такая «сестриница» (двоюродная сестра), знают только в Сибири. А вятичи употребляют в своей речи слово«засулиться», что значит «обещать».
диалектные слова
Как используются диалектные слова в языке
Диалектные слова лежат за пределами русского литературного языка. А раз так, они не могут использоваться в текстах большинства стилей.
Допустимо использование отдельного выразительного слова в тексте публицистического стиля.
Совсем иное дело – произведение художественной литературы. Диалектные слова в литературе являются средством речевой характеристики героя и выразительной чертой авторского стиля.
Примером могут служить стихи Сергея Есенина, особенно ранние.
Блестящим владением диалектной лексикой отличался В. П. Астафьев. Особенно это проявилось в романе “Царь-рыба” и дилогии “Прокляты и убиты”.
Разновидности диалектизмов
Русские народные говоры, или диалекты (гр. dialektos — наречие, говор), имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности.
Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение
... «В чем секрет русского языка», «Русского слова» и «Почему я люблю русский язык?» Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему: «Великий и могучий русский язык». русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих ...
Диалекты отличаются от общенародного национального языка различными чертами – фонетическими, морфологическими, особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это дает основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.
- Лексические – слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например, буряк (свекла), гуторить (говорить), баской (красивый).
В общеупотребительном языке эти диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия. Наличие таких синонимов отличает лексические диалектизмы от других типов диалектных слов.
- Этнографические – слова, называющие предметы, известные лишь в определенной местности: шанежки (пирожки, приготовленные особым способом), нардек (арбузная патока), понёва (разновидность юбки).
Этнографизмы не имеют и не могут иметь синонимов в общенародном языке, так как сами предметы, обозначенные этими словами, имеют локальное распространение.
- Лексико-семантические – слова, обладающие в диалекте необычным значением: мост (пол в избе), губы (грибы всех разновидностей, кроме белых), звать, сам (хозяин, муж).
Такие диалектизмы выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением.
- Фонетические – слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление цай (чай), чепь (цепь) – следствия «цоканья» и «чоканья», свойственных северным говорам; хверма (ферма), бамага (бумага), пашпорт (паспорт), жисть (жизнь) и т.д.
- Словообразовательные – слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление: певень (петух), гуска (гусыня), земляница (земляника), братан (брат), шуряк (шурин), завсегда (всегда), откуль (откуда), покеда (пока), евонный (его), ихний (их) и т. д.
- Морфологические – не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3‑м лице (идеть, идуть); окончание ‑ам у существительных в творительном падеже множественного числа (под столбам); окончание ‑е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе и др.
Диалектные особенности характерны также и для синтаксического уровня, и для фразеологического, однако они не составляют предмет изучения лексической системы языка.
Сочинение на тему почему диалектные слова
По Пожалуйста помогите мне вот раскрывая скобки употребляя глаголы в форме Present Simple Помогите пожалуйстааааа ..что вы увидели на яблоне клене? Надавить одним общим словам Решите плизик,даю 20 баллов ПОМОГИТЕ пожалуйста СРОЧНО! Неподалеку от детской площадки сада эрмитаж расположился детский клуб на окне которого написаны слова. Какой части речи принадлежит большинство этих слов? Даю много баллов) Ефим Петрович растит огурценосные баклажаны. На каждом кусте расте?т меньше бакл??жанов, чем огурцов на каждом баклажане. Огурцов же на каждом баклажане меньше, чем грядок в огороде, но столько же, сколько кустов расте?т у Петровича на подоконниках. Грядок, в свою очередь, меньше, чем кустов на каждои? грядке. Сколько всего баклажанов растит Петрович, если на каждои? грядке расте?т меньше пяти кустов? Каково напряжение на концах проводника, если для того чтобы переместить заряд 2мк??л по этому проводнику, электрическое поле совершило работу 0,8 мДж. ( решение пожалуйста напишите подробно) Большое спасибо 10-4х+3=9х-2-6х+9-7х+6 Как быстро учить стихи??? Помогите !! Подбери синонимы к прилагательному свежий в Сочетаниях с разными существительны??и .Выбери только одно слово из списка которое больше всего подходит в каждом случае.
По рассказу Куприна Куст сирени рассуждение 8 класс
... куст бы вырос по волшебству. Также читают: Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Куприна Куст сирени ... словом. «Куст сирени» ... помочь и утешить. Она тут же находит способ поправить, казалось бы, непоправимое. Заложив драгоценности, молодые люди покупают кусты сирени ... и сажают их. Алмазов спасен! Он не будет лжецом в глазах товарищей и преподавателей. Верина действенная любовь ... умеют ...
Свежий вид. Свежая газета .свежий ветер. Свежая рубашка. Свежая рубашка. Оригинальный. Веселый. Прох I. Use the correct tense form of the verb in bracket: 1. While the children football, the rain began to fall. 2. The boy already his homework and now he TV. 3. She early tomorrow morning. 4. You last night, Tom ? – Yes, I to the cinema. 5. Tom usually to the village on weekends. II. Choose the right article: 1. Where is … money? –it’s on … table. 2. After … supper he usually goes for … walk. 3. I can’t eat … apple. It’s very sour, I like … sweet apples. 4. … sun was not up yet, but … stars had disappeared. 5. Will you be at … home tomorrow? III. Circle the suitable preposition: 1. Mary is fond [of, for, to] animals. 2. He came [at, in, to] London [in, on, at] 13 June. 3. Who are you waiting [of, to, for] ? 4. Listen [to, for, about] my advice. 5. They waited [on, at, for] the station for a long time. IV. Put the word into correct form-meaning: 1. It’s often ___ to learn the rules. 2. The trip was not ___ at all. 3. Try to use your ____. 4. It’s a very ___ street. 5. Vic sometimes Jokes at my____. V. Translate the words given in brackets: 1. Jane is [самая высокая] girl in our class. 2. I am sorry I didn’t study [усерднее]. 3. He was so [взволнован] that he could hardly speak. 4. The house is not [легко] to keep clean. 5. He didn’t earn [много] money to rent a big flat. VI. Put the words in the right order to make up a sentence: 1. job/much/i/like/very/don’t/my. 2. would/i/some/like/tea/more. 3. what/like/most/subject/of/you/all/did? 4. is/late/classes/for/she/often/her. 5. he/always/much/smoke/does/so?
Примеры диалектных слов и их значение
По многочисленным диалектизмам жители любого региона России сразу распознают приезжих. Но употребляются подобные слова, как правило, только в разговорной речи. В школах, институтах и в рабочей документации используется общепринятый русский язык. Иначе возникла бы жуткая неразбериха.
- буряк — свёкла;
- векша — белка;
- цибуля — лук;
- лонись — в прошлом году;
- кушак — пояс;
- гай — лес;
- голицы — рукавицы;
- баять — рассказывать;
- литовка — коса;
- зубарь — спорщик;
- козюля — гадюка;
- балка — овраг;
- кочет — петух;
- музга — болото;
- гуторить — говорить;
- понёва — женская юбка в полоску с бахромой;
- бучило — глубокая яма с весенней талой водой.
Как видим, одни и те же предметы, признаки или действия имеют разные названия в местных говорах (диалектах) и литературном языке.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная ...
... средств; 2) широкое использование стилистических фигур. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста. В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в ... в) намеренное столкновение разностильной лексики; г) наличие эмоционально-окрашенных слов. 2. Фразеологические средства - разговорного и книжного характера. 3. ...
Диалектные слова являются словами ограниченной сферы употребления на фоне общеупотребительной лексики.
Диалектизмы
Действительно, если бы писатели не вводили в речь своих героев местные слова, бытующие на той территории, где они живут, любят, страдают и созидают, где разворачивается действие романа или повести, мы, наверное, и не знали бы этих слов.
В языке художественной литературы диалектизмы обычно используют с особыми стилистическими целями: автор стремится дать более выразительную речевую характеристику героя, вызвать более яркие представления о месте, где развивается действие.
Диалектные слова в художественной литературе. Примеры
Диалектные слова призваны сделать речь героев литературных произведений яркой, образной и, самое главное, самобытной.
Читаем у И.С. Тургенева в рассказе «Бежин луг»:
-А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? -На плотине-то? — спросил Федя. -Да, да, на плотине…Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.
Умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык произведений М. А. Шолохова. Рисуя в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина» жизнь донского казачества, автор вместо слов «изба» или «хата» употребляет диалектное «курень». Место во дворе, огороженное для содержания скота, писатель называет «базом», приусадебную рощицу — «левадой».
С той поры редко видели его [Прокофия Мелехова] в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своём курене на отшибе у Дона, бирюком. Гуторили про него по хутору чудное («Тихий дон»).
Лежит Кондрат, как сетную дель, перебирает в памяти прошлое… («Поднятая целина»).
За входной дверью ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево еще ступеньки вели вверх в горницу — отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем…
-Теперича я зуб наложила, Игнатьич, знаю, где брать, — говорила она о торфе.
-Ну и местечко, любота одна! Тут как зима закрутит, да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскали сколища! (А. Солженицын).
Некоторые диалектизмы становятся общеупотребительными и постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова «земляника», «вспашка», «щупальце», «неуклюжий», вошедшие в литературный язык из местных говоров.
Диалектизмы: фонетические
Диалектизмы: фонетические ; словные ; морфологические ; синтаксические . 1.2. Жаргонизмы: предьявы, сходняки, пробивка, пробитая точка, наезд, пробивка с наездом, стрелки, динамить, продинамленный, разборка, отмороженные, разводки, разводимый, разводящий.
Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...
... этот наряд сделает из вас не спортсменку в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а ... трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, ...
1.3. Жаргонизмы: из речи молодежи , профессионалов различных категорий , воров , военнослужащих . 1.4. Предписывающие правила — А, Г, Д; разрешающие Свободные словосочетания : несвободные .
Ко вторичным языковым знакам. 1.7. Имитируется речь Президента Б. Ельцина. 1.8. Ирония.
1.9. Новые слова
и слова с новым «компьютерным» значением: тетрис, винчестер, джойстик, хакер, взломать, антивирус, вирус. 1.10.
Средства художественной изобразительности: синонимы , антонимы , омонимы , паронимы , метафоры , сравнения . 1.11. На созвучии слов: .
1.13. Наблюдения и оценки смешаны в высказываниях В, Г, Е. Наблюдения отделены от оценок в высказываниях А, Б, Д.
2.3. При доминирующей «слепой зоне» имеет место стиль В, характерный для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям
не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызвать обиду и враждебность. Речь этих людей также эгоцентрична.
2.5. А. Выяснение. Б. Резюмирование.
В. Отражение чувств.
4.1. Словно исхудавший и изголодавшийся юноша, отслуживший в армии где-нибудь; с этим у нас наступает полный порядок; но интересно: помимо печатного варианта, и он пошел .
5.1. Основные характеристики диалогической речи: 1) наличие вопросно-ответной связи реплик; 2) наличие нескольких диалогических единств . Тип диалога: зависимость. Принцип экономии языковых средств реализуется преимущественно в репликах-ответах: пять лет на заводе, в геологических партиях, фрезеровщиком. Информативная и грамматическая неполнота этих реплик восполняется за счет реплик-вопросов.
5.2. Текст задания — это пример информативной устной речи, направленной определенному слушателю. Признаки устной речи: повторы содержания, контактоустанавливающие средства; ситуативная неполнота, разговорные конструкции.
6.1. Данный текст — это текст-рассуждение, так как он передает развитие основной мысли . Текст строится по логической схеме: тезис , доказательство и вывод . Используется абстрактная лексика , сложные предложения с придаточным условия .
К теме 7
7.1. А Научный. Б. Официально-деловой.
В. Художественный. Г. Публицистический.
К теме 8
8.1. Вопросительные предложения , местоимения , конструкции, характерные для разговорного синтаксиса . 8.2. А. Если слушатели правильно понимают требования, то они сами выберут нужную линию поведения, будут более сознательно относиться к выполнению служебного долга.
Б. Дым почти одновременно заметили многие. В том числе и офицеры, которые курили возле штаба, ожидая совещания. В. Поддерживать общественный порядок в городе должны были воинские части оперативного подчинения, специальные моторизованные воинские части Северо-Западного округа внутренних войск МВД, курсанты Высшего военного командного училища внутренних войск, а также Санкт-Петербургская и областная милиция. Г. Модно одетые призывники вместе с родственниками и подругами разместились на трибунах оперативного клуба на Петровской набережной. Ведущий объявил о начале действия.
Урок развития речи для 5 класса «Устное -описание животного по ...
... животного. Задание 1. По данному началу составьте сочинение-описание белочки. Обратите внимание на настроение животного, ... описания? На какой вопрос отвечают описания? Какие бывают описания? Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. II. Работа в парах. 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. ... Слово учителя. Дети, у нас сегодня необычный урок, потому что на доске закрыта тема ...
Зрелище, по замыслу организаторов, должно было стать ярким, запоминающимся. Д. Каким образом можно решить проблему Кавказа? Попытаемся наметить наиболее общие пути решения этой проблемы.
Е. Давайте посмотрим на заставу Н. Застава обустроена. Она и к ведению боя подготовлена, и дает возможность солдату отдохнуть, подготовиться к службе. Ж. Если солдаты видят, что генерал здоровается с ними, протягивая руку, то разве это не повышает их настрой? 3. Раскрутили целый клубок неуставных правонарушений, из-за которых, как грибы после дождя, росли разного рода «чепе». И. Среди воинов-контрактников явно неблагополучное положение с дисциплиной.
Здесь необходима тщательная, настойчивая воспитательная работа.