В современном мире сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на скорую руку» и выглядят примерно одинаково: с орфографическими ошибками, без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками . Над темой нашей работы мы задумались давно, поскольку сами являемся пользователем сети Интернет. Нам далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как нам кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались посредством писем с соблюдением всех языковых норм. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность темы исследования
1) сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль онлайн-общения и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических и других ошибок входит в привычку, что становится причиной снижения грамотности;
2) сетевой язык выступает теперь не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных изданий;
3) из-за интернет-сленга подрастающее поколение не знает, хорошо это или плохо: употреблять «аффтарский текст», и разница между ним и правильным русским языком очень скоро может стать незаметной для подростка или молодого человека;
4) невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом (когда того требуют обстоятельства) заговорить красиво, грамотно, свободно.
Цель работы:
следующих задач:
1) выяснить, как социальные сети влияют на русский язык
2) обосновать причины использования сленга подростками;
3) провести сравнительный анализ отношения к молодёжному сленгу моих сверстников и взрослых на основе анкетирования;
4) обобщить и систематизировать данные, формулирование выводов и предложений по заявленной проблеме;
5) оформить результаты исследования в виде письменной работы и презентации.
Гипотеза исследования:
Источники курсовой работы (список источников курсовой работы, ...
... цитата. Это упростит в дальнейшем оформление не только списков литературы, но и ссылок. Также выписывайте отдельно использованные источники, чтобы не собирать потом информацию по всей курсовой работе. Одним из распространенных ...
Объект исследования, Предмет исследования, Методы исследования:
работа с литературой, интернет-ресурсами,
сбор информации,
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
анализ
I. Особенности искажения норм русского языка в виртуальном пространстве
1.1 Роль Интернета в общении людей
Сегодня сложно переоценить роль Интернета в нашей жизни в плане получения и обмена всевозможной информации, а также в организации общения. Ведь общение – это способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, в течение многих лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета. В настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет — журналы и газеты, да и сам Интернет для многих стал более важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон. У сетевой коммуникации имеется масса преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личного общения, и именно они играют огромную роль в привлечении людей к Интернет — общению. Интернет, служивший изначально исследовательским и учебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения. Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь в плане общения с другими людьми по тем или иным причинам обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как Сеть создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.
Особенности общения в интернете состоят в следующем:
1. Неограниченность доступа к любой информации. Возможность путешествовать по страницам можно практически бесконечно. Количество сайтов огромно, а их тематика неисчерпаемая.
2. Доступность и простота использования. В любой час дня и ночи Интернет к вашим услугам.
*Легкость поиска
1. Можно найти любую нужную информацию .
2. Легкость поиска собеседника, который отвечает каким угодно требованиям.
1. Возможность создания собственного образа, персоны. Этот образ будет собственным, индивидуальным. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть, как угодно, быть существом любого пола на выбор, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира.
*Отсутствие ответственности.
Общение в Интернете не имеет еще одной черты, из-за которой не так просто многим людям общаться в обычной жизни. Ответственность. Вы — человек, у вас — окружение, вы не можете просто так все бросить. В Интернете же вы можете выйти из контакта в любой момент в случае нежелательного развития событий.
*Наличие определенных особенностей общения. 1. Общение с воображаемым собеседником. В Сети общаешься не с реальным человеком, а с образом (идеальным образом!) этого человека.
2. При общении в Интернете теряют свое значение невербальные средства общения. То есть они совсем отсутствуют из-за невозможности собеседников видеть друг друга.
* Свобода действий, поступков, высказываний 1. Свободное управление, пользование информацией, которая поступает. Возможность изменять ее, перерабатывать, рассылать, куда и кому угодно.
2. Свобода от ограничений и социальных норм, которые накладывает общество.
*Отсутствие времени и расстояния. Люди могут свободно общаться между собою, забывая о расстоянии и времени, которое нужно, чтобы встретиться в «реале».
1.2 Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей
Всемирная паутина Интернет давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет — неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно среди молодежи, но не только. Одно из главных достоинств Интернета – это краткость и доступность мысли. В жертву ему можно принести все – точность, красоту, стиль. В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго. Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Например, деревенской бабушке никогда не понять переписку подростков по аське или в чате. А растущая доступность технологий увеличивает влияние интернета на современный русский язык все сильнее и сильнее. Появляются в речи и разные знаковые системы, без которых сейчас не обходится ни одна переписка среди подростков.
Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей
1.Неправильные сокращения слов, используемых в Интернет – переписке
2.Нарушение орфографических, пунктуационных и других норм в языке пользователей сети Интернет
3.Использование смайликов
4.Использование интернет-сленга
1.На наш взгляд, существуют следующие причины появления данной ошибки:
Стремление ускорить процесс написания сообщения.
2. Лень. В большинстве случаев, пользователи сети Интернет неправильно сокращают слова лишь под влиянием чувства обыкновенной, свойственной современному человеку, лени.
Удобство написания
Чаще всего неправильно сокращают учащиеся во время переписки в Интернете следующие слова:
Пжлст – пожалуйста Спс – спасибо Крч – короче Шк – школа Инет — Интернет |
Инфа – информация Норм – нормально Мб – может быть Комп – компьютер ДР – день рождения |
2. Основные причины появления орфографических, пунктуационных и других ошибок.
Недостаточное языковое развитие., Убежденность в том, что грамотно писать нужно только на уроках русского языка
.
При общении в Интернете мы используем различные смайлы, которые передают наше состояние, наши чувства, наши эмоции и жесты. Основные смайлы, которые используются при общении, вы можете увидеть в таблице (см. Приложение)
В переписках по электронной почте, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым «интернетовским» языком. Все это приводит к тому, что пользователи начинают вести повествование от третьего лица. Снижение вербальных текстов, где человек может выразить свои эмоции, мнение, отношение к происходящему с помощью ярких выражений, с употреблением грамотной речи, богатой сравнениями, прилагательными, эпитетами, и замена этих текстов краткими выражениями, условными знаками, смайлами, безусловно упрощает презентацию личности, примитивизирует языковую личность.
Интернет-сленг.
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. На наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди. В последнее время особенно заметно проникновение сленга во всеобщее употребление, даже в язык средств массовой информации и в литературу. Особенно это заметно в сети Интернет. Как отмечают филологи: «…по мере наблюдения за естественным ходом развития этого объекта со всей очевидностью стала проявляться та опасность, которую он представляет собой, всячески способствуя коррозии языка, размыванию его орфографических и грамматических основ и деформации лексико-стилистических норм». Одна из основных проблем распространения такого языка– коверканье слов- неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна.
Аватар — картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица». В основном используется в социальных сетях.
Админ — администратор сайта, форума или чата.
Архивато р — программа для сжатия файлов.
Аффтар — Автор чего-либо.
Баг — ошибка в какой-либо программе.
Бан — запрет на какие-либо действия. Например, бан пользователя на форуме запрещает ему писать (а иногда и читать) сообщения.
Бот — программа, имитирующая действия человека, иногда с зачатками искусственного интеллекта.
Бэкап — резервная (страховочная) копия какой-либо информации.
Винда — операционная система MS Windows.
Геймер — игрок. Чаще всего применятся по отношению к игрокам в компьютерные игры.
Гифка — графический файл в формате GIF.
Глючить — работать с ошибками (чаще всего имеется ввиду какое-либо электронное устройство).
Гуглить — искать какую-либо информацию в интернете с помощью поисковика Google.
Демо — неполная (ознакомительная) версия программы.
Дистрибутив
Игнор — игнорирование сообщений собеседника. От англ. ignore — игнорировать.
Инет — сеть Интернет.
Инфа – информация.
Касперыч – антивирус Касперского.
II Практическая часть
Исследование
Влияние социальных сетей на русский язык
Анкетирование участников: педагогов и обучающихся
Для получения более объективного представления о взаимодействии русского литературного языка и сленга мы провели анкетирование среди сверстников школы, где учусь. Всего было опрошено 40 обучающихся.
АНКЕТА для обучающихся
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет?
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите, какие.
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети?
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»?
9.Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в сети Интернет
АНКЕТА для педагогов
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет?
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите, какие.
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети?
8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях
9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему?
«Общаетесь ли Вы в социальных сетях?»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.
2) 33% опрошенных педагогов ответили утвердительно, 67% ответили отрицательно на данный вопрос
«Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет?»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.
2) 33% опрошенных педагогов ответили утвердительно, 67% ответили отрицательно на данный вопрос
«Ваше отношение к интернет-сленгу?»
1) Положительный ответ дали 33% школьников. Негативное отношение испытывают 3%, в то время как 60% обучающихся заявили, что им всё равно.
2) Положительный ответ дали 11% педагогов. Негативное отношение испытывают 55 %, в то время как 33% не обращают внимание.
«Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в Сети?»
1) 23% подростков ответили, что не всегда пишут правильно слова и соблюдают правила пунктуации. 64% из них соблюдают правила, что довольно-таки радует. И лишь 13% вовсе не задумываются, когда пишут в чатах.
Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети?» .
94% из опрошенных используют сокращения в виде смайлов и сокращенных слов, в то время, как 6% не используют сокращения.
2) 23% из опрошенных используют сокращения в виде смайлов и сокращенных слов, в то время, как 77% не используют сокращения.
Пжлст – пожалуйста Спс – спасибо Крч – короче Шк – школа Инет — Интернет |
Инфа – информация Норм – нормально Мб – может быть Комп – компьютер ДР – день рождения |
«Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.
2) 89 % опрошенных педагогов ответили утвердительно, 11% ответили отрицательно на данный вопрос.
Проведя анализ анкет, мы сделали вывод, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, зачастую не уделяя внимания соблюдению правил русского языка. Педагоги школы (старшее поколение) считают необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях и следуют им при общении.
Заключение
В ходе исследовательской работы гипотеза подтвердилась: социальные сети отрицательно влияют на речевую культуру подростков.
Изучение литературы по проблеме исследования и анализ анкетирования убедили нас в том, что проблема влияния соцсетей на язык пользователей актуальна, стоит очень остро, волнует педагогов, родителей, журналистов, всех неравнодушных людей. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечается риск развития у подростков Интернет -зависимости, утраты связи с реальным миром, отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно, с учетом норм литературного языка.
Задачи исследовательской работы решены. Данная работа может быть использована на уроках русского языка и литературы, в работе классного руководителя на родительских собраниях.
Список используемой и рекомендуемой литературы, Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете». Казань 2004.
Гольцова Н.Г, Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 464 с
Гревцов, В.Е. Развитие социальных связей и отношений в виртуальных сообществах // Социосфера. — 2010. — №1. — С.59 – 61.
Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. – Изд. 7-е – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 190 с.
Кононов, Н. Код Павла Дурова// Forbes. – 2011. – июль 2011. – с.118 – 123.
Неровнова, Д. 5 опасностей виртуального общения в интернете// Аргументы и Факты. – 2013. — №44. – с.7-9.
Певцова, Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2.ч Ч. 1 – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 176 с.
Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс// Современная зарубежная психология. — 2015. — Т.4. №1. — С.45 — 46.
Тарханов, А. Вход в эскейп// ForbesWoman. – 2010. – лето 2010. – с.32.
Ханыков, В. Виктор Ханыков: Интернет коварнее кокаина?// Аргументы и Факты. – 2013. — №24. – с.11-13.
Приложение №1
АНКЕТА для обучающихся
1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________
АНКЕТА для обучающихся
1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________
АНКЕТА для обучающихся
1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________
АНКЕТА для педагогов
1.ФИО педагога ____________________________________________________ возраст _________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? _______________________________________________
8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях ________________
9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему? ________________________________
________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА для педагогов
1.ФИО педагога ____________________________________________________ возраст _________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? _______________________________________________
8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях ________________
9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему? ________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Приложение №2, Приложение №3
Эмоциональные смайлики |
|
Запись |
Эмоция или состояние |
🙂 или =) |
улыбка, радость |
🙁 или =( {=»-( |
грусть, печаль |
😐 |
задумчивость или нейтральность |
😀 |
смех |
*О* или *_* или ** |
восхищение |
XD |
смех с зажмуренными глазами |
:-C |
сильное огорчение |
:-/ :-\ |
недовольство, озадаченность или обида |
:-0 |
удивление (открытый рот) |
:-e |
разочарование |
😯 =-O |
сильное удивление (открытый рот, расширенные глаза) |
:-[ ] |
сильное удивление (отвисшая челюсть) |
:-[ |
смущение |
%0 |
сбитость с толку |
>:-D |
злорадный смех |
}:-> ]:-> |
коварная улыбка |
:’-) :’-D |
сильный смех, смех до слёз |
D-: |
сильная злость, разгневанность |
Действия |
|
Запись |
Действие |
😉 |
подмигивать |
😛 :-p :-Ъ |
показывать язык |
:-* |
целовать |
:-{} |
страстный поцелуй |
:_( :~( :'( :*( |
плакать |
кричать в гневе |
|
: -X |
держать рот на замке |
:-! |
отвращение |
26