Открытый урок русского языка в 8-м классе.
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
Цель урока :
Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек — сам творец своего счастья.
Задачи урока:
1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
2) уметь находить авторскую позицию;
3) определять тему, идею и проблему текста;
4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока : урок развития речи.
Оборудование : компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”, карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Ожегова.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
— Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть. Слайд 2.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.
Учимся писать по тексту художественного стиля
... текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Все мы, ребята Кизлярского ... речи. Тип урока: Урок комплексного применения знаний Основные понятия Художественный стиль, проблема, позиция автора, исследование текста, ... уходить. (7)В детдоме целую неделю не ... слово – шефы. (10)Больше всех хвалился белорус Вилька. ( ...
Слайд 4.
— Запишите число. Тема нашего урока — «Учимся писать сочинение – рассуждение».
2. Этап актуализации знаний. Кластер.
Слайд 5
— Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.
— Что такое счастье?
— Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).
— Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. ( Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?
Слайд 6
— Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача.
Слайд 7.
3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).
В.Г. Бахмутов.
Радуга
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми . Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.
«что такое счастье?» по тексту роя
... такое счастье” сочинение 15.3 огэ – Cдам русский язык! Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ ? Сформулируйте «Что такое счастье» один пример- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ...
(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).
4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
Слайд 8
1 . Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
Слайд 9
— Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Слайд 10
Итак, 1 абзац . Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)
Слайд 11
2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!»
Слайд 12
3-4 абзац — «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»
Слайд 13
5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»
— О чём этот текст?
— Что такое счастье для героя рассказа?
— Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?
2.Формулировка проблемы
— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Слайд 14
— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
— Какие проблемы ставит перед читателями автор?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
Методическая разработка русского языка «Обучение сочинению-рассуждению ...
... -информатор №1, слайд 2), Карточка-информатор №1:, Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Структурный компонент текста Речевые клише Проблема Возможен риторический вопрос… В центре внимания автора проблема… В тексте автор размышляет над проблемой… Комментарий Не ...
— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.
2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)
— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.