Урок развития речи в 5 классе. — составление сказки

Сочинение

Урок по литературе 5 класс, Тема; Сочинение –составление сказки

Цель: формировать умение составлять сказку, используя схему.

Задачи: : обучить приемам сюжетосложения сказки, закрепить и дополнить представление о жанре сказки;

Развить такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки .

воспитывать наблюдательность умение слушать учителя и товарищей в классе

Речевая разминка

Уложила его квакушка спасть, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры, где кольнет третий – птицы летят.

— Прочитайте отрывок про себя. Вспомните, откуда он. В чем особенность чтения произведений данного жанра? С какой интонацией они читаются?

— Прочитайте отрывок выразительно, попытайтесь его «сказывать».

  1. Работа по теме

  1. Найдем в отрывке красочные определения.

— Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив её. Поиграем в игру «Вспомни сказкины слова. (Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес дремучий; дуб могучий; море синее; солнце красное; туча черная; меч булатный; стрелы острые, каленые; лук тугой; сон крепкий; ворон черный; сокол ясный; молодец добрый; девица красная.)

— Была ли указана в задании какая – то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное «сказкино» слово, вы были почти единодушны?

— Какие ещё особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличаете её от других произведений?

— Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка.)

— Кто же «населяет» сказку? Назовите самых «главных жителей» сказочного мира.

2 стр., 756 слов

Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве)

... восхищать читателей. Сочинение Сатира в произведениях и сказках Салтыкова-Щедрина Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период ... не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова и идеи в сказках завуалированы так, что далеко не каждый сможет прочитать между строк действительную тему ...

— Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и медведь? ( У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)

Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.

  1. Поработаем над схемой построения волшебной сказки ( карты В. Я. Проппа)

— Итак, сказка – страна. Волшебная, но тем не менее страна. И значит, в ней происходят события, как и в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам. Давайте попытаемся назвать некоторые из этих правил.

— Вспомните, что обычно предшествует тому, что герой оказывается в сложном положении? ( Предписание или запрет. Например, в сказке «Гуси – лебеди» старик со старухой запрещают дочке уходить со двора.) Приведите свои примеры.

— Но так ли «законопослушны» жители сказочной страны? Следуют ли они правилам? Какова их реакция на запрет (Следует нарушение запрета.) Приведите примеры.

— Что обычно является следствием нарушения предписания или запрета? Что в этой связи предстоит герою?

— Как чаще всего действует герой в сказке: в одиночку или с помощью других героев, волшебных предметов? Каких?

— Легко ли бывает герою справиться со своей задачей? Каким испытаниями может подвергать его сказка?

— Чем заканчивается сказка? Что побеждает в ней?

— Итак, понаблюдав за жизнью сказочной страны, вы смогли выделить лишь некоторые её «правила». На самом деле таких правил гораздо больше. И открыл их, изучил русский ученый В. Я. Пропп. Он выделил более 30 таких «правил». Все вместе они представляют примерную схему событий волшебной сказки.

— Что же собой представляет схема событий волшебной сказки, составленная В. Я. Проппом?

Схема событий волшебной сказки (записана на доске):

  1. Предписание или запрет;

  2. Нарушение;

  3. Вредительство или недостача;

  4. Отъезд героя;

  5. Задача;

  6. Встреча с дарителем. Волшебные дары (или другая помощь);

    4 стр., 1522 слов

    Сборник сказок по правилам дорожного движения

    ... а другие реже, но все они ездят по дорогам , все они соблюдают правило дорожного движения и все они обязательно должны знать дорожные знаки – это знают все. А вот маленьких ... поехал дальше. Вернулся домой и стал он знаки изучать. Все выучил. правила не нарушает дорожного движения Успехов тебе малыш! Помни : знаки нужны не только машинам, но и ...

  7. Появление противника;

  8. Борьба;

  9. Победа;

  10. Возвращение героя;

  11. Ложный герой;

  12. Трудные испытания;

  13. Узнавания героя;

  14. Изобличение ложного героя. Его наказание;

  15. Свадьба;

— Разумеется, не в каждой сказочной стране, то есть в сказке, события развиваются только по этим именно «правилом». Возможно добавление новых «правил», исключение некоторых из названных, нарушение последовательности их выполнения. Но все-таки многие из этих «правил» составляют основу событий сказки. И именно поэтому вы без труда вспомнили «сказкины» слова, её особенности. А сейчас, возможно, и сможете сочинить сказку.

  1. Попытаемся сочинить сказку по картам В. Я. Проппа (коллективная работа)

Целевая установка: сочинить устно сказку, используя произвольную схему событий волшебной сказки, предложенную В. Я Проппом, знания о «границах» сказки и её языке, а также об определенной роли каждого из жителей волшебной страны.

— Прежде чем мы приступим к самому ответственному моменту – сочинительству, нужно решить некоторые вопросы, связанные с героями сказки, местом действия.

— Где будет происходить действие сказки?

— Какие добрые герои «заселяют» её? Дадим им имена.

— Кто мешает добрым героям? Как назовем злодеев? (Имена добрых и злых героев записываются на доске.)

Далее следует коллективное творчество по «пропповскому ряду». Задача учителя – помочь в распределении функции сказочных героев, в подборе постоянных эпитетов или построении предложений. Если класс отличается невысоким уровнем читательской подготовки, возможно, перед тем, как приступить к сочинительству, прочитать в качестве образца сказку, сочиненную учащимися другого класса.

В зависимости от уровня развития творческих способностей учащихся возможны и другие варианты работы со схемой событий волшебной сказки:

  1. Сочинить (коллективно) начало сказки в классе, а дома (индивидуально) закончить работу над ней.

  2. Сочинить только часть сказки: по 1-3 пунктам схемы (выборочно)

  1. Задание на дом.

Сочинить сказку по схеме; нарисовать иллюстрацию к ней.

12 стр., 5553 слов

Сказки волшебные – Волшебные сказки собственного сочинения – ...

... сочинение? Почитайте ещё эти: mirsoch.ru Как сочинить сказку для 3 класса Уроки литературного чтения в школе – это не просто перечитывание и рассказ произведений разных авторов, но и собственная ... она жила долго и счастливо. Короткая волшебная сказка собственного сочинения 5 класс (зимняя). Была зима. ... во времени, встречался с необычными героями. Через сказку передается от родителей к детямжизненный ...