Урок развития речи в 5 классе. — составление сказки

Сочинение

Урок по литературе 5 класс, Тема; Сочинение –составление сказки

Цель: формировать умение составлять сказку, используя схему.

Задачи: : обучить приемам сюжетосложения сказки, закрепить и дополнить представление о жанре сказки;

Развить такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки .

воспитывать наблюдательность умение слушать учителя и товарищей в классе

Речевая разминка

Уложила его квакушка спасть, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры, где кольнет третий – птицы летят.

— Прочитайте отрывок про себя. Вспомните, откуда он. В чем особенность чтения произведений данного жанра? С какой интонацией они читаются?

— Прочитайте отрывок выразительно, попытайтесь его «сказывать».

  1. Работа по теме

  1. Найдем в отрывке красочные определения.

— Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив её. Поиграем в игру «Вспомни сказкины слова. (Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес дремучий; дуб могучий; море синее; солнце красное; туча черная; меч булатный; стрелы острые, каленые; лук тугой; сон крепкий; ворон черный; сокол ясный; молодец добрый; девица красная.)

— Была ли указана в задании какая – то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное «сказкино» слово, вы были почти единодушны?

— Какие ещё особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличаете её от других произведений?

— Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка.)

— Кто же «населяет» сказку? Назовите самых «главных жителей» сказочного мира.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... Б. Эльконин и др.). Сказки – это первые произведения детей, через которые ... сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных ...

— Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и медведь? ( У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)

Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.

  1. Поработаем над схемой построения волшебной сказки ( карты В. Я. Проппа)

— Итак, сказка – страна. Волшебная, но тем не менее страна. И значит, в ней происходят события, как и в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам. Давайте попытаемся назвать некоторые из этих правил.

— Вспомните, что обычно предшествует тому, что герой оказывается в сложном положении? ( Предписание или запрет. Например, в сказке «Гуси – лебеди» старик со старухой запрещают дочке уходить со двора.) Приведите свои примеры.

— Но так ли «законопослушны» жители сказочной страны? Следуют ли они правилам? Какова их реакция на запрет (Следует нарушение запрета.) Приведите примеры.

— Что обычно является следствием нарушения предписания или запрета? Что в этой связи предстоит герою?

— Как чаще всего действует герой в сказке: в одиночку или с помощью других героев, волшебных предметов? Каких?

— Легко ли бывает герою справиться со своей задачей? Каким испытаниями может подвергать его сказка?

— Чем заканчивается сказка? Что побеждает в ней?

— Итак, понаблюдав за жизнью сказочной страны, вы смогли выделить лишь некоторые её «правила». На самом деле таких правил гораздо больше. И открыл их, изучил русский ученый В. Я. Пропп. Он выделил более 30 таких «правил». Все вместе они представляют примерную схему событий волшебной сказки.

— Что же собой представляет схема событий волшебной сказки, составленная В. Я. Проппом?

Схема событий волшебной сказки (записана на доске):

  1. Предписание или запрет;

  2. Нарушение;

  3. Вредительство или недостача;

  4. Отъезд героя;

  5. Задача;

  6. Встреча с дарителем. Волшебные дары (или другая помощь);

    39 стр., 19070 слов

    Жанровая специфика литературной сказки

    ... 10, с. 6]. 2) Литературная сказка – такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и ... написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса 20- ...

  7. Появление противника;

  8. Борьба;

  9. Победа;

  10. Возвращение героя;

  11. Ложный герой;

  12. Трудные испытания;

  13. Узнавания героя;

  14. Изобличение ложного героя. Его наказание;

  15. Свадьба;

— Разумеется, не в каждой сказочной стране, то есть в сказке, события развиваются только по этим именно «правилом». Возможно добавление новых «правил», исключение некоторых из названных, нарушение последовательности их выполнения. Но все-таки многие из этих «правил» составляют основу событий сказки. И именно поэтому вы без труда вспомнили «сказкины» слова, её особенности. А сейчас, возможно, и сможете сочинить сказку.

  1. Попытаемся сочинить сказку по картам В. Я. Проппа (коллективная работа)

Целевая установка: сочинить устно сказку, используя произвольную схему событий волшебной сказки, предложенную В. Я Проппом, знания о «границах» сказки и её языке, а также об определенной роли каждого из жителей волшебной страны.

— Прежде чем мы приступим к самому ответственному моменту – сочинительству, нужно решить некоторые вопросы, связанные с героями сказки, местом действия.

— Где будет происходить действие сказки?

— Какие добрые герои «заселяют» её? Дадим им имена.

— Кто мешает добрым героям? Как назовем злодеев? (Имена добрых и злых героев записываются на доске.)

Далее следует коллективное творчество по «пропповскому ряду». Задача учителя – помочь в распределении функции сказочных героев, в подборе постоянных эпитетов или построении предложений. Если класс отличается невысоким уровнем читательской подготовки, возможно, перед тем, как приступить к сочинительству, прочитать в качестве образца сказку, сочиненную учащимися другого класса.

В зависимости от уровня развития творческих способностей учащихся возможны и другие варианты работы со схемой событий волшебной сказки:

  1. Сочинить (коллективно) начало сказки в классе, а дома (индивидуально) закончить работу над ней.

  2. Сочинить только часть сказки: по 1-3 пунктам схемы (выборочно)

  1. Задание на дом.

Сочинить сказку по схеме; нарисовать иллюстрацию к ней.

12 стр., 5553 слов

Сказки волшебные – Волшебные сказки собственного сочинения – ...

... сочинение? Почитайте ещё эти: mirsoch.ru Как сочинить сказку для 3 класса Уроки литературного чтения в школе – это не просто перечитывание и рассказ произведений разных авторов, но и собственная ... она жила долго и счастливо. Короткая волшебная сказка собственного сочинения 5 класс (зимняя). Была зима. ... во времени, встречался с необычными героями. Через сказку передается от родителей к детямжизненный ...