- Сочинения
- по русскому языку
- Глагол
Все части речи нужны и важны, ведь они выполняют важную работу, помогая нам выражать свои мысли и чувства. Но моей любимой частью речи является глагол.
Глаголы появились раньше всех остальных частей речи, и этому есть объяснение. Когда ещё не было письменности, а лишь зарождалась речь, людям в общении было важно передать именно действия: собрал урожай, пошёл на охоту, сделал орудие и так далее.
Наверное, ещё тогда, в древности, и появились формы чисел глагола: единственное и множественное. Формы чисел определяют, какое количество предметом участвовало в совершении действия.
Интересно, что глагол может передать не только число лиц, выполняющих действие, но и показать, когда было выполнено то или иное действие. В этом ему помогают времена. В русском языке их три: прошедшее, настоящее и будущее. Легко догадаться, что прошедшее время показывает, что уже было сделано в прошлом, настоящее — что делается в данный момент, а будущее — что планируется сделать.
Глаголы настоящего и будущего времени имеют также три лица. Глаголы первого лица соотносится с местоимениями: я, мы, второго лица — ты, вы, а третьего лица — он, она, оно.
Лица помогают определить спряжение. Изменение глагола по лицам помогает определить, к какому спряжение он относится. Если в окончании стоит буква Е, то это первое спряжение, И — второе. Но не все глаголы подчиняются этому правилу, есть двенадцать исключений. Все исключения нужно знать, чтобы не совершать ошибки в написании глаголов.
У глаголов прошедшего времени можно определить род предмета, который выполняет действие. Для этого необходимо лишь посмотреть на окончание. Буква А говорит о том, что перед нами глагол женского рода, О — среднего, а вот отсутствие окончания характерно для мужского рода.
Каждый глагол имеет инфинитив, то есть начальную форму. Инфинитив отвечает на вопросы: что делать и что сделать. Интересно, что по вопросам к инфинитиву определяется также вид. Приставка с в вопросе говорит о том, что перед нами совершенный вид, а её отсутствие обозначает, что глагол относится к несовершенному виду.
Одна из отличительных особенностей этой части речи — наличие безличной формы, то есть формы, передающей состояние, настроение предмета или называющей действие, которое происходит само по себе. Пример: за окном моросило. В данном предложении не говорится, кто именно совершает действие, но один только глагол «моросило» описывает пейзаж за окном, передаёт настроение. Такой приём очень любят писатели и поэты.
Рассуждение глагол самая емкая категория русского языка
... системой форм, имея изменения по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. Для словообразования глагола характерно широкое использование приставок. Сочинение рассуждение на тему глагол вариант 12 ОГЭ Ответы: Глагол — самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее ...
Таким образом, глагол — самостоятельная часть речи, имеющая интересную и насыщенную жизнь. Он играет большую роль в нашей речи, помогая нам описывать совершаемые действия.
Вариант 2
Многим из нас знакомо выражение: «Глаголом жги сердца людей». Это цитата из стихотворения «Пророк» пера русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Конечно же, в данном случае слово «глагол» употребляется в смысле «слово», да и в былые времена «глаголить» означало «говорить». В своём сочинении я хочу сузить это понятие, поэтически воспетое Пушкиным-пророком, и признаться в любви глаголу не как слову, а как к части речи, которую изучают в школьной программе.
Пожалуй, это одна из главных частей речи любого языка, без которой не построить фразы, не выразить мысли. В этом вопросе глагол идёт в паре с именем существительным – как основа любого выражения. Если цветистые определения и дополнения, а также обстоятельства для понимания сути в предложении можно опустить, то редкое предложение обходится без глагола. Глагол помогает понять, что «хочет» существительное, наделяет предмет или живое существо каким-нибудь действием. Дай подлежащему-существительному и сказуемому-глаголу друг друга, и сразу станет ясно, о чём идёт речь.
Русский язык гибок и непредсказуем, он позволяет говорящим и пишущим выстраивать свои фразы так, как им вздумается, выводя глагол то на первые позиции в предложении, подвинув подлежащее, то, наоборот, уступив ему место в начале. В отличие от существительного, у глагола нет рода, зато есть своя уникальная «черта характера» — время, с помощью которого говорящему, слушателю или читателю легко ориентироваться, где происходило, происходит или будет происходить действие. А вот другая характеристика – спряжение – это чисто грамматический ориентир, помогающий пишущему правильно изобразить глагол на бумаге. Для этого филологи построили для глаголов правила, но есть в русском языке глаголы-индивидуумы, которым общие правила не писаны, это так называемые неправильные глаголы, для них какой-то поэтически одарённый учитель придумал зарифмованный стишок – чтобы этих неправильных «товарищей» легче было запомнить и правильно написать. Наверное, его знает каждый.
Глагол, как и другие части речи любого языка, подвержён влиянию времени. В наши дни какие только слова не изобретаются – и неологизмы, продиктованные новыми разработками, и сленговые выражения. Это понятно, но вот всё-таки хочется, чтобы каждый используемый в речи глагол имел культурную оболочку и был приятен человеческому слуху и глазу. Давайте глаголить чистоплотно!
«Глагол» сочинение
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа, наклонения и в предложении выполняет функцию сказуемого.
Глагол называет различные действия или состояния. Однако некоторые существительные (ходьба, чтение и др.) также обозначают действие, но значение действия у существительных грамматически не выражено. Значение действия грамматически выражается в глагольных категориях времени, наклонения, залога, переходности, вида и лица, а имена существительные не
Самостоятельные и служебные части речи
В русском языке различаются самостоятельные и служебные слова. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения ...
имеют этих грамматических характеристик. По сравнению с другими частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических категорий.
Пронизывая всю систему глагола, время, вид, наклонение, залог и переходность выступают как наиболее важные и яркие грамматические категории этой части речи. Всем без исключения глагольным формам свойственны видовые и залоговые значения. Категория времени является характерным признаком любого глагола, так как действие и состояние обязательно ориентировано во времени относительно момента речи.
Глаголы, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам, — переходные и непереходные глаголы (см. Переходность), возвратные глаголы (см. Возвратность), безличные глаголы и др. — характеризуются разными глагольными категориями и имеют собственный набор грамматических форм.
Многообразие грамматических категорий глагола обеспечивает разветвленную систему его грамматических форм. Различают личные (спрягаемые) и неличные формы глагола. Личные формы называются так, потому что они способны указывать на действующее лицо. К неличным формам глагола относятся инфинитив, причастие, деепричастие. Материал с сайта //iEssay. ru
Глагольные формы имеют разный набор грамматических значений. Личные формы глагола характеризуются большим набором грамматических значений. Например, глагольная форма прочитаю имеет значение 1-ого лица, единственного числа, будущего времени, совершенного вида, действительного залога, изъявительного наклонения, переходности. Меньше всего грамматических значений глагол выражает в форме инфинитива: только вид, залог и переходность-непереходность. Все формы одного глагола имеют общие грамматические характеристики: значение вида и залога, общую модель управления падежом зависимого существительного и т. п.
Сочинение 3
Наш язык очень богат, он состоит из частей речи, каждая важна и имеет свою роль. Части речи помогают выражать свои мысли. Существуют зависимые части речи и самостоятельные. Больше всего мне нравится глагол, он указывает на действие предмета или предметов. В предложениях, часто бывает сказуемым.
Три лица есть у глагола. Единственного и множественного числа бывает каждое лицо. Местоимения “я” и “мы” используются для первого лица, для второго – “ты” и “вы”, ну а для третьего “он”, “она” и “оно”.
В двух спряжениях возможно употребить глагол. Чтобы узнать спряжение, необходимо изменить лицо глагола и его число в будущем либо настоящем временах. Если глагол заканчивается на букву “е”, это значит спряжение первое. Если же на букву “и” — значит второе. Возможны и исключения из правил. Словами, которые пишутся не по правилам являются: стелить и брить для спряжения первого. А также существуют слова исключения и для второго спряжения и к ним принадлежат: дышать, слышать, видеть, гнать, обидеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, вертеть.
Также в нашем языке наклонения есть у глаголов. Что действие происходило, происходит или будет происходить в реальности, нам говорят глаголы, стоящие в изъявительном наклонении. Обозначают что действие может быть будет совершаться обозначают стоящие в условном наклонении глаголы, с частицей “бы”. Просят что-то сделать, побуждают действовать, глаголы, которые стоят в повелительном наклонении.
Слово способно не просто назвать предмет действие качество
... слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский: СЛОВО Напишите сочинение ... девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким образом, могу сделать ... с так не по-детски настроенными детьми, пожилая женщина тоже начинает пользоваться словами, не свойственными ее речи. Таким образом, ...
Всего в трёх временах возможно употребить глагол. Время прошедшее говорит о том, что уже случилось. Время настоящее говорит о действиях, происходящих в данный момент. Будущее время говорит о действиях, которые только ожидают своего совершения. Ещё у слов, обозначающих действие, есть форма, не имеющая ни лица, ни числа, ни времени. она называется начальной формой, отвечающей вопросам “что сделать?”, “что делать?”. Отвечающий на вопрос “что делать?”, глагол, является видом несовершенным. А отвечающий на вопрос “что сделать?”, глагол, употреблён в виде совершенном.
Я считаю глагол очень интересным для изучения, поэтому я хочу его изучить полностью.
Другие сочинения: ← Чему учат сказки?↑ по русскому языкуНаречие →
ОГЭ по русскому сочинение 15.1. Глагол — самая живая часть речи
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.К. Югова: «Глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вариант 1
Основная часть речи в языке, отвечающая за обозначение действия, — это глагол. Без него нет событийности, нет динамики повествования.
Если из предложенного нам для анализа текста убрать глаголы, он потеряет всякую связность и смысл. Первое предложение без слов «помню» и «звали» превратится в набор из частицы, наречия и местоимения!
А сколько глаголов в последнем абзаце помогают рассказчику передать свою боль! Как много он хотел бы сделать, чтобы уменьшить муки совести! И эти стремления переданы в предложении 55 именно глаголами. Они подчеркивают острое желание рассказчика искупить свою вину.
Да, писатель А.К. Югов не ошибался, говоря, что «в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».
Вариант 2
Мир, в котором мы живем и который изображается в произведениях, постоянно меняется, развивается, и именно глаголы помогают передать эти действия.
, Давайте проиллюстрируем широкий диапазон употребления этой части речи, сгруппировав примеры, которых много в тексте В. Надыршина.
Итак, глаголы способны обозначать физические действия («метнулся», «отбросил»), перемещения в пространстве («скрылся», «вышел»), деятельность органов чувств («смотрели»), изменение состояния («остановился», «перевели»), речь («попросил», «отвечал», «сказал»).
Стоит только убрать глаголы из текста или языка — и все застывает, теряет смысл.
Действительно, «глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!».
Я абсолютно согласен с этим высказыванием писателя А.К. Югова.
Вариант 3
Можно ли представить себе связное повествование, в котором никак не изображено движение, нет действий, деталей, описывающих происходящее? Разве что с трудом…
» Развитие устной и письменной речи на х русского языка и литературы»
... языка. Поэтому в своей работе по развитию устной и письменной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка и литературы, ... Тема данного реферата является актуальной, так как на сегодняшний день многие ученики испытывают большие затруднения при составлении устных ответов на вопросы и при написании ...
Глагол — «самая живая часть речи», как верно заметил писатель А.К. Югов. В этой части речи процесс представлен в грамматических формах времени, лица и наклонения, что делает его уникальным средством описания процессов и действий.
Обратимся за примерами к рассказу В. Надыршина.
Глаголы в нем сообщают о том, что повествование идет о событии, случившемся в прошлом («звали», «жил», «перевели», «положили»).
Будущий диалог героев рассказа угадывается по глаголу повелительного наклонения «проходи»: в самом деле, не сидели же мальчишки в квартире молча?
Кроме того, глаголы будущего времени «простит», «поймет», «выслушает» в предложениях 57-59 свидетельствуют о том, что рассказчик еще не потерял надежду искупить вину. Именно в этих глаголах заключен основной смысл данных предложений.
Действительно, глагол — практически незаменимая в языке часть речи.
Текст для работы
(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой
Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!
(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.
(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.
(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего еще… — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.
(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.
(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.
(18) — Тебе чего?
(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.
(22) —А ты-то при чем?
(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят… (26)Пройти-то можно?
(27)— Проходи…
(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки… (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.
Моя любимая часть речи глагол
... где у него масса синтаксических ролей. Также читают: Картинка к сочинению Моя любимая часть речи глагол Популярные сегодня темы Где-то далеко на поверхности моря вода красивая, чистая и синяя. Море скрывает ... наряды. Золотая осень. Трава ещё не полностью потеряла свой ярко-зелёный Сочинение Моя любимая часть речи глагол «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, ...
(31) — Давай только не сегодня!
(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.
(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры…
(34) — Ну, раз так, то пойдем…
(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.
(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.
(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…
(55)…Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.
(По В. Надыршину )