Тема . Образование глаголов повелительного наклонения

Сочинение

Буква ь в глаголах повелительного наклонения Цель: углубить знания учащихся о повелительном наклоне — нии глаголов, его значении, образовании; совершенствовать правописные и речевые умения и навыки. оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы. Тип урока: комбинированный. Берегите наш язык, наш прекрасный Русский язык… Обращайтесь почтительно С этим могущественным орудием: в руках Умелых оно в состоянии совершать чудеса. И. С. Тургенев

ХОД УРОКА

Организационный этап II.

Актуализация опорных знаний

Что называется наклонением глагола?

Что вы знаете об условном наклонении глагола?

Как образуются и изменяются глаголы условного наклонения? 2. развитие навыков употребления в речи глаголов условного Наклонения: работа с ситуативным материалом Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы (один или с друзьями) оказались на необитаемом острове в Тихом океане. Чтобы вы стали делать? Ключевые слова: очутиться, находиться, осмотреть местность, изучить, искать, находить (найти), приспособить, проявить находчивость, использовать, обнаружить, открывать (открыть), спасаться (спастись).

III.

Мотивация учебной деятельности Слово учителя — Глаголы выражают различные действия: одни из них являются реальными, другие же только возможны при каких-то условиях или желательны, могут выражать просьбу, совет, призыв. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в виде приказа, пожелания, просьбы, совета. IV. изучение нового материала 1. объяснение учителя: комментарий к таблице Настоящее и будущее простое время Повелительное наклонение глагола Единственное число множественное число Пишут, читают (ю-йу) Несут, решают (ю-йу) Познакомят Беру пиши, читай неси, реши познакомь бери (-сь) пишите, читайте Несите, решите Познакомьте Берите (-сь) 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника (с.

79) 3. объяснение учителя: комментарий к таблице 1. Изъявительное наклонение в значении по Велительного: А) употребляется для выражения приглашения Собеседника совершить совместные действия (форма 1-го лица множественного числа); Б) форма 3-го лица единственного и множе Ственного числа настоящего или будущего вре Мени употребляется для выражения просьбы, Пожелания в сочетании со словами пусть, да. 2. Условное наклонение в значении повелительного. 3.

7 стр., 3109 слов

Презентация «Лингвистическое о роли повелительного и условного ...

... сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста А.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным ... убеждение и т.п. Оттенки побудительных значений (условное и повелительное наклонения) 12 Текст ... форм наклонения. Наклонения глагола 6 Наклонение глагола В русском языке три наклонения: ... с придирчивостью учителя русского языка и литературы подумала: ...

Повелительное наклонение в значении условного. 4. Неопределённая форма в значении повелительного наклонения для выражения резкого приказания Идём на прогулку! Идёмте на прогулку! Пусть он пишет, пускай (пусть) они придут; Да здравствует наша Родина! Пошёл бы домой. Ты бы отдохнул немного. Знай я о приезде брата, пришёл бы домой пораньше Встать! Всем идти за мной! V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений 1. Переведите на русский язык. Сопоставьте произношение конечного согласного основы глаголов повелительного наклонения в русском и украинском языках. Чем различается употребление ь в этих глаголах? Приберіть у кімнаті; сховайте зайві речі; застеліть стіл чистою скатертиною; поставте святковий посуд; наріжте тоненькі скибочки хліба; намажте зверху вершковим маслом; посипте тертим сиром, трішечки засмажте на сковороді; киньте на сковороду щіпку солі; не забудьте покласти на стіл серветки. 2. Спишите текст-рекомендацию «Как писать диктанты по учебни Ку». Обозначьте начальными буквами наклонение глаголов: и. (изъ Явительное), у. (условное), п. (повелительное).

Преобразуйте текст, Читая его от своего имени, то есть от первого лица. Изменилось ли Значение? Каким образом? Сначала прочитайте текст внимательно, не торопясь. Объясните орфограммы (выделенные, пропущенные буквы).

Прочитайте текст ещё раз и объясните знаки препинания в известных вам случаях. Выполните грамматическое задание (если оно есть).

3. Исправьте ошибки нерадивых учеников. Ляж в постель. Бежи скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Ставайте за мной, я последний. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня тёплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе. 4. Образуйте форму повелительного наклонения от глагола положить. … Одна милая, очень молоденькая медицинская сестра в накрахмаленной шапочке во время лечебной процедуры ежедневно находила для нас, больных, новую форму глагола «положить». «ложьте руки сюда»,— говорила она, улыбаясь; «залаживайте их так»,— объясняла она на другой день. Её изобретательности не было предела: «закладайте», «ложите», «заложьте», «укладайте», «заложивайте» и так без конца. … Когда мы поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе: «положите руки сюда». И ей, и мне сразу стало легче. (Р. Зелёная) 5. Работа с упражнениями учебника. Упражнение 199 — устно, упражнение 203 — письменно. VI. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Беседа

Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

Как они образуются?

Когда пишется ь на конце глаголов в форме повелительного наклонения? 2. Заключительное слово учителя Не привыкайте к чудесам — Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье, Всё будет так — и всё не так Через одно мгновенье. (В. Шефнер) VII.

2 стр., 509 слов

Обучающее . Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами ...

... вспомнить, чем занимаются в библиотеке. Для работы над сочинением используется материал упр. 300. По заданию упр. 300 ученики записывают опорные слова-глаголы в форме настоящего времени: ... . Личностные:, Основные понятия:, Форма организации урока: Методы: поощрения, упражнения, требования, демонстрация, разъяснение. Приемы: чтение. Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник, ...

Домашнее задание

Выучить теорию по теме урока. 2. Выполнить упражнение 205 (письменно).