Риторические фигуры и тропы

Сочинение

Риторические фигуры и тропы

Риторическая фигура — воспроизводимый прием словесного оформления мысли, посредством которого ритор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости. Существуют два основных типа риторических фигур: фигуры выделения и фигуры диалогизма. Различие их состоит в следующем: фигуры выделения суть конструктивные схемы представления содержания, посредством которых сопоставляются или подчеркиваются те или иные стороны мысли; фигуры диалогизма являются имитацией диалогических отношений в монологической речи, то есть включением в речь говорящего элементов, которые представляются как явный или подразумеваемый обмен репликами между ритором, аудиторией или третьим лицом.

Фигуры выделения

Фигуры выделения могут строиться путем добавления, значимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизменения, перестановки или распределения слов, словосочетаний или частей конструкции.

Добавление и повторы. Эпитет-характеристика выделяемого слова посредством слов или оборотов, раскрывающих или уточняющих его значение в тексте. Эпитет может быть обязательным и факультативным. Обязательным является эпитет, который выражает существенное свойство или признак предмета и устранение которого невозможно без потери основного смысла. Факультативным является эпитет, который выражает привходящее качество или признак и может быть устранен без утраты основного содержания.

Плеоназм-избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету. Бесцельный плеоназм является серьезной стилистической погрешностью, стилистически оправданный плеоназм-одна из наиболее распространенных фигур речи.

Структурные особенности риторических фигур

Риторические фигуры – это приемы языкового оформления высказываний, которые позволяют усилить их эмоциональную окраску и управлять вниманием слушателя или читателя через изменение сути и порядка представления информации. Среди риторических фигур существует множество разных типов и форм, которые представляют различные комбинации структурных особенностей высказываний. Рассмотрим некоторые из них.

Синонимия

Синонимия – это фигура, которая используется для уточнения и усиления значения слов путем добавления ряда их синонимов. Такой подход употребляется для создания более точной и насыщенной картинки восприятия, а также для ассоциации с аналогичными явлениями или предметами.

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский: СЛОВО Напишите сочинение ... поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким образом, могу сделать вывод, ... мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и ...

Аккумуляция

Фигура аккумуляции, также называемая сгущением, состоит в перечислении слов, обозначающих разнообразные предметы, действия, признаки или свойства, таким образом, что создается видимость множественности или быстрой смены событий. Это позволяет донести глубокий характер некоего явления, повысить его интеллектуальную специфику или выразительность, а также удивить слушателей оригинальным подходом к выражению идей.

Градация

Одной из характерных фигур является градация, которая заключается в развертывании слов, фразы или словосочетания в синонимический ряд таким образом, чтобы интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастала (восходящая градация) или убывала (нисходящая градация).

Эта фигура позволяет подчеркнуть различия между явлениями, затем перейти к рисованию общей картины, дать все более и более конкретное представление или чтобы создать эффект напряжения.

Экзергазия

Фигура экзергазия дополняет перечисленные выше фигуры путем добавления синонимических выражений к словосочетанию или обороту. Этот подход можно использовать как для уточнения значения словосочетания, так и для психологического драйва в речевом выражении.

Реприза

Реприза представляет собой подхват предшествующего слова в последующем словосочетании или предложении. Это прием позволяет создать эмоциональное напряжение речи и выделить ключевое слово, которое может повторяться в последующей фразе или композиционной части высказывания.

Восхождение

Восхождение, также называемое климаксом, заключается в использовании в каждом последующем элементе конструкции последнего слова предшествующего элемента, образуя цепочку связанных и последовательно развертывающих друг друга частей. Прием создает концентрированное усиление и рост значимости в последовательности событий или идей.

Отличение

Повтор слова в различных значениях формирует отличение как риторическую фигуру. Она позволяет обратить внимание на различные аспекты объекта изложения и дать полное представление о нем.

Наклонение

Наклонение — повторение слов в различных грамматических формах. Такой подход позволяет затронуть аспекты объекта рассмотрения, выразить отношение к ним и формировать эмоциональную окраску высказывания.

Сочетание

Симплоце, сочинение путем повторения одних и тех же слов и оборотов, создающие параллелизм содержания и эмоциональное напряжение. Анафора, которая повторяет слово или оборот в начале параллельных конструкций. Эпифора – фигура, подобная предыдущей, но состоящая в повторе конечного слова или оборота. Окружение – это сочетание всех трех предыдущих методов, тоесть, повторений в начале, конце и иногда в середине фразы или предложения. Все эти фигуры формируют параллелизм содержания, добавляют эмоциональной интенсивности и новизны в текстовом изложении.

Конкатенация

Конкатенация, также известна как присоединение, используется для добавления слов или фразы, дополнительно характеризующих предмет речи или выражающих отношение к нему говорящего. Она позволяет усилить значимость определенных аспектов объекта или события.

Введение

В данном исследовании мы будем рассматривать различные фигуры речи, которые являются важными инструментами для создания эффективного и выразительного текста. Фигуры речи, такие как интерпретация, эксплеция, многосоюзие, бессоюзие, сокращения и значимые нарушения связи, эллипсис, силлепсис, эналлага, ирония, анаколуф, удержание, гипербатон и другие, позволяют авторам передать свои мысли и идеи более ярко и эффективно.

2 стр., 691 слов

Напишите – миниатюру «Зачем нужны в речи предложения с вводными ...

... добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. (Круг чтения) Тест по теме «Вставные конструкции» 1. .Какое утверждение является ... 1) уточняющий член предложения 2) вводная конструкция 3) вставная конструкция 6. На месте каких цифр должны быть запятые, скобки или тире? А слово сказала 1 она подавала на ...

Основная часть

Интерпретация

Интерпретация представляет собой дополнение основного содержания текста авторской характеристикой, которая обычно выражается в виде вводного предложения или оборота с поясняющим или модально-оценочным значением.

Эксплеция

Эксплеция — это фигура речи, которая состоит в добавлении к словам, выражающим основное содержание мысли, слов или оборотов, увеличивающих размер фразы или оттеняющих главное содержание второстепенными элементами содержания. Эксплеция является развернутым плеоназмом.

Многосоюзие

Многосоюзие — это фигура речи, которая состоит в присоединении посредством повторяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз. Такое соединение создает параллельные части и рассматривает их на одном смысловом уровне, независимо от их грамматической организации или степени развернутости.

Бессоюзие

Бессоюзие — это фигура речи, при которой конструкции присоединяются друг к другу без использования соединительных средств. Это значимое отсутствие соединительных частей при сохранении связи между конструкциями.

Сокращения и значимые нарушения связи

Сокращения и значимые нарушения связи — это фигуры речи, которые используются для создания незавершенности речи или нарушения связи между словами или конструкциями. Эллипсис предполагает намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу. Силлепсис — это значимое нарушение синтаксической связи или смыслового согласования, которое подчеркивает значение выделенной конструкции.

Эналлага

Эналлага — это фигура речи, которая заключается в использовании слова или конструкции вместо ожидающейся другой или в виде перестановки с нарушением смысла.

Ирония

Ирония — это фигура речи, которая состоит в неожиданном и неуместном использовании слова, вызывающем комический эффект. Ирония может относиться к предметам различной степени серьезности.

Анаколуф

Анаколуф — это нарушение синтаксической связи в предложении, при котором подчиненный член словосочетания выносится на уровень отдельного члена предложения.

Удержание

Удержание — это фигура речи, которая включает обрыв речи, как в эллипсисе, иногда даже с указанием на невозможность продолжить сказанное, но затем продолжает речь.

Перестановки и трансформации

Перестановки и трансформации — это фигуры речи, которые используются для изменения порядка слов или структуры фразы. Гипербатон — это фигура речи, которая выделяет тему высказывания путем ее постановки в начале или в конце фразы, часто с нарушением синтаксической связи.

Заключение

Фигуры речи играют важную роль в создании выразительного и эффективного текста. Они позволяют авторам передать свои мысли и идеи более ярко и эмоционально. В данном исследовании мы рассмотрели различные фигуры речи, такие как интерпретация, эксплеция, многосоюзие, бессоюзие, сокращения и значимые нарушения связи, эллипсис, силлепсис, эналлага, ирония, анаколуф, удержание, гипербатон и другие. Их использование позволяет создавать тексты, более выразительные и запоминающиеся для читателей.

4 стр., 1920 слов

Урок развития речи. Описание предмета. . план-конспект по русскому ...

... вас будет сочинение «Описание предмета». Напишите про ... описание. Вспомните, какие стили речи существуют в русском языке? ... 6) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь; 7) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов ... высказывание какого типа речи вы стали бы создавать? (Описание) - Почему именно описание? Описание ... любой предмет, который находится в классе ...

Изучение фигур риторики является важной частью лингвистических исследований. В данной работе мы рассмотрим несколько фигур, которые используются в словесном выражении и способствуют созданию эффектных и запоминающихся высказываний.

Одной из таких фигур является хиазм. Хиазм представляет собой фразу, в которой параллельные части зеркально отражают друг друга. Это создает эффект симметрии и помогает усилить воздействие высказывания на слушателя или читателя.

Другой фигурой риторики является метабола, или перестановка. Она заключается в повторении тех же или сходных по смыслу слов или оборотов в измененном или обратном порядке. Такое использование повторений помогает подчеркнуть ключевые идеи и создать ритмичность в тексте.

Антиметабола, или перемещение с противопоставлением, является еще одной фигурой риторики. В данном случае левая и правая части сложного предложения зеркально повторяют друг друга, при этом субъект и предикат меняются местами. Такая конструкция помогает создать контраст и привлечь внимание к противоположным идеям.

Распределение элементов фразы, или энумерация, представляет собой перечисление видов одного рода или частей целого. Это помогает структурировать информацию и улучшить ее восприятие.

Соответствие, или смысловая пропорция, заключается в постановке слов или оборотов со сходным значением в аналогичные позиции в параллельных конструкциях. Такая фигура помогает выделить сходство и связь между различными элементами высказывания.

Антанаклаза, или возвращение с разделением, представляет собой соединение понятий, которые развертываются в параллельных конструкциях. Это создает эффект усиления и повторения идей.

Эпимона, или эпифонема, является фигурой, состоящей в полном или перифрастическом повторе частей фразы в различных контекстах и в сочетании с различными словами. Это помогает подчеркнуть ключевые моменты и усилить воздействие высказывания.

Определения и сравнения являются важными фигурами риторики. Определение заключается в отождествлении предмета мысли с другим, подобным или сходным, тогда как сравнение уподобляет определяемый предмет определяющему по образу действия, признаку или свойству. Обе фигуры помогают ясно и точно описать идеи и понятия.

Перифраз, или замена наименования предмета его словесной характеристикой, помогает раскрыть выделяемое свойство и создать более яркое впечатление.

Этимология, или раскрытие значения слова через его происхождение или значение составляющих, помогает лучше понять смысл и значения слова.

3 стр., 1448 слов

Роль причастия в речи сочинение рассуждение

... речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте. 3. Образец. Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание ... небо сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.). Шаблоны сочинений о роли причастий в речи. Вступление. 1. Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. ...

Антитеза, или противопоставление слов, понятий или конструкций, создает контраст и позволяет выделить различия между ними.

Парадиастола, или различение, представляет собой последовательное противопоставление понятий или слов, что создает смысловые ряды и сопоставляемые значения.

Оксюморон, или соединение слов с противоположным значением, создает видимый парадокс в определении и помогает привлечь внимание слушателя или читателя.

В данной работе мы рассмотрели несколько фигур риторики, которые помогают создать эффектные и запоминающиеся высказывания. Каждая из них имеет свою особенность и способствует усилению воздействия словесного выражения на аудиторию.

Группа риторических фигур для создания диалогического эффекта

В монологической речи используется группа риторических фигур, которые позволяют создать диалогический эффект. В такой речи содержание каждого высказывания может быть оценено аудиторией. Ритор, предвидя такую оценку, изображает ее в своей речи, обращаясь к аудитории, высказываясь от ее лица или разыгрывая диалог с оппонентом или с аудиторией. Диалогизм может занимать различное место в монологической речи — от отдельной фразы до целого текста. Диалог как литературный жанр представляет собой фигуру диалогизма, применяемую к всему произведению или его основной части.

Диалог

Диалог — это изображение диалога в монологической речи в форме прямой или косвенной речи. При этом автор может использовать свой текст, комментирующий реплики в диалоге.

Предупреждение

Предупреждение — это намеренное выдвижение возражения или утверждения оппонента и ответ на него. В результате создается полемика, в которой часто используются высказывания оппонента.

Ответствование

Ответствование — это вопрос, заданный от лица аудитории, и ответ на него от говорящего.

Сообщение

Сообщение — это вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории. Иногда ответ может быть дополнен комментарием.

Заимословие

Заимословие — это речь, созданная автором, представляющая определенную позицию или точку зрения.

Цитата

Цитата — это действительные слова какого-либо источника, включенные в текст в форме прямой или косвенной речи.

Аллюзия

Аллюзия — это намек, состоящий в использовании слов или выражений, характерных для произведения, о котором идет речь. Аллюзии часто используются как прием иронии.

Риторический вопрос

Риторический вопрос — это утвердительное высказывание в форме вопроса, которое не предполагает ответа.

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание — это восклицательная форма предложения, используемая для усиления значения.

Риторическое обращение

Риторическое обращение — это высказывание в форме обращения, адресованное какому-либо лицу или предмету.

Тропы

Развертывание исследования

В данной работе мы будем исследовать различные тропы, которые являются приемами речи и способны выражать оттенок мысли, создавая смысловую емкость речи. Тропы могут быть стершиеся общеязыковые и речевые, а также авторские.

Метафора

Одним из наиболее распространенных тропов является метафора. Она основана на подобии и характеризует предмет мысли. Метафора позволяет передать сложные и абстрактные идеи с помощью образов и ассоциаций.

6 стр., 2968 слов

Спонтанные жанры устной речи (интервью, пресс-конференции, диалог ...

... речи. 1.1 Жанры устной речи Разнообразно кодифицированы жанры речи телевидения и радио: информация, рассказ, обзор, радиодрама, интервью и т.д. Столь же подробно кодифицированы и жанры сценической речи: драма, комедия, сценический монолог, сценический диалог, ... отличается от спонтанного диалога. Ведь это -запланированный диалог, и с ... корреспондента могут представлять собой вопросы. Они могут быть ...

Метонимия

Еще одним тропом является метонимия, основанная на отношении смежности. При использовании метонимии одно слово или выражение заменяет другое, связанное с ним по смыслу или контексту. Этот прием позволяет выразить связанные понятия и создать эффект переноса значения.

Синекдоха

Троп синекдоха основан на отношениях рода и вида, части и целого, единичного и множественного. При использовании синекдохи одно понятие заменяется другим, связанным с ним по частичному или целостному отношению. Этот троп позволяет передать общие идеи через конкретные детали.

Антономазия

Троп антономазия основан на отношении имени и именуемого качества или признака. При использовании антономазии собственное имя или собирательный образ заменяются смысловым качеством или признаком. Этот прием позволяет создать эффект контраста и выделить определенные аспекты.

Гипербола

Троп гипербола основан на отношении «большее-меньшее» и заключается в преувеличении качества или признака. Гипербола позволяет создать эффект перегиба и усилить выражение, делая его ярким и запоминающимся.

В данном исследовании мы рассмотрели основные типы тропов и их особенности. Каждый из них имеет свои смысловые отношения и способен передать определенные идеи и эмоции. Изучение тропов позволяет лучше понять механизмы речи и использовать их сознательно для достижения нужного эффекта в коммуникации.