Становление и развитие гонзо-журналистики

Дипломная работа

гонзо журналистика репортаж

Большинство новых журнальных изданий России становятся успешными, регулярно попадая в руки читателя, другие же, не выдерживая конкуренцию, вскоре исчезают. Некачественный конечный продукт, неправильное распределение финансирования, ложные маркетинговые стратегии, а также неправильный выбор тематической направленности журнала непосредственно определяют успешность того или иного периодического издания. Стремительное развитие, популярность сети интернет и онлайн СМИ, на сегодняшний день, составляют конкуренцию печатной журналистике. Практика отечественных глянцевых журналов наглядно демонстрирует явление «гонзо-журналистики», получившее своё название на Западе. Сегодня, благодаря социальным сетям, любой человек, выложивший пост, анализ или оценку о произошедшем событии, может стать неофициальным репортером или журналистом. Однако многие журналисты-новички и профессиональные репортёры считают русскоязычное гонзо стилем, которые не соответствует каноничным жанрам и не всегда адекватно оценивают эффективность его особенностей. В свою очередь, традиционные СМИ не всегда успевают соответствовать современной аудитории и следовать её потребностям, поэтому сами пользователи и логгеры задают тон новому и популярному стилю, такому как гонзо-журналистика.

Так, темой нашего исследования является «Становление и развитие гонзо-журналистики», направления в журналистике, возникшее в 60-х годах, которому свойственен «глубоко субъективный стиль повествования от первого лица» Гонзо-журналистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонзо-журналистика.. Репортёр выступает непосредственным участником описываемых событий, открыто выражает собственные эмоции, использует личный опыт. Следует подчеркнуть, что многие журналисты, пытаясь вывести современную публицистику до уровня классических изданий, не учитывают природы явления данной формы повествования. Таким образом, из выше сказанного вытекает актуальность исследования, которая заключается в необходимости теоретического осмысления возникновения и особенностей гонзо-журналискики.

Как культурное явление и как жанр публицистики, гонзо-журналистика имеет не до конца реализованный потенциал. Приобретая популярность во всем мире, данный стиль в российской науке практически не исследовался. Единственным ярким представителем данного течения считается Хантер Томпсон. Знаменитый журналист и летописец, мечтавший стать известным писателем, обладал уникальным складом ума, чёткой выраженной точкой зрения, что позволяло выразить публицисту в критически востребованной форме современной прозы иной угол освещение событий. В рамках гонзо-стиля в течение последующих 50 лет пробовали работать многие журналисты и писатели, такие как Джорбан Кобос, Томас Вульф, Уильям Гудвин, Мэтт Тайбби, Алан Кабал Базикян С. А., Фильченкова А. А. Гонзо-журналистика в России [Текст] / С. А. Базикян, А. А. Фильченкова // Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — №2. — 2015. — С. 1..

6 стр., 2862 слов

Поэзия и журналистика

... поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития. Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми ...

Цель дипломной работы заключается в определении содержательной сущности, границ функционирования и социального предназначения в системе массовых коммуникаций гонзо-журналистики.

Предмет исследования. Стилистические средства и приемы создания авторского стиля в гонзо-журналистике.

Объект исследования. Репортажи журналиста Хантера Томпсона.

Задачи работы. Осуществление поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих задач:

  • дать определение понятия журналистского текста и общую характеристику журнальной периодики;
  • дать определение понятию «гонзо-журналистика», проследить особенности её возникновения и развития;
  • сформулировать характерные жанровые и стилистические особенности гонзо-журналистики;
  • провести структурно-стилистический анализ репортажей Х.С.

Томсона с целью определения стилистических средств и приёмов создания «фирменного стиля» автора.

Теоретическая основа работы. Научное исследование российского журнального рынка, анализ присутствующих тематик на отечественном рынке не имеют полного исследования. Существующие пособия посвящены общим теоретическим основам по журнальной периодике, ее характеристике и типологизации.

Над вопросами трансформации гонзо-стиля в российском СМИ работали исследователи, Саттаров А. Саттаров А. Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azat-sattarov.livejournal.com/49973.html ., Соколов-Митрич Д. Соколов-Митрич Д. Русское гонзо // РИА Новости. — 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html ., Свинцицкая К. Свинцицкая К. ГоНзилла: как гонзо-журналистика мутировала в России // Livejournal. — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lunchonthegrass.livejournal.com/348419.html . Специфику гонзо-журналистики в России исследовали Базикян С.А. и Фильченкова А.А.; в своих работах Астапенко А. Астапенко А. Специфика гонзо-журналистики в русскоязычных глянцевых журналах (на примере публикаций «Cosmopolitan» [Россия]) [Текст] / А. Астапенко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Часть І. — Воронеж, 2012 г. — С. 5-6. изучал гонзо-журналистику в русскоязычных глянцевых журналах. Над вопросами истории российской журналистики начала XX века работал Ахмадулин Е.Б. на современном этапе гонзо-журналистику изучал Захаров Ю.

Методы исследования. В ходе работы были использованы следующие методы: классификации, сопоставление, анализ, сравнительный анализ, экспертное интервью.

Практическая значимость. Работа может послужить исходной базой для дальнейшего изучения данной проблемы. На основе данного исследования можно будет определить основные тенденции развития журнальной продукции, их место в Российском СМИ. Материал исследования может быть использован при чтении курса по журналистике. Практическая часть работы может предоставить анализ возможных плюсов и недостатков в журналистике, выделить перспективные тематические направления журналов, которые со временем можно будет разработать и воплотить в жизнь, тем самым удовлетворяя спрос читателя и рекламодателя и внося вклад в развитие российской журнальной периодики.

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства». В своем исследовании ... системы образов, героев; отношение автора к изображаемому; способы ... исследования: типологический метод и метод контент – анализа. ...

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав.

В первой главе «Гонзо-журналистика в аспекте стилистических и жанровых особенностей публицистики» будут раскрыты ключевые признаки жанров журналистского текста и их трансформация при использовании в направлении гонзо-журналистики. Будут проанализированы жанровые и стилистические особенности гонзо-журналистики, основные принципы гонзо-репортажа.

Во второй главе «История развития гонзо-журналистики» будут рассмотрены условия возникновения гонзо-журналистики США 60-80-х годов и в русскоязычных СМИ.

Третья глава «Структурно-стилистический анализ репортажей Х.С. Томпсона» посвящена анализу стилистических средств и приемов создания «фирменного стиля» автора, определение использования тропов, речевых фигур и экспрессивно окрашенной лексики.

В заключении обобщаются результаты данного исследования.

ГЛАВА 1. ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКА В АСПЕКТЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ И ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

1.1 Ключевые признаки жанров журналистского текста и их трансформация при использовании в направлении гонзо-журналистики

Объясняя понятие «гонзо-журналистика» и анализируя её основные отличия от остальных видов публицистики, на наш взгляд целесообразно, в первую очередь, охарактеризовать типологию и свойства самого журналистского текста. С целью понимания темы исследования, необходимо так же провести чёткие границы между жанрами. Самым распространенным жанром в журналистских текстах является публицистика.

Публицистика — это область литературы и журналистики, которая затрагивает множество важных проблем текущей жизни и общества Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М. : Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. — 2006.. Суть данного понятия заключается в том, что она, обобщив общественное мнение, формулирует дальнейшее направление действий (что и как делать дальше).

Как отмечает А.А. Тертычный, главная цель публицистики — поучение Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru.. Публицистический стиль во многих характеристиках сходен со стилем художественной речи. К общим признакам можно отнести:

  • образность речи;
  • эмоциональные элементы языка;
  • индивидуальное изложение содержания.

Образность речи в данном стиле имеет устоявшийся характер. Такие выразительные средства, как метафора, сравнение, перифраз и другие средства эмоционального воздействия, берутся из общего языкового фонда Белинский В. Г. Соб. соч. в 3-х томах, Гос. изд-во. худ. лит-ры. М., 1948, т. III. — С. 105.. К публицистическому стилю также относят лирические отступления, которые являются прямым текстом автора с его общественными и политическими взглядами и направленностями. Значимую роль понимания мира автора для читателя играют критические описания в публицистическом стиле. Примером таких отступов служат разговоры писателя о своих литературных предпочтениях, о стилях, течениях. В некой мере, с помощью данной тематики, автор пытается объяснить читателю свой выбор языкового изложения текста, выбор конструкции произведения, что даёт большую возможность понять автора.

5 стр., 2246 слов

Роль журналистики в обществе

... журналисты могли подвергаться гонениям. В обществе, в котором есть свобода слова, роль журналистов будет очень велика. Не зря же говорят, что журналисты - это зеркало общества. Журналистика ... современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества. 2. Виды журналистики В ...

Публицистический текст имеет три основных вида:

Информационный вид.

Аналитический вид.

Художественно-публицистический вид.

Эссе, газетные и журнальные статьи, которые носят литературно-критический и общественно-политический характер, относят к письменной разновидности публицистического стиля. Стиль ораторской речи и обзоры радиокомментаторов приписывают устной форме. Касательно газетных статей, в большей или меньшей мере проявляется индивидуальная манера изложения материала. Использование оригинальных сравнений наряду с «газетными штампами» вносит в газетный стиль публицистики новое освещение событий. Язык журнальных статей и общественно-политических журналов почти не отличается от газетных статей, в которых на много больше появляются неологизмы, литературно-книжные раритеты, вводные предложения, привычная образная фразеология и другие компоненты публицистического стиля. Следует отметить, что в журналистских текстах часто происходит смешение жанров, что является довольно частым явлением, так как основная функция журналистики — донести до читателя информацию. Так, журналистика — это социальное явление современной жизни, которое обеспечивает взаимодействие между группой людей и обществом, а так же вид деятельности, цель которой заключается в производстве и распространении массовой информации Что такое журналистика? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2974143/.. Данный институт общества подразумевает редакции газет, журналов, телеканалов и т.д. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник. — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. — С. 2-3.. Журналистский текст — это сложное, разнохарактерное, осмыслённо-системное знаковое образование, которое обладает специфическими качествами. Данный вид текста — универсальное и эффективное средство коммуникации. Его уникальность заключается в большой амплитуде возможных вариантов текстового материала (шрифтовой и иконический текст, семантические элементы) Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/63.htm..

Важным аспектом в понятии журналистского текста является его жанровая классификация. На сегодняшний день теоретиками принято определять данное понятие, как «журналистика новостей», «авторская журналистика», «аналитическая журналистика». Существует выборка текстов по методам сбора и обработки информации:

  • «репортерская журналистика»;
  • «образная публицистика»;
  • «комментирующая журналистика».

Следует подчеркнуть, что при любом методе классификации, публицистический текст традиционно предполагает включение следующих компонентов:

  • Сообщение о новости или проблеме;
  • Фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации;
  • Приемы эмоционального воздействия на аудиторию.

Исходя из того, что текст, как таковой, не только освещает события или проблемы, но и передаёт эмоциональное воздействие на публику, М.Э. Кройчик классифицирует журналистские тексты следующим образом Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 10. — Журналистика. — 1976. — №4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru.:

43 стр., 21459 слов

Современная авторская журналистика

... дипломной работы – показать, что сегодня представляет собой авторская журналистика, и ответить на вопрос – действительно ли она изживает себя. Под авторской журналистикой здесь и далее мы будем подразумевать аналитические тексты, ... общества. Для дальнейшей работы необходимо дать определение понятиям «журналист» и «журналистика». Большая Советская Энциклопедия трактует журналистику как «вид ...

Оперативно-новостной вид:

заметка — это небольшой текст, который излагает определенное изучение предмета выступления и его результаты Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru..

Оперативно-исследовательский вид:

  • интервью — это опрос журналистом (репортёром) человека (группы людей) в стиле «вопрос-ответ»;
  • репортаж — это освещение событий репортёром, которое включает элементы аналитики, художественной публицистики.

Главной задачей репортажа является создание эффекта присутствия на месте событий, с целью вызвать у читателя (зрителя) сопереживание;

  • отчет — форма информирования о происходящих событиях или мероприятиях Отчет как информационный жанр журналистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lektsia.com/2x804a.html ..

Исследовательско-новостной вид:

  • корреспонденция — детальный текст с широким освещением предмета, единичного события, явления, действия;
  • комментарий (колонка) — комментируемый текст в виде ответа или реакции на сообщение или происходящие события;
  • рецензия — анализ культурного явления, который сопровождается личностной оценкой журналиста.

Исследовательский вид:

  • статья — текст, цель которого обобщить от общего к частному в глобальной форме, или проанализировать факт или явление Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru.;
  • письмо — эпистолярный жанр публицистики, который проявляется в форме непосредственного обращения автора к адресату Прохоров Е. П. Эпистолярная публицистика./ Е. П. Прохоров. — М., 1966. — С. 19.;

— обозрение — вид статьи, в которой освещается ряд объединенных одной темой явлений Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115168/Обозрение..

Исследовательско-образный вид:

  • очерк — сюжетное или описательное авторское впечатление от факта, которое подаётся в образной трактовке факта;
  • эссе — изложение мыслей в свободной форме, которая близка своим характером к художественной литературе;
  • фельетон — сатирический литературный материал, который отличается злободневностью, пафосом, иронией и насмешкой;
  • памфлет — публицистическое произведение, описывающее социально-политическое явление с пафосом, сатирой и метафорическими преувеличениями.

В.Б. Шкловским выделены главные критерии, которые распределяют весь журналистский материал по жанрам-этикетам журналистики:

43 стр., 21421 слов

«Защита прав соотечественников за рубежом: состояние законодательства ...

... российских регионов». Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в ... работы здесь, переселенцы могут пополнить московский рынок труда и т. п.). В ходе осуществления дипломного исследования ... учета мнений самих мигрантов. Руководствуясь этим принципом, ...

  • Предмет;
  • Функция;
  • Метод.

Классификация по жанрам зависит от соответствия материала основным вопросам: что освещается, для каких целей и каким образом.

Следует подчеркнуть, что журналистский текст имеет идеологический аспект, который органичен с социальным смыслом, независимо от того, какая общественно-экономическая информация воссоздается в журналистском произведении. Данный факт определяется существованием «дискурса» (от фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод), которое имеет интернациональное значение. Во французско-русском словаре В.Г. Гака и К.А. Ганшиной подаются следующие значения данного термина Цит. по Чернобров, А. А. Типы и жанры дискурса в лингвистике и филологии языка [Текст] / А. А. Чернобров // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2012. — Том 10, выпуск 2. — С. 87.:

  • Дискурс — это речь, выступление;
  • Прямая речь;
  • Трактат или рассуждение;
  • Манера мыслить или система понятий.

Дискурс — речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, — лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : АЗЪ, 1995. — С. 154.. Современная лингвистика предлагает следующие значения понятия: текст; тематика текста или коммуникации; диалог (полилог); совокупность речевых актов.

Журналистский материал, интегрируясь с сегментом общего дискурса, находится в тесной связи именно с политическим дискурсом, который несёт в себе идеологическое содержание Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/63.htm.. Таким образом, можем наблюдать, что в публицистике прослеживается неустойчивость жанровых границ, то есть смешивание стилей. В российской журналистике под понятием «жанр» подразумевают «текст», так как канал передачи и распространение информации определяет степень неустойчивости Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 10. — Журналистика. — 1976. — №4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru..

Анализируя современное состояние журналистики, стремительное развитие информационных технологий привели к логической популярности электронного текста и Интернет сети, как основного источника информации. Данный факт способствовал уникальности русскоязычной журналистики, в частности стиля «гонзо», который является видом современной публицистики. Становятся востребованным колонки, комментарии, интернет-статьи, авторские программы, что выделяется в отдельный жанр и носит субъективный характер. Так, гонзо-журналистика — это направление журналистики, которое отражает глубоко субъективный взгляд репортера на происходящие события. Повествование ведётся от первого лица. Данный стиль характеризуется агрессивностью высказывания, часто с употреблением нецензурной речи, сарказма и преувеличения. Довольно распространенный факт, что автор, являясь непосредственным участником происходящих вокруг него событий, находится под воздействием психотропных веществ Мандель Б. Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. — М., 2014. — С. 203.. Ярким представителем и родоначальником данного жанра выступает Хантер С. Томпсон.

15 стр., 7280 слов

Конвергентная журналистика: этапы становления и развития

... Структура курсовой работы., ГЛАВА 1. КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ, .1 Этапы становления и развития электронных СМИ ... информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых порталами. Формальной ... недопустимо. 3. Социальной конвергенции (подразумевая мультизадачный режим работы современного потребителя информации: он одновременно смотрит ...

Следует заметить, что в научных целях, в отличие от традиционной журналистики, стиль «гонзо» не может быть полезным, так как имеет сугубо субъективный взгляд событий, которые в последствие трудно оценить объективно. Культурная точка зрения рассматривает гонзо-журналистику в качестве своеобразного жанра, который позволяет погрузить читателя в атмосферу объекта репортажа и прочувствовать настроение автора.

1.2 Жанровые и стилистические особенности гонзо-журналистики

Том Вульф, высказавший своё мнение в книге «Новая журналистика и Антология новой журналистики», полагает, что появлению гонзо-журналистики предшествовала книга Хантера Томпсона «Ангелы ада», опубликованная в США в 1966 году. Как уже было отмечено ранее, 1970 год считается официальной датой рождения данного явления посредством публикации репортёром материала «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Данный репортаж привлёк внимание и положил начало развитию новому направлению в журналистике. К последователям стиля «гонзо» относят журналистов Новой волны, а именно: спортивный журналист Джордж Плимптон, Терри Саузерн Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики под редакцией Т. Вулфа и Э.У. Джонсона / Пер. с англ. Д. Благова и Ю. Балаяна. — СПб.: Амфора, 2008. — С. 310.. Популяризовал и проиллюстрировал данный стиль английский художник Ральф Стедман.

В своих репортажах и статьях журналисты, практикуя стиль «гонзо», на первом месте описывали не событие, как таковое, а рефлексии этого происшествия внутри самого себя. Для гонзо-журналистики событие стало фоном в качестве дополнения к происходящему.

Так, гонзо-журналистика в переводе с английского языка «Gonzo» означает «рехнувшийся, чокнутый, поехавший» Гонзо-журналистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонзо-журналистика.. «Гонзо» — честный, субъективный репортаж, выражающий общественное мнение, который нарушает все традиционные правила журналистики. Повествование в данном стиле ведётся даже там, где нет событий для изложения. Следует подчеркнуть, что чёткой границы жанра для определения данного направления не существует, поэтому конкретную характеристику определению дать затруднительно. Главным в «гонзо» стиле является эволюция души автора в потоке событий или в конкретной обстановке, которая выступает обрамлением к происходящему.

Термин «гонзо» впервые был использован Биллом Кардозо (редактор американского журнала «The Boston Globe»), прочитавшим опубликованную в журнале «Scanlan’s Monthly» статью Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Перед журналистом была поставлена задача: написать репортаж известных лошадиных скачек в Кентукки. По окончанию сроков сдачи статьи, журналист не отредактировал текст и отправил редактору свои крайне жёсткие записи и глубоко субъективные наброски. Репортаж не имел сведения об самих скачках, имени победителя, а вместо этого, автор написал в своей статье впечатления о поведении зрителей, которые выпивали и веселились на мероприятии. Кардозо прокомментировал данную статью: «То, что ты делаешь — абсурдно, чудовищно, но до гениальности круто. Полное gonzo!» Интервью: Хантер Томпсон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.johnnytim.com..

9 стр., 4146 слов

(проектно-исследовательская работа) : «История журналистики»

... журналистики. Существует видовое и жанровое разнообразие (Приложение 1). К информационным жанрам относятся хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, некролог, отчёт, пресс-релиз, репортаж, специальный репортаж, ... годам. Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», издаваемые по указу Петра Первого с декабря 1702 года. Первая газета издавалась типографским ...

Происхождение слова «Gonzo» имеет несколько версий. Как отмечал Кардозо, данным словом называли человека в ирландских кругах Южного Бостона, который после ночного алкогольного марафона последним из всей компании устоять на ногах. Также, по упоминанию редактора, понятие «гонзо» имеет сходство с искаженны французским словом gonzeaux (дословно — «сияющий путь»).

Согласно другой версии происхождения, «Gonzo» происходит от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости» Страх и ненависть Хантера Томсона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://historytime.ru/privyichki-i-slabosti-izvestnyih-lyudey/strax-i-nenavist-xantera-tompsona/.. Существует еще одно объяснение происхождению данного термина: в устной биографии Томпсона упоминается, что слово «гонзо» было взято журналистом у соответствующего названия песни нью-орлеанского джазового исполнителя Джеймса Буккера. Его имя соответствовало имени одного из героев фильма «Торговец Наркотиками» 1960 года Гонзо-журналистика. Истории США [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ushistory.ru/esse/237-gonzo-zhurnalistika.html ..

Гонзо-журналистика имеет свою символику, которой является шестипалый кулак с зажатым в нём цветком пейота (вид кактуса, из которого производят мескалин, наркотическо-психоделическое вещество).

В старину древние индейцы использовали плоды этого цветка с целью вызова галлюциногенного эффекта в религиозных ритуалах Кактус Пейот (Пейотль) и его использование в магии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: secretofworld.ru.. На изображении кулак переходит в меч, слово Gonzo является гардой (часть клинкового оружия).

Под изображением кулака подразумевают бунт и противостояние политической действительности, отстаивание собственных прав и свобод Интервью: Хантер Томпсон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.johnnytim.com..

Как уже упоминалось, в гонзо-журналистике отсутствует какое-либо соответствие правилам. Так, в частности, в статьях «гонзо» стиля отсутствует неотъемлемая составляющая часть журналистского материала, а именно, объективность. К базовым принципам журналистки относят: непредвзятость, правдивость, аргументированность, — которые полностью опровергает данное направление. Журналистская объективность включает в себя всего лишь несколько атрибутов: умалчивать своё мнение, опрос двух сторон происшествия, проверка фактов. Гонзо-журналистика, в свою очередь, даёт возможность автору отказаться от работы с источниками, даёт волю эмоциям, которые могут доходить до крайней субъективности и порой до нервозности и абсурда Базикян С. А., Фильченкова А. А. Гонзо-журналистика в России [Текст] / С. А. Базикян, А. А. Фильченкова // Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — №2. — 2015. — С. 1-3.. Тем не менее, несмотря на свою альтернативность, любой гонзо-текст претендует место журналисткой сферы.

Новое направление гонзо-журналистика приобрело характер репортажа, который своим посылом исключал различные правила и противоречил сложившимся общественным традициям восприятия журналистского текста. Ю. Захаров и В. Бабенко, анализируя «гонзо» стиль, отметили его характерные приемы, к которым относят:

16 стр., 7690 слов

Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский ...

... ….». Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется ... доступа к информации, которая может повлиять на качество их жизни. Вследствие этого большую популярность получил такой жанр журналистики репортаж. Этот жанр ...

  • свободное использование лексики. Данный приём используется с целью демонстрации окружающей обстановки аудитории Захаров Ю. «Гонзо-журналистика в современном мире» // «Медиаскоп»: электронное научное издание, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ;
  • наличие эмоциональной подачи. Данный приём реализуется посредством употребления эмоционально-окрашенных слов Бабенко В. В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: СПБ, 2013. — С. 37..

Также к стилистическим особенностям «гонзо» относят:

  • использование эффекта присутствия, который достигается использованием большого количества деталей, что создаёт впечатление у аудитории полноценного участия в событиях и последующее его переживание;
  • наличие субъективного взгляда на событие.

Автор репортажа подаёт информацию, пропуская её через себя и нагромождая сюжет разнообразными достоверными деталями, фактами, замечаниями, оценкой и собственным мнением Саттаров А. Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azat-sattarov.livejournal.com/49973.html .;

  • наличие большого количества цитат, сарказма, юмора, преувеличений, ненормативной лексики;
  • безграмотность написания. Текст гонзо-журналистики, подвергнутый цензуре, теряет особый смысл, что приводит к полной потере своеобразия стиля. Фразы, используемые в репортажах, часто отрывочны, бессвязны с грамматическими и лексическими нарушениями;
  • эклектичность.

Исследователями данного стиля были определены основные требования и характеристики автора (репортёра) гонзо-журналистики. А. Саттаров указывает, что автор репортажа является непосредственным участником описываемых событий, находясь в эпицентре происходящих вокруг него событий Там же.. В. Бабенко, дополняя предыдущее высказывание, говорит, что гонзо-журналист в своем материале занимает центральное и единственное положение обозревателя именно в структуре материала Бабенко В. В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: СПБ, 2013. — 223 с.. Так, гонзо-журналист должен освещать и подчёркивать скрытые, нестандартные для осмысления, но определённо важные проблемы общества.

Анализируя работы журналиста Хантера Томпсона, исследователи Бабенко В.В. и Бенсон Д.Э. выделяют следующие признаки данного направления:

  • В одном репортаже может совмещаться несколько тем: наркотики, спорт, насилие, политика и т.д.;
  • Иногда в качестве эпиграфа используются цитаты известных людей, писателей;
  • Подаются ссылки на актеров, музыкантов, политиков или общественных деятелей;
  • Наблюдается тенденция отклонения от первоначально-заявленной темы репортажа;
  • Присутствие юмор, сарказма, иронии или пошлости;
  • Использование новоизобретённых слов посредством нестандартного использования языка;
  • Прослеживается максимальный контроль над описываемой журналистом ситуацией;

— Пренебрежение гонзо-писателями важнейшего принципа журналистки — стремления раскрыть истину Базикян С. А., Фильченкова А. А. Гонзо-журналистика в России [Текст] / С. А. Базикян, А. А. Фильченкова // Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — №2. — 2015. — С. 2..

Таким образом, работы Хантера Томпсона, стали не только примером данного стиля, но и главным образцом для подражания. Статьи журналиста полным образом содержат все характерные черты гонзо-репортажа.

1.3 Основные принципы гонзо-репортажа

Самым эффективным жанром публицистики, как считает Л.Е. Кройчик, является репортаж, зародившийся в первой половине XIX века на страницах европейских газет и который соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб: Знание, 2000. — С. 125-168.. Первоначально под репортажем подразумевали публикации, которые извещали читателя о судебных процессах, парламентских дебатов и других мероприятиях. Так, данные сообщения позднее классифицировались как отчёты. Как отмечает А. Тертычный, репортажи представляли собой публикации, которые своим содержанием напоминали современные российские очерки. Учёный считает, что известные западные репортеры такие как, Джон Рид, Эрнест Хэмингуэй, Эгон Эрвин Киш и др., являлись по факту очеркистами, а не репортерами. Таким образом, генетическими предшественниками современного репортажа выступают западные очерки Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru..

Современная наука содержит более десятка толкований жанра репортажа. Приведём примеры наиболее традиционных понятий. Репортаж (от фр. «reportage» означает сообщать и от лат. reporto — передавать) — это журналистский материал о происходящем событии, главное качество которого заключается в создании «эффекта присутствия». В Большой Советской Энциклопедии даётся общепринятое толкование данного понятия: репортаж, как жанр журналистики, при помощи яркой формы и подробными деталями, сообщает о каком-либо событии, в центре которого стоит автор Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. — С. 240. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115168/Обозрение.. Деятельность репортёра можно классифицировать, как творческую, так как в его задачи входит сбор и обработка сведений о каком-либо важном событии. По мнению исследователя М. Кима, в репортаже сам процесс и действие, а не событие являются предметом отображения. Задача журналиста заключается не просто передать факты, а отобразить динамику их развития через призму собственного «я» Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — С. 256..

Как информационному жанру, репортажу свойственны следующие характеристики Репортаж [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Репортаж.:

  • оперативность;
  • корреспондент — очевидец событий;
  • личностное восприятие на первом плане, отбор фактов и деталей;
  • динамичность;
  • наглядность происходящего;
  • активное действующее авторское «я»;
  • наличие сенсационности.

В статье «Стиль репортажа» М. Милых в репортаже обращается внимание на сочетании документальности и эмоциональности отражения. Как отмечает автор, посредством двух словесных тенденций, стиль репортажа отличается многоплановостью. Первый аспект — это документальность, которая позволяет достоверно переждать происходящее событие. Вторая тенденция — живописное эмоциональное изображение и передача отношения автора к действительности. Так же автор статьи выделяет характеристику авторского «я» в репортаже Милых М. К. Стиль репортажа // Стилистика газетных жанров. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 48.: «я» репортера-журналиста выступает не способом стилизации и не образ рассказчика, а синтезом пишущего и рассказывающего автора, что придает публицистичности и очевидности повествованию происходящего.

Известный российский исследователь Г. Солганик, пытаясь определить гносеологические истоки данного жанра, обозначал, что репортаж является синтетическим жанром, который вмещает в себя стилевые черты многих газетных жанров (заставка, публицистическое отступление, элементы интервью и т.д.).

Учёный подчёркивает, что он перерабатывает вмещённые жанры в соответствии со своими функциями и задачами. Репортажем допускается значительные отклонения от канонической формы. Традиционные требования к жанру очерчиваются общими контурами и чертами, а внутри структуры допускается стилевое разнообразие почерков и творческих манер. Согласно учёному, композиционно-жанровая схема репортажа подразумевает Солганик Г. Я. Стилистика жанров// Стилистика газетных жанров. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 101-102.:

  • общие стилистические черты;
  • устойчивый характер;
  • временные рамки события;
  • последовательное изложение фактов.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, репортажи подразделяются на следующие виды Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. — С. 240. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115168/.:

  • Событийные репортажи;
  • Тематические репортажи.

Г. Солганик, рассматривая использование изобразительных средств в репортаже, выделяет основные их проявления Солганик Г. Я. Стилистика жанров// Стилистика газетных жанров. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 94.:

  • прямая речь, которая вносит своей словесной фактурой красочность описываемому действию, обогащая речевую палитру репортажа. Чужая речь в тексте также позволяет изменять речевой план изложения;
  • малое количество языковых метафор и эпитетов, что обусловлено документальной спецификой описания в репортаже.

С. Гуревич в данном жанре отмечает публицистичность, которая наиболее ярко прослеживается в аналитических раздумьях репортёра Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — С. 34.. Присутствие в повествовании склонности к анализу является результатом переноса читательского интереса на скрытые причины происходящего события, которые остаются за кадром.

В гонзо-журналистики репортаж является наиболее распространенным жанром. Композиционный жанровый элемент — достоверное отражение события. Как и в традиционном репортаже, так и в гонзо-журналистике ему свойственны следующие признаки:

  • специфическое воспроизведение времени и пространства;
  • время имеет дискретный (прерывистый) и условный характер;
  • описываемые события протекают от начала к завершению действия;
  • эффект присутствия репортера выступает реальным доказательством лично наблюдаемого события;
  • сочетание наглядности и воспроизведения деталей;

Отличительной чертой гонзо-репортажа является:

  • вольный отбор журналистом наиболее значимых эпизодов происходящего;
  • эмоционально окрашенный стиль повествования;
  • субъективный характер повествования, который реализуется активной ролью личности самого репортера и выражением собственного мнения о происходящем событии;
  • автор репортажа выступает активным наблюдателем и комментатором действия.

Структура гонзо-репортажа определяет воспроизведение событий в его реальных пространственно-временных границах. Последовательное и детальное описание происходящего создают иллюзию наглядности. Журналист-репортёр в своём повествовании, с целью вызвать сопереживание у читателя, может использовать два способа:

  • Посредством динамики и последовательности развития событий;
  • Посредством динамики авторских переживаний, в качестве реакции на происходящее.

Следует отметить, что метод наглядного изображения действительности в репортаже определяется только информативной функцией Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru.. А. Тертычный считает, что наглядность, которая несёт функцию сообщения о конкретном событии, является чертой, которая отличает жанр репортажа от других. На современном этапе исследователи разделяют жанр репортажа на его составляющие с целью определения первоосновы. Е. Пронин выделяет «квант репортажа», то есть элемент репортажности текста. По мнению исследователя, сенсационность является одной из ведущих характеристик данного жанра, которая способна запустить механизм привлечения внимания читателя к социально-общественным проблемам. Следует подчеркнуть, что репортаж приобретает стиль «гонзо» при условии нарушения композиционного построения текста, при использовании творческого приёма предметного предъявления, при помощи которого журналист может выразить иногда в абсурдных коллизиях собственную оценку или духовные ценности Несын Е. Н. Проблемы изучения истории и теории жанра репортажа // Филологические науки. Вестник Ставропольского государственного университета. — 2010. — № 66. — С. 237..

Таким образом, при определении жанра репортажа следует учитывать следующие обстоятельства:

  • Репортаж выступает историческим явлением, которое имеет определённые причины возникновения и этапы развития;
  • В журналистике не существует чётких жанровых границ, поэтому жанр репортажа является наглядным примером синтеза различных видов публицистических произведений.

Таким образом, общепринятое понятие «репортаж» подразумевает освещение фактической стороны события с позиции участника, а в «гонзо» — событие переходит на второй план. Описываемое в репортаже касается происходящего только вокруг репортёра. Данный стиль является наиболее правдивым, так как в нём нет регламентированных норм, а манера изъяснения зависит от характера автора. В тексте уровень лексики и грамматики отображают позицию репортёра. Так, сходной чертой традиционного репортажа и с гонзо-репортажем можем определить в функции освещения события.

1.4 Стиль «Гонзо» в современной журналистике

За последние десятилетия современная пресса для полноценного функционирования обрела необходимую независимость и свободу. На сегодня, в СМИ необыкновенно повышена роль субъекта, который выступает создателем журналистского текста. Язык массмедиа так же видоизменяется: современные журналисты, стремясь к поиску и репрезентации факта, изменяют языковое оформление. Важную роль при написании журналистского текста также играет характеристика адресата, то есть реакция читательской аудитории, на которую рассчитана информация.

На современном этапе стиль «гонзо» можно встретить в музыкальной, спортивной журналистике, Интернет-блогах в виде «поста», дневниковых записях. Так, можно выделить основные черты современной гонзо-журналистики Удалова Н. А. Стиль «гонзо» в современной журналистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .:

  • Практическое отсутствие внешних и внутренних границ самовыражения автора;
  • Создание и написание текста, подача информации с расчётом на адресата;
  • Диалогичность и архи-, о чём свидетельствует наличие в современной журналистском дискурсе «эго-позитивной лексики»;
  • Автор в журналистском тексте может смело вступать в контакт со своим читателем.

Современная журналистская лексика характеризируется словосочетаниями по типу тревожной обстановки и поразительного факта. Во многом прослеживается влияние на стиль речи вкуса и оценки аудитории. Крайняя эмоциональность является главной лингвистической и стилистической особенностью гонзо-текста, которая реализуется в использовании цитат, ссылок, юмора и сарказма, преувеличений и ненормативной лексики. Следует разграничить стиль «гонзо» и скандальную подачу информации в «желтой» прессе. Во втором случае цель текста заключается в умышленном привлечении внимания путём обмана. Гонзо-журналистика же выкрывает основные социальные наболевшие вопросы, затрагивая общественную, политическую и духовную аспекты общества.

Современный журналист имеет ряд характеристик:

  • автор в процессе создания репортажа учитывает социальные, культурные и психологические особенности, ценности и запросы адресата;
  • журналист создаёт условия для эффективного коммуникативного процесса посредством освоения окружающего мира и факта;
  • в тексте автор описывает происходящие факты и свою позицию относительно них;
  • решительность журналиста, которая наблюдается в высказывании своих мыслей, догадок, аргументов, доводов, сомнений;
  • автор, выступая субъектом современной журналистской деятельности, является в большей мере не наблюдателем и статистом, а исследователем, который пытается найти закономерности в современном мире;
  • в тексте журналист ищет причины возникновения тех или иных фактов, даёт корректный социальный диагноз;
  • избыточная эмоциональность автора и отстранённость от предмета своего исследования.

Массовый Интернет, как никогда, способствовал развитию гонзо-журналистики. С трансформацией печатного текста в электронный, остаётся актуальным вопросы о принадлежности сетевых дневников к средствам массовой информации. Возникает ситуация, при которой традиционное СМИ не успевают принять новые формы и вариации журналистики в сети Интернет. Так как информационное явление электронной информации имеет особенности иной природы, консервативным теоретикам не всегда удаётся вписать блоги в СМИ. Основным проявлением гонзо-стиля является блогосфера и разнообразные социальные сервисы. Данный факт объясняется практическим отсутствием цензуры в сети Интернет. Так, гонзо-журналистика, отображая авторский, свободный и независимый взгляд на происходящие события и благодаря оценочной насыщенности и простоте восприятия, достаточно быстро проникла в прессу, телевидение, кино, радио, Интернет.

На сегодняшний день аспекты гонзо-журналистики прослеживаются в негосударственных средствах массовой информации. Современная публицистика приобретает персонифицируемый характер, который возникает в результате того, что новость для аудитории становится «упакованной» в публицистический текст. Банальное изложение материала отходит на второй план, в то время, как эпицентром становится точка зрения конкретного лица. Так, популярность приобретают колонки, комментарии, беседы, интервью. Растущая конкуренция СМИ создала прецедент выбора, в котором вырос спрос на личностную журналистику. Журналист, откликаясь на данный спрос, предлагает аудитории инициализацию собственного имени, так как посредством его, устанавливается контакт и диалог с читателем.

Таким образом, можно прийти к выводу, что стиль «гонзо» на современном этапе журналистики, является своеобразной игрой слов и образов, сумбурным и спутанным стилем повествования. Главное в данном жанре выступает чёткая и субъективная позиция журналиста, личное участие автора в происходящих событиях.

В первой главе «Гонзо-журналистика в аспекте стилистических и жанровых особенностей публицистики» нами были раскрыты ключевые признаки жанров журналистского текста и их трансформация при использовании в направлении гонзо-журналистики. Создание журналистского произведения включает в себя процессы поиска темы и технической обработки готового материала. Журналистские тексты делятся на: исследовательские, исследовательско-новостные, оперативно-исследовательские, оперативно-новостные. Самым эффективным жанром публицистики и гонзо-журналистики является репортаж, который относится к исследовательско-новостному виду журналистского текста. Репортаж — это журналистский материал о происходящем событии, главное качество которого заключается в создании «эффекта присутствия».

Гонзо-журналистика — это направление журналистики, которое отражает глубоко субъективный взгляд репортера на происходящие события. К характерным приёмам гонзо-журналистики относят следующие: свободное использование лексики, крайняя эмоциональность, создание эффекта присутствия, субъективный взгляд на событие. Активному распространение «гонзо» стиля способствовало развитие сети Интернет, которое исключает цензуру и тем самым позволяет использовать разнообразные словесные формы высказывания. В гонзо-журналистике журналист занимает центральное положение, а происходящие события являются фоном.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ

2.1 Условия возникновения гонзо-журналистики США 1960-80-х годов

1960-1970-е годы, для журнальных гигантов явились практически провальными, так как расходы по выпуску и распространению тиража стремительно росли. Научно-популярный и познавательный журнал, под влиянием процессов коммерциализации журналистики, так же претерпевали эволюцию. Следует отметить, что в силу исторических причин, Соединенные Штаты в развитии журналистики опережали другие страны, поэтому большинство образцов публицистики и типов издания, которым подражали, были именно американские Журналистика США в XX веке. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyjourn.blogspot.ru/2012/12/xx_21.html .. Значимым явлением для журналистики США стал «новый журнализм» 1960-х годов, который возник на стыке журналистики и литературы. Возникновение течения «нового журнализма» проявилось под влиянием Вьетнамской войны и предвзятого отношения к журналистике президента Никсона. В данный период стали известными журналисты Томас Вулф, Джимми Брейслин, Гай Тализ, писатели Трумен Капоте, Норман Мейлер. Именно Тому Вулфу принадлежит первая статья, написанная в данном стиле, а именно «Вот (Вррум! Вррум!) эта конфетно- оберточная (жжжжжжжжж!) апельсино-кожурная обтекаемая красавица (ррррррр!) появляется из-за поворота (брумммммммммммммм)…» 1963 г.

По мнению «новых журналистов», для того, чтобы достоверно передать своё время, необходимо использовать художественный вымысел. Так, журналисты, отвергая искажение действительности, утверждали, что детальное изучение фактов реальной жизни является залогом истинности в «беллетризованных» репортажах. Задача данного направления заключалась в обогащении журналистики выразительными и изобразительными средствами посредством использования приемов художественной литературы. К основным приёмам нового журнализма относились:

  • изменение формы современной журналистики путем обогащения ее художественной литературой;
  • применение стилистики и приёмов литературы относительно журналистских текстов.

К 1973 году «новый журнализм» состоялся, как исторический факт. В этом году вышла «Антология новой журналистики» Т. Вульфа и Э. Джонсона, в предисловии которой автором были описаны её принципы Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики под редакцией Т. Вулфа и Э.У. Джонсона / Пер. с англ. Д. Благова и Ю. Балаяна. — СПб.: Амфора, 2008. — 574 с.:

  • Задача журналиста заключается в личном наблюдении события, которое затем излагается полноценно и поэтапно без опоры на источники;
  • Репортаж должен содержать максимальное количество диалогов, которые создают эффект достоверности и способствуют созданию более основательных характеров;
  • репортаж можно вести от третьего лица, что позволяет дать читателю полное представление о происходящем. Таким образом, персонаж превращается в героя романа и обращается с читателем соответствующим образом;
  • С целью проведения глубокого анализа ситуации, журналист должен подробно наблюдать за обстановкой.

Так, Т. Вульф, будучи не довольным положением дел современной отечественной словесности, заявлял, что «новый журнализм» должен заместить собою роман дать читателю ощущение присутствия в описываемых событиях. Автор не только формировал «новый журнализм», ответвляя его от литературы, но и расширял границы традиционной журналистики. Новое течение затрагивало широкий спектр актуальных тем и со временем, в американской культуре и социальной действительности он становился важным и влиятельным обстоятельством дальнейшего развития Цит. по ст. «Новый журнализм» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyjourn.blogspot.com/2013/01/blog-post_8876.html .. Следует подчеркнуть, что возникновению гонзо-журналистики предшествовало течение «нового журнализма». Основоположником данного направления считают Хантера С. Томпсона. Общественно-политическая обстановка, так или иначе, располагала к появлению нового вида публицистики, поэтому появление стиля «гонзо» явилось закономерным ответом на вызов времени. В США с конца 1950-х годов началось массовое движение, выступающее против американского участия во вьетнамской кампании. Данный период характеризовался проведением университетских диспутов, дебатов, сжиганием повесток. Леворадикальная молодежь, в идейных поисках, требуя новые ценностные ориентиры, выражала назревающее общественное недовольство и неудовлетворенность образом жизни. Таким образом, молодое поколение, пытаясь создать альтернативу буржуазной культуре, образовали особый культурно-исторический феномен под названием «контркультура», которая представляла собой комплекс социально-психологических и идейно-мировоззренческих установок.

В конце 1960-х годов американские исследователи зафиксировали явление контркультуры, которое в дальнейшем совмещало две грани молодежного протеста: левого политического радикализма и движения хиппи. Целью мировоззренческих установок контркультуры являлось абсолютное утверждение ценности личности и апологией свободы самовыражения «естественного человека». Тотальный протест молодёжи проявлялся в наркомании, в аморальном поведении, в одежде. В данном проявлении бунтарства хиппи видели путь социального и духовного освобождения личности против авторитарно-бюрократического монополистического капитализма.