Средства выразительности речи

Аттестационная работа

« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» – писал великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский . Действительно , недаром у всех на слуху фраза «богат и могуч русский язык», так как наш язык самый глубокий, многообразный и очень ёмкий по своей выразительности. Именно

изобразительно-выразительные средства придают ему ту многогранность и неповторимость, которой так славится русский язык.

Слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей, читателей. Способствует этому такое качество речи, как выразительность. Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны.

Изобразительно- выразительные средства носят авторский характер, определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля они оживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, наполняют текст жизнью и передают соответствующее настроение читателю, вызывают в нём эмоции и чувства.

Данная работа посвящена исследованию существующих в русском языке фонетических, лексических, синтаксических, морфологических, словообразовательных средств художественной выразительности, их значения и методике работы с ними на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Цель работы – изучить, проанализировать средства выразительности и особенности их использования.

27 стр., 13500 слов

Народная сказка , как средство развития художественных способностей ...

... развитию творческих способностей детей посредством народных сказок. База исследования: Глава 1. Художественные способности детей дошкольного возраста. 1.1. Художественные способности, сущность понятия, структура Успешная ... созданного ими образа. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов народных произведений, содержит духовную культуру содержания произведения. Объект исследования: ...

Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глущенко, показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Но для того, чтобы целенаправленно действовать с целью улучшения своей речи, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.

Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, как Фомина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э. Но особо хочется отметить академика Головина Б.Н., который был автором первой вузовской программы по курсу «Основы культуры речи», его книги, посвященные коммуникативным качествам речи русского языка, отличаются системностью и глубиной подхода. При написании этой работы одним из основных источников была книга Б.Н. Головина «Основы культуры речи».

Изобразительно-выразительные средства

Возможности, предоставляемые языком для построения выразительной речи, огромны. В принципе в особых условиях контекста любое языковое средство может стать выразительным. Вместе с тем есть средства языка, обладающие особенно сильными изобразительно-выразительными возможностями.

Выразительность речи — это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Выразительность (красота) речи — это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.

Можно сказать, что выразительная речь — это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Но это утверждение можно опровергнуть – неэмоциональная речь тоже может быть выразительной, а оратор, который говорит ровным голосом, ничем не выдавая своих эмоций, может произвести большее впечатление, нежели шутник и балагур.

Выразительность речи и ее основные условия.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

4 стр., 1993 слов

Язык есть средство не выражать готовую мысль а создавать ее

Вслед за Гумбольдтом, Потебня подчеркивал деятельностный характер языка. «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее… он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность». Потебня воспринял идеи Гумбольдта ... формальных свойств, потому что их не имеет. Слово в речи соответствует каждый раз одному акту мысли, а не нескольким. Каждый раз, как произносится ...

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает, прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый — излагая тему своего сообщения, второй — следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

4 стр., 1774 слов

Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

... артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками. Гласные звуки Ударные гласные: классификационные признаки В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи: 1) движение языка вперед — назад (ряд); 2) движение ...

Основные условия выразительности речи человека.

Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека

Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.

Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Третье условие — хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.

Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации, — но все под тем, же углом зрения: выразительность!

Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.

Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.

Глава 2. Изобразительно-выразительные средства языка.

2.1. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи.

Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики — фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.

Звуковая выразительность речи, прежде всего , заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении).

6 стр., 2723 слов

Коммуникативные качества речи. Нормы литературного языка. Что ...

... слова применяют описательный способ, при котором его смысл передается посредством описания самого предмета, понятия, явления. Богатство и разнообразие речи. Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, ...

В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность).

Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворений А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой…

Интересна звуковая инструментовка этого стихотворения. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков (и само их соотношение примерно одинаково: 60% согласных и 40% гласных); приблизительно равномерное сочетание глухих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд — [сквос ‘] и [фстр’ и ‘ч’ aj ьт]. Все эти качества в совокупности и придают стиху особую музыкальность и мелодичность. Они присущи и лучшим прозаическим произведениям.

лист бракованной книги: [

Письмо у Оли и Игоря; Такие изменения наблюдаются у аориста;, Они производят крушение отношений (

Правда, в поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и парономазию — намеренную игру сходных в звуковом отношении слов

актрис с страстными взглядами; писали стихи, хитроумно подбирая рифмы

тащащийся, тащившийся, морщащийся, морщившийся, скрежещущий,

Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей стороны речи.

Фонетические средства

аллитерация

ассонанс — повторение гласных: Ск у чно нам сл у шать осенн юю вь ю г у (А. Некрасов);

3 стр., 1129 слов

Русский язык. Типы и стили речи в русском языке

... красота - в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа ...

фонетическая

фонетическая

Я вольный ветер, я вечно ве

Волну ю волн ы , ласка ю ив ы

В ветвях вздыха

Леле ю трав ы , леле ю нив ы (К. Бальмонт).

2.2. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Лексика активного и пассивного словарного запаса.

Возможности, предоставляемые языком для построения выразительной речи, огромны. В принципе в особых условиях контекста любое языковое средство может стать выразительным. Вместе с тем есть средства языка, обладающие особенно сильными изобразительно-выразительными возможностями.

Наиболее очевидны большие изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Антонимы служат лексической основой для создания антитезы, неполные синонимы могут создавать градацию. Синтаксической основой этих изобразительных приёмов является сложносочинённое предложение со значением противопоставления, ряд однородных членов. В качестве изобразительного приёма в художественных произведениях могут выступать устаревшие слова, разговорные и просторечные слова. Фразеологизмы уже сами по себе являются выразительным средством, поскольку содержат образ или самим фактом строения (несколько слов — одно значение) привлекают к себе внимание.

Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.

Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

Значение:

Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.

1 стр., 479 слов

Читать по литературе: «Однозначные и многозначные слова. ...

... в развитии). В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Переносное значение является результатом переноса наименования (звуко-буквенного средства) на другие явления действительности, которые начинают обозначаться тем же словом. Существуют два ...

Значение:

Паронимы — однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

Общеупотребительная лексика

Значение:

Диалектизмы

Значение:

Профессионализмы, Жаргонизмы

Например , выделяют молодежный (предки — родители), профессиональный (надомаэ — недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

Значение : жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

Арго — диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык — «феня»), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина — отмычка; кипиш – беспорядок; шухер — опасность; малина — притон.

Значение:

Эмоционально окрашенные слова

Значение:

Архаизмы — устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой — молодой, злато — золото; око — глаз, уста — губы, узреть — увидеть.

Значение:

Историзмы — слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун — должностное лицо в древней Руси, гривна — денежная единица Киевской Руси, лакей — человек, служивший в богатых домах.

Значение:

Неологизмы

Значение:

Заимствованные слова

Значение:

Старославянизмы

Особенности:

нрав — норов, врата — ворота, злато — золото, брег — берег, плен — полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.

12 стр., 5501 слов

Как Вы понимаете значение слова доброта? (по тексту Ф.А. Абрамова)

... теплом, излучать внутренний свет. Доброта способна сделать счастливыми и тех, кто ее излучает, и тех, кому она адресована. 9.3. Как Вы понимаете значение слова доброта? (по тексту Ф.А. ... сочинения 9.1. и 9.2.: 9.1. «Большими потенциальными возможностями создания образной речи обладают конкретные существительные. Умелое введение их в текст создаёт зримые картины» — И.Б. Голуб 9.2. «Бабушка у ...

действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

изыди, низвергнуть.

Значение:

Традиционно-поэтические слова

Значение:

Народно — поэтические слова

Значение:

Разговорная лексика

Значение:

Просторечные слова

Значение:

Книжная лексика

Значение:

Термины — слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

Значение:

Фразеологизмы

Значение:

Крылатые слова

Значение:

Эмоционально – экспрессивная лексика

Значение:

2.3. Лексические средства художественной выразительности. Тропы.

Выразительные возможности слова связаны прежде всего с его семантикой, с употреблением в переносном значении. Разновидностей переносного употребления слов много, общее их название — тропы (греч. tropos — поворот; оборот, образ).

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов — сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза. Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи. Поэтому тропы обычно относят к средствам словесной образности, или изобразительным .

Тропы (от греч. tropos — поворот, оборот, оборот речи) — согласно длительной традиции, понятие поэтики и стилистики, обозначающее такие обороты (образы), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи.

Мы под тропом понимаем обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой выразительности, образности. Поскольку перенос значения может происходить на основе соотнесения различных признаков, тропы могут быть разных видов, каждый из которых имеет собственное название. К основным тропам относятся переносы на базе сходства ( метафоры ) — стеклянные капли , на базе смежности ( метонимии ) — трудолюбивый город , на базе контраста ( ирония ) — хорошенькое дельце (о плохом деле).

2 стр., 552 слов

На конкурс «Лучший урок письма».Номинация «Волшебные ...

... слова с положительным значением, образовывала красивые кристаллы-снежинки правильной формы. Вода, соприкоснувшаяся со словами с негативной окраской, замерзала льдинками неправильной, рваной формы. А наш вожатый Рома рассказывал о волшебных словах, ... тоже подарок – «благо дарю». Современные молодые люди стремятся упростить свою речь., Заканчиваю писать свое письмо. Никогда ещё в жизни не писала таких ...

Гибридным построением, основанным на сходстве и контрасте, является гипербола (заведомое преувеличение) — быстрее молнии. К разновидностям основных тропов относятся олицетворение , синекдоха и литота .

Эпитет (греч. epitheton – приложенное, прибавленное) по самому простому объяснению – это художественное определение. То есть это слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием. Существуют разные взгляды на грамматическую форму эпитета, его морфологические и синтаксические характеристики, а также его функции в тексте. Большинство исследователей склонны считать эпитетом именно прилагательное и на этом основании различают, с одной стороны, логическое определение и эпитет (Б.В.Томашевский), а с другой стороны — собственно эпитет и поэтическое определение (В.М.Жирмунский).

Возникает вопрос, чем же отличается художественное определение от обыкновенного, логического? Логическое определение называет признак, который выделяет данный предмет из числа других. Если мы говорим, например, яблочное варенье, то этим подчеркиваем, что речь идет именно о варенье яблочном, а не о клубничном, вишневом и т.п. А вот выражение яблочное захолустье (В строке Ю.Друниной Где-то в яблочном захолустье… ) вызывает в нашем представлении целостный образ, слово яблочное не имеет в этом предложении выделительного значения и выступает не как определение, а как эпитет. Некоторые специалисты считают, что эпитет в строгом смысле слова – это метафорическое, т.е. употребленное в переносном значении прилагательное. Такой подход вызывает сомнение, ибо предполагает, что в художественном тексте могут быть нехудожественные определения. Конечно, при первом восприятии всегда больше впечатляют эпитеты неожиданные, оригинальные. Но и самые, казалось бы, обычные, привычные в сочетании с определенными существительными прилагательные могут иметь несомненно большую изобразительную силу.

Сравнением, Перифраза, или перифраз, Приветствую тебя, пустынный уголок,, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

В число основных тропов входят метафора, метонимия, синекдоха (разновидность метонимии), гипербола, литота (иногда ее считают разновидностью гиперболы), ирония.

Метафора (греч. m etaphora ) — это такой художественный прием, при котором перенос значения происходит по сходству. Именно поэтому метафору иногда называют скрытым сравнением. Сокращая сравнение, метафора вносит изменения в интерпретацию того свойства, которое служит основанием для уподобления. Например, метафора Пустых небес прозрачное стекло (А. Ахматова) содержит сравнение неба с прозрачным стеклом, метафора В саду горит костер рябины красной (С. Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра. В художественной словесности метафора тем более достигает своей изобразительной цели, чем более она неожиданна, оригинальна и в то же время точна в смысле соотнесения явлений.

Плывет над нами, Олицетворение

Метонимия является таким преобразованием значения, которое является дополнительным по отношению к метафоре. А именно, метонимия — это троп, который переносит наименование предмета или класса предметов на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности или вовлеченности в ту же ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей. Ср. Чей-то пьяный голос молил и злился У соборных стен (М.Цветаева); Полюбил я грустные их взоры С впадинами щек (С.Есенин); Будто флейта заиграла Из-за толстого стекла (М.Кузмин).

Случаи таких переносов многообразны, главные из них следующие: с сосуда, вместилища на содержимое ( Ковши круговые, запенясь, шипят. А.С. Пушкин ); с человека на его одежду или какие-либо внешние признаки ( И вы, мундиры голубые … М.Ю. Лермонтов); с населенного пункта на его жителей ( Весь город обсуждал это событие ); с организации, учреждения, мероприятия на его сотрудников, участников ( Завод принял решение о забастовке ); с названия произведений на имя автора ( Бранил Гомера, Фееокрита … А.С. Пушкин).

Синекдоха (греч. synecdoche – соотнесение) – частный случай метонимии: обозначение целого (или вообще чего-то большего) через его часть (или вообще нечто меньшее, входящее в большее).

Например: Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), т.е. корабли под флагами всех стран. Синекдохой является употребление форм единственного числа вместо множественного: Швед, русский колет, рубит, режет (А. Пушкин).

Ирония (греч. eironeia – буквально: притворство) – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Хрестоматийный пример – обращение Лисы к Ослу, которого она считает глупым, в басне Крылова «Лисица и Осел»: Отколе, умная, бредешь ты, голова ?

Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) в отличие от метафоры, метонимии и иронии, представляющих собой переименования по качественному признаку, состоит в переносе значения по количественному признаку. Точнее, гипербола заключается в количественном усилении признаков предмета, явления, действия, что для простоты иногда называют «художественным преувеличением».

Литота (греч., И шествуя важно в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном,, В больших рукавицах… а сам с ноготок.

(Н.А. Некрасов)

Таким образом, лексическими средствами художественной выразительности являются эпитет, сравнение, перифраз, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота. Часть из них по определению опирается на переносное значение слова (т.н. тропы), часть – может основываться и на прямом значении (эпитет, перифраз, сравнение).

Все выразительные средства тесно связаны друг с другом и часто взаимодействуют, создавая сложный художественный образ.

    1. Выразительные средства синтаксиса. Фигуры речи.

Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи) – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Поскольку фигуры образуются сочетанием слов, в них используются те или иные возможности синтаксиса. Поэтому фигуры иногда называют синтаксическими средствами художественной выразительности. Фигуры многочисленны, назовем здесь только главные: анафора , или единоначатие; антитеза , или противопоставление; градация ; оксюморон , или оксиморон, повтор , риторический вопрос , риторическое восклицание , риторическое обращение , умолчание , эллипсис , эпифора.

Фигуры делятся на фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки. Фигуры прибавления представляют собой повторы различных единиц речи (морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций), расположенные как произвольно, так и симметрично. Все фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен. Вот почему этих фигур так много и в панегириках (восхваляющих речах), и в филиппиках (обличающих речах).

Демонстрация сильного, длящегося чувства — вот их основная функция.

Остановимся на основных фигурах прибавления. В первую очередь, это непосредственно повтор . Как показывает само название, этот стилистический прием состоит в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.

Как пошли наши ребята, В красной гвардии служить –, В красной гвардии служить –, Буйну голову сложить.

(А. Блок)

Анафора (греч anaphora – вынесение вверх, повторение), или единоначатие, — повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Вот пример из поэзии А. Фета:

Только в мире и есть что тенистый, Дремлющих кленов шатер., Только в мире и есть что лучистый, Милой головки убор., Только в мире и есть что чистый, Влево бегущий пробор., Только в мире и есть

Противоположная анафоре фигура эпифора (греч. epiphora повторение) – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Стык (анадиплозис) — повторы слов на границах смежных отрезков. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях. См. знаменитое лермонтовское:

Повалился он на холодный снег, На холодный снег, словно сосенка, Словно сосенка во сыром бору…

Здесь стык создает эффект замедленной съемки.

Многосоюзие

И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах совсем не те, что были раньше.

Многосоюзие обычно наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества. Ср.: Звук, свет, качество экранов в новых московских кинотеатрах изменились.

Синтаксический параллелизм, Как светил да светил месяц во полуночи,, Светил в половину;, Как скакал да скакал один добрый молодец, Без верной дружины…

Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность.

Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого (неполные предложения).

Эллиптические конструкции характерны для разговорной речи. В художественной литературе с помощью этой фигуре достигается особая выразительность. Они придают тексту особую динамичность:

Пусть… Но чу! гулять не время!, К коням, брат, и ногу в стремя,

Саблю вон – и в сечу! Вот

Пир иной нам Бог дает.

(Д. Давыдов).

Умолчание, или апосиопезис

бессоюзие (асиндетон)

Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка следования элементов и/или дистантного расположения элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние нестабильности, колебание, изменение.

Инверсия — нарушение обычного порядка слов. Чаще всего в русском языке инверсия связана с так называемым актуальным членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Между тем историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес).

Прямой порядок слов ( люди делают историю ) нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно люди. В самом сказуемом ( делать историю ) также допущена инверсия, актуализирующая слово «историю». Хрестоматийный пример инверсии в поэтическом тексте – первая строка лермонтовского стихотворения «Парус», которая при правильном порядке слов звучала бы так: « Одинокий парус белеет в голубом тумане моря ».

Парцелляция

Особняком стоят фигуры, которые, используя возможности синтаксиса, тем не менее опираются прежде всего на смысловую сторону входящих в фигуру слов – антитеза, оксюморон, градация. Эти фигуры находятся на границе между лексическими и синтаксическими средствами, поскольку задействуют и тот, и другой пласт русского языка. Они образуют так называемые фигуры переосмысления.

Антитеза (греч antitesis – противопоставление) – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин).

Но противопоставление может быть выражено и описательно:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной, Вступил он в этот свет завистливый и душный, Для сердца вольного и пламенных страстей?

(М. Лермонтов).

Оксюморон также является семантическим преобразованием, образный потенциал которого рождается на взаимопроникновении разнонаправленных смысловых элементов. В нем взаимодействуют антонимичные семантические признаки, соприкосновение которых на поверхностном уровне происходит преимущественно в атрибутивных (ср. живой труп у Л.Толстого, горячий снег у Ю.Бондарева — конструкция прилагательное + существительное и отрава поцелуя у М.Лермонтова — генитивная конструкция) либо адвербиальных синтаксических конструкциях, в основе которых также лежит принцип согласования противопоставленных признаков (ср. Смотри, ей весело грустить , / Такой нарядно обнаженной у А.Ахматовой), а также нередко и в форме образного сравнения (ср. у Пастернака: Жар наспанной щеки и лоб / В стекло горячее, как лед , / На подзеркальник льет ).

Градация (лат. adatio – постепенное возвышение) – стилистический прием расположение слов и выражений, а также средств художественной выразительности по возрастающей или убывающей значимости:

Нет, был бы он невыносимо страшен,, Удел земной, не будь всегда при нас, Ни детства дней, ни молодости нашей,, Ни жизни всей в ее последний час.

(А. Твардовский)

риторический вопрос

Жизни мышья беготня…, Что тревожишь ты меня?

(А.С. Пушкин)

Риторические восклицания, Как хороши, как свежи были розы, В моем саду! Как взор прельщали мой!

(И. Мятлев)

Риторическое обращение, Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В. Соловьев)

Таким образом, стилистические фигуры – это обобщенное название стилистических приемов, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического употребления» и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. В стилистических (или риторических) фигурах используются стилистические возможности синтаксиса. Стилистические фигуры делятся на фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки. Особняком стоят такие риторические фигуры, как оксюморон, гипербола, градация, тесно связанные с лексическим значением входящих в фигуру слов. Отдельные исследователи (например, Е.А. Зинина) относят их к лексическим средствам.

    1. Морфологические средства выразительности

Морфологические средства

грамматические средства (в частности, частеречные), средства

формообразования слов различных частей речи.

Различные части речи могут вдруг стать способом выражения

авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что

открыл он сам.

Например:

н асыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение.

инфинитивов

Большое количество причастий

существительными

кратких прилагательных

местоимений

личных и притяжательных местоимений

Неопределенные местоимения

Выразительность в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся:

1. Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.):

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

Формы глаголов настоящего времени в данном случае актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными.

…И, как судьба меня ни хлопай ,

Я устремлен душою всей

К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин)

Форма повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.

Он вышел из-за своего большого рабочего стола, и мы уселись в креслах около низкого дополнительного стола… Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили : «Это и все, с чем вы пришли?» (В. А. Солоухин)

Употребление форм множественного числа прошедшего времени глаголов-сказуемых вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному как неопределенное.

2. Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

Использование большого количества глаголов в повелительном наклонении усиливает эмоциональность и экспрессивность текста, представляющего собой страстную речь лирического героя.

Шепот, робкое дыханье , Трели соловья, Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени , Тени без конца, Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымках тучка,

пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! .. (А. А. Фет)

В данном стихотворении из-за отсутствия глаголов максимально ослаблено повествовательное начало; преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя и передают его напряженно-ликующее состояние.

О, этот юг! О, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит! (Ф. И. Тютчев)

Многократное использование междометий передает чувство восторга лирического героя и придает тексту особую художественную образность и выразительность. пренебрежительных, уничижительных):

Фестон чик и, все фестон чик и: пелерин к а из фестон чик ов, на рукавах фестон чик и, эполет ц ы из фестон чик ов, внизу фестон чик и… (Н. В. Гоголь)

С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов передается ироническое и презрительное отношение Н. В. Гоголя к дамам города N.

Приезжаю лет семь назад в один город ишк о, были там дел ишк и, а я кой с какими купч ишк ами завязал было компань ишк у. (Ф. М. Достоевский)

С помощью уничижительного суффикса -ишк- передается презрительное отношение изображаемого писателем персонажа к окружающему миру, а сам текст приобретает яркую, образную выразительность.

3. Использование индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:

Я думал — ты всесильный божище ,

А ты недоучка, крохотный

божик. (В. В. Маяковский)

Выразительные возможности увеличительного суффикса -ищ- и уменьшительного суффикса -ик- позволяют В. В. Маяковскому не только создать неологизмы-окказионализмы и на их основе — антитезу, подчеркивающую силу авторского чувства возмущения, но и наполнить текст особой образностью и экспрессивностью.

Дамьё от меня ракетой шарахалось… Гостьё идет по лестнице. (В. В. Маяковский)

Созданные поэтом с использованием суффикса -й- окказионализмы со значением собирательности усиливают выразительность текста и передают оценку авторского восприятия лиц, обозначенных новыми существительными.

    1. Выразительные средства словообразования

Словообразовательные средства

а) суффиксы с уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением:

  • ок, -очек, -еньк, -оньк, -охонек, -ошенек;
  • ищ и др.;

б) суффиксы с почтительным или уничижительно-пренебрежительным значением: -ишк, -ышк и др.

Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая

внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Например:

ПЕРЕ шагни, ПЕРЕ скочи, ПЕРЕ лети, Пере — что хочешь –

но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.

или

РАС -стояние: версты, мили…

Нас РАС -ставили, РАС -садили.

Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.

РАС -стояние: версты, дали…

Нас РАС- клеили, РАС- паяли…

(М.Цветаева)

Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой — авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.

субъективно — эмоциональной оценки

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижительность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом — дом ИЩ е, дом ИН а. Грязь — гряз ИЩ а;

1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами . С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).

2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами , что позволяет автору выразить свое отношение к …

3) Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту)

4) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок ( девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок).

5) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки . В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущ и др.: бородища, здоровущий .

Приставки

1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения .

2) Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.

Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия:

3) приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.

4) Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.

Однокоренные слова

1) помогают выделить наиболее важные понятия текста,

2) подчеркивают значимость этих понятий

индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:

Я думал — ты всесильный божище ,

А ты недоучка, крохотный

божик. (В. В. Маяковский)

Выразительные возможности увеличительного суффикса -ищ- и уменьшительного суффикса -ик- позволяют В. В. Маяковскому не только создать неологизмы-окказионализмы и на их основе — антитезу, подчеркивающую силу авторского чувства возмущения, но и наполнить текст особой образностью и экспрессивностью.

Дамьё от меня ракетой шарахалось… Гостьё идет по лестнице. (В. В. Маяковский)

Созданные поэтом с использованием суффикса -й- окказионализмы со значением собирательности усиливают выразительность текста и передают оценку авторского восприятия лиц, обозначенных новыми существительными.

    1. Графические средства выразительности

Р убленая строка (лесенка), акростих, разрядка, курсив .

2.8. Функциональные стили и их отношение к выразительности речи.

Выбор средств речевой выразительности так же, как и выбор языковых средств вообще, определяется сферой общения, ситуацией и целью. В каждом из функциональных стилей выразительность достигается с помощью разных языковых средств, отбор и организация которых, их функциональная активность определяются специфическими особенностями того или иного стиля. Так, ярким средством выразительности в разговорном стиле является интонация, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме. Немаловажную роль играют здесь и паралингвистические средства. В качестве выразительных средств в литературно-художественном и публицистическом стилях широко используются тропы, стилистические фигуры, языковые единицы с эмоционально-экспрессивной окраской, что в максимальной степени способствует реализации одной из основных функций этих стилей. Для научной же и официально-деловой речи употребление таких единиц не характерно, так как они не способствуют точности изложения.

Выразительность научной речи достигается благодаря наиболее подходящему

В официально-деловом стиле средства выразительности неупотребительны, поскольку они противопоказаны таким особенностям данного стиля, как точность, не допускающая двояких толкований, официальность и бесстрастность изложения. Хотя в смешанных жанрах, в частности, в жанрах, подверженных влиянию публицистического стиля (в дипломатических документах, коммюнике, обращениях, праздничных приказах и т.д.) использование средств выразительности допускается. Но в целом официально-деловой стиль не способствует поддержанию речевой выразительности. Более того, он является основным источником речевых штампов и канцеляризмов, ослабляющих ее.

Наиболее широкое применение выразительные средства находят в литературно-художественном и публицистическом стилях. В художественной литературе средства выразительности выполняют эстетическую функцию; речевая выразительность здесь ¾ один из главных приемов воздействия на читателя. В художественном произведении любая языковая единица может стать стилистически значимой, превратиться в средство художественной изобразительности и выразительности. Под пером писателя слово каждый раз как бы рождается заново; отражая особенности индивидуально-авторской манеры, оно всегда должно быть свежим и неповторимым. Художник слова творчески преображает единицы языка, расширяя рамки привычных способов отбора и соединения слов, приемов использования синтаксических конструкций и интонаций, и таким образом обогащает речь средствами выразительности. Образцовые художественные тексты, изучение особенностей употребления в них языковых единиц помогают овладеть выразительными возможностями языка .

Усилению речевой выразительности способствует также публицистический стиль с его стремлением к экспрессивности высказывания, оживлению повествования свежими словесными оборотами. Публицисты, как и писатели, постоянно ищут образные средства, используют языковые единицы, позволяющие не только назвать предмет, его действие, свойство и т.д., но и выразить определенное отношение к этому предмету или явлению, привлечь внимание адресата; прибегают к таким приемам использования языковых единиц, которые максимально способствуют реализации функции воздействия. Для публицистики (особенно для таких ее жанров, как очерк, фельетон), так же, как и для художественной речи, характерны индивидуальные приемы использования языковых средств. Правда, стремление к выразительности в публицистике (особенно в газетной) нередко превращается в свою противоположность ¾ является одной из причин порождения штампов, так как необычное слово, выражение, конструкция, удачные с точки зрения критериев выразительности, подхватываются многочисленными корреспондентами и в результате частого употребления (иногда ¾ неуместного) очень быстро утрачивают свою новизну, образность, превращаются в речевые стандарты, например, употребление в настоящее время сочетаний типа белое золото, справлять новоселье, цех здоровья, люди в белых халатах и т.п. Штампы, шаблоны, злоупотребление профессиональной лексикой на страницах газет ослабляют мобилизующую силу слова, его общественное воздействие.

Глава 3. Паралингвистические средства выразительности.

Выразительности устной речи способствуют, наряду с лингвистическими, паралингвистические (нелингвистические) средства: жесты, мимика, пантомимика. Они обычно связаны с конкретным высказыванием и служат дополнением к лингвистическим средствам выразительности.

Сопровождая речь, паралингвистические средства усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, подчеркивают необходимые смысловые части высказывания, иллюстрируют выраженную словами мысль. Основное их назначение ¾ уточнение мысли, ее оживление, усиление эмоционального звучания речи. Эмоциональная речь в любой сфере общения, как правило, сопровождается соответствующими жестами, телодвижениями и выражением лица, передающими те или иные чувства.

Можно выделить паралингвистические средства общие и индивидуальные. Первые специфичны для всех носителей русского языка, например, согласие может сопровождаться движением головы сверху вниз, несогласие или отрицание ¾ движением головы из стороны в сторону, настойчивость, требовательность ¾ движением сжатого кулака сверху вниз и т.д. Индивидуальные паралингвистические средства различны у разных представителей даже одной и той же национальности: каждый говорящий находит свой жест, свои телодвижения, у каждого индивидуальное выражение лица. Удачно найденный выразительный жест, соответствующий смыслу высказывания или отдельного слова, повышает действенность речи.

Жесты являются неотъемлемой частью ораторской речи, где они используются как средство воздействия на слушателей. Не случайно жестам в ораторской речи посвящались специальные главы в различных риториках, начиная с античных времен.

Паралингвистические средства немаловажную роль играют и в обычном общении, выражая разнообразные эмоции говорящего, усиливая значение слов, выражений и высказывания в целом .

Теоретики ораторского искусства отмечают, что жесты, телодвижения, мимика лишь тогда выразительны, эффективны, когда они разнообразны (разные слова требуют различного подчеркивания), умеренны (чем жесты скупее, тем они убедительнее), непроизвольны; когда они соответствуют душевным побуждениям говорящего, содержанию высказывания. Чрезмерная выразительность лица, частое повторение одних и тех же жестов, их однообразие, механические телодвижения (покачивания туловища, взмахи рукой, постукивания ногой и т.п.), так же как и надуманность, искусственность жестов, их несоответствие смыслу сказанного раздражают слушателей, отвлекают их от содержания речи. Паралингвистические средства не должны подменять собой слова, так как они всегда беднее слов. Недаром народная мудрость говорит: «Если словами не растолковал, то и пальцами не растычешь».

Умелое использование лингвистических и паралингвистических средств выразительности способствует индивидуализации речи, ее яркости, самобытности, что, в свою очередь, вызывает интерес к личности автора, усиливает внимание к содержанию его высказывания. Умение пользоваться выразительными возможностями языка требует не только знаний, но и развитого лингвостилистического чутья, а также навыков употребления языковых единиц в речи.

  1. Заключение.

Нет сомнения, что сила слова велика. Известно предание о том, как однажды египетский фараон поучал своего сына: «Будь искусным в речах, сын! Слово сильнее, чем оружие!» Это было более четырёх тысяч лет назад, но, согласитесь, справедливо и сегодня!

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

Подводя итоги, следует отметить, что был изучен, проанализирован, систематизирован определенный об ъём литературных источников. Мне представляется, что материалы работы могут быть востребованы как дополнительная литература в исследовательских целях для написания рефератов, докладов по данной тематике в аудитории: учащийся, студент.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/attestatsionnaya/osnovnaya-tsel-hudojestvennoy-rechi-sozdat-sredstvami-yazyika/

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2010. – 512 с.

  2. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 448 с.

  3. Головин И.Б. Основы культуры речи. — Спб: Слово, 1983

4. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков – 2013

5. Малащенко В.П., Колесников Н.П., Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.-273 с.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. — М.: Знание, 1987

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 1991

8. Русский язык: Государственная итоговая аттестация. 2012 г. Изложение. Сочинение: учебное пособие / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, О.А.Сунцова. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012»

Русский язык и культура речи. Учебник для ВУЗов под ред. Л.К.Граудина и Е.Н.Ширяева – 2010

10.

11.

12.

13.