Cирень. презентация по русскому языку (5 класс)

Сочинение

Тема урока: сочинение — описание необычного поэтического предмета -цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень».

Цель:

1. Подготовка к сочинению-описанию необычного поэтического предмета-цветка, о котором «рассказал» русский композитор Сергей Рахманинов.

2. Подготовить к сочинению через восприятие духовных и словесных впечатлений об образе сирени.

3. Через восприятие текста привить любовь к родине, природе, русскому языку.

Ход урока.

1. Слово учителя. Весна наступает. Вы посмотрите в окно: пейзаж изменился.

Проснулась зеленая трава, деревья выпустили маленькие, клейкие почки, которые расцветут и превратятся в листья. Небо стало необыкновенно голубым и светлым. Да, весна — это жизнь, это любовь, это вдохновение.

Неслучайно, почти всех писателей, поэтов, художников, композиторов волновало это время года. И хотя у Пушкина «Я не люблю весны» — но всё равно — и сердце волнуется и мысль кипит».

В это время расцветает прекрасное растение — это сирень! Обилие её не могло и не может не волновать творческих людей. И каждый описывает её по-своему. Вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в своём стихотворении «Сирень».

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

А вот как описывает сирень А. Куприн в своём рассказе «В зеленом домике отца».

« Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои гроздья цветы».»благоухает сирень, обещает весну, и так сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве … ».

8 стр., 3955 слов

А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст ...

... Сочинение по произведению Куприна Куст сирени Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы ...

Сегодня мы с вами попробуем проникнуть в таинственную мастерскую художника Петра Кончаловского и композитора Сергея Рахманинова, понять и почувствовать, что же хотели они «рассказать» о таком дневном растении.

Я хочу, чтобы вы сегодня почувствовали не только теплоту весеннего солнца, красоту природы , почувствовали теплоту ваших сердец, потому что без этого нельзя войти в мир таинства.

Психологический тренинг. Работа предлагает взаимопонимание, доброжелательность, и поэтому я хочу, чтобы вы взяли друг друга за руки, почувствовали теплоту ваших сердец, поняли и выразили всё своими словами. Написали всё то, что хотел изобразить художник П. Кончаловский в своей картине «Сирень» и композитор С.Рахманинов в своей пьесе «Сирень».

Учитель . Тема нашего сегодняшнего урока «Сочинение — описание необычного поэтического предмета — цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень». (Слайд №1)

Эпиграф: (написан на доске) «Музыка открывает людям глаза на красоту природы».

Василий Сухомлинский. (Слайд №2)

Цель: предстоит подготовиться к сочинению-описанию необычного поэтического предмета-цветка, о котором рассказал Сергей Рахманинов.

Словарная работа: С.В. Рахманинов — великий русский композитор, пианист, дирижёр.

Композитор — автор музыкальных произведений.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка. (Слайд № 3)

Учитель. Цветок, о котором сегодня пойдёт речь — это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронёс через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка бюста «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получает в дар букет белоснежной сирени. Какой — то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет — частицу российского пейзажа.

Включаем музыку С. Рахманинова (Слайд № 4)

Ребята, давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустов, ещё влажными от ночной росы, отводим тяжёлые ветки. Вот одна из них качнулась — и целый ливень обрушиваются на нас. Нам становится весело от этой шутки, но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря.

Работа учителя и учащихся по вопросам.

1. Прекрасная музыка, не правда ли?

2. Какие чувства она у вас вызвала?

(Слайд № 5)

Чувства:

•радость:

•восторг;

•ощущение счастья;

10 стр., 4884 слов

Творчество Рахманинова

... века - жажда нового, эмоциональная приподнятость, желание «жить удесятеренной жизнью» (А.А. Блок). Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ, гармонично ... специальностям (Скрябин закончил как пианист). Наиболее значительное из ранних произведений - его дипломная работа - одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Она была закончена в ...

•лёгкая грусть;

•щемящая нежность.

3. Расскажите о том, что вы услышали и увидели в сиреневом саду?

(Слайд № 6)

Звуки сада:

•шелест;

  • шёпот;

•негромкий разговор ветвей;

  • нежная утренняя песенка;

  • лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия.

•тихие вздохи просыпающегося душистого моря.

4. Какой вы увидели сад?

(Слайд № 7)

Сад:

•Майский;

•утренний:

•туманный:

  • огромный:

•благоухающий;

•радостный уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы

(Слайд № 8)

5. Воздух в саду

•сырой;

•бодрящий;

  • ароматный;

•свежий;

•влажный;

  • чистый;

  • прозрачный;

•утренний.

6. А какой вы увидели сирень в «музыкальном саду»?

(Слайд № 9)

Ветки сирени:

•гордые;

  • мощные:

•могучие:

•нежные;

•пышные;

  • кружевные;

•развесистые;

  • воздушные;

  • тянущиеся к солнцу:

•нарядные;

•гроздья сирени

(Слайд № 10)

Гроздья сирени:

•крупные;

•свежие;

•тяжёлые:

•влажные;

•мокрые от росы и дождя.

(Слайд №11)

Цветы сирени:

•звёздочки;

•звоночки:

•чарующие;

•маленькие:

•хрупкие;

•нежные:

•крошечные;

•милые

(Слайд № 12)

5 стр., 2087 слов

-описание натюрморта «Сирень в корзине

... своей красотой. романс «Сирень» тема сегодняшнего урока Слайд 2 Цели урока Сегодня мы узнаем: что такое натюрморт; как описывать натюрморт, а также научимся строить сочинение-описание по картине, используя ... прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.) На каком фоне изображена сирень? (На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон тем­но-зеленый с ...

Аромат сирени:

•медвяный;

•чарующий;

•прекрасный;

•нежный;

•упоительный;

•таинственный;

•загадочный:

•удивительный.

Ребята, сама пьеса не может назвать краски сиреневого сада. Это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка, если её внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень и бушующий сад, и гордые ветки сирени, как будто нарисованные волшебником – художником.

(Слайд № 13)

Посмотрите на картину Петра Петровича Кончаловского.

Что общего между картиной и пьесой Сергея Рахманинова «Сирень»?

Ответ: Кончаловский также как и Рахманинов очарован сиренью, с нежностью и теплотой рисует её, показывая нам как он очарован и восхищён ею.

(Слайд № 14)

П.П. Кончаловский очень любил сирень, ей он посвящал немало полотен: «Сирень в корзинке». «Сирень». Что пишет сам Петр Петрович: «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется!».

(Слайд №15)

Посмотрите на картину П.П. Кончаловского. Что общего между картиной и пьесой С.Рахманинова «Сирень»?

Ответ: Он также как и С. Рахманинов очарован сиренью, с нежностью и теплотой рисует её, показывая нам как он околдован и восхищён ею. Мы чувствуем нежное чувство и любовь к сирени, которую испытывает т автор.

Учитель. Ребята, подумайте, созвучно ли настроение музыки и картины? Что мы можем себе представить, почувствовать?

Мы почувствовали красоту весеннего возрождающего к жизни мира, природы. Музыка помогает ощутить своё счастье, когда с наступлением весны испытываешь вот это, всегда юное чувство: ещё живу, потому что опять, ещё раз в жизни встречаю чудные тёплые дни и прорастание трав. И слышать как звенит воздух и испы1ын::шьь реальное счастье видеть, как возрождается листва берёз, как огромные гордые своей крепостью дубы расцветают зелёной листвой.

(Слайд №16)

Учитель. Ещё раз послушаем музыку и посмотрим на картину. Расскажите, что общего между картиной П. Кончаловского и пьесой С. Рахманинова?

И тот и другой показывают очарование сирени, её неповторимость, красоту. Только один рисует эти цветы на холсте, а другой воспроизводит в музыке. Музыка, как и картина, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.

Даю вам немного времени помечтать. И может кто-то из вас захочет рассказать о том, что вы увидели, услышали и почувствовали, побывав вместе с композитором С. Рахманиновым и художником П. Кончаловским в сиреневом саду.

2 стр., 880 слов

По картине Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

... и запоминающихся моментах нашей жизни. 2. Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 класс Картина знаменитого русского художника, мастера натюрморта, П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» выделяется среди других полотен ... принесли из утреннего сада. На меня картина произвела огромное впечатление. Кончаловский сравнивал свое творчество с музыкой: «Я пишу, как музыкант играет гаммы». ...

( Могут ответить 2-3 учащихся)

(Слайд № 17)

Учитель. Давайте ещё раз вместе с художником и композитором «войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картине П.П. Кончаловского.

И пусть музыка откроет вам глаза на красоту природы, как сказал об этом В. Сухомлинский.

(Слайд № 18)

Музыка открывает людям глаз на красоту природы.

В. Сухомлинский

Учитель. Я знаю, как трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю несколько предложений, то есть, конструкции к началу сочинения. Договоримся, что вы воспользуетесь ими, если не сможете начать по-своему. Вы напишите о том, что увидели. Услышали, почувствовали, когда слушали музыку, рассматривали картину.

(Слайд № 19)

Конструкции к началу сочинения.

•Первая фраза сочинения: «Когда я слушаю музыку Рахманинова, я как будто попадаю в … (я вижу …)»

  • Вторая часть «Музыка словно … », «Звуки музыки такие … »

•Мне кажется …

•я ощущаю … слышу … вижу … чувствую …

(Слайд № 20)

Написание сочинения