-описание натюрморта «Сирень в корзине

Сочинение

Быть может, вся природа –

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

Различность голосов?

Быть может, вся природа –

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа –

Желанье красоты?…

В этот чудесный холодный зимний день нас приветствуют фотографии великолепной благоухающей сирени, которая начинает распускаться уже с первых теплых весенних дней.

За окном ещё лежит снег, а мы, благодаря этим потрясающим картинам, уже почувствовали дыхание весны. Сиреневые, белые, лиловые гроздья сирени наполнили наш класс благоухающим ароматом и напомнили о тёплых весенних днях, когда распускается листва молодых деревьев, землю согревают первые теплые солнечные лучи, слышится радостное щебетание ликующих птиц, жужжание пчелок и шмелей, перелетающих с цветка на цветок, порхают первые бабочки, хочется дышать, жить, творить и любить…

красивая легенда

А знаете ли вы, что родиной сирени является Малая Азия и Персия. В Европу сирень попала из этих стран только в 16 веке и с тех пор радует нас своей красотой.

романс «Сирень»

тема сегодняшнего урока

Слайд 2

Цели урока

Сегодня мы узнаем:

  • что такое натюрморт;
  • как описывать натюрморт,

а также научимся

  • строить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства

и прикоснёмся к прекрасному!

Оборудование

Слайды 3-5

  • Что такое натюрморт?

Натюрморт

Натюрморт — это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом пред­меты: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Родоначальники натюрморта — голландские ху­дожники XVII века.

(Показать несколько натюрмортов с изображением цветов.)

Слайды 6, 7

  • известный русский художник XX века (1876—1956).

    Он писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты.

Петр Петрович Кончаловский очень лю­бил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живо­писцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а осо­бенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разби­раться, как в какой-нибудь лесной чаще».

23 стр., 11116 слов

Дипломная работа натюрморт

... работ по изучению основ цветоведения и практики выполнения краткосрочных этюдов цветов. В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") ... эскизов к дипломной работе; выполнение выпускной квалификационной работы; написание пояснительной ... натюрморта, его непосредственное воплощение в конкретной живописной работе "Полевые цветы". Выпускная квалификационная работа ...

Слайды 8,9

Демонстрация картин

Эта картина хранится в Москве, в Третьяковской галерее. И с этой картиной мы познакомимся подробнее.

Слайд 10

Давайте рассмотрим репродукцию картины и вспомним, с чего мы начинаем работу по описанию картины. В этом нам поможет упражнение учебника 457 на стр.185. Прочитайте вопросы, которые предлагает учебник, и подумайте, в какой последовательности мы будем описывать натюрморт.

план написания сочинения

Слайд 11-12

Беседа по картине. Словарно-стилистическая

В ходе беседы по картине пятиклассники записывают в тетради словосочетания и отдельные слова по теме урока, оформляя таблицу:

План описания

Рабочие материалы

Сирень

Темно-красная, бледно-розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, цвета теплых весенних сумерек.

Оттенки

Голубоватый, серебристый, розоватый, фи­олетовый с серебристым отливом.

Грозди

Тяжелые, крупные, пышные. Они как веер. Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цве­ты. Их много.

Листья

Зелененькие с то­ненькими прожилкам, тем­но-зеленые, сала­товые, светло-зеленые с золотистым оттенком.

Наши чувства

Ароматная, влажная, неж­ная, чудесная, прекрасная, очаровательная; любоваться, восхищаться, наслаждаться. Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхити­тельная, дивная, бесподобная, великолепная, рос­кошная, прекрасная, превосходная, замечательная.

Учитель обраща­ет внимание на значения слов и орфограммы, которые есть в слове.

Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? (Верно, мы, как-то сразу почувствовали дыхание весны. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег. В классе стало уютнее, теплее. Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых солнечных днях, о первых весенних цветах.)

— Рассмотрите картину внимательно, обратите вни­мание на обилие цветов, изображенных художником. Су­мел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее толь­ко что срезали и принесли в комнату? (На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)

(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, темно-красную, белую, розоватую.)

(В центре букета

(Эти грозди бледно-розового и лилового цветов.)

(Фи­олетовая с серебристым оттенком и рядом с ней — розова­тая ветка.)

  • Опишите сирень, которая украшает верхнюю часть букета. (Вверху букета — темно-красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки.)
  • Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? (Нет.)

— Вы правы. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает от­дельные лепестки, листья, ветки. Ему важно создать це­лостный образ. Какие определения уместно использо­вать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени? (Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цве­ты. Их много.)

(Душистый, пахучий, благоухающий.)

— Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхити­тельная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, рос­кошная, прекрасная, превосходная, замечательная.)

  • Все ли листья сирени одинаково освещены? (Нет, и выглядят они по-разному. Вверху и внизу слева листья тем­но-зеленые, в середине букета внизу — зеленые;
  • вверху — сала­товые;
  • справа — светло-зеленые с золотистым оттенком.)

Корзина плетеная из ивовых прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.)

  • На каком фоне изображена сирень? (На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон тем­но-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.)

(На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)

Почувствовали ли вы восхищение художника щед­рой, богатой природой, его любовь к ней? (Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сире­ни и любоваться им.)

Слайд 13

Учитель дополняет высказывания учащихся:

(Учитель или учащийся выразительно читает стихотворение «Сирень».)

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

  • Какие прилагательные употребляет поэт для описа­ния сирени? (Грозди у сирени тяжелые, мокрые;
  • ветка ро­систая. Цветы белые, темно-лиловые. Сиреневый сад для поэта — это душистое море, осыпающиеся лепестки — ле­пестковый дождь.)

Учитель делает вывод:

— И поэт, и художник изображает один и тот же предмет — сирень. При этом каждый из них использует разные худо­жественные средства: поэт — слово, художник — рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание — весь этот сверкающий день. Сирень художника мы ви­дим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой.

В заключение учитель приводит высказывание о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».

Слайд 14

А теперь давайте попробуем устно по данному плану построить приблизительный текст-описание картины «Сирень в корзине»

  • устные ответы 2-3 учащихся.

Примерный вариант сочинения 1

На картине изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на нее и остановишься поражен­ный. Вот склонились тяжелые кисти темно-красной, серебрис­то-белой и бледно-лиловой сирени. Почти до половины не вид­но банки, в которой стоят цветы. Торжественно выглядит в середине букета высокая темно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у нее оттенки — жемчужные, фиолетовые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья. Сверху они так хорошо освещены, что местами кажутся золотистыми.

Когда смотришь на эту прекрасную сирень, как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, чудесный запах наполняет всю комнату.

Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зе­леном и серо-коричневом фоне. Он очень хорошо сочетается с окраской цветов.

Мне очень нравится натюрморт «Си­рень». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о яр­ком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется», — писал сам . Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу.

Примерный вариант сочинения 2

Действительно, картина хороша! Она завораживает своей красотой и праздничностью яркой сирени. Верх букета украшают темно – красные грозди. В центре уютно расположились жемчужные и бледно – молочные цветы. Гармонично вписаны и ветви нежно – розовой и светло – лиловой сирени. Весь букет окаймляют изумрудные листья. Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистыми. Плетеная из ивовых прутиков корзина будто обнимает этот замечательный сиреневый букет. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь приятный чудесный запах. Благоухающий сиреневый аромат дарит нам отличное настроение. «В этом букете все цветет, живет и радуется», — писал сам Петр Петрович. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу.

Приступаем к написанию работ. Желаю успеха!

Самоанализ урока русского языка в 5 классе на тему «Сочинение-описание натюрморта «Сирень в корзине»

Сегодня учителю трудно представить свой урок без использования ИКТ. Эти технологии всё больше и больше входят в нашу школьную жизнь.

Почему мы обращаемся к ИКТ? Прежде всего потому, что это интересно и для ребёнка, и для учителя. Интересно потому, что традиционные уроки мы можем проводить нетрадиционно, что с каждой подготовкой к подобному уроку мы совершенствуемся, осваивая новые технические средства.

На своём уроке я попыталась показать использование ИКТ, в частности, материалы презентации на всех этапах урока.

Я думаю, демонстрация фотографий сирени и звуки классической музыки раскрывают эстетическую сторону урока, настраивает ребёнка на восприятие «красивого».

Сведения о голландском натюрморте с демонстрацией картин помогают развивать всесторонне развитую личность.

Компьютер выступил на уроке моим верным помощником. Он обеспечил разнообразие наглядности, помог передать детям большой объём информации, при этом экономя время, помог создать благоприятные условия для развития творческого процесса.

В результате стало очевидным повышение познавательной мотивации: дети, обычно не активные на уроках, стали высказывать своё мнение, делиться впечатлениями.

Целью моего урока было помочь детям подготовиться к сочинению-описанию картины, а значит научить прикасаться к прекрасному. Думаю, что цели урока достигнуты, ожидаемый результат очевиден.

Таким образом, хочется сказать, что использование ИКТ позволяет оптимальнее расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития полноценной личности.