Конспект » -ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Сочинение

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ

К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Интегрированный урок развития речи (русский язык и изобразительное искусство)

Цели:

Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е. И. Никитина; Дрофа, 2004; ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Методическое обоснование урока: создание собст­венного текста-описания по картине способствует развитию речи учащихся.

Ход урока

I .

II . Блок I . Учитель изо.

1. Краткое вступительное слово учителя изо о Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине (1878-1939) К. С. Петров-Водкин — один из самобыт­ных русских художников.

Заслуженный деятель искусств России (1930), живописец, ри­совальщик, он писал портреты, натюрморты, жанровые картины.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) родился на Волге в небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в семье сапожника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наибольшее влияние на него оказал художник-преподаватель В.А. Серов, о котором он с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много путешествовал за границей, был в Италии, Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился оттуда с большим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г. преподавал в Петроградской академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», «Две девушки», «девушки на Волге», «Мать. Петроград 1918г.», «Смерть комиссара», «Тревога», «За самоваром» и др.

В 1918–1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов, достигнув в них большой философской и художественной глубины. В его натюрмортах поражают предельная верность изображения отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета. Одним из лучших натюрмортов художника является «Утренний натюрморт», который вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.

Что вы знаете о жанре натюрморт?

Учитель: Натюрморт, Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или квас в большом кувшине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

3 стр., 1460 слов

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ КУЗЬМЫ ПЕТРОВА-ВОДКИНА «КУПАНИЕ КРАСНОГО ...

... К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, ...

Знай, что это…натюрморт.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые обычные веши, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи. рыбы, цветов (В Голландии — Класс, Хеда; во Франции Снайдерс и другие.).

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей. животных, птиц и насекомых.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, Машков, Фальк. Пименов. Петров-Водкин и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но и мир человека, его мыслей и чувств. Для художника (и это касается не только Петрова-Водкина) вещи на картинах вовсе не мертвые, но живые. Почему вещи кажутся живыми? (они сохраняют следы прикосновений человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются).

В обширном наследии Петрова-Водкина особое место занимает натюрморт.

«Утренний натюрморт».

  • Посмотрите на него внимательно. Что на нем изображено?(ответы уч-ся)

(Сразу же обнаруживаем на полотне большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. Чего бы ей сидеть? Очевидно, люди еще не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании.)

  • Внимательно рассматриваем содержимое деревянного стола. Что мы видим?

(Плотный букет полевых цветов (жёлтых ромашек и синих колокольчиков) на длинных тонких стеблях, который едва умещается в слишком низкую для него прозрачную баночку).

  • Когда, с вашей точки зрения, был собран букет?

(Очевидно, цветы были собраны накануне, вчера, поскольку баночка наполовину заполнена водой).

  • Как на дачном столике мог оказаться спичечный коробок?

(он необходим, чтобы разжечь самовар)

  • Рассмотрим начищенный, как зеркало, латунный никелированный самовар в форме чайника.

(вместо краника – чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышка от трубы лежит на столе).

  • На столе обнаруживаем и куриные яйца. Это остатки ужина или только что сваренные яйца?

-Рассмотрим их внимательно, чтобы выяснить, почему они так окрашены. Откуда голубые и розоватые оттенки?

( одно яйцо отражается в грани самовара и на его белой поверхности отражается голубое блюдце. На другом яйце – рефлексы от розово-рыжего стола).

-Рассмотрим стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке. Чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз.

  • Рассмотрим саму поверхность стола. Докажите, что стол этот дачный.

(стол с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с выцветшей (от старости или от попадания дождя) краской.

  • Видны ли следы присутствия человека где-то рядом? Как мы можем об этом судить?

(если рассматривать взаимное расположение вещей на столе: как будто только что снятую крышечку самовара; ещё не остывшую ложечку, которой, возможно, размешивали в стакане сахар; яйца, которые, как кажется, кто-то только что крутил, чтобы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет, который может свалить баночку; небрежно положенный восковой фонарик и брошенный рядом спичечный коробок).

2 стр., 981 слов

По картине Утренний натюрморт Петрова-Водкина

... который вот-вот наступит. Сочинение по картине Утренний натюрморт Петрова-Водкина 4, 5, 6 класс 2 вариант На картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим весьма скромный завтрак в деревне. Художник показал простой деревянный стол без скатерти, на котором ...

  • Как вы думаете, какие люди живут в этом доме?

(Здесь живут аккуратные люди: латунный никелированный самовар такой чистый, что блестит как зеркало. Хозяева этой комнаты любят цветы и животных – значит, они добрые, приятные люди).

  • Какие цвета преобладают в натюрморте — тёплые или холодные?

(Тёплые: светло-коричневый, розовый, жёлтый).

  • Как вы думаете, почему художник использовал в основном теплые цвета?

(Полотно насыщено утренним светом.

Почему картина называется «Утренний натюрморт», поняли бы мы, что перед нами — «утренняя картина»?

(Да. Была ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички, она сменилась тихим, радостным утром. На столе завтрак: самовар, стакан чаю, вареные яйца. Полевые цветы в маленькой стеклянной вазочке. Простой деревянный стол, на открытой веранде, наверное, раз собака у стола тоже ждет завтрак. Но главное — утренний свет. Такой свет может быть только утром).

Каким настроением проникнута картина?

(Настроение тихого радостного утра. Художник любуется простыми, скромными предметами. Наверное, это было очень счастливое утро!)

Благодаря каким деталям преодолеваются характерные да натюрморта статичность, неподвижность изображения?

(Художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в результате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами — так называемый эффект присутствия. К тому же система точно увиденных отражений и преломлений усиливает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто 3 раза преломляется в граненом стакане чая.

Попытайтесь восстановить события, которые произошли до того момента, как художник взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.

(Художник встал рано — рано утром, с зарей, может быть, даже раньше: понадобились восковой фонарик и спички. Нарвал полевых цветов поставил их в вазочку для любимой жены. А она приготовила ему скромный завтрак. Вот оно — счастье! Такую картину художник не мог не нарисовать! Он взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.

Итак, мы видим насыщенное утренним ясным светом полотно. Послушайте, что пишет о цвете сам художник, Кузьма Сергеевич:

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувства зрения».

Мы видим, что правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту действительности и красоту самого произведения.

10 стр., 4593 слов

«крестьянские дети», владимир маковский — описание картины

... и звание классного художника 1-й степени. Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, ... платок, чтобы не напекло голову ярким солнцем. Крестьянские дети уже с самых малых лет уже приучены помогать своим родителям по хозяйству, у каждого в семье есть свои ...

Музыканты передают чувства через звуки, сочетания звуков, превращая их в музыку. Писатели и поэты используют слово, а художники живописцы передают красоту окружающего мира с помощью цвета.

Художник создает живописными средствами неповторимый мир который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

  • А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В. Порудоминский.

«Свою работу Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На простом деревянном столе, не покрытым скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет полевых цветов. Цветы – свежие;, наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим её сквозь стеклянные грани стакана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.

Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьёзной вещью. Это оттого, что и художник писал все предметы удивлённо и радостно».

  • Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине?

(Да, соответствует, в нём описывается натюрморт Петрова-Водкина).

-Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам понятен или нет? (для детей. Он очень простой и понятный).

-А с какой целью создан этот текст? (описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображённое на картине, создать приятное впечатление).

-Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем определите количество имен существительных, имен прилагательных и глаголов. (в тексте 94 слова, в том числе 26 сущ., 18 прил, 11 глаголов).

-К какому типу речи можно отнести этот текст и почему? ( текст представляет собой описание, в нем говорится о признаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена сущ.-ые и прилагательные).

-Возвращаемся к названию натюрморта. Отмечаем атмосферу дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой. Делаем вывод о том, что с помощью натюрморта художник может поделиться чувством радости жизни, её красоты и наполненности, передать присутствие людей, и всё это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединенным на столе и освещенными утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья.

2. Составление плана сочинения.

План

I .К. С. Петров-Водкин — один из самобыт­ных русских художников.

II . Описание картины,

1.Полотно

2.

3. Восковой фонарик и спички.

4. Полевые цветы:

а) нежные голубые колокольчики;

  • б) яркие желтые корзинки ромашек;
  • в) белые пушистые комочки одуванчиков.

5. Маленькая стеклянная вазочка.

6. Скромный завтрак:

а) граненый стакан с чаем на блюдце;

  • б) чайная ложечка;
  • в) два вареных яйца.

7. Лагунный никелированный самовар.

18 стр., 8534 слов

Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного ...

... практической части дипломной работы. В четвертой представлена методика художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта. ГЛАВА I. НАТЮРМОРТ 1.1 ИЗ ИСТОРИИ НАТЮРМОРТА Изображение предметов известно в ... свободного истолкования вещей и наделения их сложным символистическим смыслом. Натюрморт. Кто из художников и зрителей не любит этот жанр? Изображение самых ...

8. Край веранды и собака.

III . Эффект присутствия.

IV . Художник любуется красотой и значительностью простых предметов.

3. Систематизация рабочих материалов:

художник, автор картины, живописец; изобразил, показал,

передал, запечатлел; картина, репродукция картины, произведение .живописи

2) С целью создания художественного стиля и воздействия описательных языковых средств изобразительного образа на чувст­ва и мысли читателей используйте словосочетания и предложения:

картина как будто насыщена утренним, ясным светом…

прошла ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички…

настроение тихого, радостного утра…

ощущение незримого присутствия человека…

статичность и неподвижность, характерные для натюр­морта, преодолеваются тем, что художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в ре­зультате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами — так называемый эффект присут­ствия…

система точно увиденных отражений и преломлений усили­вает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто три раза преломляется в граненом стакане чая…

художник любуется простыми, скромными предметами…

4. Создание черновика и его редактирование.

5. Написание сочинения в тетради по развитию речи.

IV . Итог урока.

Учитель предлагает учащимся по желанию прочитать свои со­чинения.

V . Домашнее