Творчество Рахманинова

Контрольная работа

Ранний ХХ век принес много значительных изменений в русскую историю. Этот период, известный как «серебряный век», характеризовался выдающимися достижениями в различных областях искусства и представлял собой яркий комплекс историко-культурных явлений. Он открыл двери российской культуры на международную арену и стал временем стремительного роста и подъема. Вместе с тем, это был период социальной нестабильности и конфликтов, таких как войны и революции.

Среди тех, кто внес незабываемый вклад в этот период, особое место занимает Сергей Васильевич Рахманинов — гениальный композитор, пианист и дирижер. Его творчество олицетворяло все духовные стремления серебряного века: жажду нового, эмоциональную подъёмность, желание проживать «уже удесятеренной жизнью». Рахманинов умел совмещать принципы петербургской и московской композиторских школ, объединяя традиции русского и европейского искусства. Таким образом, он разработал свой оригинальный стиль, который оказал значительное влияние на мировую музыку XX века.

Закрытие ХХII Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году было сопровождено музыкой Рахманинова, включая исполнение его знаменитого Второго фортепианного концерта. Этот факт лишний раз подчеркивает значение и популярность творчества этого выдающегося композитора и его вклад в музыкальную культуру.

1. Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) был гениальным композитором, выдающимся пианистом-виртуозом и дирижером. Его имя по праву стало символом русской и мировой музыкальной культуры.

Жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор и пианист, родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, под Новгородом. В своем творчестве Рахманинов часто обращался к поэтической русской природе и любимым народным песням.

С раннего детства Рахманинов проявлял интерес к музыке. Он рос в музыкальной семье, где его отец и дед также занимались музыкой. Его дед, Аркадий Александрович, был пианистом-любителем и композитором известных салонных романсов, а отец, Василий Аркадьевич Рахманинов, обладал исключительной музыкальной одаренностью.

Первые уроки игры на фортепиано Рахманинов получил от своей матери, а затем его учительницей стала А.Д. Орнатская. Возможность слушать русские народные песни и прослушивать новгородские колокола и обрядовые напевы в монастырях, которые Рахманинов посещал с бабушкой, сыграли важную роль в формировании его музыкальных предпочтений.

8 стр., 3833 слов

Музыковедческое «Рахманинов и его время» Республиканский конкурс ...

... Рахманинова Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным ... классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов ... Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки. В этот период Рахманинов ...

В возрасте 8 лет семья Рахманинова переехала в Санкт-Петербург, и в 1882 году, признавая его талант, его приняли в Петербургскую консерваторию, где он начал обучаться в классе фортепиано под руководством В.В. Демянского.

В 1885 году Рахманинов впервые услышал своего двоюродного брата, А.И. Зилоти, известного молодого музыканта, который увез его в Московскую консерваторию. Там он стал учеником известного пианиста-педагога Николая Сергеевича Зверева, побратима Скрябина.

В известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева Рахманинов провел несколько лет. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П.И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Проучившись у Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшем отделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С.И. Танеева (контрапункт) и А.С. Аренского (композицией).

С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н.Г. Рубинштейна.

Среди произведений, написанных в годы учебы: 1-й концерт для фортепьяно с оркестром и симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А.К. Толстому).

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 1891 году в 18 лет, блестяще окончил консерваторию с золотой медалью как пианист по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист).

Наиболее значительное из ранних произведений — его дипломная работа — одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Она была закончена в небывало короткий срок — чуть больше двух недель, — всего за 17 дней. Экзамен состоялся 7 мая 1892 г.; комиссия поставила Рахманинову высшую оценку.

За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Ранние годы и первые успехи

Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. В юности он проявил выдающиеся музыкальные способности, и в 20 лет стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище. Следующим шагом в его карьере стало назначение его дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где он работал в течение одного сезона и внес значительный вклад в развитие русской оперы.

В 1893 году состоялась премьера его оперы «Алеко» в Большом театре, которая получила огромный успех. Музыканты, критики и слушатели признали музыку оперы высочайшим произведением, покоряющим страстностью, драматической силой и выразительными мелодиями. Особенно высоко оценил Рахманинова сам П.И. Чайковский, считая оперу «прелестной вещью».

Однако его успешная карьера была внезапно прервана провалом премьеры Первой симфонии в 1897 году. Критики отмечали некачественное исполнение и новаторскую сущность музыки, а неопытность дирижера А.К. Глазунова на репетициях также играла роль в неудаче. Это потрясение привело Рахманинова к творческому кризису, в течение 1897-1901 годов он не мог сочинять и сосредоточился на своей исполнительской деятельности.

1 стр., 366 слов

«Студентом года-2016» стала душанбинка, написавшая лучшее о Лидере нации

... Субхонкул Субхонкулов. Согласно положению конкурса, финалисты в первом туре написали сочинение на тему «Молодежь - последователи Лидера нации и защитники достижения независимости». Во втором туре студенты с использованием ... стал победителем того конкурса, так и осталось неизвестным: Комитет после 20 апреля не распространил информацию о подведении его итогов. Эмомали Рахмону в конце минувшего года ...

Исполнительская карьера и зарубежные выступления

Несмотря на творческий кризис, Рахманинов продолжал концертировать, и в 1899 году он дебютировал в Лондоне. В 1900 году он посетил Италию, где продолжил свою международную исполнительскую карьеру. Также в конце 19 — начале 20 века он неоднократно выступал в ансамбле со знаменитым певцом Федором Шаляпиным, чем укрепил свою репутацию и расширил свой круг слушателей.

В эти годы Рахманинов также активно дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, демонстрируя свои мастерство на пульте дирижера.

Хотя провал премьеры Первой симфонии принес Рахманинову творческие трудности и неуверенность, его исполнительская карьера и популярность продолжали расти. Он стал уважаемым и известным композитором, пианистом и дирижером, притягивая к себе внимание как в России, так и за рубежом.

Развитие творческой карьеры Сергея Рахманинова

К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Первое крупное произведение этого периода — Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901), за который композитору была присуждена Глинкинская премия.

Создание Второго фортепианного концерта ознаменовало вступление Рахманинова в зрелый период творчества. Последующие полтора десятилетия стали самыми плодотворными в его биографии: Соната для виолончели и фортепиано (1901); кантата «Весна» (1902) на стихи Некрасова «Зелёный шум»; симфоническая поэма «Остров мёртвых».

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. В тот же год композитор завершил свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

В марте 1908 г. Сергей Васильевич вошёл в состав Московской дирекции Русского музыкального общества, а осенью 1909 г., вместе с А.Н. Скрябиным и Н.К. Метнером, — в Совет Российского музыкального издательства. В это же время он создал хоровые циклы «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощная».

Московский период творческой карьеры Рахманинова закончился в 1917 году с Великой Октябрьской революцией. В конце 1917 года композитор был приглашен дать несколько концертов в скандинавских странах и решил не возвращаться в Россию. Это решение причинило ему большую внутреннюю драму и потерю самого себя.

Вступление

Сергей Рахманинов — выдающийся русский композитор и пианист, который заслужил признание и популярность во всем мире. Его жизнь и творчество были связаны с эмиграцией в Америку, где он достиг ошеломляющего успеха и стал одним из кумиров концертной аудитории. В течение почти 25 лет Рахманинов неустанно выступал, захватывая слушателей своим виртуозным пианистическим мастерством и гениальностью своих сочинений.

Переезд в Америку

В 1918 году Рахманинов переехал в Америку, где его первым концертом стало выступление в небольшом городке Провиденс, штат Род-Айленд. Этот концерт стал началом его продолжительной концертной деятельности, которая продержалась почти четверть века. Успех Рахманинова в Америке был поразительным и имел немалый вес среди иностранных исполнителей. Не только его искусство игры на пианино привлекало слушателей, но и его стиль, аскетичность и яркая натура его личности, скрываемые за внешним видом.

Американская слава и вклад в культуру

Американцы относились к Сергею Рахманинову как к великому американскому композитору. За эмиграцию Америка стала для него вторым домом, где он получил изумительный успех. Он дал 25 концертных сезонов, сплотившись с аудиторией. Живя за границей, Рахманинов продолжал следить за развитием советской культуры. В 1941 году он закончил свою последнюю работу, шедевр «Симфонические танцы». В годы Второй Мировой войны Рахманинов организовал несколько концертов в США и осуществил благотворительную помощь, направив деньги в фонд Советской Армии, доказывая свою веру в победу.

Рахманинов в эмиграции

В эмиграции Рахманинов почти прекратил свою дирижерскую деятельность, хотя его просили занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра и позже оркестра города Цинциннати. Однако он редко отвечал на такие предложения и только иногда вставал за дирижерский пульт, чтобы исполнить свои собственные произведения.

Последние годы жизни и наследие

Рахманинов скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США. Несмотря на его уход, музыка Рахманинова осталась с нами, сохраняя его наследие и мировую славу. Значительный вклад в развитие советской и американской музыкальной культуры делает его неподражаемым и выдающимся композитором своего времени.

Заключение

Сергей Рахманинов — непревзойденный музыкант и композитор, чье наследие продолжает вдохновлять множество людей по всему миру. Его виртуозное мастерство на пианино и гениальные сочинения останутся в сердцах любителей музыки навсегда.

Годы жизни С.В. Рахманинова были не только свидетельством исторических потрясений, но и периодом его собственных творческих достижений. Он является одним из важнейших элементов русской культуры, символом серебряного века.

Общая творческая характеристика

Самый русский композитор — именно так часто определяют творчество Рахманинова. Это выражает объективные качества его стиля и место в истории мировой музыки. Творчество Рахманинова явилось синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской и Петербургской школ в единый и цельный русский национальный стиль.

Творчество Рахманинова отличается законченным воплощением темы «Россия и её судьба», генеральной для русского искусства всех видов и жанров. Он продолжал традицию опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, а также был связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции. Его наследие было продолжено в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и других композиторов.

Особую роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняет его историческое положение — он был современником русской революции, которая всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» в русском искусстве.

Творчество С. В. Рахманинова

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова хронологически относится к периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». В этот период основным творческим методом искусства был символизм. Именно в творчестве Рахманинова проявились яркие черты этого направления.

Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов. Один из главных таких мотивов — это мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив в творчестве Рахманинова символизирует предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

Особую важность для творчества Рахманинова имели христианские мотивы. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал значительный вклад в развитие русской духовной музыки, но и в своих других произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Богослужебные композиции, такие как Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915), имели огромное значение для духовной русской музыки и составляли важную часть его творчества.

В 1913 году он написал монументальную поэму «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Музыка Рахманинова имеет много общего с различными явлениями в литературе и искусстве того времени. Некоторые эстетико-философские воззрения Рахманинова роднятся с Белым, Бальмонтом, Мережковским, Гиппиус и другими представителями символизма.

Рахманинов понимал искусство как выражение высокостей человеческих исканий, прекрасное в духовных переживаниях человека. Его музыка выражает чувственную красоту.

Рахманинов близок к тем, кто старался раскрыть духовные корни России и возродить старинную русскую музыку, специально духовные концерты XVIII века и партесное пение. Кульминацией этого культурного ренессанса можно считать его произведение «Всенощное бдение».

Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами. Красота в идеальном созерцательном выражении и бурно клокочущие биения — в этой полярности Рахманинов выступает как человек своего времени. Но Рахманинов был не только лириком, в его творчестве ярко выражены и эпические черты. Рахманинов — художник-сказитель деревянной Руси, колокольных звонов. Его эпичность героического типа (эмоциональный способ постижения реальности сочетается с эпичностью, повествовательностью).

Мелодия . В отличие от своего современника Скрябина, всегда мыслящего в музыке в инструментальных её формах, Рахманинов с первых же сочинений проявил вокальную природу своего дарования. Вокальное ощущение мелодики стало ведущей чертой всех его жанров, в том числе и инструментальных. Музыка Рахманинова в целом полимелодийна, в этом — один из секретов доходчивости. Его мелодиям присуща широта дыхания, пластичность, гибкость. Истоки многочисленны: городская и крестьянская песенность, городской романс, знаменный распев. Его мелодии имели характерные контуры: бурный всплеск с постепенными откатами.

Гармония . Опирался на завоевания романтиков. Характерны многотерцовые аккорды, расширение субдоминантовых образований, средства мажоро-минора, альтерированные аккорды, полигармония, органные пункты. «Рахманиновская гармония» — уменьшённый вводный терцквартаккорд гармонический с квартой (в миноре).

Характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Гармонический язык с течением времени эволюционировал.

Полифония, Метроритм

Формы и жанры.

2.2 Эволюция творческого стиля, музыкальный язык

Истоки творчества Рахманинова — в Шопене, Шумане, Григе — выдающихся лириках XIX в., в духовной православной культуре, в творчестве Мусоргского и Бородина. С течением времени искусство Рахманинова впитывает в себя много нового, происходит эволюция музыкального языка.

Развитие стиля С. Рахманинова в контексте мировой музыки XX века

Стиль С. Рахманинова, выросший из позднего романтизма, претерпел существенные изменения, которые придали ему индивидуальность и своеобразие, не имеющие аналогов в мировом искусстве. В отличие от музыкального авангарда XX века, Рахманинов не подчинялся стилистическим течениям своего времени, но в то же время усваивал достижения импрессионизма и авангарда.

Творчество Рахманинова можно условно разделить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (1900-1909, 1910-1917) и поздний (1918-1941).

Ранний период начинался под влиянием позднего романтизма, особенно стиля Чайковского. В этот период Рахманинов создал такие произведения, как Первый Концерт и ранние пьесы. Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвященном его памяти, Рахманинов продемонстрировал смелый творческий синтез различных музыкальных традиций. В этом произведении были объединены элементы романтизма, древнерусской церковной музыки, музыки «кучкистов» и бытовой цыганской музыки. Таким образом, Трио ре-минор стал одним из первых примеров полистилистики в мировой музыке, символически заявив о новом этапе развития русской музыки.

Принципы стилистического синтеза были ещё более развиты в Первой Симфонии. Однако на премьере эта симфония испытала провал, частично из-за смелости и нетрадиционности новаторского подхода Рахманинова.

Таким образом, ранний период творчества С. Рахманинова характеризовался экспериментами с полистилистикой и новаторским синтезом различных музыкальных традиций, что стало важным этапом в эволюции его стиля.

Творчество Сергея Рахманинова: основные стилистические черты и особенности

Период зрелости творчества композитора отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Об этом свидетельствуют Второй концерт и Вторая симфония, фортепианные прелюдии ор. 23.

Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мертвых», стиль Рахманинова усложняется, что вызвано обращением к тематике символизма и модерна, а также претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приемов.

Поздний — зарубежный период творчества композитора — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов. Философский смысл его творчества заключается в абсурдности, жестокости бытия в современном мире, утрате духовных ценностей.

Фортепьянная музыка занимает особенное место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения композитор написал для своего любимого инструмента — фортепиано. Среди них 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром и др.

Сергей Рахманинов как пианист и фортепианный композитор принёс нового героя — мужественного, волевого, сдержанно-сурового, который выражает благородные, возвышенные чувства. Он также обогатил русскую фортепианную музыку новыми темами, в том числе трагической, национально-эпической, пейзажной лирикой, очень широким спектром лирических состояний и русской колокольностью.

Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую духовную музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Творчество Рахманинова можно считать завершением традиций европейской романтической фортепианной музыки. Наследие композитора в фортепианном жанре условно можно поделить на 2 группы:

1 группа — крупные произведения: 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, 2 сонаты, Вариации на тему Корелли.

2 группа — пьесы для фортепиано solo. Ранние: ор. 3 пьесы-фантазии, ор. 10 салонные пьесы, музыкальные моменты ор. 16. Зрелые: прелюдии ор. 23 и ор. 32, этюды-картины ор. 33 и ор. 39, концертная полька, транскрипции собственных романсов и сочинений других авторов.

Между двумя группами сочинений есть принципиальная разница: сочинения 2-й группы Рахманинов закончил писать в России (до 1917 г.), а сочинения 1-й группы писал с 1891 г. до 1934 г., они охватывают всю жизнь композитора. Таким образом, произведения крупной формы наиболее полно раскрывают эволюцию творчества, а сольные пьесы помогают понять становление. Кроме того, Рахманинов обращался и к оперному жанру. Он автор 3-х одноактных опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».

Полный список произведений С.В. Рахманинова отражен в Приложении.

Рахманиновский пианизм отражает стиль большой концертной эстрады, для которого характерна масштабность форм, виртуозность, динамика, мощь, рельефность. Несмотря на это, есть пьесы тончайшей, филигранной работы.

Фортепианная техника Рахманинова — в стиле романтического пианизма Листа, Рубинштейна: двойные ноты, октавно-аккордовые пассажи, трудные скачки, пассажи мелких нот, многозвучные аккорды с большой растяжкой и т.д.

Каждый созданный образ имеет регистровую, тембральную неповторимость. Главенствует басовое звучание. «Басы жизни» (Т. Манн), основы бытия, к которым привязана мысль художника, с которой соотносится его эмоциональный мир. Нижние голоса динамически и артикуляционно образуют самый выразительный, самый характерный план звучания.

Он любил располагать мелодию в среднем, виолончельном регистре. Рахманиновское фортепиано подобно виолончели в неторопливости, в способности выразить медленное течение времени.

Особенности музыкального творчества Сергея Рахманинова

Музыка Рахманинова впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, выражением безграничного ликования и счастья. Однако во многих произведениях заметны острые драматические оттенки, которые говорят о неотвратимости трагических потрясений.

Характеристики музыки Рахманинова

Искусство Рахманинова сильно связано с русским национальным характером и народной песней. В своем творчестве он использовал интонации из древнерусского церковного пения и колокольных звонов, объединив их вображения небесных стихий в природе. Богатая фактура, разные динамические решения (частые перепады амерзительность /штивость) формировали ритм, и доставляли культурное наслаждение

  • Низходящее движение;
  • Темы ухода;
  • Динамический спад, драматизм, тоска;
  • Родовые образы России;
  • Слаженная отдача элементов музыки создаёт единую уcycle />

Техническое мастерство творца

Техника исполнения у Рахманинова была высокой. Он мастерски использовал оттенки тембра и динамики, что придавало его пианизму полноту и «писательский акцент». Используя выразительность живой человеческой речи через музыку, ему удавалось создавать экспрессию игры, ведущую слушателя в захватывающее музыкальное пространства.

Вывод

Музыка Рахманинова — великолепное произведение фортепианной классики. Характеризуется мощью и эмоциональной глубиной, сочетая в себе классические и русские элементы. Техническое мастерство, культурное погружение в творчество игрока делает музыку Рахманинова одной из лучших для проведения исполнительстав и музыкальных исследований продолжительности в двух передачах. Если Вы увлечены фортепианной классикой, испытайте следующую ступень по пути понимания этого искусства и культурного наследия России.

Одно из знаменитейших произведений Рахманинова — Второй концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1901 году. Здесь сочетаются характерная для композитора колокольность и стремительное бурное движение. В этом национально-колористическая черта гармонического языка Рахманинова. Разлив певучих, по-русски широких мелодий, стихия деятельного ритма, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку Третьего концерта. В нем проявляется одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией.

2.4 Симфоническое творчество. «Колокола»

Рахманинов стал одним из крупнейших симфонистов 20 века. Вторым концертом открывается плодотворнейший период в композиторской деятельности Рахманинова. Появляются прекраснейшие произведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы крупнейшие симфонические сочинения этих лет — Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мёртвых». В эти же годы созданы, прекрасное произведение для хора а cappella «Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А.С. Пушкину и «Франческа да Римини» по Данте. К симфоническому наследию относятся и две кантаты — «Весна» и «Колокола» — их стиль определяет инструментальная трактовка хора, главенствующая роль оркестра и чисто симфоническая манера изложения.

«Колокола» — поэма для хора, оркестра и солистов (1913 г.) — одно из значительных произведений Рахманинова, отличающееся глубиной философского замысла, великолепным мастерством, богатством и многообразием оркестрового колорита, широтой подлинно симфонических форм. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Написано по стихотворению Эдгара По в переводе К. Бальмонта. В обобщённо-философском плане раскрывается образ человека и фатальная сила рока, преследующая его.

4 части — 4 этапа жизни человека, которые Рахманинов раскрывает через разные типы колокольного звона.

I часть — «серебряный звон» дорожных колокольчиков, олицетворяющих юношеские мечты, полные света и радости.

II часть — «золотой звон», зовущий на свадьбу и возвещающий о человеческом счастье.

III часть — «медный звон» воспроизводит грозные звука набата, возвещающего о пожаре.

Таким образом, завершая данную работу, мы можем подытожить основные результаты.

В ходе анализа произведения «Железный звон» от Рахманинова мы установили, что оно характерно для искусства символизма и является отражением определенного этапа русского искусства. Композитор символически воплотил в музыке различные периоды человеческой жизни, подводящие к неизбежной смерти. Однако в отличие от пессимистической концовки стихотворения Э. По, музыкальное заключение Рахманинова имеет возвышенно-просветленный характер.

Говоря о жанре произведения, можно отметить, что Рахманинов называл его хоровой симфонией. Масштабность и монументальность замысла, наличие 4 контрастных частей и большая роль оркестра подтверждают эту точку зрения.

Огромное значение композиторского творчества Рахманинова трудно переоценить. Он синтезировал различные тенденции русского искусства и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Благодаря его достижениям, русская музыка вышла на новый этап развития и стала признанной на мировом уровне. Неотъемлемой частью его творчества является обогащение интонационного фонда музыки древнерусским знаменным распевом.

Кроме того, Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений музыкантов. Он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, которая отличается глубокой содержательностью исполнения, вниманием к интонационному богатству музыки и способностью «петь на фортепиано». Его записи многих произведений мировой музыки являются эталонами, на которых учатся и сегодня музыканты.

Таким образом, творчество Рахманинова оказало огромное влияние на развитие русской и мировой музыки. Его произведения по-прежнему являются важной частью концертного репертуара и вдохновляют музыкантов всех поколений.

Введение

Сегодня Рахманинов является одним из крупнейших композиторов в истории музыки. Он был пианистом, дирижером и композитором, жившим на рубеже XIX и XX веков.

Музыку Рахманинова можно назвать уникальной благодаря совмещению европейской классической традиции и культурных особенностей русского фольклора. Музыка Рахманинова эмоционально и психологично обращалась к слушателю, оставляя в душе слушателя глубокие насыщенные чувства.

Наследие Рахманинова

Вся музыка Рахманинова может быть условно разделена на три периода:

I период — ранний, ученический (конец 80-х — 90-е гг.)

  • Фортепианные миниатюры
  • Первый и Второй фортепианный концерт
  • Симфоническая поэма «Князь Ростислав»
  • Фантазия «Утёс»
  • Опера «Алеко»

II период — зрелый (900-е гг. — до1917 г.)

По состоянию духа этот период Рахманинов, подождав около 10 лет после отъезда за границу и ведения только концертно-исполнительской деятельности, начинает писать новые произведения.

  • Вокальные и фортепианные миниатюры
  • Третий фортепианный концерт
  • «Остров мёртвых»
  • Кантата «Весна»
  • «Колокола»
  • «Литургия Иоанна Златоуста»
  • «Всенощное бдение»

III период — поздний (1927-1943)

  • «Вариации на тему Корелли»
  • Четвёртый фортепианный концерт
  • Третья симфония
  • «Рапсодия на тему Паганини»
  • Симфонические танцы

В этом периоде Рахманинов увлекается трагизмом и погружается в свою душевную глубину.

Вывод

Музыка Рахманинова продолжает радовать своих слушателей по всему миру, она передаёт неизмеримые чувства и эмоции, которых иногда так недостаточно в жизни. Она вовлекает слушателей в бесконечно разнообразный мир музыки и искусства.

Рахманинов — это одно из наиболее знаковых имен, связанных с русским музыкальным искусством. Его творчество отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания.

Современники Рахманинова признавали его величайшим пианистом ХХ века. Он постоянно концертировал в России и за ее пределами, где его выступления были блестящими и виртуозными. Также Рахманинов известен как один из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.

Глубокое и разностороннее понимание искусства, тонкое владение стилем передаваемого им автора, вкус, самообладание, дисциплина в работе, предварительной и окончательной, — все это в сочетании с искренностью и простотой, при редчайшей личной музыкальной одаренности и беззаветной преданности возвышенным целям, ставит исполнение Рахманинова на почти недосягаемый уровень.

Одной из центральных тем в зрелом творчестве Рахманинова стала родина, которая наиболее полно воплотилась в его крупных инструментальных произведениях.

Источники:
* Высоцкая Л.Н. История музыкального искусства: Учебное пособие / Сост: Л.Н. Высоцкая, В.В. Амосова. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. — 138 с.
* Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник / Л.Г. Емохонова. — М.: Академия, 2008. — 240 с.
* Константинова С.В. История мировой и отечественной культуры / С.В. Константинова. — М.: Эксмо, 2008. — 32 с.
* Можейко Л.М. История русской музыки / Л.М. Можейко. — Гродно: ГрГУ, 2012. — 470 с.

5. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): учеб. пособие / Л.А. Рапацкая. — М.: Академия, 2008. — 384 с.

6. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. Часть 2: Русская художественная культура Учебник. — В 2-х частях / Л.А. Рапацкая. — М.: Владос, 2008. — 319 с.

7. Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. — Ростов-на-Дону, 2005. — 488 с.