Рассуждение на дискуссионную тему методическая разработка (8 класс)

Сочинение

д_ску?сия

д_ску_ионный

д_скутировать и д_ску_ировать.

Обсудить, вставить букву. Есть ли особое мнение? Сверить со словарём, найти правильный ответ.

– Мнение экспертов

3) Определить лексическое значение слов:

Карточка II:

дискутировать/дискуссировать

рассуждение

тезис

аргументы

дискуссионный

4) К какому термину применимы слова:

а) это утверждаемое , то, что надо доказывать, объяснять или опровергать (тезис)

б) аргументы, доводы, обоснования, объяснения (доказательство)

в) главный вопрос от тезиса к доказательству (почему?)

г) Посмотрите на схему

Схема текста-рассуждения

Утверждаемое (тезис)

Почему это так?

(потому что, так как, оттого что)

Аргумент 2

Аргумент 1

Скажите, завершена ли она? У нас есть тезис (утверждаемое), аргументы для доказательства. Логично ли на этом завершить работу?

– (Нужно сделать вывод, т.е. то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

Схема текста-рассуждения

Утверждаемое (тезис)

Почему это так?

(потому что, так как, оттого что)

Аргумент 2

Аргумент 1

Вывод

  1. 1. Зная типичное строение текста, можем ли мы определить тему нашего урока?

Тема – это что? (то, о чём говорится на уроке) О чём же?

2 стр., 813 слов

Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру

... К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста. Структура итогового сочинения , Оформлять текст Вступление. Основная часть. Заключение / вывод. Основная часть состоит из: тезис, аргументы за, аргументы ... привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против. Оценка В некоторых изложениях требуется не просто ...

– Надо ли учиться рассуждению на дискуссионную тему?

– Зачем?

– Как это делать? (определяем цели)

Тема и цели урока (открыть запись на доске).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ, ИХ ПРИЗНАКИ. НА КАКОЙ ВОПРОС ДАЁТСЯ ОТВЕТ. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ. ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

2.

Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.

Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).

В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.

В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.

Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса (какая-то мысль), доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода (заключения).

В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

В нужной ячейке таблицы о типах речи напишите: «рассуждение».

– Зачитать характеристику типа речи текста.

Упр. №4, стр.103

Схема «Языковые средства связи рассуждения».

ТЕЗИС

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом).

Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(аргументы, доводы обоснования, объяснения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 стр., 1865 слов

Конспект НОД « мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

... детей в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт. ... Луллия» способствуют активизации мыслительных процессов у детей и развитию творческих способностей. Для решения поставленных задач: формировать у детей: развивать: разработала игры: «Умные ...

ВЫВОД

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Работа с карточками по группам:

а) Упр. №5, стр.104

Перед вами средства связи частей текста-рассуждения.

Почему? Вот почему; во-первых; обобщим сказанное; итак; таким образом; это можно объяснить так; во-вторых; следовательно; это можно доказать таким образом; кроме того; именно поэтому; и наконец; приведём доказательства этого; а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

1) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства______________________________

___________________________________________________________________________________

2) языковые средства доказательства____________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3) средства связи доказательства и вывода_______________________________________________

___________________________________________________________________________________

Для учителя:

1) Почему? Вот почему, это можно доказать таким образом. Приведём доказательства этого (4)

2) Во-первых, во-вторых, кроме того, а главное (4)

3) Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец (6)

б) Взаимопроверка (II-ая группа проверяет работу I-ой и наоборот, IV-ая – III-ей и наоборот, VI-ая – V-ой и наоборот) – Чтение вслух.

  1. Физкультминутка
  1. Работа по карточкам

Упр. №7, стр.106, вариант А

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

Вывод.

Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона.

4 стр., 1726 слов

Конспект русского языка в 3 классе » . Текст — рассуждение»

... людей, уважает чужое мнение, уважает собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: Текст-рассуждение ... Сочинение – рассуждение состоит из таких частей. ПЛАН I. Тезис. Что такое дружба? II. Доказательства: 1) 2) 3) III. Вывод: Дружба - это Практическая работа, ... рассказала мой секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее очень сильно обиделась. ...

Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивая вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. №7, стр.106, вариант Б

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.

Компьютер – друг или враг?

(О каком сочинении-рассуждении говорит заголовок текста?)

Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Упр.№301 (учебник)

Ход урока №2

  1. А) Работа над упр. №301 (групповая), №302 (сочинение-рассуждение).

    Ваши помощники – таблицы.

– Кто согласен с мнением автора?

— Можно ли допустить, что мнение автора не бесспорно?