Конспект НОД « мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

Сочинение
  • 18 марта 2018

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


Составила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №26 «Радость» Богданова Флера Гумаровна. Нефтеюганск 2018 г.

Актуальность

В песенном творчестве немалую роль играет интуиция, но в то же время оно не может протекать без интенсивной мыслительной работы. Так, при создании музыкального произведения автор, по словам А. Н. Сохора, «решает мыслительные задачи, в известной мере аналогичные задачам учёного, творца в любой области. Он тоже ставит определённую эвристическую задачу и ищет пути к её решению, действуя методом отбора, сопоставляя достигнутое с целью, к которой он движется, отыскивая внутренние связи между найденными интуитивно результатами и развивая эти результаты с помощью логических методов».

Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окрасе силе и т.д.): дети вслушиваются в них, сравнивают, выделяют, обобщают их различные свойства. В процессе обследования у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается инициативность и самостоятельность.

В многочисленных работах о песенном творчестве дошкольников показано, что дети старшего дошкольного возраста способны сами выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, сочинять мелодии на заданный текст, попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).

К сожалению, одной из проблем, с которой сталкиваюсь, является низкая способность детей в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт.

Недостаточные возможности традиционного подхода к разрешению данной проблемы побудили к поиску эффективных методов и приемов, свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ-РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать образовательный процесс результативным.

Использование в своей работе различных методов и приемов данной технологии «Моделирование на основе имен признаков», «Да-нет», «Морфологическая таблица», «Круги Луллия» способствуют активизации мыслительных процессов у детей и развитию творческих способностей.

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей, развитию воображения детей ... Дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и приложений. В данной работе определена проблема: какова роль восприятия музыки ...

Для решения поставленных задач:

  • формировать у детей:
  • развивать:

разработала игры:

  • «Умные нотки» (на основе пособия «Имена признаков») – формирование у детей понятия, что отобранные средства музыкальной выразительности соответствуют характеристикам объекта. Изменение имени признака объекта есть основной инструмент решения творческой задачи;
  • «Угадай темп» (линейная «Да-нет») – совершенствование умения детей сужать поле поиска;
  • «Круги Луллия» — закрепление названия песен, систематизирование знаний детей о средствах музыкальной выразительности;
  • «Наоборот» – расширение словарного запаса, закрепление музыкальных терминов;

и игровые приемы:

  • моделирование объекта с помощью значков, схем, картинок;
  • «Пришел в гости волшебник…»: волшебники Разделяй-ка и Объединяй-ка – помогают найти связи между долгими и короткими звуками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

Цель: формирование умений детей создавать собственный вариант сочинения мелодии на заданный текст с помощью ТРИЗ технологии.

Задачи:

формировать:

  • у детей понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;
  • умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии по заданному тексту;
  • развивать:
  • музыкальные способности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
  • мыслительные действия: моделирование, группировка;
  • творческую активность в сочинении мелодии на заданный текст;
  • интерес к песенному творчеству;
  • музыкальную память.

Предварительная работа:

  • освоение модели «объект-имя признака- значение имени признака»:
  • Проведение:
  • Сочинение простейших мелодий на заданный текст по модели.

Оборудование и материалы: мультимидийный экран, видеосюжеты; морфологическая таблица; картинки — значение имени признака для фланелеграфа; музыкальные инструменты; музыкально-дидактические пособия; маленький мячик; длинная атласная лента сшитыми концами; альбомные листы, фламастеры.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационно-мотивационный.

(Педагог встречает детей, здоровается, обращает внимание на экран).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то спешит.

(Фрагмент из мультфильма «Винни Пух и его друзья»).

Пятачок: Здравствуйте, ребята. Сегодня у ослика Иа день рождение. Винни Пух сочинил ему песенку.

(Фрагмент из мультфильма: Винни Пух поет песенку).

Пятачок: Понравилась песенка? Мне тоже хочется спеть веселую песенку ослику, ведь он такой грустный.

(Фрагмент из мультфильма: грустный ослик)

Пятачок: Но я не умею сочинять, как Винни Пух. Помогите мне, ребята!

28 стр., 13997 слов

«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...

... детей младшего школьного возраста; - обобщить методы музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в ... упражнений в методе Тоник Соль – Фа обучения музыке», которая представляла собой систематическую школу хорового пения. В XX веке в Европе ...

2. Проблемно-деятельный.

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Пятачку сочинить песенку? Что такое песня? Из чего она состоит?

Дети: Из мелодии и слов.

(Ребенок выкладывает картинки на морфологической таблице).

Музыкальный руководитель (выкладывает знак вопроса): А как сочинить песенку?

Дети: У нас есть умные нотки, они помогут нам.

Ребенок (выбирает нотку): Что означает эта нота?

Дети: О ком, о чем поется в песне.

(Ребенок выкладывает нотку на морфологической таблице).

Музыкальный руководитель: Значит нужно подобрать текст к песенке? Тогда садитесь, слушайте:

1. На улице две курицы с петухом дерутся

Две девицы-красавицы смотрят и смеются.

2. Маленький ослик, любим мы тебя.

Маленький ослик, с днем рождения.

Какой текст выберите, первый или второй? Почему?

Дети: Второй текст, потому что он про ослика, у него день рождение.

Музыкальный руководитель: Хорошо, с текстом определились. Кто выложит картинку и выберет нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Ритм.

(Ребенок выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель: Ребята, прохлопайте ритмический рисунок текса и послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?

Дети: Долгие и короткие звуки.

Музыкальный руководитель: Чтобы записать ритмический рисунок текста, долгие звуки отметьте шлепками, а короткие — хлопками. (Дети выполняют задание). Определите и запишите, сколько долгих и коротких звуков в слове «маленький»; «ослик» и т.д.

(Дети записывают на альбомном листе большими и маленькими кружочками ритмический рисунок первой фразы).

Музыкальный руководитель: Давайте проверим, вторая фраза подойдет к этому ритмическому рисунку? Эти фразы одинаковые или разные?

(Дети проговаривают вторую фразу и отстукивают ритмический рисунок карандашом. Дети сравнивают и делают вывод, что фразы одинаковые).

Музыкальный руководитель: Для чего вы составили ритмический рисунок текста?

Дети: Чтобы определить ритмический рисунок мелодии.

(Ребенок выкладывает карточки с ритмическим рисунком на морфологической таблице и выбирает ноту).

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Жанр.

(Ребенок выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель: В каком жанре будет песня?

Дети: В танцевальном жанре, потому что у ослика день рождение, а на празднике всегда танцуют.

Музыкальный руководитель: Какие танцы вы знаете?

Дети: Вальс, полька.

Музыкальный руководитель: Какой танец выберите? Почему?

17 стр., 8012 слов

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

... работы определила и поставила следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников. ... далеко не каждый музыкальный руководитель. Проведенная работа показала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложным видом игр для детей являются игры на ...

Дети: Полька, потому что это веселый танец.

(Дети самостоятельно выбирают диск, включают магнитофон. Танцевальная импровизация на музыку С.Рахманинова «Полька»).

Музыкальный руководитель: Какие движения вы будете использовать, когда будете исполнять свои песенки?

Дети (выкладывают картинки): Хлопки, притопы, кружение.

Музыкальный руководитель: Кто выберет следующую нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Настроение.

(Ребенок выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет мрачная?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песенка будет светлая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет злая?

Ребенок: Добрая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет грустная?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песня будет веселая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет в минорном ладу?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Нет в мажорном ладу (выкладывает картинку).

Музыкальный руководитель: У вас будут замечательные песенки! Кто выберет нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Темп.

(Ребенок выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель: Я загадала темп песенки, а вы угадайте. Поиграем в игру «Да – нет». Вы должны задать как можно меньше вопросов.

(слева направо выставлены картинки: ракета – лошадка — собачка – утка – черепаха).

Ребенок: Это справа от лошадки?

Музыкальный руководитель: Да.

Ребенок: Это слева от утки?

Музыкальный руководитель: Да.

Дети: Это собачка.

Музыкальный руководитель: Какой темп я загадала? Почему?

Дети: Не очень быстрый. Потому что мы не сможем спеть свою песенку очень быстро, как летит ракета, быстро, как скачет лошадка. Утка движется медленно, черепаха очень медленно – такой темп не подойдет к нашей песенке.

(Ребенок выкладывает картинку и выбирает нотку).

Ребенок: Назовите эту ноту.

Дети: Высота звука.

(Ребенок выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель: Поиграем в игру «Эхо».

(Дети слушают, а затем пропевают звуки на слог «ля» и рукой показывают высоту звука).

Какие звуки вы пропели?

Дети: Высокие, средние, низкие (выкладывают карточки).

Музыкальный руководитель: Какие «помощники умной головы» помогли вам выполнить это задание?

Дети: Наши уши.

Музыкальный руководитель: Юные композиторы, возьмите свои листочки с ритмическим рисунком и приступайте к сочинению мелодии.

(Дети сочиняют мелодию на заданный текст, используя музыкальные инструменты: металлофон, мелодика, ксилофон).

3. Рефлексивно-оценочный.

Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите, как вы сочиняли песенку?

(Дети составляют модель и рассказывают, как они сочиняли песенку).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, осталась последняя нотка. Она спрашивает: «Для чего эта песенка и где ее можно спеть?»

22 стр., 10808 слов

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах

... детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль. Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян. В детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми». 2. Обучение игре на музыкальных инструментах Знакомство детей ...

Ребенок: Я сочинил песенку, чтобы поздравить ослика Иа с днем рождения. Чтобы у него было хорошее настроение.

Дети: Песенку можно исполнить на дне рождения ослика Иа; в группе – друзьям; дома – маме, папе, бабушке, дедушке.

Музыкальный руководитель: Кто споет свою песенку?

Модель сочинения песенки.

(Дети исполняют свои песенки, аккомпанируя себе и друзьям на музыкальных инструментах (металлофон,мелодика, треугольник, барабан, колокольчики); используя танцевальные движения польки; атрибуты (шляпки, шарфики, цветные галстуки); игровой прием «Выступление по телевизору»).

Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на экран): Посмотрите, как радуется ослик Иа и его друзья!

Пятачок: Спасибо вам, ребята за веселые песенки!

Музыкальный руководитель: Ребята, что за странные звуки? (Обращает внимание на экран) Кто это?

Дети: Мажор и Минор.

Музыкальный руководитель: О чем они спорят?

Минор: Ребята, я хочу, чтобы ваши песенки звучали в минорном ладу и были моими любимыми.

Музыкальный руководитель: Ребята, в каком ладу звучали ваши песенки?

Дети: В мажорном.

Музыкальный руководитель: Что произойдет с вашими песенками, если поменять лад? (Выкладываю знак вопроса).

Вы хотите узнать? Но об этом вы узнаете на следующем занятии. До свидания, ребята.

(Дети прощаются, уходят из зала).

В процессе песенного творчества у детей появился интерес к сочинению песен. Дети так увлеклись этим занятием, что оформили «Нотные тетради» для записи своих мелодий.