Разделы:
Цели урока:
- обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля речи;
- разобрать задания ЕГЭ по русскому языку (Часть А), связанные с выяснением авторской позиции;
- продолжить формирование у учащихся навыков связного устного и письменного высказываний.
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
(Слайд №1).
Учитель: Вы, конечно, знаете, ребята, чтобы справиться с ЕГЭ по русскому языку, нужно написать Часть С1 , самую, как утверждают и учителя, и эксперты, сложную. Прочитаем формулировку данного задания.
(Чтение задания части С1).
Учитель: Чтобы получить желанные 21 балл, существуют определенные правила и подсказки. Но начинать работу над сочинением и на уроке, и на экзамене нужно с прочтения текста, с понимания того, что текст, по словам филолога Бахтина, «объект для исследования и мышления».
III. Чтение текста
(Учащийся читает текст публицистического стиля речи И.Пановой.)
IV. Лингвистический анализ текста
Учитель: Вероятно, каждый из вас был когда-нибудь участником детской игры «Угадай, какой предмет я задумал?». В ней, как вы помните, игроки задают вопрос по качественной характеристике задуманного им предмета, желая понять, что это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом. Представьте, что я задумала текст, а вам нужно узнать о нем как можно больше. Каким будет ваш первый вопрос?
Ученики: Какова тема текста? О чем повествуется в данном тексте? Что описывается в данном тексте?
Ученики: В данном данном тексте автор поднимает проблему">тексте автор говорит о ценности дружбы и друзей, о недостатке времени для них, о «безразличной холодности»).
Учитель: Вы правильно нашли предмет повествования. Но этот вывод необходимо доказать. Каким образом?
Учимся писать — рассуждение, связанное с анализом текста (задание 15.2)
... стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за свое. (8)Он ... сочинения - рассуждения Тезис Аргумент 1 из текста Аргумент 2 из текста Вывод Работа с текстом Обратимся ко 2-му заданию теста: «В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на ...
Ученики : Находим ключевое слово в тексте.
Учитель: Ключевое, опорное слово обязательно прозвучит в начале и в конце текста! (1 абзац — «к дружбе», 2 абзац – «моих друзей», «дружбы», 4 абзац – «в календаре дружбы»).
Учитель: Какой бы вы задали следующий вопрос?
Ученики : Какова идея этого текста? Основная мысль? Цель высказывания?
Ученики : Автор призывает читателя находить время для друзей, потому что наши слова утешения «могут означать для одних выход, а для других – будущее».
Учитель: Найдите авторский афоризм, отражающий основную идею текста.
Ученики : Предложение 18. «В календаре дружбы все дни красные».
Учитель: Если возникнут трудности, мы можем найти подсказку в задании
Слайд № 2).
Учитель: Ваш следующий вопрос. Чтобы вы еще хотели узнать о данном тексте?
Ученики : Какую проблему или проблемы рассматривает автор в связи с темой текста?
Ученики : Нравственная проблема. Проблема истинного содержания понятия «дружба», нравственной прочности человека. ( Слайд №3).
Учитель: При отсутствии формулировки проблемы вы потеряете 6 баллов!
Слайд № 4).
Учитель: Используя разные способы формулировок проблем, сформулируйте проблему данного текста. (Самостоятельная работа в группах).
Ученики читают формулировки проблем.
Учитель: Итак, ребята, вы справились с заданием. Наиболее удачный вариант, на ваш взгляд, вы можете использовать при написании домашнего сочинения. Обратимся к тексту. Ваш следующий вопрос-шаг к написанию сочинения?
Ученики : Как автор относится к данной проблеме? Какова авторская позиция?
Ученики : И.Панова оказалась в такой ситуации. 2-ой абзац. Предложения 8, 9,10 – риторические восклицания; 11, 12 – риторические вопросы. Это вопросы-упреки, обращенные к себе.
Учитель: Найдите повтор в 10 предложении. Почему это не речевая ошибка?
Учитель: Ваш следующий вопрос?
Ученики : Комментарий позиции автора. (Слайд № 5).
Учитель: Поможет нам в определении позиции автора определение роли стиля и типа речи в раскрытии основной мысли текста. По этому вопросу мы также можем найти подсказку. (Слайд № 6. Решение А 30.)
Учитель: Итак, перед нами текст публицистического стиля. Его цель: воздействие на читателя, на общественное мнение. Данный текст можно прочитать в газете или журнале, услышать на радио или телевидении. Обратим внимание на синтаксические черты публицистического стиля. Ученики : Риторические восклицания (2, 5 –10, 15, 21); риторические вопросы (11, 12); неполные предложения (6, 7).повторяющийся призыв (15, 17, 21).
Учитель: Эмоциональность короткого эссе создается риторическими вопросами, восклицаниями, неполными предложениями и троекратным призывом: «Пусть у вас будет время!» Перечитаем 2-ой абзац. Какой пример в качестве иллюстрации приводит автор данного текста?
Учимся писать по тексту художественного стиля
... текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Все мы, ребята Кизлярского ... учителем и учениками, ... тексту. Предлагает разные приёмы работы с текстом художественного стиля, которые помогут интерпретировать текст (написать сочинение-рассуждение) Читают, исследуют текст. «Диалог с текстом» ... детдоме ... 10)Больше всех ...
Ученики: Она приводит не абстрактный пример, а описывает реальную жизненную ситуацию, в которой оказалась сама.
Учитель: Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики.Ученики: Клишированные выражения («по мере накопления»); авторский афоризм (18); вводные слова (9,14 « а значит», «конечно», «без сомнения»).
элементы другого стиля (13, «толстокожая, безразличная холодность»; 9- 10 антитеза;12 – градация).
Учитель: Какое раскаяние звучит в вопросах и упреках, обращенных к себе! Оно усиливается лексическим повтором и противопоставлением. Авторское отношение к проблеме можно увидеть и в градации. Кстати, я бы не согласилась с этим определением: работа – это нечто обязательное, порой даже вызывает отрицательные эмоции.
Учитель: Каковы морфологические черты публицистического стиля?
Ученики называют слова «возвращение», «накопление», «переживание», «утешение», «сочувствие», «нагромождение», «сердечность», «отзывчивость», «занятость».
Учитель: Итак, мы сформулировали проблему, прокомментировали позицию автора. Ваш следующий вопрос-шаг?
Ученики : Отношение читателя к позиции автора. (Слайд № 7).
Учитель: Аргументируйте свою точку зрения, приводя самые убедительные и бесспорные доказательства. Какие типы аргументов вы знаете?
Учитель: В каких предложениях данного текста уже содержится подсказка?
(Слайд № 8).
Учитель: Какой тип аргументов характерен для публицистического стиля речи? Научного? Официально – делового?
(Аргументация своего мнения).
- Пословицы и поговорки.
- Песни о дружбе.
- Пушкин и лицеисты.
- Пушкин и декабристы.
- Роман И.Гончарова «Обломов».
- Л.Толстой. «Война и мир».
IV. Итог урока
Учитель: Мне кажется, чтобы дать понять человеку, что он дорог, что он нужен, любим и дорог, нет необходимости тратить много времени.
Возможно, достаточно звонка, письма или даже короткого смс. Занятость нормальное явление современной жизни. Проблема, на мой взгляд, не в отсутствии времени, а в нехватке эмоциональных сил на то, чтобы СОПЕРЕЖИВАТЬ,СОСТРАДАТЬ,СОУЧАСТВОВАТЬ порой даже близкому человеку. «Пусть у вас будет время», — трижды, словно заклинание, говорит автор статьи. Пусть у нас будет время!
V. Домашнее задание
(Слайд №9).
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/publitsisticheskogo-stilya-klass/
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
2. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части 3(С).
–М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Любичева Е.В.ЕГЭ — 2008.Русский язык. На пути к экзамену. – М.: Эксмо, 2008.
4. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.Культура русской речи: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2006.
Причастия и деепричастия в системе частей речи русского языка
... понимать все тонкости и глубину великого русского языка. Причастие. Причастие – гибридная глагольно-адъективная форма, ... причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, ... от свежего ветерка, Чуть посинев , крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь , вокруг пенька! Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, ...
5. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: «Издательство АСТ», 2008.
6. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2006.