Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля план-конспект по русскому языку (11 класс)

Сочинение

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля

Щербаковой С.А.

Калуга, 2012

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля.

Цель: Подготовка рабочих материалов для написания сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.

Задачи: 1) Образовательная: привести в систему и закрепить полученные знания по теме «Сочинение по прочитанному тексту» ( понятия текст, речевая ситуация, тема, идея, стиль. жанр, способ изложения, тип речи, проблема, комментарий); закрепить правила построения сочинения; формировать умения применять знания в практической деятельности и в смежных дисциплинах.

2) развивающая: продолжать развивать у обучающихся познавательную активность, логическое мышление.

3) воспитательная: продолжать воспитывать внимательное отношение к ответам одноклассников, бережное отношение к слову; расширить понятие «духовная культура» у обучающихся.

1. Добрый день.

На сегодняшнем уроке мы должны подготовить материалы для сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.

Прежде, чем мы приступим к самому тексту , вспомним лингвистические термины .

Что такое текст ? (лат. textus – ткань, сочетание слов) – речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составл. из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.

Что нам необходимо сделать, чтобы понять содержание текста ?

1) Определить речевую ситуацию, лежащую в основе созд.текста. Коммуникативное наме́рение автора.

2) определить тему ( о чём говорится в тексте).

5 стр., 2167 слов

Урок русского языка в 7 классе « в публицистическом стиле»

... сочинениями и подводит итоги урока, обратив внимание на наиболее интересные и оригинальные идеи. Развертка исследования Часть I: Публицистический стиль и его цель Публицистический стиль ... Часть IV: Языковые особенности публицистического стиля Участники исследования обсуждают языковые особенности публицистического стиля, которые присутствуют в тексте четверостишия Евгения Евтушенко. Они отмечают ...

2. Развертывание исследования

В данной работе будет проведен анализ фрагмента текста журналиста, писателя, публициста Евгения Михайловича Богата, содержащего афоризм «Пока человек существует, он будет себя открывать».

Для начала необходимо определить основную мысль или идею, которую автор хотел передать через этот афоризм. Основная мысль заключается в том, что человек всегда будет стремиться к самопознанию и саморазвитию в течение всей своей жизни.

Функция речи данного текста является информативно-познавательной, так как автор представляет свою точку зрения и передает определенную информацию о человеческой природе.

Стиль текста можно охарактеризовать как публицистический, так как автор использует яркие выражения и афоризмы для подчеркивания своей мысли.

Жанр данного текста можно определить как философское эссе, так как автор рассуждает о духовной жизни человека и его стремлении к самосовершенствованию.

Способ изложения текста является афористичным, так как автор использует краткие, выразительные высказывания для передачи своей мысли.

Тип речи, используемый в данном тексте, можно определить как убедительный, так как автор стремится убедить читателя в правильности своей точки зрения и важности самопознания для человеческой жизни.

Текст графически оформлен с помощью абзацев, которые выделяют структуру, логику и эмоциональность текста. Абзацы являются отрезками печатного или рукописного текста от одной красной строки до другой.

Количество абзацев может не совпадать с количеством микротем, то есть частей общей темы текста. Один абзац может содержать одну или несколько микротем, а одна микротема может быть разделена на несколько абзацев.

Далее проведем анализ фрагмента текста «Высокая нота».

Развертка исследовательской работы

1. Введение

1.1 Задачи исследования

  1. Внимательно прочитать текст.
  2. Подготовиться к выразительному чтению.

1.2 Общая характеристика текста

Речевая ситуация: фрагмент из статьи «Избранное», в котором автор, держа в руках томик «Войны и мира», размышляет о духовности человека и её формах.

Тема: духовная жизнь человека.

Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает самосовершенствоваться, открывает ему богатство мира.

Функция речи: информативно-воздействующая.

Стиль: публицистический.

Жанр: эссе (фрагмент) — разновидность очерка (главное: изображение впечатлений, раздумий).

1.3 Анализ приемов организации текста

  1. Цитация: Л.Н.Толстой «Война и мир».
  2. Риторические вопросы (2 абзац).
  3. Сравнение (талантливей Ре́мбрандта и т.д.).
  4. Ассоциативные отступления (музыка и духовность).
  5. Моделирование диалоговой ситуации (подумаем).

1.4 Тип речи и способ изложения

Тип речи: рассуждение с элементами повествования.

9 стр., 4491 слов

Философское : Возможна ли нравственность, независимая от религии? ...

... религией, нравственностью и трудом в самом широком смысле этих трех слов, в их самом тесном взаимодействии. Нравственность, будучи важной составляющей духовной культуры, осуществляет специфическую функцию – регуляцию отношений между людьми ... религии состоит в том, что религия есть связь человека с бесконечным существом – с Богом (от religio – связывать). Согласно научным исследованиям, религия ...

Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.

2. Основная часть

2.1 Формулировка проблемы

Абзацы:

  1. Внимательное чтение и подготовка к выразительному чтению.
  2. Общая характеристика текста и его речевая ситуация.
  3. Тема и идея текста.
  4. Функция речи и стиль текста.
  5. Жанровая принадлежность текста и его особенности.
  6. Анализ приемов организации текста.
  7. Тип речи и способ изложения.

2.2 Анализ эпиграфа и главной мысли

Вновь обращаемся к эпиграфу урока и главной мысли слов автора.

2.3 Постановка задачи исследования

Формулировка проблемы, которую требуется решить или исследовать.

3. Заключение

3.1 Основные результаты исследования

Сводка основных результатов исследования.

3.2 Выводы

Обобщение результатов исследования и формулировка выводов.

3.3 Практическая значимость исследования

Описание практической значимости исследования и его возможных применений.

3.4 Рекомендации

Предложение рекомендаций на основе полученных результатов.

4. Список использованной литературы

Перечень использованных источников и литературы.

Развертывание

2. Комментируем заявленные проблемы

Комментарий – рассуждения, замечания по поводу чего-либо. Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

В данном тексте автор рассматривает философские проблемы, связанные с духовной жизнью. Проблемы, которые он заявляет:

  1. Что такое духовная жизнь?
  2. Духовная жизнь – идея избранных или она доступна каждому?
  3. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?
  4. Может ли «обыкновенный человек хотя бы на время стать талантливее великих»?

Автор раскрывает эти проблемы, предлагая свое понимание духовной жизни и обсуждая разнообразие ее форм. Он также задает вопрос о доступности духовной жизни для всех людей, великих и обыкновенных. Автор ищет ответ на вопрос о влиянии духовной жизни на человека и приводит пример преображения Ростова под воздействием пения Наташи. В итоге автор делает вывод, что общение с великими творениями делает человека чище, лучше, духовнее.

3. Формулируем авторскую позицию

На основе поставленных нами вопросов, мы можем сформулировать авторскую позицию:

  1. Автор утверждает, что духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, природой и с самим собой.
  2. По мнению автора, духовная жизнь доступна каждому человеку, а не только избранным.
  3. Е.М. Богат считает, что соприкосновение с искусством возвышает человека.

Развертывание

4) Писатель полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

Автор данного фрагмента высказывает свою точку зрения на духовную жизнь человека. Он утверждает, что у каждого человека в жизни бывают моменты, когда он ощущает себя талантливым. Это означает, что духовная жизнь имеет важное значение и способна возвысить и окрылить человека, помочь ему открыть богатство мира и собственной личности.

3 стр., 1362 слов

Человек и его нравственность. Проблема истинных и ложных ценностей

... царило взаимопонимание, люди были бы объединены общими идеями и идеалами, духовными ценностями. Разобщённость в обществе мешает гармоничному развитию личности. Проблема разобщения людей занимает центральное место в творчестве «несравненного художника жизни» Антона Павловича ...

Подведём итоги.

В результате анализа данного фрагмента можно сделать следующие выводы:

  • Тема: духовная жизнь человека.
  • Идея: Духовная жизнь окрыляет, возвышает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.
  • Функция речи: информативно-воздействующая.
  • Стиль: публицистический.
  • Жанр: эссе (фрагмент).
  • Тип речи: рассуждение с элементами повествования.
  • Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
  • Основная проблема: как влияет духовная жизнь на человека.

Комментарий:

Автор данного фрагмента раскрывает проблему влияния духовной жизни на человека. Он предлагает свое понимание духовной жизни, говорит о разнообразии ее форм, размышляет о том, кому доступна духовная жизнь — «великим» или «обыкновенным». Он ищет ответ на вопрос, каким образом духовная жизнь влияет на человека. В качестве примера автор приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Н.Ростова под воздействием пения Наташи. Автор делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.

Позиция автора

Согласно представленным данным, позиция автора заключается в том, что духовная жизнь имеет важное значение и способна возвысить и окрылить человека, помочь ему открыть богатство мира и собственной личности.

5. Домашнее задание

В контексте предложенного эпиграфа и упоминания литературных героев, необходимо выразить собственное мнение относительно позиции автора. Необходимо показать актуальность и жизненность рассматриваемой проблемы.

Наводящие вопросы:

  • Насколько необходим разговор о духовном?

Введение

В настоящее время все больше людей обращают внимание на рациональный подход к жизни. Они стремятся принимать рациональные решения и вести свою жизнь осознанно. Однако, помимо рациональности, существует и другой аспект жизни – духовность. Духовная жизнь включает в себя общение с искусством, природой и людьми, а также открывает новые грани окружающего мира и себя самого.

Основная часть

Многие из нас испытывали моменты, когда под воздействием искусства, природы или общения с людьми они ощущали себя талантливыми. Эти моменты могут стать ключевыми в нашей жизни, вдохновляя нас на новые достижения и открывая новые горизонты.

Искусство, природа и общение с людьми могут изменить нас, сделать нашу духовную жизнь более богатой и насыщенной. Герои литературных произведений, например, могут жить богатой духовной жизнью, осознавая свою сущность и ценности. Они могут меняться под воздействием искусства, природы и общения с людьми, становясь лучшими версиями себя.

Приложение

Духовная жизнь и творчество имеют множество форм. Она может проявляться в общении с людьми, восхищении искусством, наслаждении природой и самопознании. Мы становимся духовными, когда делимся своими мыслями и чувствами с другими людьми, когда отдаем что-то ценное ради общего блага. Мы также проявляем духовность, когда замечаем одиночество в глазах другого человека и улыбаемся ему, а также когда наслаждаемся тишиной природы.

1 стр., 451 слов

Любовь Андрея и Наташи в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... чем прежде, – сказал князь Андрей…» Но счастье воссоединения продлилось не долго. На этот раз было суждено разбиться сердцу Наташи – Андрей умирает. Сюжетная линия Наташи и Андрея в романе является ... своих пугающих проявлений – в ветрености. Наташе, молодой девушке, казалось, что любви на расстоянии практически нет места в ее разнообразной жизни. Ее поведение отличалось порывистостью. Она не ...

Но доступна ли духовная жизнь каждому человеку? Почему только некоторые люди создают нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна порождать великие ценности? Возможно, она является уделом избранных. Однако, давайте взглянем на это с другой стороны, с «Войной и миром» в руках, и постараемся быть соавторами Толстого.

Примером великого произведения и его воздействия на героев может служить ситуация с Николаем Ростовым из романа. После неудачной игры в карты, когда он потерял целое состояние, Николай в отчаянии возвращается домой. Но дома его встречает пение Наташи, которое меняет его настроение и воспринимание ситуации.

Введение

В данной статье рассматривается тема таланта и его проявления в жизни обыкновенных людей. Основной пример, который будет анализироваться, это персонаж Николай Ростов из произведения Льва Толстого «Война и мир».

Талант и его проявления

В романе Толстого отмечается, что Николай Ростов не обладает явной духовностью Андрея Болконского, живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Он является самым обыкновенным человеком, не выделяющимся ничем особым.

Однако, в определенный момент, Николай оказывается плененным пением Наташи. В этот момент, для него существует только ее голос, остальные проблемы и заботы исчезают. Он полностью погружается в музыку и испытывает невероятное восхищение.

И тут происходит нечто удивительное, абсолютно чудесное. Весь мир сосредоточивается для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. Он даже не замечает, что сам поет, чтобы усилить определенную ноту. Он взял вторую в терции высокой ноты и испытывает невероятное счастье и удивление. Он не может поверить, что это именно он совершил такой акт. В этот момент он становится талантливее самой ярко талантливой Наташи.

Толстой утверждает, что у каждого из нас должна быть в жизни такая минута, когда мы становимся талантливее человека, которым восхищаемся. В этот момент мы чувствуем себя лучше, чище и духовнее. Даже если эта минута является лишь временной и может уже никогда не повториться, она все равно оставляет свой след и делает нас богаче духовно.

Заключение

Талант не является исключительной привилегией некоторых избранных. Он может возникнуть в любом из нас в определенные моменты жизни. Важно находить и ценить эти минуты, так как они помогают нам расти и развиваться духовно. Талант не всегда связан с созданием великих произведений искусства, но он дает нам возможность почувствовать себя особенными и преодолеть свои личные ограничения.

В итоге, изучение примера Николая Ростова позволяет нам увидеть, что талант может проявиться у самых обыкновенных людей и изменить их жизнь. Это напоминает нам о том, что в каждом из нас есть потенциал для великого и неповторимого.