Тема урока: Портрет… (Подготовка к сочинению-описанию внешности).
Урок развития речи в 7 классе
Цели: углубить знания, умения, навыки в описании портрета человека; развитие речи, навыков грамотного письма; поддерживать интерес к русскому языку.
Тип: изучение нового материала.
Вид: развитие речи.
Метод: продуктивный, частично-поисковый.
Форма: урок-презентация.
Дидактическое пространство: компьютерная презентация «Эти глаза напротив…», проектор, буклеты «В гостиную вошёл…», карточки для работы в группах, сочинение Мансуровой Г. «Маленькое солнышко».
Ход урока
1. Приветствие. Постановка цели. Запись темы урока.
-Здравствуйте, я рада вас видеть, видеть ваши пытливые глаза, ваши дружелюбные улыбки!
Нам часто приходится описывать внешность человека, или создавать его портрет. Сегодня мы должны вспомнить, что знаем о портрете литературного героя, научиться описывать внешность человека, а именно, черты его лица.
2. Беседа об элементах портрета.
— В прошлом году мы уже познакомились с понятием «портрет литературного героя».
Что же такое портрет героя? Для чего портрет вводится в произведение автором? (Портрет — это описание внешности героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть героя, представить себе его.)
Открывается слайд № 1 с текстом: «Портрет — это изображение наружности человека (описание внешности)». Читаем хором.
-Что же входит в понятие «портрет героя»? Что описывает автор, когда создаёт портрет? (Внешность: черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда.)
Описание Тараса Бульбы внешность и портрет героя
... он счастливым взглядом провожал их корабли. Кратко 7 класс из повести Тарас Бульбо Описание Тараса Бульбы внешность и портрет героя Сейчас читают: Михаил Юрьевич Лермонтов – это уникальный русский писатель 19 века, ... по Остапу. Поляки послали навстречу казакам свои отборные полки. Чтобы сохранить своих людей, Тарас решил вернуться на Сечь. Уходя от преследования со своими казаками, он потерял ...
Высвечивается слайд № 1 с текстом: «Внешность человека: черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда.
Мимика — движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Выразительная мимика. Мимич еск ий.» Читаем хором.
3. Словарная работа (сноска к слайду № 1).
Запись сноски в тетрадь.
— Каково лексическое значение слова мимика? Каким способом образовано имя прилагательное с этим же корнем?
4. Работа с литературным примером.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-harakteristika-cheloveka-klass/
— Обратимся к заданию из буклета. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
(Перед нами бедный мальчик, у него обездоленное детство, за ним нет материнского ухода. У него задумчивые глаза, а ведь ему всего 9 лет. Элементы внешней характеристики: худощавый, тонкий, как тростинка; грязная рубашонка, узкие и короткие штанишки — показывают и внутренний мир героя, говорят о его жизни.
Сравнение тонкий, как тростинка, эпитет задумчивые глаза, использование слов с ласкательными суффиксами рубашонка, штанишки — всё это выражает глубокое сочувствие автора к своему герою.)
После обсуждения вопросов высвечивается слайд № 2 с вопросом: «Для чего нужен портрет в литературном произведении?»
Ученики делают выводы, затем высвечивается слайд № 2 с ответом: «Портрет помогает увидеть не только внешний вид героя, но и понять его переживания, представить его положение в обществе. В портрете проявляется и отношение автора к своему герою». Читаем хором.
5. Постановка проблемного вопроса.
— Возникает вопрос (высвечивается слайд № 3): «Что же главное в портрете?» Как создать портрет, не похожий на другие.
Ученики обсуждают вопрос.
Высвечивается слайд № 3 с ответом: « Главное — найти что-то особенное, самое важное во внешности человека. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает, в выражении его глаз, улыбке, прочее». Читаем вывод хором.
6. Описание глаз.
Высвечивается слайд № 4 с текстом:
«Глаза…
- Самая яркая деталь в портрете —
- Самая «говорящая» деталь на лице — ГЛАЗА ».
- Труднее всего описать –
Читаем хором.
Затем высвечивается текст: «Глаза — зеркало души. Почему?»
Ученики обсуждают вопрос.
Высвечивается ответ — вывод: «Они передают его состояние, настроение».
Устные задания : 1) Назовите прилагательные, характеризующие форму глаз. Высвечивается слайд № 5: «Глаза — форма- -цвет- -ресницы-». Обращаемся через гиперссылку к слайду № 6: «ФОРМА
2) Назовите прилагательные, характеризующие цвет глаз. Высвечивается слайд № 5, через гиперссылку — слайд № 7: «ЦВЕТ
3) Назовите прилагательные, характеризующие ресницы . Слайд № 5 – через гиперссылку слайд № 8: «РЕСНИЦЫ в) ресницы;
4) Прочитайте примеры из художественных произведений. О каких чертах характера , о каких состояниях человека говорят глаза? Слайд № 9 с примерами из художественных произведений: «Глаза подчёркивают характер человека, его состояние.
Ученики обсуждают вопрос. Письменное задание ( выполняется по вариантам, в черновиках). — Рассмотрите портреты. Опишите глаза, взгляд героев, используя подсказки из буклета. Высвечивается слайд № 10 с портретами русских художников. Учитель выслушивает и оценивает троих детей. 7.Описание других элементов портрета (работа в группах по 4 человека в черновиках). — В портрет входят и другие детали — черты лица. Попробуем описать другие части портрета человека. Старшие групп получают карточки с заданиями, ответы обсуждаются. |
В тетради оформляется план : 1 .Глаза-зеркало души: а) форма; б) цвет; в) ресницы; г) глаза передают настроение, состояние человека; 2. Брови 3. Овал лица. 4. Нос. 5. Губы. 6. Волосы. |
8. Выводы по уроку. Домашнее задание.
— Создание портрета — дело нелёгкое. Сегодня мы поговорили только о том, как описать черты лица. Тема «Описание внешности человека» ещё имеет своё продолжение.
— Итак, что же главное в портрете? Что он помогает увидеть?
Ученики делают выводы.
Домашнее задание . Вы, ребята, должны написать сочинение-миниатюру с описанием портрета кого-то из ваших друзей, знакомых или родственников. В этом помогут вам подсказки из буклета.
Для примера прочитаю вам сочинение ученицы Г. Мансуровой «Маленькое солнышко».
9. Итоги.
Учитель объявляет оценки.
— На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов в написании сочинений. Всего хорошего!
Карточки для работы в группах
№ 1 .
Брови бывают
по цвету — чёрные, белёсые, светлые, тёмные;
по форме — густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, нависшие, как шнурки, др.
— Опишите брови своего друга, подруги.
№ 2 .
Лицо: круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое, др.
— Какой овал лица у ваших товарищей по творческой группе?
№ 3 .
Нос бывает
по форме — большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, тяжёлый, горбатый, прямой, вздёрнутый, вислый, курносый, кривой, крючком, пуговкой;
по цвету — красный, синий, бледный, фиолетовый;
кожа — гладкая, нежная, бугристая, пористая, рыхлая, др.
— Опишите нос Бабы-Яги, Деда Мороза, ребёнка, только что вошедшего в дом после зимней прогулки.
№ 4 .
Губы бывают по цвету — розовые, бледные, яркие, красные, посиневшие; по форме — пухлые, опущенные, тонкие, сжатые, выразительные, др.
— Опишите губы ваших товарищей по творческой группе.
№5.
Волосы бывают
по цвету — белокурые, чёрные, каштановые, русые, седые, пепельные; по форме — волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жёсткие, мягкие, длинные, короткие, др.
— Опишите волосы героев сказок — Златовласки, Кощея Бессмертного, Ивана-царевича.
№ 6 .
Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжёлый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздёрнутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.
— Какой нос у вашего соседа? Назовите величину и форму его.
№ 7 .
Волосы бывают по цвету — белокурые, чёрные, каштановые, русые, седые, пепельные; по форме — волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жёсткие, мягкие, длинные, короткие, др.
— Опишите волосы ваших товарищей по творческой группе.
Сочинение Мансуровой Гульназ
Маленькое солнышко
Раньше я не замечала, как смеётся моя сестрёнка. Но вот однажды за ужином я решила рассказать анекдот. Звонкий смех раздался по всему дому. Айгуль прищурила свои большие карие глаза, которые смотрели через спущенные на кончик носа запотевшие очки. Мне казалось, что очки разобьются, но они не упали, словно их держала невидимая преграда.
Голова тряслась, а большой пышный бант качался на голове, как ванька-встанька. Круглое лицо Айгуль стало ещё круглее, а щёки розовыми, когда она улыбнулась.
Сестрёнка с лучезарной детской улыбкой напоминала маленькое солнышко.
Мне нравится, как смеётся моя сестрёнка, она тогда становится очень красивой и милой.