Урок русского языка в 4-м классе » по серии сюжетных картинок «Дедушка Мазай и зайцы»»

Сочинение
1. Сообщение темы.

— Сегодня мы напишем сочинение по серии сюжетных картинок “Дедушка Мазай и зайцы”.

— На уроке чтения вы познакомились с произведением Н.Некрасова и учили отрывок из стихотворения наизусть. Вспомним.

2. Анализ содержания картинок.

— Дальше восстановим события по картинкам.

Картинка №1

— Какое время года изображено?

— Как называется явление природы, изображенное на картинке?

— Куда поплыл дед Мазай?

— Что он увидел?

— Кто сидел на островке?

— Зачем зайцы собрались гурьбой на островке?

— Подберите глаголы к картинке.

— Придумайте заголовок. (записывается на доске)

Картинка №2

— Что сделал дед Мазай?

— Как повели себя зайчишки?

— Что произошло с островком?

— Придумайте заголовок.

Картинка №3

— Куда направилась лодка с зайчишками?

— Кого вдруг заметил дедушка Мазай?

— Что делал зайчишка на столбике?

— Взяли ли его в лодку?

— Придумайте заголовок.

Картинка №4

— Куда причалил лодку дед Мазай?

— Как среагировали зайцы?

— Все зайцы умчались?

— Почему?

— Что дед Мазай сделал с ними?

— Назовите глаголы, которые можно использовать.

— Как озаглавим картинку?

Картинка №5

— Нам придётся немного домыслить события по этой картинке. Что делает дедушка Мазай?

— Что было до этого, дома у деда?

— Как вы думаете, рады ли зайцы тому, что оказались на воле?

— Придумайте заголовок.

3. Составление устных рассказов по серии картинок по составленному плану.

— Ребята, каждая картинка имеет своё содержание, но не забудьте, что мы пишем сочинение по серии картинок.

— О чём говорит нам автор в стихотворении, а художник в серии этих картинок?

4. Словарная работа.

— Какие слова, встретившиеся в рассказах, вызывают у вас трудности при письме?

5. Самостоятельная запись текста сочинения в тетрадь.

6. Чтение наиболее удачных сочинений.

Один ученик читает отрывок наизусть.

Ученики раскладывают картинки в нужной последовательности на своих столах, один из учеников – на доске.

Весна

Половодье

За дровами

Островок

Зайцы

Спасались от воды

Поплыл, спасались

“Зайцы на островке”

Подъехал на лодке к острову

Прыгнули в лодку

Пропал под водой

“Зайцы прыгают в лодку”

К берегу

Зайчика на столбике

Стоял

Взяли с собой

“Зайчишка на пне”

К берегу

Спрыгнули на землю и умчались

Четыре зайца осталось

Они сильно промокли и ослабли

Их дедушка положил в мешок и взял домой

Причалил, умчались, разбежались, промокли, озябли, положил, взял

“На волю”

Выпускает зайчат на волю

Зайчики обсохли, выспались, наелись

Конечно, ведь это их дом

“Больные зайцы”

О заботливом отношении деда Мазая к животным, попавшим в беду.

Составляют рассказы по отдельным картинкам, затем 1-2 ученика по серии картинок.

Половодье, спасались, пассажиры, ослабли и т. д.

Примерный текст детского сочинения:

Наступила весна. Весеннее половодье было в самом разгаре. Дедушка Мазай поплыл на лодке за дровами. Вдруг он увидел островок. На нём сидели зайцы. Они спасались от воды.

Дед Мазай подплыл на лодке к острову. Зайцы обрадовались и прыгнули к нему в лодку. Остров пропал под водой.

Дедушка и его пассажиры поплыли к берегу. Вдруг дед Мазай увидел столбик. На нём стоял зайчик. Взяли и его в лодку.

Когда лодка дедушки Мазая причалила к берегу, зайцы спрыгнули и умчались в лес. На лодке остались четыре зайца. Они промокли и ослабли. Дед положил их в мешок и взял домой.

За ночь зайцы обсохли, выспались, наелись. Утром дед Мазай выпустил зайчишек на лугу. Зайцы радостно ускакали в лес.