1. Сообщение темы.
— Сегодня мы напишем сочинение по серии сюжетных картинок “Дедушка Мазай и зайцы”. — На уроке чтения вы познакомились с произведением Н.Некрасова и учили отрывок из стихотворения наизусть. Вспомним. 2. Анализ содержания картинок. — Дальше восстановим события по картинкам. Картинка №1 — Какое время года изображено? — Как называется явление природы, изображенное на картинке? — Куда поплыл дед Мазай? — Что он увидел? — Кто сидел на островке? — Зачем зайцы собрались гурьбой на островке? — Подберите глаголы к картинке. — Придумайте заголовок. (записывается на доске) Картинка №2 — Что сделал дед Мазай? — Как повели себя зайчишки? — Что произошло с островком? — Придумайте заголовок. Картинка №3 — Куда направилась лодка с зайчишками? — Кого вдруг заметил дедушка Мазай? — Что делал зайчишка на столбике? — Взяли ли его в лодку? — Придумайте заголовок. Картинка №4 — Куда причалил лодку дед Мазай? — Как среагировали зайцы? — Все зайцы умчались? — Почему? — Что дед Мазай сделал с ними? — Назовите глаголы, которые можно использовать. — Как озаглавим картинку? Картинка №5 — Нам придётся немного домыслить события по этой картинке. Что делает дедушка Мазай? — Что было до этого, дома у деда? — Как вы думаете, рады ли зайцы тому, что оказались на воле? — Придумайте заголовок. 3. Составление устных рассказов по серии картинок по составленному плану. — Ребята, каждая картинка имеет своё содержание, но не забудьте, что мы пишем сочинение по серии картинок. — О чём говорит нам автор в стихотворении, а художник в серии этих картинок? 4. Словарная работа. — Какие слова, встретившиеся в рассказах, вызывают у вас трудности при письме? 5. Самостоятельная запись текста сочинения в тетрадь. 6. Чтение наиболее удачных сочинений. |
Один ученик читает отрывок наизусть. Ученики раскладывают картинки в нужной последовательности на своих столах, один из учеников – на доске. Весна Половодье За дровами Островок Зайцы Спасались от воды Поплыл, спасались “Зайцы на островке” Подъехал на лодке к острову Прыгнули в лодку Пропал под водой “Зайцы прыгают в лодку” К берегу Зайчика на столбике Стоял Взяли с собой “Зайчишка на пне” К берегу Спрыгнули на землю и умчались Четыре зайца осталось Они сильно промокли и ослабли Их дедушка положил в мешок и взял домой Причалил, умчались, разбежались, промокли, озябли, положил, взял “На волю” Выпускает зайчат на волю Зайчики обсохли, выспались, наелись Конечно, ведь это их дом “Больные зайцы” О заботливом отношении деда Мазая к животным, попавшим в беду. Составляют рассказы по отдельным картинкам, затем 1-2 ученика по серии картинок. Половодье, спасались, пассажиры, ослабли и т. д. Примерный текст детского сочинения: Наступила весна. Весеннее половодье было в самом разгаре. Дедушка Мазай поплыл на лодке за дровами. Вдруг он увидел островок. На нём сидели зайцы. Они спасались от воды. Дед Мазай подплыл на лодке к острову. Зайцы обрадовались и прыгнули к нему в лодку. Остров пропал под водой. Дедушка и его пассажиры поплыли к берегу. Вдруг дед Мазай увидел столбик. На нём стоял зайчик. Взяли и его в лодку. Когда лодка дедушки Мазая причалила к берегу, зайцы спрыгнули и умчались в лес. На лодке остались четыре зайца. Они промокли и ослабли. Дед положил их в мешок и взял домой. За ночь зайцы обсохли, выспались, наелись. Утром дед Мазай выпустил зайчишек на лугу. Зайцы радостно ускакали в лес. |