ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТИПОВ СОЧИНЕНИЙ
В последнее время наряду с традиционными видами сочинений (сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся, сочинения на литературные темы, сочинения-миниатюры, сочинения по репродукциям картин, сочинения сказок, сочинения по фильмам, спектаклям, по иллюстрациям и др.) учителя все чаще используют в своей работе сочинения по пословице, сочинения-мозаики, сочинения-поздравления и др.
сочинению по пословице.
Тема. Сочинение по пословице
Цели урока.
Оборудование.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Постановка темы и целей урока.
Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока по развитию речи «Сочинение по пословице».
У. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом сочинения — сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения, потренируемся в его написании.
Подготовительная беседа.
У. Прочитайте запись на доске.
Дети. «Пословица — мудрость народная. Пословица недаром молвится».
У. Как вы понимаете эти выражения? Что такое пословица?
Д. Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали что-то важное и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит, либо хвалит, либо ругает вас.
У. Правильно, ребята, в каждой пословице — свой скрытый смысл, своя правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.
Прочитайте пословицы, записанные на доске, и попробуйте объяснить их смысл.
По пословице план-конспект по русскому языку
... едет, когда-нибудь будет.) Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут.) Инсценировка рассказа На улице Тихой жило-было ... Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ... Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации. Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация Задача ...
Повторение — мать учения., При солнышке тепло, а при матери добро., Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Дети выполняют задание.
Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о Родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и др.
-
Рассказ о творчестве В. И. Даля.
-
Владимир Иванович Даль, великий русский писатель (учитель показывает портрет), увлекался сбором пословиц. Целых пятьдесят три года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу «Пословицы русского народа».
Также Даль написал много рассказов и сказок специально для детей, составил «Толковый словарь». А какие произведения Даля вы читали?
Дети отвечают.
V. Знакомство с новым материалом.
У. Пословицы мы не просто используем в своей речи, чтобы научить кого-то мудрости. Мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот многие известные русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам.
Детям раздаются карточки с текстам
Карточка 1, Худо тому, кто добра не делает никому.
«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».
•
Карточка 2
Вместе тесно, а врозь скучно.
Говорит брат сестре:
-Не тронь моего волчка.
Отвечает сестра брату:
— А ты не тронь моих кукол.
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно? (К. Д. Ушинский)
Карточка 3
Глупой птице свой дом не мил.
Девочка любила играть на улице, а как придет в дом — скучает.
Мать спрашивала:
-Отчего ты скучаешь?
-Дома скучно.
Мать сказала:
-Глупой птице свой дом не мил. (Л. Н. Толстой)
Карточка 4, Как глядишь, так и видишь.
•
- Дерево кривое.
А другой мальчик сказал:
— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так
и видишь. (Л. Н. Толстой)
Учащиеся вслух зачитывают рассказы.
У. Мы с вами убедились в том, что писатели раскрыли смысл каждой пословицы конкретным примером, случаем. Давайте разберем первую карточку. На какую пословицу написан рассказ?
Д. Худо тому, кто добра не делает никому.
Чувашские пословицы на чувашском языке с переводом. Чувашские ...
... — 351 с. : портр. — На чуваш., рус. яз. Лучшие чувашские пословицы Первое письменное упоминание о чувашском народе относится к XVI веку. Среди ... столь необычные строки, покоряющие мудрыми повествованиями и изобилием толкований? Пословицы чувашского народа можно найти в библиотеках города и читальных залах. ... кĕçĕн пулнă. Кто сначала считает себя страшим, тот потом станет младшим. Вĕре пĕлмен йытă яла ...
-
Bom вообрази себе, — сказал я, — что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за все добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, а стеблем глаз колет».
-Да как ее напишешь? — сказал Федька».
-
Видите как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице Далее ребята легко научились писать такие сочинения. Они с огромным увлечением писали, сочиняли. Лучшие были напечатаны в журнале. Сам Лев Николаевич признавался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.
Ребята а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?
д.
VII Устное составление рассказа и плана сочинения.
У. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. На доске.
Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Д. Если есть какое-то дело, задание, лучше его выполнить сегодня, завтра могут быть непредвиденные обстоятельства, и это дело останется не сделанным.
У. Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то Вдруг вы кому-то что-то пообещали. Не смогли выполнить и подвели человека.
Кто по-вашему, любит откладывать все на потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, в магазин за хлебом — потом?
Д. Лодыри и лентяи.
У. Значит о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история?
Д. С лодырем.
У. Кто это, мальчик или девочка?
Д. Без разницы.
У. Итак главное действующее лицо рассказа — лентяй. Можете придумать своему герою имя и фамилию.
О чем будет ваша история?
Д. О том как однажды нужно было сделать какое-то дело, лодырь его отложил и чем это закончилось.
У Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть нашего плана.
Пункты плана в ходе разбора записываются на доске.
-
Вступление.
Д. Однажды…
Сочинение что сделаю я для людей
... чем получить то, что я хочу, мне нужно сделать то, что надо. Самое главное, правильно выстроить цепочку, которая поможет достичь цели. Такое сочинение на тему «Хочу и надо» вполне подойдет для написания учеником ... и тогда приходится делать выбор. Сделать уроки сейчас или позже? Надо бы сейчас, ведь потом договорились с друзьями в кино пойти. Или, может, завтра списать у кого-то ...
У. О чем напишем в основной части?
Д. Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело.
У. Как назовем вторую часть?
-
Основная часть.
Д. Лень победила.
У. Чем закончим сочинение?
Д. К чему привела лень. Напишем, что случилось с лентяем.
-
Заключение.
У. В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать. Можете написать, чему учит эта история.
VIII. Написание сочинения.
У. Итак, обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновик и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать, навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно на завтра (если только безвыходное положение).
Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы. Итак, желаю вам успехов.
Написание текстов-рассуждений чаще представляет собой смешанный тип текста — рассуждение и повествование (в основной части повествуется о какой-то истории для доказательства).
К примеру, вот какое сочинение по пословице написала Мария К.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня
Жили когда-то два брата-близнеца. Они были, как две капли воды, похожи друг на друга, но характер у них был совсем разный. Их звали Коля и Кирилл.
Однажды мальчикам нужно было сделать уроки. Кирилл выполнил уроки через полчаса после школы. А Коля говорит: «Я сделаю попозже вечерком». Наступил вечер. Кирилл уговаривает Колю: «Ну, сделай уроки. Лучше не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». а Коля отвечает: «Как же вечером делать уроки? Уже поздно, и я устал. Лучше сделаю завтра». Коля совсем забыл, что утром нужно было идти уже в школу. А Кирилл специально не на-
поминал брату, чтобы ему это послужило уроком. Наступило утро. Коля просыпается и смотрит на часы. Времени осталось мало. Он почистил зубы, поел. Мальчик понял, что на уроки осталось немного времени. И уроки сделал наспех. Пришел он в школу. Коля не выучил тему урока, и за это ему поставили «двойку», а за домашнее задание он получил «кол». А вот Кирилл получил «пять» и «пять».
«Говорил же я тебе, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», — произнес с досадой Кирилл.