По пословице план-конспект по русскому языку

Сочинение

Короткие рассказы с пословицами

На данной странице собраны интересные короткие рассказы с пословицами, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации.

Помощь маме со стороны детей необходима. Мама – это человек, которому нужно выполнить сто дел: приготовить еду, навести порядок в квартире, собрать на даче урожай, прибрать приусадебный участок, позаниматься с детьми, постирать, погладить… А ведь мама еще и работает! В этих условиях помощь детей ей жизненно необходима. Да и дети приучаются к труду. Посмотрите внимательно на своих мам: может им нужна ваша помощь?

***

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник гаи и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. Тише едешь – дальше будешь.

***

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки. Дома мама сказала: «Всему свое время».

***

Жили-были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «Я всё выясню».

На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «Я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.

И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «Мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!» Она пожаловалась: «Они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.

Развертывание работы над проектом

Этап 2. Разработка проекта

На данном этапе ученики будут заниматься сбором и уточнением информации.

Учащиеся будут работать самостоятельно, в группах и парах, анализировать и синтезировать идеи, связанные с пословицами и поговорками.

Группа 1 будет собирать теоретический материал о пословицах и поговорках. Ученики могут использовать различные источники информации, такие как учебники, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д. Они должны собрать информацию о происхождении пословиц, их значениях и использовании в повседневной жизни.

31 стр., 15120 слов

Каминский основная мысль произведения – Рассказ Каминского “ ...

... 5. Нельзя строить показуху. Краткий отзыв о рассказе "Сочинение" для читательского дневника Рассказ "Сочинение" Л. Каминского мне очень понравился. Это простая ... и обманывать. Рассказ "Сочинение" я рекомендую прочитать всем своим друзьям. Какие пословицы подходят к рассказу "Сочинение" Леонида Каминского "На ... дела выполняет мама, и все свои наблюдения пускает в ход, говоря о своей помощи по дому. ...

Группа 2 будет собирать и придумывать рассказы, которые поясняют смысл пословиц. Ученики могут использовать как уже существующие рассказы, так и создавать свои собственные. Важно, чтобы рассказы были понятными и наглядными, чтобы они помогали учащимся лучше понять значение пословицы.

Группа 3 будет искать пословицы народов мира. Ученики могут использовать различные источники, чтобы найти пословицы разных культур и стран. Они должны собрать как можно больше пословиц и описать их значения и особенности.

Группа 4 будет придумывать задания для викторины о пословицах. Ученики должны создать интересные и разнообразные вопросы, которые проверят знания о пословицах и поговорках. Задания могут быть в виде кроссворда, заполнения пропусков, выбора правильного ответа и т.д.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

2 стр., 641 слов

По пословице: «Дело мастера боится» — значение и главный смысл

... мысли о трудностях, и помнить, что мастера даже дело боится». Второй образец рассуждения , Второй вариант сочинения на тему «Мастер своего дела»: «Русские поговорки и пословицы — настоящий кладезь мудрости и жизненного ... работу. Есть профессионалы, в совершенстве работающие в нескольких направлениях. Это говорит о разностороннем развитии. Однако чтобы добиться такого результата, необходимо очень ...

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Тише едешь – дальше будешь

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: – Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. – На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: – И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет. В гостях хорошо, а дома лучше. Слезами горю не поможешь. Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает. Восток ли, Запад ли, а дома лучше. Один утренний час лучше двух вечерних. Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)
  • Когда … на горе свистнет. (Рак.)
  • … рубят – щепки летят. (Лес.)
  • Не …, так и не мычи. (Ко рова.)
  • Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)
  • Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

  • сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут

3. Подбери пословицу к иллюстрациям.

Был бы ум, будет и рубль

В одном далеком королевстве жил простой, но умный молодой парень по имени Иван. Он был очень талантливым и сообразительным, но у него не было никаких богатств или достатка. Однажды, услышав пословицу «Был бы ум, будет и рубль», Иван решил, что пора ему применить свои умения и наконец-то найти свою удачу.

Он отправился в столицу королевства, где надеялся найти работу и заработать свой первый рубль. Но когда он пришел в город, он обнаружил, что здесь уже было много умных и талантливых людей, которые также искали работу. Иван не унывал, он знал, что у него есть что-то особенное, что поможет ему преуспеть.

Он решил применить свои знания и умения в практической жизни. Он стал помогать людям, используя свои навыки и знания. Он помогал ремонтировать дома, садить урожай, создавать новые изобретения. Его ум и талант были востребованы, и люди начали платить ему за его услуги.

С каждым днем Иван становился все более известным и востребованным. Его ум и талант привлекали внимание короля, который решил проверить его способности. Он предложил Ивану решить сложную задачу, которую никто другой не смог решить.

Иван принял вызов и с помощью своего ума и сообразительности справился с задачей. Король был поражен его способностями и наградил его щедро. Иван получил свой первый рубль, который был признанием его умения и таланта.

С тех пор Иван стал известным и уважаемым человеком. Он продолжал применять свои умения и помогать другим людям. Он стал богатым не только материально, но и духовно. Он понял, что истинное богатство не только в деньгах, но и в знаниях и способности помогать другим.

Таким образом, история Ивана показывает, что ум и талант могут привести к успеху и богатству. Был бы ум, будет и рубль — это не только пословица, но и истинная жизненная мудрость. Иван нашел свое призвание и нашел свою удачу благодаря своему уму и таланту.

В данном исследовании рассматривается сравнение двух братьев и их подходов к решению задачи поиска сокровищ в дремучем лесу. Однако, несмотря на их сходство во внешнем виде — высокие, стройные, черноволосые, они отличаются по уровню интеллекта.

Согласно предоставленной информации, старший брат обладает умом, в то время как младший не является особо умным. Они получили карту сокровищ и решили отправиться на их поиски. Карта указывала на то, что сокровища находятся в дремучем лесу.

Приблизившись к большой ели на краю леса, старший брат обнаружил муравейник и смекнул, что север находится с той стороны, где муравейник построен, где больше мха. Младший же лишь почесал затылок и последовал за старшим.

Внезапно, им навстречу вышел медведь. Старший брат сразу же залез на дерево и позвал за собой младшего. Тем временем, младший брат схватил палку и начал дразнить медведя. Медведь реагировал на провокацию и начал преследовать младшего брата. Паренек побежал, только пятки сверкают. Старший брат, видя, что младший в опасности, слез с дерева и смог откопать клад.

Этот пример показывает, что не только физическая сила, но и умение применять умные решения, помогают достичь желаемого результата. В данном случае, умный старший брат смог найти сокровища благодаря своему интеллекту и наблюдательности.

Не копьем побивают, а умом

В другом примере рассматривается история Ивашки, который отправился в путешествие и встретил двух великанов. Великаны решили устроить состязание, чтобы определить, кто из них сильнее. Победитель получит пещеру.

Первое испытание заключалось в том, чтобы выдавить сок из камня. Ивашка, вспомнив о пирожке, который он взял с собой, выдавил начинку из пирожка. Великан признал его сильным.

Второе испытание требовало бросить камень как можно выше. Ивашка, не имея достаточной физической силы, поймал проходящую мимо птицу и бросил ее вверх. Птица улетела, и великан признал поражение, отдав пещеру Ивашке.

Этот пример подчеркивает, что не всегда физическая сила является решающим фактором. Ум и способность находить нестандартные решения могут привести к желаемому результату.