Описание по картине П.П. Кончаловского

Сочинение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

142403 Московская область город Ногинск улица 8 Марта д.4

Тел 8(496)51-5-06-03

Поиск. Опыт. Мастерство., Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме «Сочинение – описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Автор работы

учитель русского языка

Леонова Мария Михайловна

13.04.1983 года рождения.

Стаж работы 9 лет.

Контактный телефон 8(985)212-01-61

Урок развития речи «Сочинение – описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», 5 класс

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине.

Задачи:

— закрепить понятие «описание картины», «описание предмета»; закрепить понятие «натюрморт»;

  • помочь учащимся понять общее настроение картины, услышать звуки сиреневого сада;

— формировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы;

— научить умению отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ;

— расширить словарный запас, активизировать воображение учащихся4

— развивать интерес к произведениям живописи.

Технологии:

урок развития речи

Форма урока:

Оборудование:, Планируемые результаты

УУД:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

17 стр., 8027 слов

Григорьв «вратарь» описание картины, анализ,

... художнике Прежде чем начать описание картины Григорьева «Вратарь», немного поговорим о самом художнике. ... При написании сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь», в описании обязательно следует ... на воротах. Общее впечатление Картина художника Сергея Григорьева написана в сдержанной ... уроков. Не следует упускать из внимания и видимый подтекст картины, который хочет донести до юного зрителя художник. ...

Личностные:

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.. Русский язык. 5 класс.

Ход урока.

1. Оргмомент

Учитель:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте? Все в порядке?

Учебник, дневник, ручка, тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Постановка учебной задачи

— Ребята, чтобы включиться в работу, попробуем определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Вам нужно в каждом столбце выделить «лишние буквы», из которых получится слово. ( Слайд 1 )  постановка учебной задачи 1

Ответ : СОЧИНЕНИЕ

— На улице зима.

— А что мы видим в конце весны, в самом начале лета? А какие запахи мы слышим, ощущаем? Как называется сладостный запах цветов? (Аромат)

— Какие синонимы вы подберете к этому слову? (благоухание, благовоние, приятный запах)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Просмотр видеоролика.

— О чем

— Сегодня и мы постараемся стать художниками, но кисти и холста у нас нет? Что нам поможет стать художниками? Чем можно рисовать? (Ответы детей)

3. Реализация учебной задачи. Подготовка к сочинению-описанию.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. И. Куприн

«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Короленко В. Г.

-Действительно ли русский язык богат настолько, что можно передать чувства, мысли, интонацию и даже цвета? (Ответы)

— Вы уже почувствовали тонкий аромат сирени? Мне хотелось бы познакомить вас еще с живописным произведением — картиной П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Слайд 2)

 реализация учебной задачи подготовка к сочинению описанию  1

6 стр., 2758 слов

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению ...

... свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат ... выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут вам справиться с сочинением. Слайд 3. - Запишите число в тетрадях. Давайте вместе сформулируем тему нашего ...

-Красота природы не оставляет человека равнодушным. Под воздействием этого чувства создаются замечательные живописные произведения. Русская живопись богата жанрами. Это портреты, пейзажи, исторические темы, натюрморты.

Что же такое натюрморт? Выступление ребенка. (Слайд 3)

 реализация учебной задачи подготовка к сочинению описанию  2

Учитель:

художники слова

  • С чего начинается любое сочинение? ( План Вступление )

-А о чем чаще всего мы говорим во вступлении?

Как видите, П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Предлагаю вам выбрать из текста (Приложение 1) только те факты, которые помогут нам начать наше сочинение. (Слайд 4)  реализация учебной задачи подготовка к сочинению описанию  3

Делаем вывод о том, что

Делаем вывод о том 1

Учитель:

Е сли верить древнегреческой легенде , то молодой Пан — бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.

фиолетовый

-А вот любовь к белой сирени Сергей Рахманинов пронёс через всю свою жизнь. По его словам сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень». Подумайте, какие картины возникнут у вас, когда вы будете слушать пьесу?

4 стр., 1760 слов

Описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс. план-конспект ...

... и красотой. 4. Составление плана сочинения. Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени. Основная часть. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья. Корзина. Фон натюрморта. Заключение. Впечатление от натюрморта. Составление черновиков сочинения. Д/з. Написать сочинение, ...

Звучит пьеса «Сирень» Сергея Рахманинова

(Дети делятся своими впечатлениями)

Физкультминутка.

На полянке дерево росло,

Потянуло ветви к солнышку оно.

Ветер прилетает,

Деревце качает.

Тучи по небу бежали,

Все листочки задрожали.

Частый дождик льет и льет,

Дерево водичку пьет

И растет, растет, растет.

Мы услышали восхищение композитора. А теперь давайте вместе с художником П. Кончаловским войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине . (Слайд 6)

Физкультминутка  1

-Посмотрите на эту картину. Легкими мазками написана картина. П. Кончаловский не ставил перед собой цель выписать каждую звездочку цветка, каждый листик. И от этого букет лишь только приобрёл какую-то волшебную объёмность, кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив пальцами нежную прохладу лепестков.

Рассмотрите внимательно картину. Какого цвета, каких оттенков эта сирень? Запишите в тетрадь.

Опишите грозди сирени, Опишите цветы сирени, С чем можно сравнить кисти сирени?, Какими словами можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому?

( изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, прекрасная, превосходная, роскошная, замечательная)

Опишите, в чем стоит сирень.

(Плетеная из ивовых прутьев корзина).

На каком фоне изображена сирень?

(темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком).

(На доске дополняется план)

2. Описание натюрморта «Сирень в корзине»:, Корзина, в которой стоит сирень, Всеволода Рождественского «Сирень». (Читает подготовленный ученик)

(Слайд 7) Слушая стихотворение, обратите внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень.

 описание натюрморта сирень в корзине  1

Вы обратили внимание, что и композитор, и поэт, и художник изображают один и тот же предмет по-своему.

Художник – ? ( красками).

Композитор

Поэт – ? (использует выразительные средства языка).

5 стр., 2329 слов

По картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского

... его окружает. Сочинение-описание картины Кончаловского «Сирень в корзине» , Вариант 1 По работе художника видно, его отношение к природе. Известно, что он сам был прекрасным садоводом, любил цветы. Но больше ... стена зеленовато-желтая, неоднородная. Стол достаточно темный, на нем заметна тень, падающая слева под букетом. Открытое справа окно за пределами изображения дает поток утреннего легкого ...

«В этом букете всё цветёт, живёт, радуется».

(ответы детей)

(На доске дополняется план)

3. Моё впечатление от картины

-А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать заключение.

Приложение 2, Заключение

натюрморт

прекрасный букет

впечатление

становится тепло и светло на душе

восторг

любовь к природе

«В этом букете все цветет, живет и радуется»

4. Подведение итогов.

-Вот и окончилось наше заочное путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами, художником,

(Ребята отвечают)

-Я предлагаю вам выбрать сейчас один из цветков сирени:

белый – «я готов самостоятельно написать сочинение»,

фиолетовый

Цветы крепятся к подготовленному макету «Букет сирени»

5. Домашнее задание.

1. Написать сочинение (для сильных учеников)

(Приложение 3)

доработать текст.

Приложение 1

1.) КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).

2.)П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

3.) Любимые цветы Кончаловского – сирень. 4.) Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

5) «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. 6.) Цветы — великие учителя художников… 7.) В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов.

Приложение 2, Заключение

натюрморт

прекрасный букет

впечатление

становится тепло и светло на душе

восторг

любовь к природе

«В этом букете все цветет, живет и радуется»

Приложение 3

На картине….. изображена… и… сирень. Посмотришь на неё и остановишься … красотой. Вот склонились… кисти … и … сирени. Весь букет окаймляют… листья. Когда смотришь на эту… сирень, то как будто чувствуешь её… аромат. Кажется, … и… запах наполняет всю комнату. Эти … , … грозди хочется взять в руки и подарить.

20 стр., 9788 слов

Рассуждение про Цветы

... не срывая цветы просто так для букета, который завянет через два дня, а умели любоваться их красотой. Сочинение на тему Цветы Одни из самых ярких и красивых созданий природы — это цветы. Они ... чёрная, Брусник, Барвинок и многие другие. Цветы — огромный подарок, который природа сделала человеку, и которым человек пользуется. Цветы служат украшением, предметом обожания, вдохновения, а некоторые из них ...

Вдруг становится… и … на душе. Хочется дождаться наступления лета и ощутить …благоухание сирени

Праздничная, яркая, пораженный, тяжелые, серебристые, лиловые, темно-красные, изумрудные, прекрасная, благоухающий, чудесный, душистый, роскошные, свежие, П.П. Кончаловский, «Сирень в корзине», тепло, легко, прохладный, дивный.