Тема природы в лирике Бунина
Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И. А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны. Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено ей.
И. А. Бунин запечатлел в своей поэзии различные мгновения бытия. Поэту важно передать различные состояния природы. В стихотворении
«Догорел апрельский светлый вечер…» показан краткий миг угасания тихого весеннего вечера. Бунин передал природные изменения, когда «спят грачи», «по лугам холодный сумрак лег», «ямы светят тихою водой». Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что «пахнет зеленями молодой озябший чернозем», слышит как «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой», «чутко внемлет шороху деревьев». Все в природе притаилось и вместе с самой Весной «ждет зари, дыханья затая». От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия.
Особую роль в бунинской поэзии имеет запах, читатель чувствует необъяснимую прелесть среднерусской природы. В стихотворении «Полями пахнет, — свежих трав» лирический герой ловит благоуханье «от сенокосов и дубрав». В стихотворении передано «лугов прохладное дыханье». В природе все замерло в предвкушении грозы, которая олицетворяется поэтом и представляется таинственной незнакомкой, имеющей «безумные глаза». «Сумрак и томленье» в природе перед грозой. Поэт изобразил краткий миг, когда «над полями даль темнеет», «туча растет, закрыла солнце и синеет». Молния напоминает «меч, блеснувший на мгновенье». Первоначально Бунин озаглавил стихотворение «Под тучей», но потом заглавие снял, так как такое название не дает той полной картины, которую хотел изобразить поэт. Вообще множество стихотворений И. А. Бунина о природе не имеют названий, так как невозможно в двух-трех словах выразить состояние природы и передать ощущения лирического героя.
В стихотворении «Еще и холоден и сыр…» нарисован февральский пейзаж. В лирическом произведении дан образ Божьего мира, который преображается и молодится с наступлением весны: «кусты и лужи», «деревья в лоне небосклона», снегири. Значима последняя строфа поэтического произведения. Лирического героя влечет не открывающийся пейзаж,
Тютчев ф. и. — Мое любимое стихотворение ф. и. тютчева
... периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике. Подробнее… Стихи Тютчева о любви сочинение Одной из ... селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Сколько у Тютчева признаний в любви к родному краю, народу, русской природе! Вспомним стихотворение «Есть в осени ...
…А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Чувства человека, мечты и желания тесно переплетены в бунинской поэзии с образами природы. Через пейзажные зарисовки И. А. Бунин передает сложный мир человеческой души. В стихотворении «Сказка» реальность и фантазия смешиваются, сон и явь, сказка и действительность неотделимы друг от друга. Лирическому герою снится сказочный сон: пустынные берега, лукоморье, «розовый песок», северное море». Перед читателем открывается картина сказочного края. Ощущение нереальности происходящего передают эпитеты: «вдоль пустынных берегов», «под диким синим лукоморьем», «в глухом бору», «розовый песок», «зеркальный отблеск моря», которые создают настроение таинственного ожидания чуда.
Из финального четверостишия стихотворения видно, что пейзажные зарисовки далекого пустынного края помогают поэту передать чувство тоски, томления по безвозвратно ушедшей молодости:
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка —
Мне снилась молодость моя.
Поэтический мир И. А. Бунина разнообразен, но именно картины природы раскрывают в его поэзии внутренний мир лирического героя. Самой светлой безоблачной порой человеческой жизни считается детство. Именно о нем пишет И. А. Бунин свое стихотворение «Детство», где также через природные образы передает чувства, переживания лирического героя. Детство ассоциируется у поэта с солнечным летом, когда «сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом». Ощущения счастья лирического героя, полноты жизни передают следующие поэтические эпитеты, сравнения и метафоры: «бродить по этим солнечным палатам», «песок — как шелк», «повсюду яркий свет», «кора… так тепла, так солнцем вся прогрета».
И. А. Бунин по праву считается певцом русской природы. В лирике поэта пейзажные зарисовки раскрывают чувство, мысли, переживания лирического героя, передают краткий миг очарования картинами бытия.
Своеобразие бунинского пейзажа И. А. Бунин, как продолжатель литературной традиции
1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А. Бунин — блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как поэт и прозаик. Он вошел в плеяду художников слова серебряного века, однако творил и после окончания этой эпохи, продолжая в своих произведениях традиции символистов: Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью
грибной. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья. Один из известнейших поэтов и критиков, творивших, будучи в эмиграции, В. Ф. Ходасевич считал, что «.эмиграция сделала Бунина своим любимцем, ранние поэтические шаги Бунина совпали с началом символизма; символисты до последней минуты считали Бунина своим, однако разрыв последовал очень скоро». И действительно, через некоторое время Бунин-поэт становится Буниным-писателем, получившим в дальнейшем Нобелевскую премию за создание гениальных произведений малого объема. Об этом разрыве Ходасевич пишет следующее: «.в сравнении с символистами Бунин как бы ставит форму на место: он снижает ее роль, урезывает ее права. его форма, конечно, безукоризненна. благородна и сдержанна, что спасает Бунина от дешевых эффектов. Символист — создатель своего пейзажа, Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем». Пейзаж имеет для Бунина особенное значение. Практически нет ни одного произведения, где не было бы пейзажа, изображенного легко и вместе с тем зримо. Особенность изображения природы у Бунина заключается в том, что он не столько материален, сколько психологичен.
«Что важнее: любить или быть любимым?»(по произведению «Герои нашего времени»)
... быть любимым, без этого не построить счастливой семьи, не сберечь её от развала. Но найти свою половинку очень непросто, и, наверное, это всё-таки больше ... вынуждена воспользоваться покровительством богатого кавалера, если имеется ... судьба, и усилия человека тут не причём. Но так хочется быть счастливым! Другие сочинения: ... мой взгляд, гораздо приятнее, чем принимать её от ...
Основная задача автора не дать читателю фотографически точное описание местности, а передать тонкое настроение, эмоции, во власти которых пребывает и герой, и сам автор. Часто пейзаж в рассказах Бунина несет важную функцию психологического параллелизма, то есть служит предметом, раскрывающим характер героя или подчеркивающим его мысли, эмоции, душевные порывы. Такой прием имеет немаловажное значение в общей композиции рассказа «Легкое дыхание». Здесь заметна нарочно использованная автором предметная детализация. Иными словами, пейзаж в рассказе не просто декорация основных событий, а косвенный прием создания характера персонажа. Это традиционный для русской литературы прием. Например, для создания образа Наташи Ростовой стало важным восхищение девушки летней ночью, а старый дуб выполняет знаковую функцию для раскрытия душевного состояния Андрея Болконского. Легкому дыханию Олечки способствуют, подчеркивая его чистоту и искренность, такие пейзажные подробности, как «свежая, солнечная зима», «снежный сад», «лучистое солнце», «розовый вечер», «камни, по которым легко и приятно идти». В финале произведения после прочтения записи в дневнике героини: «.мне казалось, что я одна во всем мире», — читатель наблюдает прием рассеяния.
И это рассеяние, перечисление пейзажей, ранее отмеченных автором (сад, город, каток, поле, лес, ветер, небо, весь мир) и создает открытое пространство героини — макропейзаж всего произведения. При анализе необходимо сказать и про интерьер в тексте произведения: гимназический зал, кабинет начальницы, стеклянная веранда, «блистательная зала» на царском портрете. Это закрытое, в отличие от пейзажного, пространство героини. Но оно так же, как и природа, не враждебно ей. При серьезном и неприятном разговоре с классной дамой, происходящем в директорском кабинете, Оля не выглядит расстроенной, растерянной или напуганной. Напротив, ее радует интерьер кабинета, его простор и легкость, с которой в нем ей дышится, свежесть ландышей, тепло голландской печки, портрет царя и даже пробор в молочно-белых волосах начальницы. Героиня сосредоточена вовсе не на конфликте с директрисой, не на разговоре или противнике, у нее «роман» с царским портретом за спиной классной дамы. Деталь в произведениях Бунина не работает на создание сюжета, она самодостаточна и ценна сама по себе, как показатель авторского внимания к обстановке и внешности его героев. Автор последовательно и очень зримо, вплоть до почти физических ощущений, организует свой художественный мир.
Читатель ясно слышит и видит гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра в фарфоровом венке, нитку и клубок на лакированном полу и многое другое, хотя само описание достаточно лаконично и производит впечатление отвлеченного. Внешние детали обязательно присутствуют и в описании облика героев. Даже рассказ Оли об увлечении ею Малютиным сводится к точному и подробному описанию лошадей, одежды, бороды, глаз и запаха английского одеколона мужчины. Акценты смещены с событийной части рассказа в сторону особенностей внешности героев и окружающей среды. В финале произведения происходит слияние двух деталей — портрета героини и холодного весеннего ветра. Велико значение пейзажа и символов и в рассказе «Человек из Сан-Франциско». Аллегорий и ассоциаций здесь очень много. Корабль «Атлантида» символизирует всю цивилизацию, главный. герой без имени — аллегорическое изображение буржуазного общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Этот человек живет исключительно для себя и ради себя, он заключен в футляр — корабль, идущий по морю — внешнему миру. Описание моря и морские пейзажи наиболее сильные стороны рассказа — они завораживают читателя, пугают.
Бунин тончайший живописец природы
... во всех произведениях Бунин использует описание природы для понятия обстановки в произведении), тема смерти (почти во всех произведениях, связанные с любовью, в конце присутствует смерть. Любовь толкает на необдуманные ... т.д. Мне очень нравятся произведения И.А.Бунина. Открыв один из томов собрания его сочинений, я окунулась в удивительный мир его героев. Пахнуло антоновскими яблоками, костром, ...
Море бушует и злится, но это не трогает пассажиров корабля, также как не трогают их люди, управляющие кораблем и находящиеся рядом с огромным котлом топки, названным автором девятым кругом ада. В рассказе много аллегорий из Библии, подчеркнутых точным описанием и вниманием к деталям. Так, темное, грязное место трюма, освещаемое багровыми языками пламени, символизирует ад. Здесь намек писателя на то, что человек купил свое богатство и комфорт за счет душ людей, оказавшихся в трюме, и именно за это ему суждено расплатиться смертью. Огромное значение для понимания общего замысла имеет образ гигантского, как утес, демона, являющегося символом грядущей катастрофы. Символичен и финал рассказа, когда веселье продолжается и после смерти главного героя, занявшего свое место в пустом ящике из-под содовой воды. И бальная музыка продолжает греметь «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса. океаном». Во многих своих произведениях Бунин обращается к теме жизни, к ее значению. Для автора она заключается не в накоплении богатств или приобретении статуса в обществе, а в легком, как сама весна, дыхании и глубоком чувстве любви к окружающим и к этому бренному миру.
Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. «Так знать и любить природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. «На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова» необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами.
«Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье». Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…»
И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: «Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».
Урок-анализ стихотворений И.А. Бунина с использованием ИКТ (8-й класс)
... Словарная работа, Ознакомление со стихотворением И.А. Бунина «Люблю цветные стекла окон», Аналитическая работа по тексту 1. О чем это стихотворение? Какое слово является ключевым в этом стихотворении? О любви к дому. Ключевым словом ...
Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести «Деревня» он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит «мрак и грязь» — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни». Бунин пишет: «Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом». А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
- А не знаешь, зачем суд приехал?
- Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
- Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
- А чума их знает…
Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: «Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…» Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрушительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» глубже всех понял Александр Твардовский: «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из «Худой травы» умирает в углу своей бедной избы:
безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что, собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога».
Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть. «До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги. Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято — называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю — это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли. Этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
Сочинения | Сочинения 9 класс. «Бесценных слов транжир и мот». ...
... автору в заслугу), что Маяковский не только лишь себя как поэта оценивал в своем творчестве. Особенно интересно в этом смысле стихотворение «Юбилейное», где Маяковский ... не умей он так виртуозно владеть русским языком. Недаром в одном из неоконченных стихотворений он писал: Я знаю силу слов ... крупицы рифм и образов. И все это - для людей, которые готовы принять сердце поэта. А он, в свою очередь, готов ...
Мертвенность буржуазного общества символизирует «тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку».
И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти. Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), и где томится не узнанная («Ида»), и где переходит в страсть («Убийца»).
Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека — но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть «Митина любовь» кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
Вчерашний день, часу в шестом
Вариант 1
Вариант 2
С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского иделала?
С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?
С3. Какие черты эпопеи присущи поэме «Кому на Руси жить хорошо»? (Охарактеризуйте в 2-3 словах.)
С4. Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. некрасов? Кто еще из русских поэтов и писателей обращался в своем творчестве к Петербургу?
Я не люблю иронии твоей
C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?
C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?
Бунин (1870-1953)
Как в апреле по ночам в аллее
С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.
С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?
Блок (1880-1921)
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Нате!»
... остальных. Но в этом произведении поэта охватывает неподдельный ужас перед озверевшей толпой. Образы и символы Лирический герой стихотворения «Нате!» близок самому В. Маяковскому. Это, прежде всего, бунтарь, ... 19 октября – в годовщину Пушкинского Лицея, ведь Маяковский в своем стихотворении развивает тему поэта и поэзии, традиционную для русской литературы и многократно поднимаемую А. С. Пушкиным. ...
Россия
Вариант 1
Вариант 2
С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?
С3. В чем заключается противоречивость отношения поэта к России?
С4. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте)
Вхожу я в тёмные храмы
С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!») в лирике А.А. Блока?
С4. Расскажите об основных и любимых приемах, которые использовал А. Блок в своих произведениях. Кто еще из поэтов пользовался теми же приемами в своих произведениях?
Незнакомка
С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины («О русь моя! Жена моя!») в лирике А.А. Блока?
С4. Тема Родины. Ее эволюция в творчестве А. Блока. Какие еще поэты Серебряного века воспевали так же свою Родину?
В ресторане
С3. В каких художественных образах воплощены представления поэта о любви?
С4. Какими чувствами наполнено стихотворение «В ресторане» и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?
Ветер принёс издалёка
С3. Какие образы помогают читателю понять переживания лирического героя стихотворения «Ветер принес издалека…»?
С4. Как в стихотворениях А. А. Блока перекликается душевное состояние поэта и состояние окружающего мира и что сближает его стихотворение с произведениями других русских поэтов?
О доблестях, о подвигах, о славе
С3. Как кольцевая композиция стихотворения помогла поэту показать драму любви?
С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?
На поле Куликовом
С3. Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их произведения споставимы с приведенным стихотворением А. А. Блока?
А.К. Толстой (1882-1945), Ты клонишь клик, о нем упоминая
С3. Почему поэт использует форму послания для выражения своей идеи?
С4. Творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия А.К. Толстого и в чем именно проявляется их общность?
Ахматова (1889-1966), Сердце бьётся ровно, мерно
С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?
С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?
Творчество
Вариант 1
Вариант 2
С3. Охарактеризуйте изменение состояния лирического героя стихотворения.
С4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, по-священной теме поэта и поэзии?
Моё восприятие стихотворения В. Маяковского «Лиличка!
... стихотворений, обманчива, так как скрывает доброе сердце поэта и постоянную готовность помочь. Об этом – «Хорошее отношение к лошадям», самое трогательное произведение Маяковского. ... поэтического синтаксиса. А чего стоит чтение строк, поделенных на ритмические фрагменты! Стихи звучат ярко, современно. Написанные на разные темы ... завещаю я сад фруктовый моей великой души». Мои сверстники, если не находят ...
Мне голос был. Он звал утешно
С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?
С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?
Пастернак (1890-1960)
Июль
С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?
С4. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными. Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
Гамлет
С3. В чем видит Б.Л. Пастернак трагедию лирического героя стихотворения «Гамлет»?
С4. В творчестве каких русских поэтов тема противостояния поэта и общества получает трактовку, сходную с трактовкой Б.Л. Пастернака, заданной в этом стихотворении?
Быть знаменитым некрасиво
С3. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?
Снег идёт
С3. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения Б. Пастернака «Снег идет…»?
С4. В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака?
Цветаева (1892-1941)
Родина
С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
Маяковский (1893-1930), Прозаседавшиеся
С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» соотносится с его проблематикой?
С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
Лиличка! Вместо письма
Вариант 1
Вариант 2
С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?
С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом.
С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
Послушайте!
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»?
С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит «звездная» тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!»?
С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Послушайте». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же?
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»?
Стихотворение Маяковского Послушайте
... герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. В одном из стихотворений Маяковский признается: «Если б не был я поэтом, ... Человека, в его разум и великое предназначение. Закончить свое сочинение мне хотелось бы строфой из менее известного стихотворения Маяковского «Эй!», в котором он также связывает возвышенные стремления ...
С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит «звездная» тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!»?
С3. Каким вам видится образ лирического героя стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте»?
С4. В каких произведениях русской литературы герои размышляют о связи человека и мироиздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте!»?
Есенин (1895-1925), Песнь о собаке
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору выразить пафос стихотворения?
С4. Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Сочинение Своеобразие пейзажа в прозаическом творчестве И. А. Бунина
Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители. И. В. Гете
Картины природы, появляющиеся на страницах произведений И. А. Бунина, весьма поэтичны. Они наполнены особой гармонией и музыкой, насыщены красками, которые передают восхищение автора великолепным пейзажем. Складывается впечатление, что мы находимся в картинной галерее, а не держим в руках сборник новелл.
Самым живописным среди бунинских произведений является рассказ «Антоновские яблоки». Он погружает нас в особый мир осенней природы. «. . . Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная». . . Помню раннее, свежее, тихое утро. . . ».
Пейзаж у писателя — не просто картина. Он неразрывно связан с авторскими воспоминаниями. И мы понимаем, что дорого и близко его сердцу. Так, через природные пейзажи раскрывается тонкая душа самого рассказчика. Он делится с нами самым сокровенным.
Автору важно все — даже прозрачная паутинка заслуживает внимания. При этом каждое мимолетное явление природы ассоциируется у рассказчика с какой-то народной приметой. Природа обладает не только определенной красотой, но и особым миром народной памяти.
Свои воспоминания и пейзаж рассказчик наполняет запахами. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Эти описания настолько образные, что мы тоже ощущаем вкус свежих хрустящих яблок.
В эту картину непременно вторгаются и звуки. Таким образом создается весьма многогранная картина природы, позволяющая до мельчайших деталей понять, что происходит в этот период не только с ней, но и человеком.
Рассказчик описывает природу на одной тональности, боясь остановиться и что-нибудь упустить из виду: «. . . так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».
В бунинском пейзаже появляются не только народные слова, образы, звуки, но и люди. Это старики долгожители, бойкие девки-однодворки, богатые мужики. Их образы тоже очень яркие. Создается впечатление, словно они не хотят отставать от прекрасной природы, которая их окружает. При этом люди наполняют пейзаж движением, которого так не хватает застывшей в каком-то сне природе. «В праздничные же дни около шалаша — целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы».
Но особенно важны в произведении сами антоновские яблоки.