Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского

Сочинение

“Весна, весна! как воздух чист” – это стихотворение, которое Евгений Баратынский написал по свежим весенним впечатлениям, так что каждая строка в нем как будто напоминает о свежести и возрождении природы. Краткий анализ “Весна, весна! как воздух чист” по плану может использоваться как основной или дополнительный материал на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весна, весна!.

История создания

Тема – радость от пробуждения природы в весеннее время.

Композиция

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер

Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.

Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова В минуту жизни трудную

    Окружающими было принято считать Лермонтова безбожником, ведущим разгульный, легкомысленный образ жизни. Однако поэт нередко склонялся к рефлексии, духовным размышлениям и поискам. Три стихотворения с одинаковым названием

  • Анализ стихотворения Есенина Заметался пожар голубой

    Посвятил это стихотворение Сергей Александрович женщине, в которую влюбился когда вернулся на Родину. Она сразу украла его сердце, ею оказалась актриса Миклашевская Августа Леонидовна. Сам писатель был в процессе расставания

  • Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

    Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали. Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий. Он прожил сравнительно

    6 стр., 2622 слов

    Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет» Пушкина

    ... все было не так уж и безнадежно. Анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» 14 февраля 2013 Поэзия Пушкина разнообразна: он с упоением писал о красоте природы, восторгался верной дружбой и страдал от ...

  • sitemap
  • Анализ стихотворения Фета Буря

    Стихотворение Фета «Буря» — это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

История создания

Промежуток между 1831 и 1835 годами был для Баратынского достаточно сложным в творческом плане. Поэт глубоко переживал закрытие журнала “Европеец”, издававшегося московским кружком литераторов, – настолько, что практически перестал писать и только упорядочивал те произведения, которые создал для этого. И стихотворение “Весна, весна! как воздух чист” стало одним из немногих исключений.

Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.

Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

Тема

Стихотворение очень символично, так как весна в нем рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищен и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом все, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Анализ поэтического текста

Цели . 1) познакомить с поэтом; 2) вырабатывать навык анализа поэтического текста; 3) развивать интерес к литературе.

I.Знакомство с поэтом (выступление ученика).

II. Анализ стихотворения.

10 знаков восклицания

По всему тексту

В средине стихотворной строки (это не обращение!)

Выражение радости, восторга, восхищения.

Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха, делает вдох!

Один знак вопроса

В последней строфе

Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»

Стихотворение заканчивается им

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.

Вывод . Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

Задание . напишите, что вы слышите, читая стихотворение. — журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка. С помощью чего автору удаётся передать эти звуки? Продолжим таблицу.

«С ручьём она ручей», «С птичкой птичка»

Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится её частью.

5 стр., 2327 слов

Презентация литературы, включающая анализ стихотворения И.Анненского ...

... весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном. В этом стихотворении Анненский ... стихотворений. Анализ стихотворений Анненский Анализ стихов Анненский Два паруса лодки одной Дремотность Минута Мучительный сонет Петербург Смычок и струны Снег Среди миров Старая шарманка Анненский ...

Вывод . используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа – это часть души природы. Он живёт в природе, с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив. В последней строфе появляется автор, его душа.

Попробуем создать пространственную схему стихотворения: Небосклон, ветерок, облака, жаворонок – ручьи, река. Между ними – душа. Она может подняться и петь с жаворонком, а может спуститься и журчать с ручьём (растворение в природе).

Работа по определению стихотворного размера. — Это ямб (безударный/ударный) 1-я строка — 4стопы. 2-я строка – 3 стопы. 3-я строка – 4 стопы. 4-я строка – 3 стопы.

Вывод . Создаётся чёткий, мощный, цельный ритм, который ничто не может нарушить. Так и приход весны – это неизбежность, которую никто и ничто не может отменить. Поэтому всё радуется, действует; поэтому «жавронок поёт заздравный гимн весне».

III. Подведём итог.

IV. Домашнее задание.

1. Я прочитал стихотворение Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Конечно, я читал много стихотворений, но никогда не задумывался о том, как поэтам удаётся так тонко передавать свои чувства и вызывать их в нас. После урока понял, что здесь играет роль всё: и звуки, и слова, и знаки препинания… Конечно, я сразу заметил знаки восклицания, но, только подсчитав их, услышал восхищение автора тем, о чём он пишет. Весна – вот тема стихотворения. Все восклицания относятся к ней. Затем один знак вопроса: «Что с нею, что с моей душой?» Поэт пытается разобраться в буре чувств, поднявшейся в его душе, но чувства переполняют (знаки восклицания даже в середине стихотворной строки), и заканчивается стихотворение многоточием: как много ещё можно говорить. Мы вместе с автором переполняемся чувствами и слышим те звуки, которые слышит поэт: 2-я строфа — [л] -6 раз – и возникает ощущение мягкости, нежности, лёгкости; 3-я строфа — [р] – 2 раза, [ч] -2 раза — вот ручеёк журчит с переливами; 3-я строфа — [р] – 4 раза – а это рёв реки, её мощь, сила; 4-я строфа — [х], [ж], [ш] – шуршание прошлогодних листьев. «Торжествующий хребёт» реки, «крылья» ветерка, облака летают, «ласкаясь» — всё живёт, дышит, радуется весне. И эпитеты подчёркивают это: лазурь живая, торжествующий хребёт реки, гимн заздравный, вышина яркая. Стихотворение написано ямбом, но в нечётных строках ямб 4-стопный, а в чётных – 3-стопный. Создаётся чёткий ритм: весна пришла, её ничто не может остановить. И душа поэта растворяется в этом прекрасном мире, где всё гармонично. Стихотворение мне очень понравилось. Как хочется, чтобы весна пришла и к нам.

2. Раньше я думал, что поэт – это человек, который хорошо умеет рифмовать слова. Но на уроках литературы передо мной раскрылись тайны стихосложения, и я увидел, что одной рифмы мало. Передо мной стихотворение Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. Автор передаёт своё настроение, свои чувства, вызванные приходом весны. Это восторг, восхищение. Десять знаков восклицания передают это состояние. К тому же дважды эти знаки стоят в середине строки. Чувства переполняют поэта. Он говорит прерывисто, ему хочется сделать глоток воздуха. Он пытается объяснить бурю чувств, задавая вопрос себе, но ответа не находит, поэтому в конце стихотворения стоит многоточие. Е.А.Баратынский использует аллитерацию. Чтобы передать рёв реки, он использует звук [р], чтобы мы услышали журчание ручья, — [ч] и [р], мягкость, нежность облаков, теплоту солнечных лучей -[л]. Баратынский одушевляет природу. Он использует олицетворения (облака ласкаются, хребёт реки…).

2 стр., 573 слов

Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

... народу и отечеству, а не потакание прихотям общества. Также читают: Картинка к сочинению Смысл стихотворения Пушкина «Поэт» Популярные сегодня темы Книга сопровождает человека, начиная от самого его рождения, ... слова и независимость очень важны. Пушкин сам никогда не требовал награды за свой труд и в стихотворении хотел донести, что истинный поэт должен сам критично относиться к ...

Чтобы передать состояние природы, он пользуется эпитетами (торжествующий, заздравный, яркий), которые сами являются гимном весне. О себе поэт говорит только в последней строфе. Но мы его видим во всём стихотворении, так как его душа растворена в природе и живёт вместе с ней. Всё стихотворение объединяет чёткий ритм (ямб).

Всё движется, действует.

3. Когда я прочитала стихотворение Баратынского, поняла, какую роль играют в стихах знаки препинания, эпитеты, метафоры, сравнения. Они в стихах для того, чтобы выразить чувства, которые испытывает автор. Баратынский хочет передать красоту природы, восхищение весной. Когда читаешь это стихотворение, сразу понимаешь, что хочет сказать поэт, что он чувствует. Он описывает небо и землю. На небе облака, птицы, ветер, солнце. На земле река и ручей. А между небом и землёй находится его душа. Она растворена в природе, и с птичкой – птичка, с ручьём – ручей. Используя аллитерацию, Баратынский смог передать то, что он слышит, и эти звуки вызывают в моей душе радость и надежду, что скоро придёт весна. Автор использует 4-стопный и 3-стопный ямб, чередуя строки, и не нарушает этот ритм. Я думаю, что этим он хочет сказать, что приход весны отменить нельзя. Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!» мне очень понравилось. Если бы о весне писала я, то тоже поставила бы десять знаков восклицания.

Композиция

Автор последовательно развивает свою идею, показывая читателю образы, пропущенные через восприятие лирического героя. Он видит, как раскалывается лед, который поднимает неудержимая вода, наблюдает за летящими облаками и поющими жаворонками. Картина, созданная Баратынским, максимально подробна. Веста, это прекрасное время года, предстает перед читателем во всей своей полноте. Даже запахи и звуки, которые можно ощутить на весенней прогулке, переданы очень точно.

Первая и вторая строфа посвящены описанию весеннего неба, потом поэт рассказывает о весенних ручьях и роще, которая запахла жизнью И, наконец, кульминация повествование – песня жаворонка, который приветствует весну.

Основной смысл, который Баратынский вложил в произведение, изложен в последних двух четверостишиях, где поэт рассказывает о слиянии души лирического героя с природой и делает акцент на то, что это делает человека счастливым.

Композиция стиха очень проста, так что читатель может, не отвлекаясь, эмоционально погрузиться в произведение, почувствовать все то, что в нем описывается. Человек каждый год может видеть настоящее чудо перерождения – и это действительно прекрасно.

«Весна, весна! как воздух чист. » Е.Баратынский

«Весна, весна! как воздух чист!…» Евгений Баратынский

Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам,

Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед!

5 стр., 2226 слов

Поэты чистого искусства

Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы чистого искусства не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что ... осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам. Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно ...

Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист.

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»

«Весна, весна! как воздух чист. » — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка.

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Главная > Литература > напишите пожалуйста анализ стихотворения Баратынского ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ. в каком году и всякое такое

Средства выразительности

В произведении использованы разнообразные художественные средства, которые помогают сделать его более живым и ярким с одной стороны, и играют роль “красок” при создании словесной картины с другой:

  • Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.
  • Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Но атмосфера передается не только классическими выразительными средства – Баратынский использует также средства синтаксические – многочисленные восклицательные знаки, без которых не обходится буквально ни одна строфа.Таким образом поэт задает всему стихотворению восторженный тон и передает настроение лирического героя.

18 стр., 8542 слов

Поэты пушкинской поры

... А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов. Временные границы проявления творческого феномена поэтов пушкинской поры определяют следующим образом. В качестве точки отсчета ... русской повести и повестях г. Гоголя» В.Г. Белинский писал: «… в настоящее время он (Гоголь) является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным». Характеризуя же поэзию ...