Урок развития речи.
Тема: Описание предмета. Сочинение.
Цель: Научить учащихся описывать предмет.
Задачи:
- Коррекционно — образовательные:
1) учить описывать предмет;
2) формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;
3) учить различению стилей при использовании соответствующих средств при описании предмета;
4) закрепить знания учащихся о стилях и типах речи русского языка;
5) формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения;
6) учить определять способы и языковые средства связи предложений в текстах этого типа;
7) учить разграничению описания места и описания предмета;
8) формировать умение соединять описание предмета с повествованием.
2. Коррекционно — развивающие:
1) Совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;
2)совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;
3) развивать планирующую функцию;
4) развивать мыслительную операцию синтеза;
5) развивать наглядное и образное мышление;
6) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь;
7) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов в предложении, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями;
8) развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление.
Урок русского языка » – описание предмета». 5-й класс
Общепредметные: развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации; воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира. Ход урока I. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Прежде чем ...
9) развивать активность и самостоятельность при наблюдении за предметами;
10) формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.
11) развивать тактильные навыки и мелкую моторику;
12) развивать художественное видение.
3. Коррекционно – воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
2) воспитывать организационные умения, необходимые для продуктивной деятельности;
3) воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности.
Оборудование: оформленная доска, карточки, выставка рисунков детей, «Орфографический» словарь, тетради для творческих работ, игрушки.
Ход урока:
Организационное начало и сообщение темы урока.
Учитель:
- Представьте, что вы пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами. Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что вы увидели, высказывание какого типа речи вы стали бы создавать?
(Описание)
— Почему именно описание?
Описание – это изображение какого-либо явления путём перечисления и раскрытия его основных признаков (на доске).
Учитель: Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет.
Учитель: А какие ещё типы речи вы знаете? Чем они различаются?
(Повествование, рассуждение).
— Сегодня мы будем учиться описывать предметы.
2. Учитель:
— На уроке литературы мы читали произведение И.С.Тургенева «Муму». Вспомните, где поселили Герасима в городе?
(Ему отвели над кухней каморку)
— Что там находилось? Опишите предметы?
(Ученики читают текст на карточках)
Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.
— Для чего автор дал нам описание этих предметов?
(Они характеризуют человека).
3 . Учитель:
Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в ...
... я испытываю похожие чувства. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выбрать тему для сочинения – описания природы. Подобрать материалы к сочинению. ... небу плывут лёгкие облака… Ощущения. Душа наполняется радостью… Пора кататься на лыжах, лепить снеговика… Хочется остановиться и внимательно приглядеться… Как же прекрасна наша природа ...
— Посмотрите в окно, назовите предметы, которые вы видите (ученик со статусом КРО).
Перед вами 2 текста (на карточках).
Прочитайте и сравните их. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?
- В лесу на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.
- Кругом деревни поля ещё голые. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.
( 1 – описание места, 2 – описание предмета)
Учитель:
— В описании места предметы называются, а в описании предмета – предметы характеризуются, называются их признаки (ученик со статусом КРО объясняет по плакату).
4. Учитель:
— Теперь давайте поиграем: «Угадай, что это или кто это». (Загадайте любой предмет, который находится в классе 3-4 прилагательными).
Например моя загадка: большой, деревянный, коричневый (стол) (записывают в тетради).
5 . Учитель:
— Давайте посмотрим, в каком стиле мы можем употреблять описание. Вспомните, какие стили речи существуют в русском языке?
(Художественный, разговорный, научный) (У учащихся со статусом КРО карточка-подсказка с перечислением стилей и типов речи).
— Работа по учебнику стр.122 (сравнение 2 текстов).
Вопросы: Что в этих текстах описывается? (лыжи)
— В каком тексте описываются определённые лыжи, а в каком – лыжи вообще?
(в 1 лыжи вообще, во 2 – определённые).
— Как бы вы озаглавили каждый текст?
(1- Скользящие лыжи; 2 – Чудо — лыжи!)
— О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?
(сделаны из цельных брусков, клеёные, снежные, гладкая поверхность, заострённые и загнутые кверху носки).
— Как говорится об этих же признаках во втором описании?
(ни у кого таких нет, неуклюжие, широкие, тяжёлые, лучшие).
— Какое из этих описаний вы поместили бы в специальной книге для спортсменов?
(первое).
— А какое могли бы услышать в беседе друзей?
(второе).
Вывод: каждому стилю речи соответствует своё описание.
Конспект : -описание предмета. «Моя любимая игрушка»
... у учителя или найдите слово в словаре. Написание сочинения – описания на тему « Моя любимая игрушка». Дети пишут сочинение – описание. Проверка. Проверьте, можно ли по вашему описанию, представить игрушку. Подчеркните ... твоей самой любимой игрушке. Для того чтобы написать сочинение, попробуй разобраться с темой урока. Расшифровка темы «Моя любимая игрушка» 2. Прочитай название темы урока на доске. ...
Гимнастика для глаз.
6. Учитель:
— Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему « Моя любимая вещь»? Решите, какой стиль предполагает данная тема (упражнение на карточках на разграничение художественного и научного стилей).
А) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.
Б) Волк узкотелый. Остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с тёмной полосой по хребту. Посредине спины лёгкая поперечина.
— Переделайте текст так, чтобы он соответствовал художественному стилю (письменно, по вариантам).
7. Учитель:
— Прочитайте несколько предложений – ярких картинок, увиденных ребятами (на карточках).
— Сосна, как старушка, повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку. Маленькие пеньки под снегом затаились, будто белые медвежата. Осиновые листочки летят, будто маленькие парашютики.
— Какое средство языка использовано в этих предложениях? (сравнение)
Учитель:
— Оглянитесь вокруг. Выберите предметы, которые хотелось бы «нарисовать». Всмотритесь в них, постарайтесь найти яркие, точные слова, сравнения. Используйте слова КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОХОЖ (на доске).
(Задание по карточкам для учеников со статусом КРО):
— Составить словосочетания, подобрав каждому предмету (существительному) свой признак (прилагательное):
Доска, стол, окно, цветы – деревянный, зелёный, живой, большой.
(зелёная доска, деревянный стол, живые цветы, большое окно).
Физ. минутка.
8. Учитель:
— Какие части речи чаще используются при описании?
(прилагательные, существительные, наречия)
— Посмотрите на эту игрушку, потрогайте её. Давайте попробуем её описать. С чего мы начнём?
(Составление общего плана и подбор прилагательных и сравнений, характеризующих эту игрушку.План в виде ромашки, ученики сами называют пункт плана, отрывают лепесток и сверяют с написанным).
План.
- Что это за предмет.
(Игрушка кот)
- Размер.
(маленькая, небольшая)
- Из чего она сделана, какая на ощупь.
(сделана из меха, мягкая, пушистая)
- Цвет.
(чёрная, как трубочист, с белой мордочкой)
Описание предмета (матрёшки)
... будто яблочки, алые… Наряд: … 5. Составление плана Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания ... на листе А4) и написать сочинение-описание матрешки (1 стр. листа А4). Используемая ... учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: ... в) слово учителя о мастерах Делают такие чудесные игрушки добрые люди, ...
- Описание деталей:
(мордочка белая, остренькая, глаза зелёные, как пуговки, блестящие, ушки острые, стоят торчком, носик розовый, холодный; усы длинные, пушистые; туловище небольшое, продолговатое; лапки белые, как в носочках; хвост длинный, пушистый, похож на метёлочку).
- Общее впечатление.
(любимая игрушка)
Для учащихся со статусом КРО план развёрнутый:
Описание деталей: голова (глаза, ушки, нос, усы, выражение), туловище, лапы, хвост.
(Учащиеся со статусом КРО говорят антонимы: мягкая — твёрдая).
— По этому плану по цепочке описать другой предмет.
( Двое учащихся со статусом КРО составляют своё описание игрушки).
9. Учитель:
— Прочитайте упражнение № 294. Устраните повторы, используя замену местоимением, исключением слова, подбором синонима (устно).
— Отредактируйте текст (на карточках):
А) Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз.
(Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у дерева тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви свисают вниз).
Б) Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.
(Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие.Посох блестящий, на нём нарисованы ёлочки).
10. Выводы по уроку : Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым видом описания – описанием предмета.
— В каком стиле мы используем описание предмета?
— Какие языковые средства мы используем для описания предмета?
— С чего начинаем и чем заканчиваем описание предмета?
— Как избежать повторов в тексте?
11. Домашнее задание :
Учитель: Послушайте стихотворение:
Ничейные игрушки.
Ничейные игрушки
В песочнице лежат:
Ведро с помятой дужкой,
Разбитый самокат.
Ничейные игрушки
В песочнице грустят,
С обидою друг дружке
Тихонько говорят:
«Веселыми мы были —
Теперь уже не то…
Забыли нас, забыли,
Не любит нас никто».
Но мимо две подружки
Шагали на заре,
Увидели игрушки
Случайно во дворе.
- Давай-ка их поднимем
И отнесем в детсад!
Игра «Описание предметов»: правила, описание и интересные факты
... сочинение-описание предмета) Я Веник В уютном уголке кухни стоял я, Веник. В ... свою любимую игрушку. Моя любимая игрушка – это ... случае во время каникул. Для глубокого ... сочинения и есть умение писать на тему. Эпиграф краткое изречение, отражающее основную мысль текста. В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных ... белого цвета с яркой вышивкой, 3 блузки голубого, зеленого и белого ...
- Покрасим и починим
Ведро и самокат!
Как весело живется
Игрушкам в детсаду.
Ведерко- у колодца,
И самокат — в ходу.
Порой они друг дружке
Шепнут: «И ты и я —
Счастливые игрушки,
Ведь есть у нас друзья!»
Учитель:
Домашним заданием у вас будет сочинение «Описание предмета». Напишите про ваших друзей – игрушек, которые тоже счастливы от того, что вы их любите. Можете описать те игрушки, которые вы рисовали дома.