Разделы:
Цели урока:
Работа с текстом В.Распутина.
Краткие сведения о писателе.
Валентин Распутин – яркий представитель «деревенской прозы». В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца ХХ века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации.
Выразительное чтение текста
(1) О русском типе как о типе человека (не) сост…явшегося излома..ного (не) окультуре..ного (не) предсказуемого то вп..дающего в спячку то в буйство говорили всегда. (2)Но (н..) когда (по) моему так плотно и ярос..но как теперь.
(3) М..кс..мализм нашей души от (не) оглядных просторов испытующих ж..лание и волю нам или всё или (н..) чего (на)половину мы (не) с..гласны. (4) Наша порыв..стость от (не) обх..димости успеть ул..жит..сся в короткие сроки. (5)У нас сама пр..рода п..рывста рас..ветает за день блёкн..т за ноч.. . (6)Завтрашний день у нас постоянно был (не) надёж..н. (7)За четыре века Русь двести пят..десят раз отр..жала внешние наше..ствия за п..следующие пят..сот лет она пров..ла в войнах почти триста. (8)Ещё и (в)конце ХVIII века на аз..атских рынках т..рговали русскими (не) вольн..ками.
(9) Но если мы так п..рочны так нравстве..но без..образны (на) столько (не) годны для с..седства и дружбы (от) чего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали ут..шение и вид..ли надежду в России? (10)(По) чему душу хоть и з..гадочную ищут ..десь? (11)(Не) (по) тому ли что (не) смотря на все свои (не) д..статки русский человек отв..чает главному замыслу (во) обще о человеке?
1. Словарная работа.
Максимализм (книжн.) – крайность в каких-нибудь требованиях, взглядах.
Порочный – подверженный пороку, безнравственный; свидетельствующий о склонности к пороку.
2. Комплексная работа с текстом.
Задания к тексту:
1. Предложите варианты заголовка к тексту
(в виде утверждения или в виде вопроса)
Варианты ответов:
В чем истоки русского характера? Загадочная русская душа…
2. Выделите ключевые слова в авторском размышлении:
-
Русский тип
-
Тип человека
-
Максимализм души
-
Загадочная душа
-
Замысел о человеке
3. Объясните значение слов путем подбора синонимов:
Контрольная работа «Причастие» тест по русскому языку (7 класс)
... взятые в библиотеке. Никто не услышал прозвучавшего в лесу выстрела. Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным. А4. В каком предложении границы причастного оборота ... долина, (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики А8. Укажите строку, в которой пишется – Н- Потеря….ый кошелёк, вар ... заж….гается, отчего гремит гром. 10) Всю ночь с (не) осл….бевающим интересом слушал я рас….казы ...
-
максимализм
-
порочность
-
порывистость
4. Выразите отношение к авторской позиции, закончив фразу:
Автор – настоящий патриот, человек неуспокоенный, стремящийся к глубокому осмыслению ___________.
Выразите позицию по проблеме текста, закончив фразу:
Удивительно, поймал себя на мысли, что мне не безразлична проблема _______, поднятая автором.
5. Анализ языковых средств в тексте. Работа с таблицей. 6. Напишите вариант вступления, в котором отражалась бы основная проблема текста, используя именительный представления. Расскажите о впечатлении от начальной фразы.
Вариант вступления.
Загадочная русская душа… Как много уже говорилось об этом, сколько велось жарких споров, предпринималось попыток дать определение русскому характеру. Однако читая текст В.Распутина, я увидел, что проблема иное осмысление. Автор задается вопросом: «Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь?»
7. Обращение к литературным примерам параллелям, ассоциациям.
В каких произведениях русской литературы автор исследует русский характер?
-
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
-
«Война и мир» Л.Н.Толстого
-
«Русский характер» М.Шолохова
-
«Тихий Дон» М.Шолохова
3. Домашнее задание.
-
Закончите сочинение-размышление. Выразите свои мысли о том, что такое русский характер, свое отношение к кругу проблем, освещенных в тексте.
-
Вставьте буквы и расставьте знаки препинания в исходном тексте (текст раздается каждому учащемуся).
-
Продолжите подбор цитат по данной теме.
В помощь учащимся., Подборка высказываний о русском характере
Мы, зараженные совестью: в каждом Стеньке – святой Серафим.
М. Волошин.
Ищет легкости и не любит напряжения: развлечется и забудет; вспашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, рубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий», а «Божье» — значит ничье, и потому чужое ему не запретно. И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени.
И. Ильин.
Практичность, расчетливость, эгоизм, сухость, аккуратность, погоня за деньгами, удобствами, спокойствием – все это добродетели, которых нам не хватает. Мы легко миримся с недостатками и лишениями жизни, имея всегда впереди мечту, подвиг. Нет подвига, нет цели – и русский человек опускается. На сцену являются карты, водка, лодырничество…
Г.Е. Грум-Гржимайло.
И в мире нет истории страшней,
Безумней, чем история России.
М. Волошин.
Для вас – века, для нас – единый час,
28 стр., 13552 словПроблема отношения человека к плохому настроению. «Плохое настроение» ...
... в те дни на всю страну. (По Л. Леонову*) Сочинение №2. Каждый человек в определенный период жизни проходит ... Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский ... худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к ...
Мы как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас –
Монголов и Европы.
А.Блок.
В анархии – все творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несем культуру взрыва.
М.Волошин.
Россия казней, пыток, сыска, тюрем.
Страна, где рубят мысль умов с плеча,
Страна, где мы едим и балагурим
В кровавой час деяний палача.
Страна, где правит право крепостное,
Где змий – царем, змееныши – царьки,
Где правило – разгул в грязи и гное,
Страна метели, рабства и тоски…
К.Бальмонт.