Открытый урок по ОРКСЭ: «Нравственный поступок»

Сочинение

Сочинения 9 класс ОГЭ

  • Нравственность

Нравственность — это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.

Огромную роль в формировании нравственности играет воспитание. Раньше родители и педагоги уделяли гораздо больше внимания формированию в детях этого качества. Маленький человек рос на высоких идеалах. Все ребята и даже девчата мечтали быть как Мальчиш-Кибальчиш — гордыми, сильными, отважными и никогда не сдаваться врагу, даже превозмогая боль. Понятия чести и достоинства были знакомы и близки молодежи. На первом месте была Родина и труд на ее благо. И, конечно, близкие люди. Было глубокое уважение к родителям у подрастающего поколения, благодарность. Дети воспитывались в духе равенства и дружбы между народами. И взрослые люди, выросшие на этих принципах и впитавшие их, уважали друг друга и права каждого человека. Населению не были чужды принципы этики, такта. Ценилась дружба. Люди бережно относились к природе, заботились о животных. Все это аспекты нравственности.

Сейчас вектор развития общества стал сдвигаться в сторону западных ценностей. Все большее влияние приобретают деньги. Хорош тот, кто умеет зарабатывать любой ценой. И не имеет значение его образование, воспитание и моральный облик. Скорее наоборот, соблюдение принципов и норм мешает людям в бизнесе. Богатым будет лишь тот, кто идет по головам товарищей. Здесь нет речи о нравственности. Да и понятие моральной нормы постепенно сдвигается, размываются его границы. То, что вчера было категорически неприемлемо, сегодня в порядке вещей.

Нравственность наиболее ярко проявляется в конкретных поступках. Мы не всегда можем дать словарное определение понятию. Но абсолютно точно можем определить, нравственно ли человек поступил или нет. И решить для себя, как бы повели себя сами в подобной ситуации.

Влияние нравственности на личность

Нравственность играет важную роль в формировании личности. Человек, который обладает нравственностью, склонен к верным отношениям с окружающими и более уравновешенным поведением. Нравственность направляет нас на путь искусства жить в гармонии с собой и окружающей средой.

Исследования показали, что люди с развитой нравственностью обладают большей эмпатией, у них лучше развиты социальные навыки, быстрее адаптируются к новым социальным ситуациям. Такие люди ответственны и дисциплинированны в своих поступках.

18 стр., 8755 слов

Кто такой нравственный человек

... «Голос. Дети», считает, что нужно помогать тем, кто в этом нуждается. Инвалид, юный вокалист, музыкант всегда несёт людям Добро. Таким образом, можно заключить, что милосердие – основа ... сверстникам: «Будьте, пожалуйста, милосердны друг к другу!» /(131 слово) Милосердие Милосердие – это нравственное качество человека, в основе которого лежит желание прийти на помощь к нуждающемуся ...

Кроме этого, нравственность влияет на здоровье личности. Согласно исследованиям, люди, которые живут согласно своим принципам, более расслаблены и меньше страдают от психосоматических заболеваний. Нравственность также влияет на наше самосознание и чувство уверенности в себе.

Воспитание нравственности

Но как можно воспитать нравственность у человека? Психологи утверждают, что это процесс, который начинается с самого рождения. В первые годы жизни мы должны учить ребенка эмпатии и социальным навыкам, которые он будет использовать на протяжении всей жизни. Родители должны быть образцом для своих детей и обучать их правильным отношениям к другим людям.

В школьном возрасте нравственное воспитание продолжается, но уже на более высоком уровне. Здесь важно обучение детей морали и этике, чтобы они понимали, что те или иные поступки не соответствуют нравственным принципам.

Однако, не только дети нуждаются в нравственном воспитании. Взрослым людям важно осознавать свои поступки и общаться друг с другом с уважением. Также существуют курсы нравственного воспитания, которые помогают улучшить моральный кодекс человека.

Психологические аспекты нравственности

Кроме этого, важным фактором нравственности являются психологические аспекты. Человек с развитой нравственностью должен уметь контролировать свои эмоции и не допускать их перевеса над моральными принципами.

Также важно знать свои границы и уметь говорить «нет» в тех случаях, когда другие люди нас принуждают к действиям, не соответствующим нашим моральным убеждениям. Кроме этого, нам необходимо уметь прощать людей и принимать их такими, какие они есть.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о важности нравственности как фактора, влияющего на формирование личности. Нравственность является важным образом жизни, который помогает нам сохранять гармоничные отношения с собой и окружающим миром, осознанным выбором, а также поддерживать здоровье и уверенность в себе.

Однако, чтобы стать нравственнее мы должны начать себя по-новому воспитывать, уметь принимать более правильные решения, хранить верность своим принципам и этическим нормам, грамотно контролировать свои эмоции. В результате, мы можем жить полнее, получая наслаждение от тех свершений, которые соответствуют нравственным принципам жизни.

Более того, для одного нравственный поступок, а для другого такое поведение неприемлемо. Вот почему данная тема является такой трудной для рассмотрения. Просто говорить о нравственности и намного труднее действительно размышлять над этой темой и делать грамотные выводы и гораздо труднее применять верное мировоззрение на себе.

Нравственный поступок и его оценка

18

Содержание

Введение _________________________________________________________3

1. Нравственная деятельность и моральное сознание ____________________ 5

2. Нравственный поступок и его оценка _______________________________9

3. Нравственное воспитание_______________________________________ 13

Заключение ______________________________________________________16

Список используемой литературы ___________________________________18

Введение

Вся общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с деятельным освоением и преобразованием действительности. В основе возникновения человека и общества лежит трудовая деятельность, общественное производство, и вся всемирная человеческая история, по мысли К. Маркса, есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

1 стр., 489 слов

Методическая разработка » выпускное по литературе. Направление ...

... в обществе не может быть целью. Может быть, любовь - смысл его жизни? Нет. Обломов даже в отношениях с женщинами не изменяет себе. ... на своем рабочем месте. Герой пытается обратиться к духовной деятельности: науке, философии, литературе, даже к поэзии. Обломов учится, словно ... общества, и это ничуть на него не повлияло. Временами ему являются «семейственные» грёзы, где всё, как в родной Обломовке, ...

В процессе исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни природных, естественно действующих факторов, регулирующих жизнь человека, становится недостаточно, и возникает система специфических общественных механизмов, направленных на обеспечение единства и взаимосогласования единства множества индивидуальных и разнонаправленных стремлений, на поддержание общности как единственного способа существования и развития человека. Формирующаяся система запретов и ограничений, предписаний и повелений отражает практику отношений и одновременно выступает как механизм согласования индивидуально-массового поведения с общественными потребностями.

Таким образом, первоначально возникающая нравственность выступает в виде реально складывающихся и практикуемых форм поведения и общественных отношений, когда ее аспект еще не выделяется в особую сферу сознания, модели идеального долженствования, противостоящего реальной действительности. Фактически мораль исчерпывается областью нравов — реальной практики взаимоотношения людей.

Развитие морали в связи с рефлексивным характером человеческой деятельности

Рефлексивный характер человеческой деятельности порождает осознание и одновременно все более определяет ее. Вместе с тем, процесс углубления дифференциации общества приводит к столкновению различных интересов, что приводит к тому, что мораль «отслаивается» от реальной практики и перемещается в идеальную сферу. Она начинает выступать над столкновением индивидуально-корпоративных интересов, отражая наиболее глубинные и существенные потребности общественного развития.

В результате нравственная жизнь человека и общества приобретает сложную структуру, состоящую из моральной практики, реального поведения людей и морального сознания, которое выражает идеалы, на которые необходимо ориентироваться.

Однако в реальной жизни деятельность и сознание взаимопорождают и взаимообусловливают друг друга. В научном анализе мораль можно рассматривать как сферу реально-практических отношений, регулирующих индивидуальное и массовое поведение, а также как особую сферу духа, сознания и волеизъявления.

Разграничение морали на нравственную деятельность и моральное сознание

В литературе обычно разделяют мораль на нравственную деятельность и отношения, а также моральное сознание. Нравственные отношения рассматриваются как опосредующее звено, которое определяет деятельность и сознание, и отражается в них.

1. Нравственная деятельность и отношения

Сфера моральной практики — нравственной деятельности и отношений — взаимодействует с моральным сознанием. Она представляет собой совокупность реально практикуемых индивидуальных и массовых форм поведения, а также складывающихся отношений.

2. Моральное сознание

Моральное сознание выражает идеалы нравственного долженствования и служит ориентиром для деятельности и поведения людей. Оно является особым выражением духовности, сознания и волеизъявления.

5 стр., 2079 слов

Человек среди людей отношения и поступки

... Земле – единое целое – люди. Поэтому, благодаря нахождению среди людей и живя в обществе, человек становиться человеком. Сочинение на тему человек среди людей 8 вариантов С самого рождения каждый человек попадает в окружение людей – в социум. С ...

Таким образом, моральная жизнь человека и общества состоит из сложной структуры, включающей нравственную деятельность и отношения, а также моральное сознание. Эти элементы взаимодействуют друг с другом, определяя и влияя на развитие морали.

Исследование нравственной деятельности является важной темой, позволяющей понять смысл и значение всех видов деятельности человека. Нравственная деятельность не ограничивается определенной сферой, такой как трудовая, научная или художественная, а имеет общественное значение для любой деятельности человека. Моральные действия включают работу сознания и требуют объективации в реальной действительности для достижения определенного результата.

Однако существует такая часть нравственной деятельности, которая напрямую стремится к созданию добра и мотивируется исключительно моральными мотивами. Это «чистая» моральная деятельность, которая включает в себя гуманитарную помощь, филантропию, нравственное проповедничество и моральное воспитание. Но в общем смысле, нравственная деятельность охватывает всю человеческую деятельность, так как она имеет общественный смысл, подчиняется нравственным требованиям и подлежит нравственной оценке.

Уровень нравственного развития и нравственный потенциал человека проявляются в том, насколько его действия объективно пронизаны общественно значимым смыслом, служат высоким целям и приводят к необходимым результатам для нормальной жизни общества. Нравственность человека должна искаться в его практических действиях и взаимоотношениях с другими людьми, а не только в его рассуждениях о нравственности, как отмечал В. Г. Белинский.

Нравственная деятельность состоит из поступков, которые включают в себя как внешние, материально-вещественные, так и внутренние, духовно-личностные компоненты.

Человек, совершая поступки, вступает в определенные отношения с другими людьми и обществом в целом. Эти отношения называются нравственными отношениями, которые представляют собой совокупность связей и зависимостей. Нравственные отношения не являются отдельным видом отношений, а являются их ценностным содержанием. Они несут в себе морально ценное содержание и влияют на поведение человека, вместе с ценностями морального сознания и внутренними побуждениями.

Нравственные отношения накладывают на человека определенные обязанности. Человек является и субъектом, и объектом этих отношений. Он становится субъектом отношений, так как они возникают в результате его деятельности. Он также является объектом отношений, так как сам строй нравственных отношений существует независимо от него и предъявляет к нему определенные обязательства.

Нравственные отношения разнообразны по содержанию, но их внутренним стержнем является отношение личности к обществу. Идеальным нравственным отношением можно считать отношение личности к общественному благу. Это отношение предполагается в требованиях и ценностях морали как высшая цель. При наличии такого внутреннего настроя поведение и поступки могут способствовать установлению отношений солидарности, коллективизма, добросовестности в работе, патриотического служения на благо отечества, доброжелательности, гостеприимства, дружбы и любви.

Даже самые интимные душевные отношения между людьми предполагают следование общественно полезным ценностям, таким как верность, преданность, бескорыстное желание делать добро другому.

15 стр., 7232 слов

В чём разница между честным человеком и человеком чести?

... между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. <p> Честь – объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и ...

Однако само это отношение личности к обществен­ному благу как высшей ценности, из фундамента кото­рого вырастают другие моральные отношения, пред­полагает в качестве своего необходимого условия об­ратное, не менее фундаментальное отношение общест­ва к личности как конечной цели своего существова­ния и развития. Не человек является средством всех общественных преобразований, орудием общественных законов и исторической необходимости, а общество есть продукт взаимодействия людей, условие саморазвития и самореализации человека.

Это фундаментальное отношение к человеку как конечной цели общественного развития предопределя­ет гуманистический характер общественного блага и всех строящихся на его основе нравственных отноше­ний. Ибо в противном случае они оказывались бы бесчеловечными, требуя от человека только одного — жер­твенного приношения во имя чуждой ему ценности. Соответственно отношение общества к человеку как конечной цели своего развития результируется в прин­ципе гуманизма и производных от него нравственных отношениях, выражающих права, свободу и достоин­ство человека.

Конечно, такое взаимоотношение на основе встреч­ных векторов — отношение личности к общественно­му благу как высшей ценности и отношение общества к человеку как конечной цели — есть лишь идеальное воспроизведение мыслимого совершенства, к которо­му необходимо стремиться, если желать преодоления раскола между моральным сознанием и моральной практикой. Для этого необходимо еще пройти огром­ное расстояние в своем развитии и обществу, и челове­ку, но именно реальное состояние нравов, моральной практики и нравственных отношений фиксирует исто­рически конкретную меру приближения общества к этому идеалу[2].

Таким образом, общественное мнение, складываю­щееся в атмосфере гласного, открытого, публичного обсуждения нравственных вопросов, препятствующе­го навязыванию односторонней позиции и обращенно­го к свободному человеку, оказывается действительно важным средством и способом выражения содержания морального сознания. Но при отсутствии этих усло­вий моральное сознание отдельного субъекта оказыва­ется искаженным и далеким от истинных моральных ценностей.

2. Нравственный поступок и его оценка

Анализ факторов моральной оценки человеческих поступков

Нравственная деятельность человека формируется из поступков, в которых объединяются внешние, материальные и внутренние, духовные составляющие. Структура человеческих поступков также оказывает влияние на их объективную нравственную ценность. В обыденном моральном сознании вынесение моральной оценки не вызывает затруднений, но возникают трудности в обосновании ее объективности и истинности. Это приводит к их снижению авторитета в жизни человека.

Для обеспечения объективности и обоснованности моральных оценок предложено анализировать процедуру морального оценивания и выявлять факторы моральной оценки.

Человеческие поступки – это мотивированные и совершенные сознательно акты общественно значимого поведении. Действия-операции, в отличие от действий-поступков, не обладают нравственным значением и совершаются животными. Отказ от совершения нравственно необходимого поступка также является поступком, который требует моральной оценки.

Философия предлагает проанализировать следующие факторы при оценке поступков:

  • Мотивация. Мотив, или причина, по которой совершен поступок, является важным фактором при его оценке. Если мотивация нравственна, поступок также приобретает нравственную ценность.
  • Цель. Цель поступка оказывает воздействие на его нравственную ценность.
  • Обстоятельства. Обстоятельства, в которых был совершен поступок, могут повлиять на его нравственную оценку. Например, в крайней ситуации, когда у человека нет другого выбора, поступок может быть оправдан.
  • Результат. Результат, который был достигнут благодаря поступку, важен при его нравственной оценке.

Анализ этих факторов может помочь в вынесении объективной моральной оценки и повысить авторитет морали в жизни человека.

5 стр., 2206 слов

Сценическое отношение и оценка фактов

... образ. Это вполне закономерно, поскольку сущность всякого человека -- а, следовательно, и сценического образа -- определяется его отношениями.» Если мы хорошо знаем отношения человека (к вещам, людям, фактам, событиям), это значит, что мы ...

Нравственность — это система правил и ценностей, которая регулирует поведение и отношения людей. Она является основой для формирования морального качества поступков и оценки их ценности.

Правила нравственности необходимы для поддержания порядка и гармонии в обществе. Они определяют, что считается правильным и неправильным, добрым и злым. Нравственность помогает людям принимать решения, основываясь на принципах справедливости, честности и уважения к другим.

Оценка нравственности поступка осуществляется на основе его содержания и смысла. Важно учитывать не только внешние аспекты действия, но и его мотивацию, ценностную ориентацию личности и условия совершения. Только такая оценка может быть справедливой и соответствовать действительной нравственной ценности поступка.

Нравственность является основой для формирования характера и личности. Она влияет на выборы и поступки людей, определяет их отношение к себе и к другим. Благодаря нравственности общество становится более справедливым, добрым и гармоничным.

Однако, оценка нравственности может быть субъективной и зависеть от жизненного опыта, нравственного чувства и интуиции человека. Поэтому важно понимать, как формируется моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенными в ее точности и верности.

В заключение, нравственность играет важную роль в жизни людей. Она помогает поддерживать порядок и гармонию в обществе, формирует моральные ценности и определяет поведение и отношения людей. Оценка нравственности поступка требует учета его содержания, мотивации и условий совершения. И только такая оценка может быть справедливой и соответствовать действительной нравственной ценности поступка.

Влияние цвета на настроение человека

Цвета окружают нас повсюду: в одежде, интерьерах, рекламе, обложках книг и много других предметах. Каждый цвет имеет свойственный ему эффект на психику человека. Например, красный стимулирует агрессивность и энергию, синий успокаивает, а зеленый ассоциируется с природой и умиротворением. В данном исследовании мы будем изучать, как цветовая гамма влияет на наше настроение.

Методы исследования

Для определения влияния цвета на настроение мы провели эксперимент с участием 50 добровольцев различных возрастов и пола. Каждому участнику была предложена таблица цветов, с изображением 5-ти основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный) и 5-ти пастельных оттенков каждого цвета.

Участникам необходимо было рассмотреть каждый цвет на протяжении 30 секунд и заполнить анкету с вопросами о настроении. Анкета включала в себя вопросы о выражении эмоций, возбуждении, усталости и т.д. Каждый участник проходил тест в условиях комфорта, без посторонних звуков и раздражителей. Для измерения результатов использовалась шкала от 1 до 10.

3 стр., 1391 слов

Знакомство с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Вальс цветов»

... украшение комнаты, загадки. Использование при прослушивании произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов» иллюстративного материала дает возможность передать настроение композитора, когда он писал эту музыку и ... помощью красок. Какими нам нужно изобразить цветы, чтобы точно передать настроение вальса цветов? (Ответы детей) Я подготовила для вас репродукции натюрмортов настоящих художников. ...

Результаты исследования

Анализ результатов показал, что каждый цвет влияет на наше настроение по-разному. Например, люди, наблюдавшие за красным цветом, отметили улучшение настроения и повышение энергии. Синий цвет, напротив, вызывал чувство спокойствия и определенного расслабления. Зеленый цвет, как ожидалось, ассоциировался с природой и производил успокаивающее воздействие на организм человека.

Желтый цвет вызывал увеличение внимания и приподнятое настроение. Но в большинстве случаев, он также ассоциировался со стрессом и раздражением. Интересно, что черный цвет, хоть и ассоциируется с мрачностью и печалью, вызывал смешанные эмоции, и реакция людей на него была противоречива.

Выводы исследования

Наше иследование показало, что цвета на нас не только визуально воздействуют, но и имеют определенную эмоциональную составляющую. Знание этих особенностей поможет использовать цветовую гамму с умом для создания желаемого эффекта в различных ситуациях.

  • Сочинение Я хочу стать врачом

    В нашем классе некоторые ребята уже знают, кем хотят стать. Те, кто хорошо успевает по какому-нибудь предмету, уверены, что это их будущая специальность — математика, биология или история. Другие хотят получить такую же профессию, как их родители.