Кто такой нравственный человек

Сочинение

Возможные варианты сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему., Чёрствость

Чёрствость – это бездушие, холодность, безразличие к чужой беде. По моему мнению, чёрствость – это очень плохое качество человека, что не даёт человеку быть Человеком.

Обратимся к тексту Александра Куприна, в котором говорится о чёрствости и безразличии людей. Примером равнодушного отношения к человеку, попавшему в беду, может быть фрагмент текста, в котором мать не хочет слышать криков о помощи. Она говорит своему мужу: «Лежи, дурак… Не наше дело».

Своё мнение я могу подтвердить примером из литературы. В рассказе И. С. Тургенева «Муму» таким страшным человеческим качеством обладает барыня, заставившая утопить любимую собачку Герасима.

Я полагаю, что мне удалось объяснить значение слова «чёрствость» и приведённые примеры были удачны. Данные аргументы поучительны, так как заставляют нас задуматься над тем, на- сколько страшны чёрствые, безразличные люди. /(121 слово)

Товарищество

Товарищество – это доверительные отношения между людьми. Я уверен(а), товарищество основывается на понимании и взаимопомощи между людьми.

Примером товарищества может служить прочитанный мною текст Бориса Емельянова. Автор показывает, что товарищество бывает не только между людьми, но и между птицами. Подтверждением настоящего птичьего товарищества может служить предложение №28, в котором говорится: «Стая не могла улететь без товарища».

Примеров товарищества может быть в жизни множество. Например, проходя мимо реки, я увидел своего тонущего друга, не думая об опасности, бросился на помощь.

Я думаю, недаром пословица гласит: «Сам погибай, а товарища выручай». Настоящие друзья всегда придут на помощь. /(94 слова)

Человечность

Человечность – это хорошее качество человека. Я думаю, что люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

В тексте А. Приставкина говорится о том, какой благородный поступок совершили люди по отношению к беженцам, образуя человеческий коридор. В предложении №27 говорится о человечности: «Люди, проявив человечность, окружили беженцев своей теплотой».

Я уверен, что именно человечность может в основе многих добрых и мужественных поступков. /(88 слов)

Доброта

Доброта – хорошее нравственное человеческое качество. По-моему, доброта – это умение совершать хорошие поступки, принося радость людям. А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В тексте К. Паустовского мы встречаемся с истинной добротой. В предложении №22 мы читаем следующее: «Человеческая доброта исходила от книги Андерсена». Главный герой рассказа, забыв о ёлке, зачитавшись, узнал о доброте человеческого сердца и о победе солнца над мраком.

Примеров доброты в жизни бесконечное множество. Например, в любой сказке всегда добро побеждает зло.

Я считаю, что доброта должна быть у каждого человека. Ребята, учитесь делать добрые дела! /(97 слов)

Музыка

Музыка – это великое искусство. Я думаю, что хорошая музыка – это то, из-за чего у людей возникает различные эмоции.

В тексте В. Вересаева можно увидеть, что музыка, которую исполнял музыкант, заставила слушателя задержать дыхание, даже ночь молчала и тоже прислушивалась. В предложении №37 мы читаем о прекрасной музыке: «Хорошая музыка стала слушателю захватывающей, родной и понятной сердцу».

Так что же такое музыка? Это красота, способная защитить меня от негативных эмоций и заставляющая получить большие позитивные чувства. Такая музыка для меня, я считаю, является органная.

Действительно музыка – это величайшее творение человечества, которое способно заставить людей испытывать самые разнообразные эмоции. /(97 слов)

Детство

Детство – это беззаботное время в жизни каждого человека. Я полагаю, что детство – это приключения, бескорыстные поступки.

Обратимся к тексту Г. Горина, в котором говорится о том, какие необдуманные поступки совершают дети. В руках мальчишек оказался лотерейный билет, выигрыш по которому — холодильник; однако, они, не задумываясь, обменивают его на ежа. Об этом рассказывается в предложениях №13 — №29. Действительно, зачем мальчикам холодильник, если вместо него можно так весело провести время?!

Своё мнение я могу подтвердить случаем из жизни. Один мой знакомый обменял старинную дорогую марку на пушистого серенького котёнка. И был счастлив!

Да, детство — самая счастливая пора в жизни каждого человека. Цените, друзья, это беззаботное время! /(107 слов)

Любовь

Любовь – это чувство привязанности, безусловное и безграничное доверие друг к другу. Это глубокое сильное чувство. Я думаю, что любовь – это нечто неземное, волшебное, необходимое каждому человеку.

Обратимся к тексту В. А. Каверина. Из него мы узнаём, что Катя влюбляется в Саню и не хочет, чтобы он уезжал. О её любви повествуется в предложениях №3 — №7. Она сильно любит Саню. В предложении №43 мы читаем: «Это был её возлюбленный».

Любовь безгранична. Человек с малых лет проявляет чувство любви к маме, а подрастая, влюбляется в другого! В нашем классе есть девочка, к которой я испытываю чувство любви. Она для меня самая лучшая в мире.

Действительно, любовь – это счастье, которое составляет мой прекрасный мир. Это чувство окрыляет меня, делает лучше, красивее. /(119 слов)

Красота

Красота – это что-то удивительное и прекрасное. Я считаю, что красота – это искусство.

Обратимся к тексту Виктора Астафьева, в котором показана красота музыки, под действием её оказался герой рассказа. В предложении №34 говорится: «Герой даже поменял своё представление о мире благодаря музыке исполненной Васькой».

3 стр., 1378 слов

Взаимосвязь музыки и слова в системе музыкального образования

... музыка и слово является неотъемлемой частью культурного наследия в системе образования. Бережно сохраняя прошлое учителю музыки важно умело, выразительно и точно использовать фольклорный источник, самостоятельно и избирательно находить «живое» слово о музыке, ...

В окружающем нас мире красотой может быть что угодно. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите красоту леса, села, Родины.

Действительно, красота – это великая сила, которая спасёт мир. Я согласен с высказыванием великого классика Ф. М. Достоевского. /(79 слов)

Милосердие

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизни. Я знаю, что доктор Евгений из Челябинска, студент курса медакадемии, помогает бездомным, тем, кто попал в сложную ситуацию. Как здорово, что есть такой врач, продолжатель добрых дел доктора Лизы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что чувство милосердия необходимо каждому человеку. Поэтому хочется обратиться к своим сверстникам: «Будьте, пожалуйста, милосердны друг к другу!» /(131 слово)

Милосердие

Милосердие – это нравственное качество человека, в основе которого лежит желание прийти на помощь к нуждающемуся человеку. На мой взгляд, в любые времена милосердие необходимо.

В тексте автор (Ф. И) поднимает актуальную жизненную проблему – проблему милосердного отношения к ближним. Примером милосердия является случай оказания помощи нищим. В предложении №41 мы читаем: «Несмотря на то, что и сам герой был не из числа богатых, он считал, что если нищий – надо подать».

В жизни мы, к счастью встречаемся с милосердием. Данил Плужников, победитель конкурса «Голос. Дети», считает, что нужно помогать тем, кто в этом нуждается. Инвалид, юный вокалист, музыкант всегда несёт людям Добро.

Таким образом, можно заключить, что милосердие – основа многих добрых поступков. Оно необходимо каждому человеку. /(114 слов)

Самоотверженность

Самоотверженность – это положительное качество как человека, так и животного. Я думаю, что самоотверженность – это необходимая помощь, связанная с желанием принести себя в жертву ради спасения других.

В тексте Евгения Носова можно увидеть пример самоотверженности в лице папы, который прикрыл своим телом маленьких гусят, защищая их от града. Об этом говорится в фрагменте текста (предложения №41-44).

В другом отрывке (предложения №59-61) мы читаем о самоотверженности гуся: «Гусь, принеся себя в жертву, погибает».

С примерами самоотверженности мы встречаемся в жизни. Так, во время Великой , защитники Брестской крепости, жертвуя своими жизнями, мужественно защищали Родину.

Я убеждён, что желание принести себя в жертву является порывом благородства души. /(105 слов)

Добро

Добро – это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям. Мне кажется, оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Обратимся к тексту Г.Н. Троепольского. В нём говорится о том, как девочка Даша ухаживает за собакой. Она подарила ей ошейник, на котором было написано: «Зовут его Бим… Не обижайте его, люди!» О добре этой девочки мы читаем в предложении №66: «Какая же ты добрая душа!».

В жизни мы часто наблюдаем примеры добра. Например, доктор Лиза. Она помогала людям из Сирии и Украины и трагически погибла. Но мы всегда будем помнить её доброту.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что без добра не может жить ни один человек. Добро делает нашу жизнь светлее и радостнее. /(119 слов)

1 стр., 446 слов

Как война влияет на жизни людей? По тексту Б. Л. Васильева

... как сильно заблуждался и какой неправильный путь он выбрал. В произведении Шолохова «Судьба человека» говорится об Андрее Соколове – человеке, который потерял на войне ... считает, что война полностью меняет человека. Она переворачивает всю его дальнейшую жизнь, приводя ... людей того времени. Она влияет на всех и каждого, независимо от того, участвовал ты в ней или нет. Автор также акцентирует внимание на ...

Сильный человек

Сильный человек – это человек, который способен преодолевать многие трудности в жизни и совершать героические поступки. Я думаю, что быть сильным – это уметь принимать правильное решение в сложившейся ситуации.

Обратимся к тексту Волонковой, в котором говорится о сильном человеке. Я считаю, таким человеком мальчика Ваню, который уже вышел из пчельника, но потом вернулся за плачущим Васяткой. А друзья его в это время, испугавшись пчёл, убежали. В предложении № 36 говорится об этом: «Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать».

Своё мнение о сильном человеке я могу подтвердить примером из жизненного опыта. Однажды осенью я был свидетелем того, как мальчик лет тринадцати спас щенка, тонущего в реке. Это настоящий сильный человек.

Я полагаю, что мне удалось объяснить значение словосочетания «сильный человек» и приведённые факты были удачны. /(133 слова)

Мама

Мама – важный человек в жизни каждого. Я думаю, что мама – это источник жизни, это самое первое и ласковое слово.

Обратимся к тексту Ю. Яковлева, в котором, говорится о безграничной любви сына к маме (предложения№10-14).

Сын гордится своей мамой, застенчивой, озабоченной, сильной, называя её ласковым словом: «Родная!» Об этом мы читаем в предложении №62.

Я хочу рассказать о своей маме. Она у меня самая лучшая на свете. Много сил и времени отдаёт она на то, чтобы я вырос хорошим человеком. Самые прекрасные чувства о маме я буду нести через всю свою жизнь.

Действительно, мама – слово доброе, в слове этом – тепло и свет… Берегите своих матерей! /(104 слова)

Душевные силы

Душевные силы – это сильные чувства, которые испытывает человек в различных ситуациях. На мой взгляд, душевные силы позволяют человеку решительно идти к цели, преодолевая любые препятствия.

Обратимся к тексту Л. Е. Улицкой, в котором говорится о мужчине, потерявшем руку. Но это его не сломило, он стал работать над восстановлением физического здоровья. В предложении №7 мы читаем: «Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам…» Только душевные силы дали ему возможность вернуться к полноценной жизни!

В жизни мы нередко встречаем удивительных людей. Один из них – Андрей Мокоренко. Инвалид, без рук и ног… Но сумел получить образование, работает, своим примером показывая, что и невозможное возможно. Таким образом, можно заключить, что только душевные силы помогают человеку быть сильным в преодолении трудностей. /(120 слов)

Родина

Что такое родина? Слова «родина» и «родители» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Я убеждён, что это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Обратимся к тексту В. Белова, в котором говорится о трогательной любви героя к берёзе. Они посадили её с братом, заботливо ухаживали за деревом. И оно неожиданно превратилось в красивую берёзу. Герой должен уехать со своей малой родины. Автор показывает в предложениях №50-51, как трудно, тяжело уезжать отсюда, так как это самый любимый уголок страны, его малая родина…

В заключение я хочу сказать, что малая родина – это самое лучшее место в мире. Сюда я всегда буду стремиться, где бы я ни был! /(150 слов)

5 стр., 2071 слов

Сочинения на свободную тему — главное в жизни человека — Слово

... собственную жизнь. Поэтому сделайте выводы и будем двигаться дальше. Смысл предназначения человека на земле Большие надежды возлагал Создатель на своё ... не просто слова. Это печальная констатация реального положения вещей. Мы на земле в лапах Сатаны. Смысл предназначения человека на земле — суметь ... на землю. Вы уяснили, что люди – это и есть ангелы Люд, наказанные Богом за доверчивость и слабость духа. ...

Природа

Природа — это окружающий нас мир: леса и поля, океаны, пустыни, а также их обитатели. На Земле существует несколько миллионов форм жизни. И все они, включая человека, являются неотъемлемыми частями природы.

С её разнообразием довелось познакомиться мальчишкам из рассказа А. Приставкина. Исследуя лес в поисках пропавшей книги, они лучше познакомились с жизнью растений и животных. Например, друзья полюбовались калиной на опушке (предл. 18), увидели лягушонка в роднике (предл. 29).

Природа подарила им разные эмоции: восхищение (предл. 18), страх (предл. 23).

Чудеса природы действительно поражают воображение, именно поэтому туристы всего мира каждый год отправляются на встречу с ними. Например, в Калининградской области многих привлекает «танцующий лес», где деревья имеют причудливую форму, а в Китае есть каменный лес Шилинь, который представляет собой карстовые образования, похожие на гигантский лабиринт из могучих сосен или дубов.

В жизни мы часто наблюдаем красоту нашего Шипова леса. Он хорош в любое время года и радует любого, пришедшего сюда. Никого не оставит равнодушным восход или закат солнца над удивительно красивым лесом. Не зря назвали его «золотым кустом Российского государства».

В природе много удивительного, поэтому каждый из нас может найти в ней для себя то, что запомнится на всю жизнь. /(190 сллов)

Искусство

Искусство — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

Обратимся к тексту Т.Н.Толстой, героиня которого из двух видов искусства — театра и кино — предпочла второе. Театр не может дать рассказчице то, в чём она нуждается: «полного преображения, окончательного обмана». Героиня считает, что кино предназначено для тех, кто «любит сны и чудеса». Так, именно кино помогает рассказчице ощутить всю полноту жизни.

У меня тоже есть в жизни страсть — фотография. Увлекаясь этим видом искусства, я получаю огромное удовольствие. Когда я беру в руки фотокамеру, я чувствую себя счастливой, ведь фотоискусство для меня — это не просто фиксация памятных моментов, это возможность проявить свои творческие способности и фантазию.

Таким образом, настоящее искусство способно осчастливить человека. Главное — найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям. /(157 слов)

Статья

«Бессмертный полк» прошёл в четвёртый раз

С фотографиями своих родственников, близких, воевавших на фронтах Второй мировой войны, по улицам Советская, К. Маркса в четвёртый раз прошли жители Клёповского поселения и ученики МКОУ Клёповска СОШ. За каждым портретом участников шествия «Бессмертного полка» уникальная история героя, его вклад в Победу и родословная семьи, хранимая потомками.

Акция «Бессмертный полк», действительно переросла в народную традицию, которая укрепляет, на мой взгляд, наше единство и сохраняет помять об истории нашей страны. Что ещё мы можем сделать для наших дедов и прадедов? Только помнить о них. Память – это самое главное, что есть у нас.

2 стр., 952 слов

Человек и его духовные ценности древнерусской литературы по повести ...

... духовными потерями. Возрождение духовности и воспитание духовностью – это то, что необходимо нам сегодня. Многие советские и русские учёные рассматривали произведения древнерусской литературы в контексте воспитания духовно-нравственных ценностей. Современному человеку ...

Победа досталась стране не только силой оружия, но и силой духа. Я знаю, что бутурлиновцы внесли неоценимый вклад в победу. На всех фронтах героически сражались наши земляки. 13 человек стали Героями Советского Союза, среди них наш земляк – клёповец Михаил Николаевич Вдовенко. 15 тысяч не вернулись из боя, в том числе 950 клёповцев. Мы, молодёжь 21 века, должны помнить о подвиге нашего народа и крепко любить Родину. /(157 слов)

Память

Немало подвигов совершили, чтоб фашистов разгромить, клёповцы. За годы Великой Отечественной войны из села было мобилизовано 1200 человек.

В 1975 году в селе Клёповка был открыт мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь, на мемориальных плитах, высечено 950 имён наших земляков, не вернувшихся с фронта.

Память живёт в сердцах людей и должна жить в сердцах будущих поколений. /(60 слов)

Сила духа

Сила духа – это то, что позволяет человеку проявить упорство и целеустремлённость в любой, даже трудной ситуации. На мой взгляд, сила духа – это качество, которое необходимо каждому человеку.

Обратимся к тексту Э. Ю. Шима, в котором говорится о силе духа. В предложениях №35-37 автор рассказывает о том, как людям, во время войны, удалось сохранить черёмуху, чтобы любоваться ею весной. Мы читаем: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»

В подтверждение этой мысли, я могу привести множество примеров из жизни. Данил Плужников, победитель конкурса «Голос. Дети», обладает этим качеством. Инвалид, юный вокалист, несмотря на свою болезнь выступает на сцене и несёт людям добро.

Таким образом, сила духа – это качество, которое делает человека сильным. Мне кажется, люди, обладающие силой духа, способны достичь больших успехов в жизни. /(128 слов)

Взаимовыручка

Взаимовыручка – это помощь, выручка в каком-либо деле. По-моему мнению, взаимовыручка – это внутренняя потребность человека оказывать помощь другому.

Обратимся к тексту автора, в котором говорится о взаимовыручке. В предложении №11 мы видим пример такого качества: «Он выбежал на середину мостовой и преградил путь «скорой помощи». Мальчик остановил «скорую помощь», чтобы помочь раненому бойцу Бахтюкову. Этим он спас ему жизнь».

В подтверждение значения слова «взаимовыручка» я могу привести пример из жизни. Как-то раз я проходила мимо речки и увидела своего тонущего друга. Недолго думая, бросилась ему на помощь. Я спасла его и, надеюсь, он больше не будет попадать в такие неприятности.

Таким образом, взаимовыручка – это выручка человека из каких-либо неприятностей. Имеют такое качество немногие, но всё равно есть люди, которые смогут придти на помощь. /(122 слова)

Дружба

Дружба – это великая вещь. Дружба – это доверие, помощь человеку, любовь друг к другу. Я убеждена, что друзья необходимы каждому, ведь без них невозможно жить.

Примером дружбы между людьми могут служить мальчики Женя и Саша. Они дружат с раннего детства и помогают друг другу. Когда Женя нечаянно сломал велосипед друга, Саша расстроился, но его не выдал. Женя же, решил искупить вину, купив новый велосипед и тайком заменить им сломанный. Об этой удивительной дружбе мы узнаём из текста Е. Чепилка.

1 стр., 474 слов

Нравственность проблемы и уроки доброты в творчестве В. П. Астафьева ...

... всего, пронёс это через всю свою жизнь, стараясь также служить людям и любить их. В рассказе автор также осветил проблему жестокости детей, которые способны втроём избить одного тощего ... и хлипкого мальчонку только за то, что тот оказался более смышлёным и метким. ...

Но дружба возможна не только между людьми. Мне хотелось бы привести пример из жизни. У меня есть отличный друг – это пёс по кличке Жук. Такой верный друг есть у каждого. Собака, без сомнения, лучший друг человека. Пёс верен и будет любить вас до конца. Хатико был верен и до последнего ждал умершего хозяина. Ведь у пса нет никого, кроме хозяина.

Я считаю, что дружба держится на доверии, любви и преданности. Друзей нужно ценить и уважать. Друзья – это наша опора и поддержка. /(159 слов)

Варианты толкования слов и словосочетаний морально-нравственного содержания и обозначаемых ими понятий.

Благодарность.

Благодарность – чувство признательности за оказанную помощь, внимание, совет, способность ценить то доброе, что делают для нас другие. «Благодарность – признак благородства души» (Эзоп)

Взаимовыручка, Внутренний мир человека

Таким образом, внутренний мир – это наше подсознание, то, что делает нас особенными; это наши чувства и эмоции, наше видение окружающего мира.

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов)

Доброта

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле» (Л. Н. Толстой)

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен)

Драгоценные книги

«Книга – ловушка, возможность уловить то, что ты жаждешь настичь, постичь и понять» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Различия между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны» (Л. Н. Толстой)

Дружба

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всё равно что лишить мир » (Цицерон)

Жизненные ценности

Красота

Красота – это то, что радует глаз и вызывает положительные чувства и эмоции. Красотой могут восхищать самые обычные вещи, которые нас окружают и с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Нужно только уметь замечать такую красоту. Красота бывает внешняя и внутренняя, душевная. Внешняя красота бросается в глаза, а внутренняя может быть незаметной. При этом внешняя красота может быть холодной и обманчивой, у человека она может сочетаться с холодной и жестокой душой. Внутренняя же красота делает человека добрым и отзывчивым, честным и щедрым, внимательным и верным своему слову.

«Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна» (Л. Н. Толстой)

«Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдёт себе жизнь красоте, то от этого является в мире великое искусство» (М. М. Пришвин)

Любовь

Любовь – чувство взаимной привязанности, безграничное доверие.

“Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя останется” (Л.Н.Толстой)

Материнская любовь, Милосердие

Разве милосердие не должно проявляться именно там, где особенно глубоко падение? (В. Гюго)

Настоящее искусство

Сила духа

“Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий” (Людвиг ван Бетховен)

1 стр., 489 слов

Методическая разработка » выпускное по литературе. Направление ...

... И всё это сложное, непонятное Обломов никогда не мог считать целью своей жизни. Он пытался писать стихи, в которых билось живое трепетное ... общества, и это ничуть на него не повлияло. Временами ему являются «семейственные» грёзы, где всё, как в родной Обломовке, течёт себе ... значимая роль в обществе не может быть целью. Может быть, любовь - смысл его жизни? Нет. Обломов даже в отношениях с женщинами ...

Сострадание

Сострадание – это жалость, участие, такое качество , которое лежит в основе милосердия. Оно проявляется как в словах, так и в делах. Люди повсюду нуждаются в любви, сочувствии и доброте. Доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, способность прощать и помогать очень важно именно сейчас, когда вокруг как много жестокости и равнодушия.

“Сострадание есть горе о чужом несчастье…” (Платон)

Справедливость

“Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей” (И.Кант)

Счастье

“Нет счастья в бездействии” (Ф.М. Достоевский)

Талант

Талант – это то, что заложено в человеке природой и идёт от души, доставляя радость другим людям, это постоянный труд над собой и для других. Талантливые люди – те, кто смог достичь успеха и не растерять свой дар, не растерять свою человечность.

“Талант – это дар делать то, чему нельзя ни научить, ни научиться (И.Кант)

Человечность

Человечность – это такое моральное качество, которое воспитывается с детства. Это гуманное отношение к людям и всему окружающему, это доброта и взаимопонимание, искренность и отзывчивость.

“Превозмогать себя и возвращать к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих” (Конфуций)

Ответственность

Ответственность – это обязательность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если добиться, если безответственно относится ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за себя, но и за других.

“Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все” (Д.Ф. Достоевский)

Нравственный выбор, Неуверенность в себе

Что такое нравственность? С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьезных размышлений. А с другой, обычно мы довольно четко можем определить, нравственно поступил человек или нет. Что ж, давайте порассуждаем.

Если глубоко копнуть, мы поймем, что с незапамятных времен источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей Христа определяли моральный кодекс человека. Почему говорю в прошедшем времени? Наверное, потому что сейчас не так много верующих людей, религия уже не пронизывает все сферы человеческого бытия, как раньше. Кроме этого, по мере того, как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально-этические нормы.

Но все же что такое нравственность? Пожалуй, под ней стоит понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к другим людям и природе. Нравственность — это то, как сама личность оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра. Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и благими для общества. Безнравственное поведение делает человека распущенным, этически безобразным и недостойным.

3 стр., 1168 слов

Сочинение нравственность должна выступать в роли красоты

... в роли красоты Георг Гегель (1770-1831) – немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные сочинения: ... может быть крепким без нравственности Митрополит Климент (род. в 1949г.) – архиепископ ... Собор Парижской Богоматери Отверженные Человек, который смеётся Девяносто третий ... др. 3. всех их выше должно стоять образование нравственное Белинский Виссарион ...

Можно ли говорить о поступках детей с точки зрения нравственности? Боюсь, что нет, ведь понятие «добро» в нежном возрасте весьма туманно, ребенку попросту неинтересно анализировать свое поведение и смотреть на него под углом какой-то невразумительной нравственности. Детские поступки определяются единственным критерием — «нравится», «не нравится». И совершенно не факт, что, повзрослев, ребенок приобретет нравственные черты. Здесь уже многое зависит от воспитания и окружения. Первыми учителями нравственности для детей становятся родители и школа. Не думаю, что морали нельзя научиться. Напротив, можно и нужно. Человек учится всю свою жизнь, и речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей.

Нравственный выбор 1

Необходимо контролировать каждый свой шаг. Как показывает опыт, тот, кто совершил безнравственный поступок один раз, не может удержаться и в дальнейшем. И вот тут уже рождается антимораль: человек становится лжецом, приспособленцем, а то и откровенным проходимцем. Поэтому, мне кажется, не стоит кричать о нравственных нормах — лучше вести себя в соответствии с ними. Моральные принципы одного человека станут моральными принципами общества только в том случае, если он будет руководствоваться позитивными намерениями и жить по совести.

Что человека делает человеком и отличает нас от животных? Где та тонкая грань, за которую нельзя переступать, чтобы не быть обвиненным в безнравственности? Ведь хочется быть в гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Прежде всего, нравственность — это воспитание. У ребенка с детства происходит формирование личности. Для этого учат его, что такое хорошо и что такое плохо. Объясняют, что у каждого человека должна быть совесть, которая ограничит порывы к неблагопристойным поступкам.

Что же такое нравственность? Ее можно охарактеризовать, как совокупность положительных качеств в человеке. Это уметь правильно вести себя в обществе, уважать других людей, быть внимательным и отзывчивым. Обязательно должен быть богат внутренний мир и отсутствие слишком отрицательных черт характера, например зависти и злости.

В наше время нравственность стоит не на первом месте. Люди перестают верить в добро, в чудо. А все оттого, что читать книги отошло на последнее место. Не стало столь выдающихся людей, как Достоевский, Пушкин, Маяковский. Не стремятся люди создать какой-либо шедевр, чтобы его признали во всем мире.

Самой актуальной проблемой сегодняшнего дня стали деньги. Все хотят заработать миллионы — это не плохо, но нравственные люди встречаются все реже. Нету времени у людей читать книги, ходить любоваться достопримечательностями или посещать музеи и выставки.

Новое поколение подрастает. Родители, конечно же, учат их быть нравственными. Только хорошая детская литература может способствовать формированию нравственности. Но в век высоких технологий разве мечтают дети найти и прочесть книгу «Приключение Тома Сойера», «Незнайка на луне», «Баранкин, будь человеком!» или «Приключение Гулливера»?

Все мысли и желания детей тесно связаны с компьютерными играми, смартфонами, планшетными компьютерами. Много ли уроков для себя ребенок возьмет с таких развлечений, которые провоцируют только агрессию. На первом месте в воспитании должна стоять духовная нравственность человека.

Но все же нравственные люди есть и будут не смотря не на что. Нравственным людям присущи такие черты характера, как доброта, щедрость, скромность, умеренность во всем, уважение к другим людям. Люди с высокими духовными и нравственными ценностями должны нести свет в этот мир и учить других, как не потерять себя в этом мире.

  • < Назад
  • Вперёд >
    • «Маленький принц» мой любимый герой сочинение (961)

      Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное…

    • «Мальчишки» Решетникова сочинение по картине (350)

      На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там…

    • «Первый снег» сочинение по картине (321)

      На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные…

    • «Растрепанный воробей» Паустовский план рассказа (617)

      1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.

    • «Толстый и тонкий» А.П. Чехов сочинение (432)

      Рассказ «Толстый и тонкий» написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что…

    • 18 мая международный день музеев сочинение (249)

      Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание…

    • 22 марта — Всемирный день воды сочинение (326)

      Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности…

Сочинение на тему «Нравственность», в котором описываются основные постулаты морального и аморального поведения человека. Не каждый обладает искренней любовью, добротой, щедростью, терпением по отношению к другим людям. Воспитание нравственности — это преодоление в себе эгоистического начала. Добродетели находятся внутри нас. Границы понятия «нравственность» устанавливаются добрыми поступками. Изменяя себя к лучшему, мы меняем окружающий мир.

Чаще всего под нравственностью понимают моральные правила поведения людей. Нравственность – это норма поведения человека, определяющая его внутреннюю культуру, его характер, его отношение к другим людям. Нрав, нравственность, характер. Все эти близкие понятия познаются в динамике, т.к. каждый человек сам определяет для себя норму поведения. Для одного – это честь и честность, для другого – хорошее воспитание, для третьего – интеллигентность, а четвертый скажет – все относительно. Но наверняка каждому здравомыслящему человеку понятно, что речь идет о человеческих добродетелях. Все, что не укладывается в понятие «добрые дела», находится в плоскости безнравственности.

Нравственность зависит от базовых установок воспитания с детства. Все, что впитано с поведенческой модели родителей, найдет свой отклик в характере ребенка. Если характер ребенка формировался в аморальной обстановке, то вряд ли из него вырастет достойный человек. В семье, где научат жить по совести, а не по «волчьим законам», будет воспитан благопристойный член сообщества. Он будет обладать положительными качествами, сможет с уважением относиться к старшим людям. Он будет внимательным и отзывчивым к просьбам.

Лично для меня нравственный человек – это тот, кто не завидует другим. Кто умеет быть благодарным за то, что имеет и искренне радуется чужим успехам. Кто никогда не жалуется на трудности жизни, на отсутствие финансов. Тот, кто поддержит слабого, того, кто отстал, того, кому тяжелее. Это человек с добрым, отзывчивым сердцем. Тот, кто не боится идти навстречу жизненным обстоятельствам, сохраняя принципы внутренней чистоты.

Мне в жизни очень повезло, т.к. я живу в окружении людей, которые обладают многими положительными качествами. Мои родители являются примером достоинства и высокой морали. Им чужды зависть, жадность, ограниченность взглядов на жизнь. Все мои друзья живут по совести, т.к. с детства знакомы с постулатами «что такое хорошо и что такое плохо» из поэтического наследия Маяковского. Еще они читали «Приключение Тома Сойера», «Четвертую высоту», «Тимура и его команду» и др. Богатый внутренний мир и внутренняя культура взрослого человека обеспечиваются именно чтением хорошей детской литературы.

Я искренне жалею людей, которые перестали верить в добро и чудеса, а самой насущной проблемой для них стало лишь финансовое самоутверждение. В погоне за обогащением они чаще всего становятся духовно ограниченными. Но осуждение нельзя отнести к добродетели, поэтому и судить таких людей не стоит. Нужно самому по совести мыслить и действовать. Стремиться вырабатывать в себе духовные качества, за которые не будет стыдно перед собой и близкими людьми. Это станет нашим маленьким вкладом в улучшение мира.

Предмет этики

Этос

Этика

Этика

Моральное измерение личности, Моральное измерение общества

Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям.

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный и умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе, чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются при общении с другими и описывают само качество этих отношений. Например : Робинзон, оказавшись на острове, мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появилась Пятница, у него не было возможности быть любезным.

Многие моральные качества личности проявляются только в отношениях между людьми (честность, доброта).

Мораль ответственна за человеческое общежитие — это регулятор отношений между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Мораль не только ответственна за человеческие общежития, она придает ему изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможные отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот универсал, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие. Человеческие отношения и человечность отношений – очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера.Единство свободы воли и всеобщности составляют характерную особенность морали.

Золотое правило» в этике

«Золотое правило»

Мораль: определение.

мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

мораль предстаёт в 2-х обличиях:

Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

7.ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

  • регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет
  • воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества
  • оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности — это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.

Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

моральное сознание

нравственная деятельность

нравственные отношения

Этика Конфуция.

Родился 551г до н.э., Китай.

Учение Конфуция изложено в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленной учениками.

ЖЕНЬ («человечность»)., Некоторые высказывания:

«Тот, кто искренен, стремится к человеколюбию, не совершит зла».

«Вне своего дома относись к людям так, как принимаешь гостей».

«Не делай другим то, что себе не желаешь».

  • ЛИ («ритуал»).

Основа ритуала – «сыновная почтительность» (почтение сына к отцу и забота отца о сыне; Почести, которые оказывает отец к сыну, возвратятся к сыну через его собственных детей),

Любовь к предкам,

Соответствие своему назначению. Каждый должен честно выполнять свой долг.

воспитанность (ВЕНЬ ) – культурный смысл жизни. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, то он подобен деревенщине». «Если в человеке превосходит воспитание естественности, он подобен ученому-книжнику». Когда воспитанность и естественность уравновешивают друг друга, то человек становится благородным мужем ( ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ). Благородный муж – средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, он стремится познать правильный путь — ДАО.

Черты благородного мужа:, Нравственное учение Будды

Основатель – индийский принц Гаутама. Он получил имя Будды — пробужденный, осветленный. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Четыре благородных истины:

Жизнь полна страданий, — есть причина этих страданий, — можно прекратить эти страдания, — есть путь, ведущий к прекращению страданий, для этого необходимо следовать благородному восьмиричному пути. Это путь нравственного совершенствования,где соединяется сознание, поведение.

1. ступень: правильные взгляды – свободные от заблуждений, познание, понимание четырех истин.

2 ступень: правильная решимость – путь духовного отрешения от привязанности к миру.

3. ступень: правильная речь – воздержание от лжи, от фривольных разговоров.

4 ступень: правильное поведение. Отказ от уничтожения живого, от воровства.

5 ступень: правильный образ жизни, зарабатывать на жизнь честным путем.

6 ступень: правильные цели, искоренять дурное.

7 ступень: обретение правильного направления мысли – знать, что происходит в жизни.

8 ступень: правильное сосредоточение. Приобретение невозмутимости, освобождение от всех страстей, постигаем «НИРВАНУ».

Пять требований для мирянина:

1. Воздержание от нанесения зла

2. Воздержание от лжи

3. Воздержание от кражи

4. Воздержание от чувственных излишеств

5. Воздержание от алкоголя

Буддизм утверждает принцип свободы, автономии личности. Человек параллельно живет от Бога и не зависит от него. Человек должен любить все живое. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели.

Этика Моисея.

В Пятикнижии Моисея формировалась хозяйственная этика древних евреев (заповеди), в которой акцент сделан на правах человека. Дается критика ростовщичества и долгового рабства соплеменников. Содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения древних евреев — заповеди — начертанные Богом на «скрижалях завета» были даны Моисею на горе Синай. В числе десяти заповедей содержатся шесть нравственных норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность.

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

Два начала лежат в основе Моисеева закона — справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога — по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешиватьЧеловек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Все эти заповеди вытекали из общей: Люби ближнего своего, как самого себя. Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и домашних животных.

Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из — за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи акцент на права человека, а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

Этика Иисуса Христа

Этику Иисуса Христа кратко можно определить, как этику любви. О жизни и учении Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам его учеников и учеников его учеников.

Евангелие (благая весть) повествует, что Христос является сыном Бога, родившемся от непорочного зачатия. Он

послан на землю, чтобы подготовить людей к последнему страшному суду.

Иисус смотрит на нашу жизнь (на наш мир) как бы из зазеркалья – из вечности. Он говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, отделяют друг друга непреодолимой пропастью. Он говорит как человек, пришедший оттуда. Иисус говорит, что Небесное царство близко (грудущ.царство – конец света, апокалипсис).

Иисус перевернул сложившийся порядок ценностей. Иисус называет себя сыном человеческим. Добродетель сына состоит в послушании отцу. Сын не просто принимает волю отца, он принимает её как свою. «Отец любит сына» — это кач-во делает отца отцом. Человек-сын уподобляется Богу-отцу через любовь. Этика Христа есть этика любви. Последнее наставление Христа – любить друг друга.

Любовь смиренна – любовь деятельна – любовь бескорыстна. Любовь к врагу – божеств. высота чел-ка.

Этика Мухаммеда.

Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этич. программы явл-ся – идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и обществ.согласия явл-ся безусловно вера в Бога в том виде, в каком сам бог счёл нужным открыться людям.Суть откровений Мухаммеда состояла в том, что миром правит Бог. Бог абсолютен во всех отношениях, бог истины, справедливости и милосердия. Только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой.Идея единого Бога указывает чел-ку его достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человека определённым образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде всего к другим людям. ЕДИНСТВО БОГА – ГАРАНТИЯ ГАРМОНИИ МИРА. Человеческое существо тоже должно быть единым. Вера едина, в неё нельзя разделяться.

Ценност. Идеал

Ценность – это понятие, которое выражает значимость , которую нечто имеет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности – смысл жизни, свобода,

счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение . Поэтому каждый индивид должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.

Моральные ценности — общественные уcтановки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий. Нравственный идеал — это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

16.17. Добро и зло:

В первобытном обществе «добро» — полезное, ценное вообще.С появлением цивилизации, классового общ-ва выделяется и моральное и материальное понимание добра и зла.Добро противопоставляется практической целесообразности. Существует два подхода: духовный и материалистический. В дух. подходе: добро – высшая идея, говорил Платон, — абсолютная идея, Гегель. Добро – проявление божественной воли. Добро – одухотворённая любовь, а зло – противодуховная вражда, говорил Ильин. В матер. подходе: Добро – то, что способствует счастью чел-ка, что отвечает потребностям, интересам людей. Добро даёт наслаждение, помогает избегать страдания. Добро – выгода, то, что приносит личное счастье. Эпикур говорил, что добро – то, как достигнуто счастье.

В марксизме считали немного иначе. Добро – проявление обществ.отношений, в кот. воплощаются потребности класса, обществ. групп.

В добре отражается стремление человека к совершенству и к устранению препятствующих вершин. Добро – понятие творческое. Формы проявления добра – чуткость, справедливость.

Зло – то, что безнравственно, наносит вред людям. Зло разделяет, разрушает людей.

Зло физическое – не зависит от чел-ка (смерть, стихийное бедствие), зло моральное – особые кач-ва и деяния людей, зло социальное – войны, кризисы, соц. катаклизмы.Кант говорил, что зло может проявляться в использовании одними людьми других. Конфуций говорил, что на зло нужно отвечать справедливостью.

18. Долг:

Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение. Психологически долг в самом деле осознается личностью как необходимость совершения определенных действий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности. Однако не следует сбрасывать со счета, что то, что со стороны предстает как нигилизм, может мотивироваться протестом против действительной внешней принудительности общепринятых норм – обычаев, нравов, социальной дисциплины. Нравственный пафос протеста против внешнего, служебного, лицемерного подчинения общественным нормам, несомненно, может быть привлекательным. Однако усмотрение в моральном долге именно вынужденного подчинения бытующим нравам некорректно по двум основаниям. Во-первых, полнота индивидуального, личностного проявления основывается на восприятии личностью возможно большего опыта других людей. Этот опыт безлично сохранен и обобщенно выражен в культуре, в том числе в нравственных нормах – универсальных и локальных. С этой точки зрения, долг может быть понят как способ расслабиться: не изобретать велосипед, но исполнять обоснованно рекомендуемое общественной средой или уважаемыми и достойными доверия людьми как должное.

Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. В исполнении долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Сознание долга не существует само по себе. Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требований. Поэтому, повторим, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением, по крайней мере неправильно понимать его только так. В долге отражен определенный механизм взаимодействия между людьми. Мораль можно представить как систему взаимных обязанностей, которые вменяются людям, которые люди принимают на себя (или предполагается, что люди приняли на себя), которые осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах. Так, заповедь любви указывает на то, что долгом человека является милосердие. Милосердие же предполагает не столько состояние души, сколько определенные действия человека в отношении других. Заповедь гласит о том, что человек должен быть готов помочь каждому, нуждающемуся в помощи, пожертвовав своим временем и средствами, а возможно репутацией, даже представителю враждебного племени и чужой веры. Таков смысл безусловности и категоричности долга вообще – человек ему следует несмотря ни на что. Но конкретное действие, которое совершается в исполнение долга, конечно, обусловлено: оно именно таково, какое требуется обстоятельствами.

19. Совесть:

Совесть – самое сокровенное явление морали. Кант говорил, что совесть есть сознание внутреннего судилища в чел-ке. Толстой утверждал, что берегись всего того, что неодобряется твоей совестью.

Совесть – понятие, характеризующее способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть проявляется эмоционально (совесть в роли переживаний) и рационально.

Совесть связана со стыдом. Совесть показывает зависимость общ-ва от личности, его внутреннего суда. Совесть может выражать идеалы личности и общ-ва.

Совесть – зеркало, отражающее сознание чел-ка. Высший суд – суд совести. Потеря совести – деградация личности.

Этические взгляды Эпикура.

ЭПИКУР (342–270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его собственного учения.

Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившим, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

Мораль и право.

1.Цель регуляции.

М.- двуединая цель: 1.разрешение универсальных противоречий бытия: должное/сущее, социальное/индивидуальное, добро/зло. 2. поддержка, сохранение общности.

П. — двуединая цель: 1. защита собственности и собственника. 2.защита общественного порядка.

2. Способ регуляции. Всего 3 способа: духовный – опора на добрый разум, чувства, добрую волю; материально-экономический; физический, насильственный.

М. – опирается только на один способ регуляции – духовный. Мораль самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке, но реально М. Оказывается самым не действенным, несовершенным видом, по причине человеческого произвола.

Шарль Фурье «М. – это бессилие в действии». Ницше «М. – это удел слабых, это удел рабов.

П. – духовные – правовое просвещение, правовое воспитание, правовые санкции; материально-экономические – налоги, штрафы; физически-насильственный – лишение человека свободы, заключение.

Предмет этики

Этика — важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.

В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

Слово «Этика» было образовано Аристотелем от слова «этос», которое имело несколько значений. Этос — это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

Этика — моральная философия, где этика — это область знания, а мораль -ее предмет.

Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.

Этика — это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.

Моральное измерение личности

мораль (от греч.) — мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделить тело, душу и разум, то она является качественной характеристикой его души. Когда про человека говорят, что он душевный, то имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда называют бездушным, то подразумевают, что он является жестоким и злым. Взгляд на мораль как качественную определённость души обосновал Аристотель. При этом под душой понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, который содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие, взаимопроникновение, синтез. Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Мораль во все времена у всех народов ассоциировалась со сдержанностью в отношении эффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из 1ых мест занимали качества, как умеренность и мужество-свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху. Господство человека над самим собой — господство разума над страстями.