Практикум по обществознанию «Нравственные основы жизни»

Эссе

Что такое нравственные ценности

Нравственные ценности – это значимые и важные, наделенные субъективным смыслом материальные и нематериальные объекты. Ежедневно мы сталкиваемся с ситуацией нравственного выбора, наши поступки основаны на внутренних ценностях и убеждениях.

Сами по себе ценности объективны. Они уже существуют в мире, люди только принимают или отвергают их. А вот личная система и иерархия ценностей всегда субъективна. Человек выбирает и ранжирует ценности согласно своим потребностям, знаниям, опыту, мотивации и восприятию. Ценности – это жизненные ориентиры, которые объединяют или разъединяют людей, определяют специфику и характер межличностных взаимоотношений.

Нравственные ценности помогают отличить добро от зла, определить, что хорошо, а что плохо. К общечеловеческим нравственным ценностям относится:

  • мудрость,
  • счастье,
  • свобода,
  • любовь,
  • семья,
  • милосердие,
  • честность,
  • искренность,
  • исполнительность,
  • верность,
  • правдивость,
  • доброжелательность,
  • надежность,
  • порядочность,
  • ответственность,
  • труд,
  • истина,
  • человек,
  • знания,
  • культура и т. д.

Ценится уважение прав и свобод человека, сам факт человеческой жизни. Можно назвать еще много общечеловеческих нравственных ценностей (самая большая классификация насчитывает 46 позиций).

Но не для всех людей общечеловеческие ценности являются внутренними ценностями. Формирование системы ценностей зависит о среды, в которой растет и воспитывается человек.

В свою очередь ценности влияют на направленность деятельности и личности, поступки и действия, социальную активность и позицию, отношение к себе и миру, поведение, цели и выбор средств их достижения. Ценности нужны человеку для поддержания смысла жизни, понимания траектории жизненного пути. Если система ценностей рушится, то человек оказывается в трудной, кризисной ситуации, состоянии растерянности и неопределенности. Он не знает, чего хочет от жизни, сомневается при принятии решений.

Ценность –

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества).

Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности.

3 стр., 1052 слов

Значимость человека

... намного важнее. Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему "Значимость человека"» ... верным(-ой-) мужем/женой, преданным другом, трудолюбивым работник и просто Значимым Человеком. Быть человеком — значит жить, И наслаждаться каждым мигом. Жить так, ... Нам так много дано. Целый мир: путешествия, необыкновенные места, замечательные люди, приключения, , фильмы, огромное количество интересных вещей и чудес, ...

Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами. Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся. Моральные регулятивы, общественно детерминирующие поведение людей, преломляясь сквозь внутренний мир человека и обретая подлинно гуманистический статус, становятся нравственными ценностями личности.

Главными нравственными ценностями личности являются:

  • добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;
  • долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности, духовности);
  • смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);
  • совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);
  • счастье (моральная ценность, раскрывающая моменты высшего удовлетворения личности своим бытием, проявляющиеся в профессиональном успехе, духовной и личной самореализации);
  • дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);
  • любовь (духовное и физическое единение людей);
  • честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);
  • достоинство (безусловная нравственная ценность любого человека как представителя человеческого рода);
  • патриотизм, гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);

нравственный идеал –

Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью. Необходимо отметить, что нравственные ценности и во внутреннем мире личности, и в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с эстетическими, религиозными ценностями, либо с атеистическим восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.

2 стр., 790 слов

Я лучше я умнее всех человек такой моральной позиции

... личности. Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю лучше разобраться в поставленной автором проблеме. Позиция автора заключается в следующих словах: ”Человек, считающий себя лучше и умнее ... моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный. (13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, ... Ласточки”, я встретил такого персонажа ...

Виды и уровни ценностей

Психолог и социолог С. В. Капиканов делит ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные. К первым автор относит деньги, известность, комфорт, телесное наслаждение. Ко вторым – семью, любовь, веру, родину. Первая группа ценностей превращает людей в вещи, разрушает отношения, учит воспринимать других как средство достижения цели или как препятствие. Вторая группа учит взаимопомощи, поддержке и сплочению.

Но стоит упомянуть об относительности отдельных ценностей. Не все люди готовы идти по головам других ради личного успеха. А другие ради семьи готовы пойти даже на обман и мошенничество. Любую ценность нужно оценивать исключительно в системе ценностей отдельного человека.

Это далеко не единственная классификация. Обобщенно можно выделить следующие критерии и виды ценностей:

  • по объекту: материальные, духовные (моральные);
  • по содержанию и предмету: социально-политические, экономические, моральные;
  • по субъекту: общественные, классовые, групповые;
  • по цели: эгоистичные, альтруистичные;
  • по уровню обобщенности: конкретные, абстрактные;
  • по способу проявления: стойкие, ситуативные;
  • по роли в человеческой деятельности: терминальные (цель), инструментальные (способ);
  • по содержанию деятельности: познавательные, предметно-преобразующие;
  • по принадлежности: личностные, групповые, коллективные, общественные, национальные, общечеловеческие;
  • по отношению группы и общества: позитивные, негативные.

Существует еще немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные).

Формируются ценности в ходе специально организованного (семья, школа) и случайного (улица, СМИ, друзья) воспитания.

Сочинение на тему «Ценности моей семьи»

Крутяк! 56

Семья ‒ это самое святое, самое главное, что есть у человека в его жизни. Взаимопонимание, доверие друг к другу, забота о родных людях, большие и маленькие общие радости ‒ это основа, на которой держится любая семья. Здесь нас всегда любят и ждут. Так приятно бывает вернуться домой после поездки. Дома все родное. Тебя сразу примут, вкусно накормят и будут внимательно слушать твои рассказы. Здесь нас никогда не разлюбят.

6 стр., 2995 слов

«Начальник. Друг или враг?» глава седьмая - 8 (Скрытое управление руководителем)

Скрытое управление начальником осуществляется по следующим направлениям: нейтрализация его недостатков как руководителя (недостаточный профессионализм, отрицательные черты характера, пробелы в образовании, недостаток культуры); достижение личных выгод инициатора воздействия не в ущерб работе и руководителю; получение личной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю. Последний случай будем ...

Семья ‒ это место, где тебе не будут врать, а скажут горькую правду для твоего блага. Без семьи жить нельзя. Без нее ты чувствуешь себя одиноким.

Семья ‒ это опора. Чтобы ни произошло с нами, чтобы у нас ни случилось, мы всегда получим поддержку и понимание со стороны родных людей. Никто не будет любить нас так, как наши родители. Они готовы пожертвовать всем ради нас.

О семье, о том как она важна в нашей жизни писали многие писатели и поэты в своих произведениях. А художники нередко рисовали картины на тему семьи. Для меня семья ‒ это радость, опора. Я всегда буду возвращаться в мою семью. И никогда не забуду моих любимых родителей. Ведь они всегда меня будут ждать и любить. Моя семья ‒ моя крепость. Здесь меня все любят и заботятся обо мне. Семья ‒ это великая ценность сама по себе. Но и внутри семьи есть свои собственные ценности. Я хочу рассказать о наших семейных ценностях.

Я думаю, что главная ценность любой хорошей семьи ‒ это доверие. Наша семья здесь не исключение. В нашей семье все доверяют друг другу. И именно потому, что есть доверие, в нашем доме не живет ложь. Ей просто нет здесь места. Мама и папа доверяют друг другу. Родители доверяют нам с сестрой. А мы, в свою очередь, знаем, что родители нас не обманут. Поэтому дети в нашей семье никогда не врут насчет оценок, случайных проступков и мелких шалостей. Когда я впервые получил двойку, я очень расстроился. Но я не испугался, что меня будут ругать. Я просто не хотел расстраивать маму с папой. Мне всегда очень грустно, когда мама расстроена. Я не стал прятать дневник и врать. Я пришел домой и честно рассказал все маме. Ведь правда ‒ это ценность моей семьи. И мама, зная это, меня почти не ругала. А только посоветовала как исправить оценку. Мне бывает очень стыдно перед мамой за проступки и плохие дела, но это потому, что я очень ее люблю. Я думаю, честность и искренность ‒ это важные ценности моей семьи и ее прочный фундамент.

Еще одна ценность нашей семьи ‒ это любовь. Семья начинается с любви. Мама с папой полюбили друг друга, поженились и родилась наша семья. Родители очень любят своих детей. Я думаю, счастливой может быть только та семья, в которой есть любовь. Нет любви, нет семьи. Сочинение это я пишу не просто так, я точно знаю, что любовь живет в нашей квартире. На ней строится вся наша семья. Любовь помогает нам прощать друг другу все, жить в согласии, заботиться друг о друге.

Взаимная забота ‒ это тоже семейная ценность. В нашей семье все заботятся друг о друге. Мы с сестрой тоже проявляем заботу. Моя сестра уже в первом классе и я помогаю ей делать уроки, поддерживаю, если у нее что-то не получается. В меру своих сил мы заботимся и о родителях. Наш папа много работает и очень устает. Мы помогаем маме готовить вкусный ужин и все вместе встречаем папу, радуем его своими рассказами, успехами в учебе. Потом все вместе смотрим какой-нибудь веселый и интересный фильм. А когда наша мама заболела, мы с папой и сестрой варили для нее вкусный и полезный куриный бульон. Мы поддерживаем друг друга всегда, потому, что семья и семейные ценности очень важны для нас.

2 стр., 958 слов

Сочинение семья и друзья в моей жизни

... них попал в сложное положение. Семью и друзей на одну ступень ставить нельзя, каждый из них занимает свое место в жизни человека. Каждый играет большую роль в судьбе и жизни человека. Дополняя друг друга, они ... классик: «Ты просто будь мне самой верной, и я пойду за тобой до самого конца». Семья и друзья Несколько интересных сочинений Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского ...

В нашей семье все друг друга уважают. Уважение ‒ это тоже ценность в нашем доме. Мне кажется, что по-настоящему близкие люди ‒ это те, кто друг друга не только любит, но и уважает. Дети должны уважать родителей, потому, что те их растят, заботятся о них, воспитывают, учат жизни. Мама и папа всегда желают добра и плохого не посоветуют. Нельзя обижать родителей, врать, ругаться с ними, оскорблять, от этого им бывает очень больно. Мы стараемся не расстраивать маму и папу. А родители, в свою очередь, всегда спрашивают наше мнение и прислушиваются к нему в решении важных семейных вопросов. Хоть мы и маленькие, но они нас тоже уважают.

Если продолжить сочинение на тему эту, то добавлю еще, что мы, то есть дети, являемся тоже важной ценностью для взрослых членов нашей семьи. Нам всегда достается все самое лучшее. Нас оберегают, мы чувствуем поддержку родных всегда. Ради нас взрослые готовы многим жертвовать. И мы это понимаем и очень ценим. А, в свою очередь, считаем, что родители для детей тоже должны быть великой ценностью. Ведь они у нас одни, самые родные и самые любимые. Других не будет. Старших вообще надо беречь. Бабушек и дедушек своих мы тоже очень любим и стараемся о них заботиться. Мы с сестрой, когда гостим у бабушки всегда стараемся ей помогать в делах. Мы ходим за продуктами в магазин, помогаем убирать квартиру, а бабушка всегда угощает нас чем-нибудь вкусненьким даже если мы говорим, что не голодны. Бабушкины блины самые вкусные. Мы всегда будем помнить вкусные, теплые обеды в уютном бабушкином доме. А помощь друг другу ‒ это тоже ценность моей семьи. Все взрослые помогают нам в учебе. Сестренка сейчас первоклассница, ей очень нравится учиться. Но есть и свои трудности, тяжело адаптироваться к школе после садика.

Мой 5 класс тоже имеет свои трудности. Ведь до этого у нас было меньше предметов и всего один учитель. А теперь нагрузка намного больше. Справляться с трудностями и хорошо учиться нам помогает наша семья. Мы очень дружны и любим проводить свободное время вместе.

Ценности семьи включают в себя и совместный досуг. Родители всегда находят нам интересное и полезное занятие. Летом часто мы катаемся на велосипедах, гуляем и ездим за грибами. Зимой наш отдых ‒ это каток и лыжи. А еще мы часто ходим в кино и театр на детские спектакли. Мы никогда не забываем о наших семейных ценностях. И все разделяем их.

Я могу очень долго рассказывать о семье. Это очень приятно, потому, что речь идет о родных людях, о семейном уюте и счастье. В моей семье нравственные ценности на первом месте. И я уверен, что когда мы вырастем и у нас уже будут свои семьи, то мы сможем привить их и нашим детям и даже внукам.

Дата обновления: 12.01.2019 г.

Нравственное развитие личности

19 стр., 9015 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

... творческой личности (инициативности, творческой активности, целенаправленного произвольного внимания, творческих способностей). Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития ... на начальных этапах вхождения в музыку В советское время стала известной система музыкального воспитания детей ... учитель музыки в школе определила для себя интересные подходы на уроках . ...

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги).

Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?).

    Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).

  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина).

    Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).

  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Современное состояние ценностей

7 стр., 3357 слов

Исследовательская работа «Проблема нравственных исканий человека ...

... проблемы реальных людей. Какие же темы поднимались в русской литературе? Приемы создания характера в эпосе, лирике и драме То, какими приемами раскрывается личность и характер главного героя в произведении, зависит от жанра. В эпосе человек ...

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Но это не значит, что все люди утратили нравственность, и что будущее человечества обречено. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества. Система ценностей стала другой, но это не значит, что она стала хуже или лучше. А асоциальные и безнравственные личности были во все времена. И система ценностей тоже неизменно менялась.

«Мораль никогда не падает и не рушится, она просто меняется», – А. Никонов, российский публицист и журналист.

В заключение рекомендуем прочитать статью «Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека».

Понятие морали

Замечание 1

Этика, мораль и нравственность в современном мире выступают как синонимы, обозначающие нрав, обычаи, характер.

В советские времена и ученые и практики делали упор на классовом характере морали как типе общественного сознания, при этом общечеловеческими и общезначимыми нравственными ценностями не отрицались, но скрывались. Энгельс подчеркивал, что каждый из существующих трех классов того общества – феодальной аристократии, буржуазии и пролетариата – обладают особой моралью – классовой. Все эти типы морали имеют общую историческую базу, поэтому имеют общие черты. Таким общим является общечеловеческая нравственность, которая базируется на общечеловеческих и общезначимых ценностях. Поэтому разрабатывая проблемы нравственного воспитания современными отечественными учеными выделена приоритетность общечеловеческих ценностей.

Основными чертами морали выступают понимание соразмерности и соотношений личного, индивидуального и общественного, подчинение личных черт общественным, гуманности, которая предполагает взгляд на личность не как на средство, а как на самоценность и конечную цель.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Мораль как основа общечеловеческих ценностей 410 руб.
  • Реферат Мораль как основа общечеловеческих ценностей 230 руб.
  • Контрольная работа Мораль как основа общечеловеческих ценностей 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нравственность может быть определена как неписаные правила и нормы, которые регулируют отношения человека и окружающего мира, а также его поведение в обществе. Эти нормы не базируются на силе правового или административного принуждения, человек их добровольно использует, поэтому эти нормы предъявляют к нему высокие требования, по сравнению с законами, так как закон – низший предел нравственности.

3 стр., 1173 слов

Ценность жизни человека

... не выживать. В заключение хочу сделать вывод. Ничто не стоит человеческой жизни. Главное и самое дорогое, что у нас есть – наша жизнь, наше бытие. Каждый человек сам может увеличить её ценность. Но ...

Моралью пронизаны все психические элементы или воздействует на них. Основываясь на этом факте, для разносторонней характеристики нравственной личности, необходимо рассматривать все силы, субъективные факторы, которые заставляют ее совершать определенные поступки, действовать так, а не иначе. Такие фундаментальные факторы поведения – это интересы и потребности, которые выражаются влечениями, чувствами, взглядами, убеждениями, которые превращаются в поведенческие мотивы.

Человечество во все времена занималось поиском идеала нравственного человека. Платон, еще в III в до н.э., предложил четыре типа добродетели, чтобы охарактеризовать нравственного человека: мудрость, уверенность, мужество и справедливость. Христианской религией к ним было добавлено еще три: вера, надежда и любовь. Возникшие в результате учения семь добродетелей и в современном мире занимает важное место в православной этике. Нравственно-богословские традиции христианства соответствуют учению, касающемуся семи смертных грехов, к которым относят гордыню, алчность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и лень.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос