По обществознанию Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций)

Своим высказыванием К. Гельвеций хочет донести до нас, что подчинение или сопротивление законам напрямую зависит от нравов того общества, на которое и распространяет своё действие этот вид нормативно-правового акта.

Я полностью поддерживаю эту точку зрения. Действительно, именно люди создают законы порядком возведения в более высокий ранг уже имеющиеся правила и убеждения.

В социальной действительности мы можем проследить явную взаимосвязь моральных и правовых норм несмотря на сильные различия между ними. Моральные нормы обеспечиваются общественным мнениям и опираются на представления о добре и зле, в то время как правовые диктуются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Одним из источников права и является нормативно-правовой акт, к которому и относится закон. Закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой.

Но регулировал бы закон жизнь и деятельность людей, если бы он перечеркивал все принципы морали? Разумеется, нет. Поэтому в современных реалиях мы можем увидеть, что базовые моральные нормы, такие как «не убей, не укради, почитай отца и мать» и пр., выраженные в Библии, находят своё отражение в законах и ответственности за их неисполнение. Например, за убийство и кражу предусмотрена уголовная ответственность, а забота детей о нетрудоспособных родителях — одна из главнейших конституционных обязанностей.

Однако есть случаи, когда закон и мораль противоречат друг другу. Такой пример описан в романе Виктора Гюго «Отверженные». Там полицейский Жавер, казалось бы, наилучшее воплощение истинного блюстителя правопорядка, преследует беглого каторжника Жана Вальжана. Служитель закона не понимает, что побывавший на каторге был сослан туда за нелепую провинность, которая не предполагала такого сурового наказания. В глазах строгого полицейского были лишь предписанные правила, согласно которым он обязан арестовать Жана Вальжана несмотря на все добродетели последнего. В таких случаях следует ориентироваться не только на нормы, исходящие от государства, но и оценивать произошедшее с нравственной точки зрения, ведь законы просто не в состоянии предусмотреть такие нестандартные ситуации. Именно поэтому в конце Жавер осознал всю неправоту его суждений, ведь закон противоречил самому главному — его совести.

8 стр., 3856 слов

Театр французского классицизма. Театр Жана Батиста Мольера

... бесспорных положений, нормативная эстетика классицизма ограждала театр от многообразия ... Корнель нарушил все законы единств. Осуждение « Сида» ... связан с именем Жана Расина, обогатившего этот ... нормы высокого жанра классицистской драматургии. Трагедия Корнеля «Сид» ,написанная в 1636г., ознаменовала собой важнейшую веху в истории французского театра : был найден жанр классицистской трагедии . Классицизм ...

Таким образом, К.Гельвеций верно подмечает одну важнейшую деталь нормативно-правовых актов — даже с государственным принуждением они не смогут заставить сознательных людей пойти против морали, ведь это полностью противоречит их прямому назначению. Именно от общественных устоев зависит принятие и исполнение того или иного закона.


✉ Репетитор по обществознанию Абулова Б.Т . ????