Учимся писать сочинения с Мариной Лошевой

ТЕМЫ, НА КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ В 1-2 КЛАССЕ

Развивать навык письменного изложения своих мыслей нужно уже с первого класса. Ведь сочинения учителя просят писать уже во втором. А как научиться сочинительству, если ребенку не нравится писать? Дать ему на выбор интересные темы для этого! Мы собрали идеи, с которыми можно натренировать эту способность — умение писать сочинения, причем нескольких видов: сочинение-повествование, описание и рассуждение.

ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ПОВЕСТВОВАНИЙ

Что по сути повествование? Это рассказ, сказка, история. Дайте им возможность почувствовать себя писателем и сочинить свою историю, рассказать свою сказку. Неважно, выдуманные это будут события или реальные, главное — придерживаться цели такого сочинения, а именно: сообщать о развивающихся событиях в хронологической последовательности. Есть пять вопросов подсказок, на которые автор должен ответить в повествовании: что или кто, что делал/сделал, где, когда, зачем? Разворачивать сюжет и двигать его вперед помогают глаголы и все его формы (в 1-2 классе глаголы пока еще называют словами, обозначающими действие).

Повествование может идти от первого лица (то есть, от имени ребенка (я) или имени нескольких человек, например, друзей (мы)) или от третьего лица, когда образ рассказчика отсутствует. После того, как ребенок определится с темой своего рассказа или сказки, помогите ему с составлением плана:

  • вступление (время и место действия),
  • начало действия (завязка),
  • кульминация,
  • развязка и заключительная часть.

<Мой фиолетовый мелок.> Если вы читали с ребенком книгу «Гарольд и фиолетовый мелок» или «Приключения Карандаша и Самоделкина», то можно предложить ему представить, что волшебный мелок есть и у него. Что бы он нарисовал? Зачем? И что бы из этого могло получиться?

<Если бы у меня были крылья…> Ребенок может представить, что он птица или бабочка, но только на один день. Как бы он провел этот день? Куда бы полетел и что бы сделал, используя такую возможность?

<Если бы я жил под водой.> Похоже на предыдущее, только в другой среде обитания. Необязательно описывать именно себя, можно просто представить себя в образе рыбы или другого обитателя подводного мира. Для этого понадобится немного получше узнать жизнь тех, кто живет в океане, реке или хотя бы в аквариуме.

<История, которая началась с печали.> Каждый ребенок переживал какой-то печальный момент, грустил. Наверняка, он помнит об одном из них. Но ведь грусти и печали заканчиваются, и этот грустный день тоже закончился. Что смогло его развеселить, что помогло вернуть хорошее настроение. Или кто?

4 стр., 1700 слов

Урок подготовки к сочинению – повествованию на свободную тему в 5 классе

... других? Какая часть части в русском языке отвечает за действия? (Глаголы). ... важным является окончание текста – повествования. Как вы можете охарактеризовать финал ... о чем же пишет Миша? (Миша пишет о том, что ... «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей. ... подобрала. Вечером того же дня я увидел еще одну ... 6 классе наречие еще не изучено): вдруг, неожиданно, случайно, внезапно, нечаянно, по ...

<Самая страшная история.> Можно описать и историю, которая напугала ребенка. Что случилось? Что пришлось сделать, чтобы все закончилось хорошо? Почему было страшно? Где были взрослые? Историю можно и придумать, и не обязательно про себя, не забывайте.

<Переезд.> Если ребенку приходилось переезжать вместе с семьей, то он может на основе своего опыта придумать историю про какого-нибудь мальчика или девочку, или даже домашнего питомца, который переехал с одного места на другое. Что он испытывает? Как привыкает к новому месту? Как находит друзей?

<Волшебное платье.> Вот такое условие для завязки: у нашего героя есть волшебное платье, которое может превратить его в любого человека, когда он его наденет. Но только один раз и только до тех пор, пока он носит это платье. В кого захочет превратиться наш персонаж, и как проведет волшебное время в образе другого человека?

<Школьный дракон.> Давайте представим, что директор школы купил в живой уголок ящерку, а он превратился в дракона! Вот это история! Что будет со школой? С учителями? Удастся ли приручить его и научить хорошо себя вести?

ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ

В сочинениях-рассуждениях на первый план выходит образ мыслей сочинителя. Он отвечает на вопросы «почему? зачем? для чего?», рассуждает о происхождении каких-то вещей и последствиях каких-то поступков или ситуаций. План у сочинения-рассуждения уже выглядит иначе, нежели у сочинения-повествования:

  • вступление
  • тезис, или основная мысль, которая будет рассматриваться и доказываться
  • приведение аргументов (фактов, примеров, случаев, цифр, мнений, цитат)
  • заключительные выводы

В раскрытии темы сочинения движущей силой являются ответы или поиск ответов на заданные вопросы, используются такие слова как: во-первых, во-вторых, поэтому, так как, ведь, очевидно, вероятно, скорее всего, кроме того, значит, итак, следовательно и пр.

<Во-первых, это весело…> Что тебе нравится в школе? Если не в школе, то, например, на кружке мультипликации или робототехники? Зачем ты сюда ходишь?

<Книга, которую нужно прочитать всем.> Наверняка у ребенка есть рекомендация такой книги, которую он хотел бы посоветовать прочитать всем людям на свете. Почему именно ее, что читатель узнает, как книга может повлиять на его внутренний мир?

<Дикий зверь.> Какое дикое животное самое привлекательное в глазах ребенка? Почему? Чем оно ему нравится? Трудно ли им быть и почему?

15 стр., 7119 слов

Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения.»Человек ...

... Слайд №1 Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1 балл. Итог вашей работы будет ... Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе. Слово ...

<Как найти лучшего друга?> Все мы ищем друзей, и со временем находим. Но каким должен быть лучший друг именно для нас? Какие черты характера мы ищем в людях, чтобы считать их лучшими друзьями? Кто он — лучший друг?

<Нелюбимая погода.> Нелюбимый тип погоды есть у каждого. Кто-то не любит ветреные дни, кто-то — дождливые. А какую погоду не любишь ты? Почему?

<История игрушки.> Любимая игрушка есть у каждого ребенка. Какая любимая игрушка у тебя и что делает ее любимой? Как думаешь, когда ты перестанешь с ней играть? И что случится с ней после этого?

<Праздник.> Твой любимый праздник и почему он любимый?

<Рыба или лягушка.> Вот такой неожиданный выбор: кем бы ты хотел быть — рыбой или лягушкой? И почему?

<Мое здоровье.> Расскажи, почему важно чистить зубы и заботиться о своей гигиене? Или почему нужно придерживаться правильного питания, даже если очень хочется неправильной еды? Что произойдет с человеком, если неправильное питание или неправильный образ жизни перевесит правильный выбор?

<Собака — друг человека.> Что позволяет нам, людям, так считать?

<Страшно ли жить рядом с вулканом?> Рассуждай, почему люди живут рядом с вулканами? Ведь это объективно страшно. И может быть опасно.

<Почему динозавры вымерли?> Что ты знаешь об этом? Почему так произошло?

ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ОПИСАНИЙ

Если сочинение-повествование отвечает на вопрос «что произошло? что происходит?», а сочинение-рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?», то сочинение-описание отвечает на вопросы «какой, какая, какие, каким образом?». Оно описывает какое-то событие, или какой-то объект (в школе часто задают описать картину), или какого-то человека, или время года и т.д. В сочинении-описании применяется много прилагательных (слов, обозначающих признаки чего-либо/кого-либо), эпитетов, метафор, сравнений… План очень просто: вступление, основная часть, заключительная часть. Многие дети говорят, что это самый скучный вид сочинений. Но мы попробуем разубедить их в этом и потренироваться на нескучных темах.

<Как приготовить мое любимое блюдо.> Представь, что у тебя появился домовенок-помощник и хочет тебя порадовать. Просит рассказать, как приготовить твое любимое блюдо. Или мамино. Опиши от начала и до конца, что нужно взять и что нужно сделать, но постарайтесь не превратить сочинение в обычный рецепт из поваренной книги.

<Как играть в мою любимую настольную игру.> Друг по переписке просит тебя рассказать о каких-нибудь интересных настольных играх. Опиши, как играть в твою любимую настольную игру.

<Что делать, если ребенок потерялся.> Напиши инструкцию всем детям на случай, если они потеряются, оторвутся от родителей в развлекательном или торговом центре.

<Как ухаживать за питомцем.> Представь, что ты уезжаешь из города и на время отдаешь своего питомца другу. Опиши подробно и понятно, как ухаживать за питомцем, чем кормить, что он любит.

<Автопортрет.> Если бы у тебя появился друг, который не видит, как бы ты ему себя описал?

<Моя комната.> Попробуй описать свою комнату. Если кажется, что это скучно, тогда опиши комнату своей мечты, что бы в ней ты хотел изменить или добавить, в том числе волшебные вещи.

2 стр., 521 слов

Мой любимый предмет сочинение на французском языке

... в качестве третьего предмета в шестом классе, и я решил пойти на французский язык. В то время как мои родители настаивали на том, чтобы я ... мои друзья также стараются использовать предложения га французском, которые мы узнали, когда разговариваем друг с другом. Я также начал следить за французскими художниками и слушать французские песни. Вывод Французский, безусловно, стал моим любимым предметом, ...

<Мой город.> Опишите город, в котором живете. Где он находится? Как появился? Что в нем самого красивого и интересного, на ваш взгляд.

<Что такое вулкан?> Где они находятся? Какие бывают?

<Мой любимый динозавр.> Все дети любят динозавров, наверняка у тебя есть любимый вид. Опиши его, как он выглядел, что он ел, какой образ жизни вел?

<Среда обитания.> Выбери какую-нибудь среду обитания — океан, пустыню, саванну или что-то еще, и опиши, как она выглядит, какие животные там живут, кому приходится особенно тяжело?

<Любимый герой.> Это может быть как персонаж книги или мультфильма, так и реальный человек — современный или исторический. Опиши, как он выглядит, чем известен, какими чертами характера обладает.

***

Надеемся, что с идеями, которые мы перечислили, писать сочинения станет проще и интереснее!

Жанна Алибулатова