Куприн а. и. Мое любимое произведение Куприна «Олеся

Сочинение

/

  • Куприн
  • По рассказу Куст сирени
  • По рассказу Гранатовый браслет
  • Счастлива ли Вера Алмазова?
  • По произведению Чудесный доктор
  • Герои произведения Олеся
  • Ромашов в повести Поединок
  • Олеся из произведения Олеся
  • Иван Тимофеевич в повести Олеся
  • Шурочка в рассказе Поединок
  • Образ и характеристика Бек-Агамалова в повести Поединок
  • Осадчий в повести Поединок
  • Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок
  • Желтков в повести Гранатовый браслет
  • Анна Николаевна в произведении Гранатовый браслет
  • Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича из повести Куприна
  • Вера Николаевна Шеина в повести Гранатовый браслет
  • Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет
  • Любовь или сумасшествие по Гранатовому браслету
  • Анализ рассказа Чудесный доктор
  • Почему рассказ называется Чудесный доктор?
  • Пирогов в рассказе Чудесный доктор
  • Анна Марковна в рассказе Яма
  • Анализ произведения Молох
  • Герои произведения Гранатовый браслет
  • Любовь в творчестве Куприна
  • История создания повести Гранатовый браслет
  • Герои рассказа Куст сирени
  • Природа в повести Олеся
  • Василий Шеин в рассказе Гранатовый браслет
  • Лихонин в рассказе Яма
  • Николай Алмазов в рассказе Куст сирени
  • Отзыв о рассказе Куст сирени
  • Пудель Арто в рассказе Белый пудель
  • Сережа из рассказа Белый пудель
  • Вера Алмазова в рассказе Куст сирени
  • Тема любви в повести Олеся
  • Тема любви в рассказе Куст сирени
  • Трилли в рассказе Белый пудель
  • Назанский в повести Поединок
  • Роль пейзажа в повести Олеся
  • Чудесный доктор — служение людям в рассказе
  • Описание гранатового браслета
  • Симеон в рассказе Яма
  • Николай и Вера Алмазовы
  • Елизавета Мерцалова в рассказе Чудесный доктор
  • Хлебников в произведении Поединок
  • Шульгович в повести Поединок
  • Герои рассказа Белый пудель
  • По повести Олеся
  • Почему доктор чудесный?
  • Доброта в рассказе Чудесный доктор
  • Главная мысль рассказа Чудесный доктор
  • Дворник в рассказе Белый пудель
  • Герои рассказа Чудесный доктор
  • Капитан Слива в повести Поединок

Александр Куприн – один из известнейших не только в нашей стране, но и за рубежом писателей, прошлого века. Он является автором многочисленных произведений, среди которых: «Поединок», «Яма», «В цирке», «Болото», а также многих других. Его жизнь была насыщена радостными и очень печальными событиями.

8 стр., 3869 слов

Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не требующая награды» ...

... Сочинение на тему «Мечта» по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» Смысл названия и проблематика рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Имя А.И. Куприна прославили такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Поединок», ...

Детство и юность

А.И.Куприн родился 7 сентября 1870 года в маленьком уездном городке Наровчате недалеко от Пензы, в семье Куприных он был самым младшим шестым по счету ребенком. Отец Саши – Иван Иванович Куприн происходил из знатного, дворянского рода, мать — Любовь Кулунчакова, принадлежала к княжескому, но обнищавшему татарскому роду. В возрасте одного года Саша теряет отца, он скончался от чумы. После смерти мужа, Любовь Алексеевна осталась совсем бедной и одинокой вдовой, с тремя детьми. В 1874-ом году она решила переехать в Москву, там ей удается пристроить двух дочерей в государственные пансионаты, а сама с Сашей поселилась в доме для вдов.

В возрасте шести лет маленький Саша начинает обучение в Разумовском пансионате, это был интернат для сирот. После 4-х лет обучения он продолжил свое образование в Московском кадетском корпусе, оканчивает его, и после он был зачислен курсантом Александровского военного училища. Молодой, красивый юноша после окончания училища, получает звание подпоручик.

Начало творческого пути

Окончив военное училище молодой Куприн по распределению будет зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк и отправлен на военную службу в город Проскуров (в наст. вр. Хмельницкий, Украина).

Именно в эти трудные годы писатель, увидев, все тяготы и лишения военной службы впервые начал прорабатывать идеи для своих будущих рассказов. Ушел в отставку Александр Куприн, когда ему было 24 года, гражданской профессии у молодого человека не было, и Куприн был вынужден переехать в Киев, а после началось его путешествие в Одессу, затем перебирается в Севастополь. Меняя один город за другим, Александр не мог найти постоянства и наконец, в 1901 году он переезжает в Петербург, там благодаря Ивану Бунину устраивается на постоянную работу секретарем в издание под названием: «Журнал для всех».

В 1919 году после февральской революции Куприн вступает в Белую армию и становится редактором армейской газеты, но и этот путь был не долгим. Потерпев поражение от большевиков, Александр вынужден эмигрировать из страны в Европу. Жизнь в Финляндии, а потом во Франции не принесла писателю творческих плодов. В 1937 году Александр Куприн сам лично обращается к товарищу Сталину и находит поддержку в его лице.

Армейские и военные темы в творчестве Куприна сыграли огромную роль, повесть «Кадеты», буквально пропитана данной тематикой. Пиком карьеры писателя Куприна приходится на начало ХХ века, в это время выходит рассказ «Белый пудель», который становится классикой детской литературы. Далее он делится своими впечатлениями и воспоминаниями от посещения города Одесса, рассказ «Гамбринус», также публикуется, пожалуй, одно из самых читаемых произведений огромной аудитории – повесть «Поединок».

Отдельным местом в творчестве писателя была повесть «Яма», главные героини в которой были русские девушки легкого поведения. Книга была в буквальном смысле атакована критикой и рецензиями, но в то же время получила признание за реалистичность и правдивость.

2 стр., 892 слов

Тема любви в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»

... К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей. В русской ... юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» - любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного – ...

Все рассказы и повести А.И.Куприна это словно переписанная летопись того времени, на которое пришелся жизненный путь автора. Именно поэтому автор остается популярным в настоящее время.

Александр Куприн – мой любимый писатель. Сочинение на тему Мое любимое произведение Куприна «Олеся

Культура

>>

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/moy-lyubimyiy-rasskaz-kuprina/

«Партнер» №6 (225) 2020г.

Мой Куприн

Григорий Калихман (Дортмунд)

Любовь не выбирают — она приходит сама. Любовь к Куприну, как и любовь к Чехову, возникла у меня с юношеских лет. Эти писатели всегда были мне гораздо ближе, чем, скажем, Толстой, Достоевский, Тургенев. Это никоим образом не говорит о том, что упомянутые гиганты в чем-то уступают Куприну — просто он мне ближе и понятнее по своей тематике, образу мыслей и стилю изложения.

Сухие факты бурной биографии

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии. Его отец был потомственный дворянин, мать — из семьи татарских князей. Отец умер, когда мальчику был всего один год. Мать с детьми переехала в Москву, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя. В шесть лет мальчика отдали в Московский Разумовский пансион, созданный для детей-сирот. Затем в 1880 году он поступил во Второй московский кадетский корпус, по окончании которого в 1887 году был принят в Александровское военное училище. В 1889 году был напечатан первый рассказ Куприна «Последний дебют», за что автор, кроме гонорара и огромного чувства гордости за первую публикацию, получил двое суток карцера — юнкерам было запрещено выступать в печати. В 1890 году в чине подпоручика он поступил на службу в пехотный полк, который был расквартирован в городке Проскурове Подольской губернии. Армейская жизнь дала ему богатый материал для многих произведений. Офицер Куприн всерьез готовился к военной карьере, но его не приняли в Академию Генштаба.

Выйдя в 1894 году в отставку в чине поручика, Куприн переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. Он поселился на Подоле, в захудалой гостинице «Киевский порт». Жизнь в Киеве нашла отражение в его рассказах «Киевские типы», «Река жизни» и в знаменитой повести «Яма». В последующие годы Куприн много странствовал по России, перепробовал множество профессий: был грузчиком и рыбаком, охотником и водолазом, летал на аэроплане, был управляющим имением, псаломщиком, учетчиком на сталелитейном заводе и даже дантистом. В 1901 году он переехал в Москву и в начале 1902 года женился на Марии Карловне Давыдовой. Через год у Куприных родилась дочь Лидия. Этот брак продлился пять лет. Второй женой писателя в 1907 году стала Елизавета Морицовна Гейнрих, с которой он прожил до конца жизни. В этом браке родилась дочь Ксения.

Когда началась Первая мировая война, Куприн вместе с женой открыл в своем доме военный госпиталь. В ноябре 1914 года он был призван в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. Отречение Николая II писатель воспринял с энтузиазмом. Он симпатизировал эсерам, редактировал несколько либеральных газет. Пролетарскую диктатуру как форму власти Куприн не принял. Он осуждал политику военного коммунизма и сопряженный с ней террор, за что был арестован, три дня просидел в тюрьме, но по ходатайству Горького выпущен, однако внесен в список заложников. С началом Гражданской войны поручик Куприн вступил добровольцем в белую армию Юденича и стал редактором армейской газеты. После поражения Северо-Западной армии писатель, уже побывавший в тюрьме и в заложниках, покинул Россию. Он отправился в Ревель, оттуда — в Хельсинки, а в июле 1920 года переехал в Париж, где прожил долгих 17 лет.

4 стр., 1731 слов

Песня о любви, о земле, о жизни…» – повесть Чингиза Айтматова «Джамиля

... живого сердца, уроки жизни и непростой выбор... И, конечно, любовь, во всех ее проявлениях. Знакомство с произведением Айтматова получилось более ... перед Родиной. В повести о любви есть и тема войны – ведь муж Джамили Садык на фронте, Данияр вернулся калекой, ... несколько месяцев до своего восьмидесятилетия, в 2008 году. Его отец, Торекул Айтматов, был видным государственным деятелем Киргизской ССР, ...

Эмигрантский период его жизни был достаточно плодотворным, однако скудные литературные гонорары не позволяли вести достойную жизнь. Семья обеднела и погрязла в долгах, Куприна одолевали болезни, тем более что в эмиграции он страдал от хронического алкоголизма. Возвращение в СССР стало единственным способом решить материальные и психологические проблемы. Куприн обратился за визой в советское посольство в Париже. 23 октября 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «разрешить въезд в СССР писателю А.И.Куприну». В 1937 году смертельно больной писатель приехал в Москву, где ему была оказана необычайно теплая встреча, однако он уже с трудом воспринимал окружающее. Куприн скончался 25 августа 1938 года. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой Тургенева.

Творчество

Все произведения Куприна написаны мощно, со страстью — у него нет ни одной равнодушной страницы. Я остановлюсь лишь на тех, которые представляются мне наиболее интересными. В 1896 году было опубликовано первое крупное произведение — повесть «Молох». Это единственное обращение писателя к «производственной» тематике. Как известно, Молох — это древнее языческое божество, которое требовало человеческих жертвоприношений. В повести Куприна Молох — это сталелитейный завод, который тоже требует человеческих жертв и сполна получает их. Советские критики упрекали писателя в том, что он недостаточно рельефно показал все язвы капитализма и сосредоточился не на социальных, а на психологических проблемах. Через два года появилось следующее крупное произведение — повесть «Олеся», о которой я расскажу чуть ниже.

В 1904 году был написан небольшой рассказ «Корь». В этом рассказе богатый помещик, который называет себя «истинно русским человеком», говорит: « Я горжусь тем, что я — русский, и говорю всем в глаза: довольно нам стоять на задних лапах перед Европой. Пусть почувствуют, что великому, славному, здоровому русскому народу, а не им, тараканьим мощам, принадлежит решающее слово. Скоро этому безобразию придет конец. Русский народ проснется и даст под зад старой Европе

». Эти слова звучат так свежо, как будто написаны в наши дни, а не сто лет назад.

В 1905 году вышла из печати повесть «Поединок», которая принесла Куприну всероссийскую славу. До него армейская жизнь трактовалась исключительно в возвышенно-патриотической тональности, например, «Бородино» М.Ю.Лермонтова или «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Куприн, прослуживший четыре года в захудалом гарнизоне, не понаслышке знал армейские будни. Он показал ежедневную муштру, телесные наказания, униженность солдат и повальное пьянство офицеров. И в этом застойном болоте вырастает прекрасный цветок — проникновенная любовь подпоручика Ромашова к Шурочке, одной из замужних дам местного гарнизона. «Поединок» — одна из лучших, полных тончайшего психологизма повестей Куприна.

5 стр., 2422 слов

Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»

... повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» ...

Пожалуй, самым спорным произведением писателя является повесть «Яма», которая публиковалась по частям с 1909 по 1915 год. В мировой литературе это — единственное произведение, в котором описана жизнь публичного дома и его обитателей. Собирая материал для этой повести, писатель прожил несколько месяцев в подобном заведении, где давал уроки хозяйской дочери. Сознавая неоднозначность своего произведения, автор предпослал ему такой эпиграф: « Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству

». В моей библиотеке пятый том собрания сочинений Куприна, в котором напечатана «Яма», является самым потрепанным. Корней Иванович Чуковский, в молодости друживший с Куприным, писал: «

До чего же он похож на свои сочинения! Куприн в них полностью отражает себя. Каждое его произведение — это он сам

».

Любовь в произведениях Куприна

Любовь, ее власть над человеческим сердцем, ее муки и радости — одна из главных тем в творчестве Куприна. Герои многих его произведений освещены этим чувством. Однако их любовь — это почти всегда безнадежное платоническое чувство. Нас всех когда-то потряс фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли, поставленный по повести «Олеся». Два человека встретили и полюбили друг друга, но эта любовь не приносит им счастья. Олеся выросла среди леса, она не умеет читать и писать, зато ей свойственны простота, естественность и внутренняя свобода. Иван Тимофеевич, приехавший поохотиться в полесских лесах, — типичный барин. Он образован, но не решителен, а его доброта больше похожа на малодушие. Эти двое настолько разные, что даже любовь не может преодолеть пропасть между ними. И все-таки, несмотря на грустный конец, после прочтения повести в душе остается ощущение чего-то светлого.

«Гранатовый браслет» — трогательная история любви, в основу которой положен реальный случай. Мелкий чиновник влюбился в знатную замужнюю даму — что не такая уж редкость — и регулярно пишет ей письма, в которых говорит о своей любви, не пытаясь с ней встретиться. В день рождения своего божества он посылает ей браслет с редчайшим зеленым гранатом. Убить в себе любовь он не может и в то же время не хочет беспокоить даму своими чувствами, а вскоре кончает жизнь самоубийством. Но его любовь не умерла, она продолжала жить и после его смерти. Она сохранилась в воспоминаниях этой женщины, жила рядом с ней, но не как укор, а как ее нежный ангел-хранитель. Устами одного из героев автор говорит, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она отдает себя всю и не требует ничего взамен. В этом рассказе Куприн говорит о вечной благодати и вечной красоте, заложенной в женщине. Нерушима его вера в поэтичность женщины и женской любви. Бесчисленные женские образы, начиная с «колдуньи» Олеси и кончая Любкой из грязного притона («Яма»), обрисованы в его произведениях проникновенно и вдумчиво. Как живых мы видим Раису и Шурочку из «Поединка» или двенадцатилетнюю Тиночку из рассказа «Тапер». А какое знание женской психологии, женских пристрастий и вкусов! Кажется, что природа подслушала высказанное им желание: «Хочу хоть несколько дней побыть женщиной» и исполнила его странную прихоть. Стоит упомянуть еще один замечательный рассказ о любви, который называется «Синяя звезда».

19 стр., 9218 слов

В чём состоит сила любви? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)

... произведений- «Олеся» и «Гранатовый браслет». В повести «Олеся», написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси, девушки ... когда, по мнению Куприна, еще умели любить… Талант любви в произведениях Любовь-одно из ... рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в ...

Особняком от всех произведений писателя стоит рассказ «Суламифь», в котором повествуется о счастливой плотской любви израильского царя Соломона и простой девушки с виноградников. Однако и эта любовь заканчивается трагически. Повесть написана по мотивам библейской книги «Песнь песней». Некоторые современники Куприна весьма неодобрительно отзывались об этом римейке.

Еврейская тема в творчестве Куприна

Ни один из российских классиков не писал столько и с такой симпатией о евреях, которые среди многих народов царской России были самой бесправной и самой униженной нацией. Они были ограниченны во всем: в выборе мест проживания (т.н. черта оседлости), в запрете заниматься определенными профессиями, в частности, земледелием, в получении образования, а также не могли занимать государственные должности… Евреи использовались правительством для того, чтобы в нужный момент направлять народное недовольство, вызванное его собственной бездарностью, против евреев, что выливалось в еврейские погромы.

Говоря об образах евреев в произведениях Куприна, можно вспомнить повесть «Молох», где единственным сугубо положительным персонажем является еврей доктор Гольдберг — ангел-хранитель главного героя инженера Боброва. Далее хочу привести малоизвестный рассказ «Жидовка», написанный в 1904 году. Военный врач Кашинцев едет к месту службы и по дороге останавливается на захудалом постоялом дворе, хозяином которого является еврей. Еду постояльцу принесла жена хозяина, которая была необычайно красива. Кашинцев посмотрел на нее, и какая-то невидимая сила толкнула его в грудь. В чем счастье? — спросил себя Кашинцев. Быть рядом с такой женщиной и знать, что эта божественная красота — твоя? И что в сравнении с этим всё остальное в жизни: служебная карьера, честолюбие, философия, известность?.. Удивительный, непостижимый еврейский народ! Посмотрите на эту женщину. Вот залог бессмертия еврейского народа. Еврейская женщина бережет дух и тип расы, бережно несет сквозь ручьи крови под гнетом насилия священный огонь народного гения и никогда не даст его потушить. Какие слова! Их не мог написать человек, ненавидящий евреев или даже равнодушный к ним.

Рассказ «Свадьба», написанный в 1908 году, наполнен ненавистью к той среде, которая взрастила антисемитов-погромщиков. Вот его краткое содержание. Прапорщик Слезкин, служивший в одном из гарнизонов Юго-Западного края, приглашен на еврейскую свадьбу. Теперь слово автору: « Он уже изрядно выпил и закусил, но слепое бешенство накипало в мозгу Слезкина. Каким-то завистливым враждебным инстинктом он чуял вокруг себя многовековую, освященную обычаем и религией спайку, ненавистную его… мелочной натуре попа-неудачника. Сердила его недоступная, не понятная ему яркая красота еврейских женщин и независимая, на этот раз, манера мужчин держать себя — тех мужчин, которых он привык видеть… приниженными и заискивающими. И, по мере того, как он пьянел, ноздри его раздувались, стискивались крепко зубы и сжимались кулаки

21 стр., 10008 слов

Тема ‘идеальной любви’ в творчестве А.И. Куприна

... А.И. Куприна. Следовательно, объект данной курсовой работы - творчество А. И. Куприна, а именно: повести «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и роман «Колесо времени». Предметом исследования является тема «идеальной любви» в ...

». Повод для скандала нашелся, когда начали собирать деньги на приданое молодым. Красный горячий туман хлынул прапорщику в голову. Не буду приводить всё сказанное Слезкиным в пьяном бреду — каждый может додумать сам и не ошибется.

После страшного еврейского погрома, произошедшего в Одессе в октябре 1905 года, Куприн пишет в 1907 году один из самых знаменитых своих рассказов «Гамбринус». Так называлась пивная, находившаяся в центре города, на Дерибасовской улице. В рассказе говорится о бесстрашии и силе человеческого духа, которые воплощает в себе еврей-скрипач Сашка, много лет игравший в этой пивной и бывший любимцем всей тамошней публики. Вот крохотный отрывок из этого рассказа: « И на весь город спустился мрак. Ходили темные, тревожные, омерзительные слухи… А на окраинах, в зловонных коморках и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал от ужаса избранный народ божий, давно покинутый гневным библейским богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжких испытаний еще не исполнена… Утром начался погром. Люди шли теперь убивать, и шли не потому, что им было приказано, и не потому, что они питали вражду против евреев, с которыми часто вели тесную дружбу… А потому, что грязный, хитрый дьявол, живущий в каждом человеке, шептал им на ухо: «Идите. Всё будет безнаказанно: и сладострастие насилия, запретное любопытство убийства и власть над чужой жизнью»

Находясь в эмиграции, Куприн написал автобиографический очерк «Домик», в котором рассказывает о своем знакомстве с Шолом-Алейхемом: « Нас познакомили с великим еврейским писателем, бесподобным юмористом Шолом-Алейхемом. Этот невысокий человек с острым и добродушно-лукавым взглядом охотно прочитал нам несколько своих коротеньких рассказов. Как выразительно было каждое его слово! Как ясны и богаты были его интонации

!» Заметьте, это пишет русский писатель о еврейском писателе.

К сожалению, объем журнальной статьи не позволяет остановиться на других произведениях, которые мне тоже очень нравятся. Я поделился с читателями своей любовью к Куприну и робко надеюсь, что моя статья кого-то побудит вновь обратиться к произведениям этого писателя.

Повесть «Олеся» — одно из моих самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. На фоне таинственного, волшебного леса разворачивается история любви — любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, такой, про которую сказано — «сильнее смерти», ради которой совершишь любой подвиг, с радостью пойдешь на мучения. Именно такая любовь коснулась своим крылом полесской «ведьмы» Олеси.

Представьте себе восхитительную девушку, похожую на цветок, выросший в дикой степи, вольную и свободную, как ветер. Она живет в лесу, в окружении девственной природы. Она слушает звуки и шорохи, «понимает» голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Окружающий ее лес Олеся не только знает и понимает, но и любит наивной, восторженной и почти детской любовью. Она читает природу как загадочную и интересную книгу. «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. «Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные…голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было».

28 стр., 13599 слов

«Тематическое многообразие прозы А.И. Куприна и пути её ...

... любви, тема капиталистического миропорядка, а также тематика рождественских рассказов Куприна. Во II главе «Изучение прозы А. Куприна ... только думать и ощущать муки совести, что, впрочем, уже немало. Так возникает тема ... сочинения мемуарно-биографического характера, например, Б. Киселева [20], М. К. Куприной-Иорданской [25] и др. Третья группа – работы, посвященные жанру рождественского рассказа, ...

А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания. Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…

Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем Иваном Тимофеевичем. Любовь — прекрасное и возвышенное чувство — оборачивается гибелью для этой «дочери природы». Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.

Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их страх перед «ведьмами», коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь — это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее:

Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное — любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему.

Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.

Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям. Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания “быть вместе” с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на “смутных влечениях”, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа. Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями. В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: “Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз — причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира. Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала. Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь — это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

11 стр., 5067 слов

Тема любви в творчестве А.И. Куприна

... западного и российского декаданса. В поисках духовной гармонии Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение ... его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся». В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение ...

Александр Иванович Куприн — русский писатель начала XIX — конца XX века. Он относился к реалистическому направлению, поэтому его произведения красочны, достоверны, содержат много подробностей. Современники очень любили Куприна, потому что он описывал жизнь как есть, хорошо выписал подробности. Его рассказы очень нравятся и сейчас, потому что дают почувствовать дух той эпохи. Я считаю, что Куприна надо читать и в наше время, поскольку он — очень хороший писатель.

Мой любимый рассказ А.И. Куприна — «Гамбринус» (1907 г.).

Так называется небольшой кабачок в одесском порту, где играет на скрипке скрипач Сашка. Он добрый, веселый и озорной. Он знает много мелодий и играет их так хорошо, что каждый вечер сюда приходит толпа портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов и др. Они любят слушать Сашку, потому что так отвлекаются от забот и приобщаются к прекрасному.

Действие рассказа происходит во время Первой русской революции. Все чувствуют наступление перемен, радуются, надеются на то, что теперь жизнь станет лучше. Сашка играет революционные песни, особенно ему удается «Марсельеза». Он играет ее очень бодро и радостно. Но так продолжалось недолго.

Вскоре в стране наступила реакция, то есть всех революционеров и несогласных стали арестовывать, сажать в тюрьму и отправлять на каторгу. Люди поняли, что ничего хорошего не будет. Повсюду шастают переодетые шпики и полицейские. Они подавляют дух свободы и сопротивления. Когда такие сыщики заходят в кабачок и говорят Сашке, чтобы он сыграл гимн во славу царя, то он отказывается. Он даже открыто обвиняет их в убийствах и погромах. Здесь у Куприна звучи! тема протеста человека против насилия. Сашку арестовывают и избивают так, что у него переломаны все пальцы. Они это сделали специально, чтобы Сашка не смог играть на скрипке.

Однако искусство оказалось сильнее — оно победило. Сашка вернулся в «Гамбринус» и стал играть с перебитыми пальцами. Куприн показывает, что истинному таланту ничто не помеха. Своим портовым друзьям он играет оглушительно-веселого «Чабана». Эта мелодия является как бы символом свободы, творчества и силы духа.

Мне очень нравится этот рассказ, хотя и очень жалко скрипача Сашку. Куприн очень убедительно показывает, что в незаметном человеке есть огромная сила, которая позволяет ему не унывать и не сдаваться. Это очень важно в жизни — не сдаваться и оставаться таким, какой ты есть. Куприн показывает также, что каждый может быть бунтарем, главное — не бояться. Насилие можно победить своей добротой и веселостью, стремлением доставлять людям радость. Мне кажется, что Куприн был прав, говоря о том, что сила искусства непобедима.

Осень… темно и тихо в моей комнате. За окном чуть слышно шелестит дождь, и меня окружает атмосфера сырости, скуки и почти ощутимого уныния, что порой приносит с собой плохая погода. Страшно и тоскливо. И нет уже ничего светлого, теплого, радостного. Осенняя тоска кружит вокруг и медленно окутывает меня.

Да что же это я?! Зачем стою тут в темноте и одиночестве? Я решительно шагаю прочь от черного окна, щелкаю выключателем, и мою комнату заливает электрически свет. Он разгоняет осеннее ненастье, а я открываю книгу… Книгу, которая отведет меня в удивительный, светлый и яркий мир белорусского Полесья. В мир, где живет волшебное создание — девушка с нежным и ласковым именем Олеся.

Повесть «Олеся» — одно из моих самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. На фоне таинственного, волшебного леса разворачивается история любви — любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, такой, про которую сказано — «сильнее смерти», ради которой совершишь любой подвиг, с радостью пойдешь на мучения. Именно такая любовь коснулась своим крылом полесской «ведьмы» Олеси.

Представьте себе восхитительную девушку, похожую на цветок, выросший в дикой степи, вольную и свободную, как ветер. Она живет в лесу, в окружении девственной природы. Она слушает звуки и шорохи, «понимает» голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Окружающий ее лес Олеся не только знает и понимает, но и любит наивной, восторженной и почти детской любовью. Она читает природу как загадочную и интересную книгу. «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. «Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные…голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было».

А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания. Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…

Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем Иваном Тимофеевичем. Любовь — прекрасное и возвышенное чувство — оборачивается гибелью для этой «дочери природы». Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.

Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их страх перед «ведьмами», коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь — это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее:

Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное — любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему.

Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.

  1. Повесть Куприна «Олеся» не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она…

    Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений,…

    Известная широкому кругу читателей повесть А.И.Куприна Олеся содержит элементы и фантастического, и чудесного, и необъяснимого колорита человеческой жизни. Главные герои повести – барин Иван Тимофеевич и молодая девушка, Олеся. Повествование ведется…

  2. Новое!

    Повесть «Олеся» стала главным произведением в цикле полесских рассказов, созданном Куприным во время пребывания в Полесье в Волынской губернии. Здесь писатель свел знакомство с крестьянами-охотниками, бродил по лесам, изучал местные нравы и слушал народные…

    А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже…