Урок подготовки к сочинению – повествованию на свободную тему в 5 классе

Сочинение

Тексты для наблюдений взяты из сборника упражнений для 6 класса (под ред. Г.К. Лидман – Орловой, С. Н. Пименовой. Научный редактор В. В. Бабайцева, 1994)

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

1)выработать умение писать сочинение-повествование по собственным впечатлениям;

2) познакомить учащихся с жанром письма;

3)способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

4) развивать умения анализировать текст: находить тему, составлять план, выявлять ключевые слова.

5) совершенствование орфографических навыков, умений синтаксического разбора предложения, работа с лексикой (подбор синонимов).

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня на адрес школьной почты пришло письмо от некого мальчика Миши. Он пишет об удивительном случае из своей жизни. Давайте, откроем конверт и прочитаем его. Но обратите внимание, некоторые буквы стёрлись, нам надо будет их дополнить!

Чтение письма

Дорогой друг!

Однажды утром я вышел на песчаную к_су, чтобы послушать, как далеко-далеко на б_лотах, за б_реговой излучиной, кр_чат журавли. Со_нце уже

всх_дило, и озеро то и дело меняло цв_та, будто примеряло разные наряды —

какой из них больше подойдет на сегодняшний день. На небе со_нце взошло

одно, а в озере их отр_зилось тысячи.

Журавлей я никогда ( не)видел. (Не)увидел их и сегодня. Зато на

песчаную к_су вдруг спустилась с неба уд_вительная птица: вся розовая,

только клюв черный да черное пятнышко на г_л_ве. Я видел, когда птица

летела, и ее длинные тонкие крыл_я пок_зались мне похожими на гребни волн.

Я всегда рисовал море с такими в_лнами. Села розовая птица на песчаный

откос и так неторопливо слож_ла свои в_лнистые крыл_я, будто кружевной подол

платья подобрала.

Вечером того же дня я увидел еще одну необыкновенную птицу —

совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Вернулся я на берег озера, когда со_нце уже с_дилось и его нетленный

огонь разгорался все больше и больше. Это уже был целый к_стер. Казалось,

коснется со_нце своим краем озерной глади, и закипит, забрызжет, запенит_ся

под ним вода.

В этом закатном огне увидел я в небе целую стаю птиц, похожих на

чаек, и все они были з_л_тые, огненно-золотые. Как в ска_ке! Но это же чайки. Это все одни и те же чайки. Они белые, но на этом озере все, как в ска_ке, все сказочное — и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди — как в ска_ке.

11 стр., 5272 слов

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

... Петровной выполнена курсовая работа по теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически проводимых игровых ... игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные ...

Надеюсь, моя история показалась тебе интересной! Хочу, чтобы ты тоже под_лился со мной необычным случаем из твоей жизни! Жду письма! Миша.

У: Итак, о чем же пишет Миша? (Миша пишет о том, что однажды он увидел на озере красивых птиц)

У: А куда и зачем сначала отправился Миша? (Он хотел услышать, как кричат журавли на болотах)

У: Расстроился ли Миша от того, что не увидел журавлей и не услышал их голоса? (Нет. Он сразу же увидел другую птицу, которая показалась ему очень красивой)

У: Одну ли птицу увидел Миша? Или они были разные? Найдите их описание.(Сначала была птица розового цвета, затем, голубого, а потом целая стая золотых чаек)

У: Какой стала эта встреча с чайками для Миши? С чем он сравнивает ее? (Со сказкой).

У: Правильно. Миша будто бы очутился в сказке, так ему запомнилась эта встреча. Скажите, а была ли у вас в жизни какая-то необычная встреча?

У: Замечательно, ведь, нам предстоит написать Мише ответное письмо и рассказать, что необычное, может, сказочное случилось в нашей жизни. Давайте, обратимся к письму. Познакомимся с этим жанром. Запишем его особенности.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА:

У: Прочитаем первое предложение. («Дорогой друг!») Что оно из себя представляет? Как называется такое словосочетание? (Обращение)

1. Обращение

2. основная часть.

3. повторное обращение, просьба прислать ответ, имя отправителя.

У: Составим план основной части, чтобы понять, как развивалась история, рассказанная в письме. Делим лист тетради на 2 части. В первой части будут записаны элементы композиции, во второй – примеры из текста.

Таблица может выглядеть следующим образом:

У: Какая здесь последовательность действий Миши? Как они расположены? (Действия следуют друг за другом).

У: Как вы думаете, можно ли было по-другому построить Мишин рассказ? Устно попробуем поменять последовательность элементов. Например, начать с кульминации, с развязки.

2 стр., 776 слов

Урок развития речи. по картинкам «Друзья птиц». 2-й класс

... – Кто главный действующий герой? (Птицы) – Что объединяет все эти картинки? (Жизнь птиц) ... видеоролик и поймём, о ком пойдёт речь в нашем сочинении. III. Работа по теме урока (Слайд 2) – Внимательно рассмотрите картинки. Что вы видите? (Изображена природа, птицы и дети) ...

Пример учащегося: Однажды на берегу озера я увидел целую стаю огненно- золотых чаек. Это событие стало самым интересным случаем в моей жизни. Я хотел услышать крик журавлей, но не встретился с ними. Потом вдруг прилетала удивительная птица и вскоре еще одна. Вечером, я и увидел ту стаю чаек, которая показалась мне очень красивой. Я почувствовал себя словно в сказке. Все мне показалось необычным.(Кульминация вначале).

У: Хорошо. Надеюсь, вы поняли, что ответное письмо можно начать и в прямой, хронологической последовательности, и в обратной – с финала истории.

У: Для того, чтобы ваши письма были разнообразными и интересными, мы поработаем над тем, как мы можем начать повествование о нашем событии. На экране вы видите фрагменты различных текстов. Вам необходимо найти и записать в тетрадь вступление к каждому тексту. (Параллельно ученики вставляют пропущенные буквы и обозначают орфограммы)

  1. Однажды смотрю, по тр(…)пинке из с(…)седней заречной деревн(…) бежит собач(?)ка Малька. Одна-од(…)нёшенька. Б е жит домой д(…)лови­то, ни на что не оглядывается. (Ученики выписывают: однажды…, подбирают синонимы: как-то раз, один раз, некогда, в один из дней, )

  1. Я был очень маленький, когда в нашем х(…)зяйстве произошло событие: овца прин(…)сла трех ягнят и одного почему-то не пр(…)няла. (Я был маленький: учитель предлагает также варианты: мне было столько-то лет, когда случилось…, случилось это, когда…)

  1. Есть у наш(…)го народа такая пословица: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей. Мой случай из жизни подтверждает ее смысл. ( Выписывают целиком).

У: Как вы думаете, чтобы описать событие, то есть последовательность определенных действий, какую часть речи мы должны использовать больше других? Какая часть части в русском языке отвечает за действия? (Глаголы).

У: Правильно. Попробуем найти в рассказе Миши все глаголы и выписать их. Работаем по цепочке. Разделяем действия Миши, движения птиц и природы.

Пример записи:, Миша: вышел, не видел, не увидел, рисовал, вернулся, увидел., Птица: спустилась, летела, села, сложила, подобрала,, Природа: садилось(солнце), разгорался(огонь), (солнце) коснется,

У: Как вы думаете, разнообразны ли действия Миши? Не кажется ли вам, что глаголы, употребляемые в письме однотипны? Давайте, попробуем расширить цепочку действий героя. Подберем 2-3 синонима к каждому слову (Записывают).

Примеры синонимов:, Вышел: пошел, отправился, взобрался, Видел: смотрел, наблюдал, любовался, замечал, Рисовал: изображал, писал (картины), чертил., Вернулся: возвратился, пришел., Смотрим на доску (на доске написаны возможные варианты способов связи предложений:

  1. С помощью слов: потом, затем, далее, позднее, вслед, после, сперва, наконец, в итоге.

    3 стр., 1171 слов

    «Письмо потомкам в будущее» — примеры текстов

    ... союза подписали его и зарыли на Костровой площади. В своем письме пионеры выражали надежду, что люди будущего живут в мире и согласии, без ... чаще общайтесь друг с другом Еще я хочу попросить вас быть добрее и терпимее друг к другу. Помогайте тем, кому плохо, кто попал в трудную ... и не ругайте их, а поддерживайте. Будьте им примером. Играйте с ними, ходите в походы — ведь даже тысячи дорогих игрушек, ...

  2. С помощью слов- «неожиданностей» (т.к. в 6 классе наречие еще не изучено): вдруг, неожиданно, случайно, внезапно, нечаянно, по волшебству и т.д.

  3. С помощью местоимений и синонимов ( «Это все одни и те же чайки. Они белые…», С утра я отправился в лес. Он принял меня с необычайной свежестью, В нашем дворе построили новый дом. С этим зданием и связано мое приключение.)

У: Запишем их в тетрадь и приведем собственные примеры.

У: Не менее важным является окончание текста – повествования. Как вы можете охарактеризовать финал Мишиного письма? Что он в него вкладывает? (Миша говорит о сказке. Он выражает свои чувства в этих словах).

У: Правильно. Вы тоже можете завершить свое письмо описанием тех эмоций, чувств, что вызвало у вас случившееся. Давайте, попробуем устно их назвать, а лучшие запишем в тетрадь.

Примеры:

Эта история запомнится мне на всю жизнь!, Я никогда не был так счастлив, как в этот день!, Это был самый интересный и веселый день в моей жизни!

У: Обратите внимание, что Мишина история описана не только с помощью действий. О чем еще упоминает Миша в каждый момент рассказываемого события? (Время, место).

У: Верно. Давайте, поработаем над такой схемой: Действие – место – время . Выпишем из письма несколько примеров самостоятельно, потом, проверим.

Пример: Вышел – на песчаную косу – утром; вернулся – на берег озера – когда солнце садилось (на закате).

У: Не забудьте в своем письме указать не просто о том, что произошло, но и когда, при каких обстоятельствах, чтобы ваше письмо было интересно читать.

Осталось поработать над последним вопросом, связанным с написанием вашего письма- это то, какие предложения вы будете использовать. Давайте, посмотрим, какие синтаксические конструкции употребляет Миша. Возьмем следующий фрагмент:

« Я видел , когда птица летела , и ее длинные тонкие крылья показались