Урок подготовки к сочинению – повествованию на свободную тему в 5 классе

Сочинение

Тексты для наблюдений взяты из сборника упражнений для 6 класса (под ред. Г.К. Лидман – Орловой, С. Н. Пименовой. Научный редактор В. В. Бабайцева, 1994)

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

1)выработать умение писать сочинение-повествование по собственным впечатлениям;

2) познакомить учащихся с жанром письма;

3)способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

4) развивать умения анализировать текст: находить тему, составлять план, выявлять ключевые слова.

5) совершенствование орфографических навыков, умений синтаксического разбора предложения, работа с лексикой (подбор синонимов).

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня на адрес школьной почты пришло письмо от некого мальчика Миши. Он пишет об удивительном случае из своей жизни. Давайте, откроем конверт и прочитаем его. Но обратите внимание, некоторые буквы стёрлись, нам надо будет их дополнить!

Чтение письма

Дорогой друг!

Однажды утром я вышел на песчаную к_су, чтобы послушать, как далеко-далеко на б_лотах, за б_реговой излучиной, кр_чат журавли. Со_нце уже

всх_дило, и озеро то и дело меняло цв_та, будто примеряло разные наряды —

какой из них больше подойдет на сегодняшний день. На небе со_нце взошло

одно, а в озере их отр_зилось тысячи.

Журавлей я никогда ( не)видел. (Не)увидел их и сегодня. Зато на

песчаную к_су вдруг спустилась с неба уд_вительная птица: вся розовая,

только клюв черный да черное пятнышко на г_л_ве. Я видел, когда птица

летела, и ее длинные тонкие крыл_я пок_зались мне похожими на гребни волн.

Я всегда рисовал море с такими в_лнами. Села розовая птица на песчаный

откос и так неторопливо слож_ла свои в_лнистые крыл_я, будто кружевной подол

платья подобрала.

Вечером того же дня я увидел еще одну необыкновенную птицу —

совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Вернулся я на берег озера, когда со_нце уже с_дилось и его нетленный

огонь разгорался все больше и больше. Это уже был целый к_стер. Казалось,

коснется со_нце своим краем озерной глади, и закипит, забрызжет, запенит_ся

под ним вода.

В этом закатном огне увидел я в небе целую стаю птиц, похожих на

чаек, и все они были з_л_тые, огненно-золотые. Как в ска_ке! Но это же чайки. Это все одни и те же чайки. Они белые, но на этом озере все, как в ска_ке, все сказочное — и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди — как в ска_ке.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о ... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... располагать, составлять план и писать по плану. Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по ...

Надеюсь, моя история показалась тебе интересной! Хочу, чтобы ты тоже под_лился со мной необычным случаем из твоей жизни! Жду письма! Миша.

У: Итак, о чем же пишет Миша? (Миша пишет о том, что однажды он увидел на озере красивых птиц)

У: А куда и зачем сначала отправился Миша? (Он хотел услышать, как кричат журавли на болотах)

У: Расстроился ли Миша от того, что не увидел журавлей и не услышал их голоса? (Нет. Он сразу же увидел другую птицу, которая показалась ему очень красивой)

У: Одну ли птицу увидел Миша? Или они были разные? Найдите их описание.(Сначала была птица розового цвета, затем, голубого, а потом целая стая золотых чаек)

У: Какой стала эта встреча с чайками для Миши? С чем он сравнивает ее? (Со сказкой).

У: Правильно. Миша будто бы очутился в сказке, так ему запомнилась эта встреча. Скажите, а была ли у вас в жизни какая-то необычная встреча?

У: Замечательно, ведь, нам предстоит написать Мише ответное письмо и рассказать, что необычное, может, сказочное случилось в нашей жизни. Давайте, обратимся к письму. Познакомимся с этим жанром. Запишем его особенности.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА:

У: Прочитаем первое предложение. («Дорогой друг!») Что оно из себя представляет? Как называется такое словосочетание? (Обращение)

1. Обращение

2. основная часть.

3. повторное обращение, просьба прислать ответ, имя отправителя.

У: Составим план основной части, чтобы понять, как развивалась история, рассказанная в письме. Делим лист тетради на 2 части. В первой части будут записаны элементы композиции, во второй – примеры из текста.

Таблица может выглядеть следующим образом:

У: Какая здесь последовательность действий Миши? Как они расположены? (Действия следуют друг за другом).

У: Как вы думаете, можно ли было по-другому построить Мишин рассказ? Устно попробуем поменять последовательность элементов. Например, начать с кульминации, с развязки.

Пример учащегося: Однажды на берегу озера я увидел целую стаю огненно- золотых чаек. Это событие стало самым интересным случаем в моей жизни. Я хотел услышать крик журавлей, но не встретился с ними. Потом вдруг прилетала удивительная птица и вскоре еще одна. Вечером, я и увидел ту стаю чаек, которая показалась мне очень красивой. Я почувствовал себя словно в сказке. Все мне показалось необычным.(Кульминация вначале).

32 стр., 15510 слов

Работа над м. часть С методическая разработка по русскому языку (11 класс)

... сочувствии, душевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, ... 12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ... понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук ... Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и ...

У: Хорошо. Надеюсь, вы поняли, что ответное письмо можно начать и в прямой, хронологической последовательности, и в обратной – с финала истории.

У: Для того, чтобы ваши письма были разнообразными и интересными, мы поработаем над тем, как мы можем начать повествование о нашем событии. На экране вы видите фрагменты различных текстов. Вам необходимо найти и записать в тетрадь вступление к каждому тексту. (Параллельно ученики вставляют пропущенные буквы и обозначают орфограммы)

  1. Однажды смотрю, по тр(…)пинке из с(…)седней заречной деревн(…) бежит собач(?)ка Малька. Одна-од(…)нёшенька. Б е жит домой д(…)лови­то, ни на что не оглядывается. (Ученики выписывают: однажды…, подбирают синонимы: как-то раз, один раз, некогда, в один из дней, )

  1. Я был очень маленький, когда в нашем х(…)зяйстве произошло событие: овца прин(…)сла трех ягнят и одного почему-то не пр(…)няла. (Я был маленький: учитель предлагает также варианты: мне было столько-то лет, когда случилось…, случилось это, когда…)

  1. Есть у наш(…)го народа такая пословица: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей. Мой случай из жизни подтверждает ее смысл. ( Выписывают целиком).

У: Как вы думаете, чтобы описать событие, то есть последовательность определенных действий, какую часть речи мы должны использовать больше других? Какая часть части в русском языке отвечает за действия? (Глаголы).

У: Правильно. Попробуем найти в рассказе Миши все глаголы и выписать их. Работаем по цепочке. Разделяем действия Миши, движения птиц и природы.

Пример записи:, Миша: вышел, не видел, не увидел, рисовал, вернулся, увидел., Птица: спустилась, летела, села, сложила, подобрала,, Природа: садилось(солнце), разгорался(огонь), (солнце) коснется,

У: Как вы думаете, разнообразны ли действия Миши? Не кажется ли вам, что глаголы, употребляемые в письме однотипны? Давайте, попробуем расширить цепочку действий героя. Подберем 2-3 синонима к каждому слову (Записывают).

Примеры синонимов:, Вышел: пошел, отправился, взобрался, Видел: смотрел, наблюдал, любовался, замечал, Рисовал: изображал, писал (картины), чертил., Вернулся: возвратился, пришел., Смотрим на доску (на доске написаны возможные варианты способов связи предложений:

  1. С помощью слов: потом, затем, далее, позднее, вслед, после, сперва, наконец, в итоге.

    30 стр., 14501 слов

    Фразовые глаголы в английском языке

    ... фразовые глаголы узкое дополнительное значение; дать классификацию фразовых глаголов; определить глаголы с каким послелогом преобладают. фразовый глагол английский язык конструкция Цель курсовой работы рассмотреть использование конструкций с фразовыми глаголами ... Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский). С помощью категории времени человек ...

  2. С помощью слов- «неожиданностей» (т.к. в 6 классе наречие еще не изучено): вдруг, неожиданно, случайно, внезапно, нечаянно, по волшебству и т.д.

  3. С помощью местоимений и синонимов ( «Это все одни и те же чайки. Они белые…», С утра я отправился в лес. Он принял меня с необычайной свежестью, В нашем дворе построили новый дом. С этим зданием и связано мое приключение.)

У: Запишем их в тетрадь и приведем собственные примеры.

У: Не менее важным является окончание текста – повествования. Как вы можете охарактеризовать финал Мишиного письма? Что он в него вкладывает? (Миша говорит о сказке. Он выражает свои чувства в этих словах).

У: Правильно. Вы тоже можете завершить свое письмо описанием тех эмоций, чувств, что вызвало у вас случившееся. Давайте, попробуем устно их назвать, а лучшие запишем в тетрадь.

Примеры:

Эта история запомнится мне на всю жизнь!, Я никогда не был так счастлив, как в этот день!, Это был самый интересный и веселый день в моей жизни!

У: Обратите внимание, что Мишина история описана не только с помощью действий. О чем еще упоминает Миша в каждый момент рассказываемого события? (Время, место).

У: Верно. Давайте, поработаем над такой схемой: Действие – место – время . Выпишем из письма несколько примеров самостоятельно, потом, проверим.

Пример: Вышел – на песчаную косу – утром; вернулся – на берег озера – когда солнце садилось (на закате).

У: Не забудьте в своем письме указать не просто о том, что произошло, но и когда, при каких обстоятельствах, чтобы ваше письмо было интересно читать.

Осталось поработать над последним вопросом, связанным с написанием вашего письма- это то, какие предложения вы будете использовать. Давайте, посмотрим, какие синтаксические конструкции употребляет Миша. Возьмем следующий фрагмент:

« Я видел , когда птица летела , и ее длинные тонкие крылья показались