Русский язык. Литература. выпускное в 11-м классе. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С., Сенина Н.А

Сочинение

Каким должно быть новое сочинение по литературе в XI классе? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте ознакомимся с требованиями к этой работе и критериями её оценивания.

Сочинение должно показать уровень вашей речевой культуры, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, вы должны продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст-рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

На экзамене вам будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее, однако уже известны широко сформулированные тематические направления, которые разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Тематические направления

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова).

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

5. Чем люди живы?

Во второй части книги мы более подробно рассмотрим каждое из обозначенных направлений, а пока ознакомимся с инструкцией для выпускников, которая содержит формулировку задания и основные требования к сочинению.

4

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

3 стр., 1467 слов

Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы

... сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в ... к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы: 1. Известно, что тематические направления ИС ... по заданному шаблону с пропусками слов (в 5-6 классах) или предложений (в 7-8 классах). А далее по ...

Как видим, формулировка задания предполагает написание сочине-ния-рассуждения на основе произведения (произведений) отечественной или зарубежной литературы.

При оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и получает «не зачтено». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

Разработаны критерии оценивания сочинения, с которыми также необходимо ознакомиться. Работа оценивается по системе «зачтено» / «не зачтено» по пяти критериям.

Критерии оценивания, Критерий № 1. Соответствие теме, Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).

«Не зачтено» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачтено» ).

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Не зачтено» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачтено» ).

Критерий № 3. Композиция

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Не зачтено» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачтено» ).

2 стр., 756 слов

План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению ...

... формулировать свое мнение, писать сочинение-рассуждение на заданную тему, используя в качестве аргументов литературный материал. Слово учителя Текст-рассуждение обычно имеет следующие части: тезис, то есть утверждение, ... он под сенью дружных муз., Слово учителя. Обращаемся к роману Пушкина «Дубровский». Беседа по вопросам : Есть ли в нем данная проблема? Кого вы можете назвать друзьями? фразы ...

Критерий № 4. Качество речи, Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Не зачтено» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачтено» ).

Критерий № 5. Грамотность, Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Не зачтено» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» за итоговое сочинение необходимо получить «зачтено» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).

Выставление «не зачтено» по одному из критериев № 1 или № 2 автоматически ведёт к получению «не зачтено» за работу в целом.

Итак, для получения положительной оценки важно правильно понять тему сочинения, подобрать подходящий литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

В первой части нашего пособия мы рассмотрим общие правила подготовки к написанию сочинения от выбора темы до речевого оформления работы.