Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы

Сочинение

Разделы:

Воспитание, если оно желает счастье человеку,

должно воспитывать его не для счастья,

а приготовить к труду жизни.

К.Д.Ушинский

Каждый учитель предметник ищет всевозможные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю. Но иногда важно подать материал ни сколько интересно, а сколько максимально понятно и доступно. Таким образом, и строится работа в 11-х классах на уроках литературы при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.

Ключевые слова:

Известно, что с 2014/2015 учебного года в образовательных организациях РФ было введено обязательное условие допуска к ЕГЭ — итоговое сочинение (ИС) по литературе. Целью ИС является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также — развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей. Ведь не секрет, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Благодаря этой способности можно занять неплохую нишу в обществе. Народ зря не скажет — «язык до Киева доведет». Итак, данное сочинение обязательно для всех учеников 11 классов, независимо от выбранного профиля обучения (гуманитарный, технический и проч.).

Испытание начинается в 10 часов утра (по местному времени) в первую среду декабря (пересдать можно в феврале и в мае текущего года) и длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланков не входят в этот промежуток времени. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов, норма – 350, но ограничений нет. Работы оценивают учителя-словесники и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».

Но сегодня огромное влияние на школьников оказывают не только сверстники, но и социальные группы, интернет-сообщества, развлекательные каналы телевидения, радио, вездесущая реклама. Цитирование и смакование банальных фраз последнего фактора приводят к истощению словарного запаса школьников, формируются стереотипы их речевого поведения, а о коротких фразах в смс и ватсап-сообщениях, в целях экономии времени, говорить не приходится. Тенденция к оскудению словарного запаса современных школьников наблюдается с момента появления в руках школьников мобильных телефонов с выходом в Интернет. Как следствие, мы наблюдаем истощение не только словарного запаса и неумение строить ими полные связные тексты, но и понижение интеллектуальной деятельности в целом. Как же подготовить одиннадцатиклассников к написанию немаленького сочинения в 250-300 слов? Тем более что умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов – сверхзадача для современного не читающего поколения твитера и ватсапа.

22 стр., 10724 слов

"Воспитание культуры общения младшего школьника в различных видах деятельности."

... культуры общения младшего школьника; 2. Рассмотреть разнообразие видов деятельности младшего школьника, дать им характеристику; 3. Выделить возможности воспитания культуры общения младшего школьника разнообразными видами деятельности . 1. Теоретические основы культуры общения младшего школьника Различные ...

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» («Федеральный институт педагогических измерений») говорится, что «итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.». Так, вышеуказанное определение проверяется в сочинениях одиннадцатиклассников по пяти критериям: «Соответствие темы», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи» и «Грамотность». Чтобы получить «зачет», необходимо набрать баллы хотя бы по 3 критериям из 5. Но несложные принципы проверки сочинений от Рособрнадзора таят в себе долгую, кропотливую работу учителей-словесников над грамотной письменной речью обучающихся, и трудоемким накоплением у выпускников знаний произведений русской и зарубежной литературы.

Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдачи итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка. Так, одним из методов обучения может служить подробный анализ, как готовых текстов, так и текстов собственного сочинения (до рецензии далеко, но хорошо развиваются навыки орфографической зоркости слов – Критерий №5).

Одним из вариантов данного метода можно назвать – взаимопроверку творческих работ учеников по эталону, где работает и зрительная и словесно-логическая память. Например, школьникам после изучения темы «Типы и стили речи» предлагается создать свой текст по заданному шаблону с пропусками слов (в 5-6 классах) или предложений (в 7-8 классах).

А далее по критериям учителя данные тексты проверяются учениками и на правописание слов, и на структуру созданного текста. Поэтому сказать, что ученики 11 класса начинают подготовку к ИС с нуля нельзя. Ведь в школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Да, безусловно, учителя на всех предметах учат составлять последовательный, логичный ответ. Но только на уроках литературы и русского языка задача развития речи школьников решается целенаправленно и систематизировано.

Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:

16 стр., 7809 слов

Сочинений с подготовительными материалами для младших школьников Группа авторов,

... унывает. Даже когда с ней происходит что-то неприятное, она никогда этого не показывает. Галя умеет от души смеяться, её смех звонкий и заразительный. Галя приветливая и общительная девочка, ... лето. 2. Сбор цветов. 3. Гербарий понравился всем. Летом по заданию учителя мы должны были собрать и засушить растения для гербария. Мне хотелось собрать самые красивые ...

1. Известно, что тематические направления ИС публикуются на официальном сайте разработчика экзаменационных направлений тем – ФИПИ, в начале сентября нового учебного года. Всего их 5. Каждый год направления меняются. А конкретные темы сочинений становятся известны одиннадцатиклассникам в день проведения экзамена (за 15 минут до его начала).

Предугадать темы итогового сочинения невозможно. Но планомерная работа в рамках указанных тематических блоках помогает школьникам грамотно написать соответствующее всем критериям сочинение в декабре текущего учебного года и получить заветный «зачет». Поэтому целесообразно завести общую тетрадь-навигатор и начать работать с каждым направлением тем по очередности, путем подбора литературного материала (произведений) в виде списка и примерных тем к нему (проблемный вопрос, рассуждение над известной цитатой и др.). Также целесообразно подобрать несколько ярких цитат к тематическому блоку в целом и выучить 2-3 из них. Грамотно подобранная цитата в сочинении придаст тексту образность и обстоятельность. Цитатой в сочинении можно воспользоваться или в первой части сочинения (в введении), или в последней части сочинения (в заключении).

Цитаты нужно заучивать наизусть. К каждому направлению стоит выучить по 2-3 цитаты. Но обязательное условие подготовки к сочинению – знание критериев оценки ИС.

2. Итак, тетрадь-навигатор заведена, список литературы, тем и цитат составлен. Далее начинается непосредственная работа со списком необходимой литературы. Сначала нужно поставить галочки напротив каждого прочитанного произведения или срочно заполнить пробелы в знаниях литературных текстов, т.е. прочитать или знать краткое содержание произведений. Здесь целесообразно заполнять таблицу памяти, в которую можно вносить данные ранее прочитанных произведений для систематизации знаний. В среднем звене эта тетрадь носит название «Читательский дневник» и к 11 классу может иметь весомый объем:

Автор.

Его краткие выходные данные

Название произведения

Краткое содержание текста

Главные герои и их характеристика

После заполнения данной таблицы работать над критерием №2 «Аргументация» становится проще.

заучивание плана сочинения-рассуждения и необходимых клише.

План:

А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

Например, тема звучит так: «Какими качествами должен обладать смелый человек?». И на этом этапе работы над ИС мы находим ключевые слова в выбранной теме. Даем определение выбранным ключевым словам. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

Б) Аргумент №1 (Доказательство №1);

На страницах художественных произведений тема сочувствия затрагивается очень часто. Вспомним, например, пьесу М. Горького «На дне»… Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно выбранной теме.

или

Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию.

  • Во-первых, …
  • Во-вторых, …

Г) Вывод.

Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …

Необходимо заметить, что в сочинении должно быть не менее 250 слов. При меньшем количестве слов можно получить «незачет», поэтому стоит пересчитывать слова после каждого абзаца и помнить соотношение:

тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.

4. Пишем сочинение. Не одно.

Здесь присутствует еще одно условие – взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем – подробный комментарий к каждой ошибке.

Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metodika-napisaniya-sochineniya-po-literature-v-starshih-klassah/

1. Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников № 05–06 (694) // Взаимообучение: совершенствуем орфоэпические навыки, О.В.ПРЯДИЛЬНИКОВА, г. Уфа с. 39

2. Приказ Министерства образования от 17 декабря 2010 года №1897.